Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | Личностные |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Словесный метод: приветствие, слово учителя, беседа. Практический метод: Игра «На урок беру». | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Максимовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь на свои места, не забывайте о правильной посадке: ноги стоят на полу, руки лежат на парте, спина прямая. - Что мы с вами можем взять с собой на сегодняшний урок? Давайте вместе подумаем и поиграем в игру под названием «На урок беру». Я буду говорить вам предметы, а вы внимательно слушайте. Если предмет мы с вами можем взять на урок, то дружно делайте хлопок, ну а если же этот предмет мы на урок взять не сможем, то просто молчите. - Всем понятны правила игры? - Отлично, тогда давайте начнем. На урок беру дневник, пенал, пилу, краски, учебник, кисти, тетрадь. - Проверьте, чтобы все предметы, которые нам пригодятся на уроке, лежали у вас на партах. У всех все есть? - Замечательно, тогда мы можем начать наш урок. | Приветствуют преподавателя. Садятся на места, вспоминая о правильной посадке. - Да. Играют. - Да. Демонстрируют готовность к уроку. | Ф | - | Контроль со стороны учителя, самоконтроль. | - | К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику. | - |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный метод: слово учителя, беседа. Наглядный метод: демонстрация сопровождающей презентации. Практический метод: выполнение заданий, прем «Минутка чистописания». | - Откройте свои тетрадки, положите их правильно. По центру запишите дату, сегодня у нас с вами 31 марта. В следующей строке, также по центру запишите «Классная работа», обратите внимание, как пишется слово «классная». - Проведем минутку чистописания. Запишите, слоги, представленные на доске. Же, ра, та, лать, бо, ть. - Если переставить эти слоги у нас получатся слова. Переставьте и скажите, пожалуйста, какие у вас получились слова. (желать, работать). - К какой части речи относятся эти слова? Давайте выберем верный вариант ответа (глагол). - А что такое глагол? (часть речи) - Что он обозначает? (действие предмета) - На какие вопросы отвечает глагол? (отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать?). - Приведите примеры глаголов (писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать). - Как изменяются глаголы? (глаголы изменяются по числам). - Что обозначают глаголы в единственном числе? (глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет). - А что обозначают глаголы во множественном числе? (глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют). - Молодцы, ребята, вы очень хорошо знаете о том, что такое глагол и какие признаки он имеет. - Вы учитесь во втором классе, и называют вас учениками. Каждый школьник знает, как себя вести в школе. Давайте вспомним правила. Правила школьника. 1.Разговаривай на уроке. 2.Рисуй на парте. 3.Отвлекайся. 4.Выкрикивай с места. 5.Слушай подсказки. - Что вы думаете об этих правилах? Верно, ли они записаны? - Как правильно надо сказать? Какое слово надо подставить? - Тогда, что у нас получается? 1.НЕ разговаривай на уроке. 2.НЕ рисуй на парте. 3.НЕ отвлекайся. 4.НЕ выкрикивай с места. 5.НЕ слушай подсказки. - Молодцы, ребята. А как же правильно написать слово НЕ с глаголами? слитно или раздельно? Как вы думаете? | Открывают тетради, записывают дату, «Классная работа». Прописывают слоги. - Желать, работать. - Глагол. - Часть речи. - Действие предмета. - Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? - Писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать и т.д. - Глаголы изменяются по числам. - Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет. - Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют. - Нет, эти правила написаны неверно. - НЕ - 1.НЕ разговаривай на уроке. 2.НЕ рисуй на парте. 3.НЕ отвлекайся. 4.НЕ выкрикивай с места. 5.НЕ слушай подсказки. Высказывают предположения. | Ф, И | Интерактивная доска (сопровождающая презентация), тетради, меловая доска. | Контроль со стороны учителя. | - | К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами». |
3. Этап выявления места и причины затруднения | Организовать анализ возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения; осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Словесный метод: слово учителя, беседа. | - Вижу, что возникло затруднение. Все ребята думают по-разному. Как вы думаете, почему же произошла такая ситуация? - Совершенно верно. вы этого еще не изучали. Сегодняшний урок будет посвящен новой теме. | - Мы этого еще не изучали. | Ф | - | Контроль со стороны учителя. | - | К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами». |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения (постановка цели, составление плана урока) | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Словесный метод: слово учителя, беседа. Наглядный метод: демонстрация сопровождающей презентации. Практический метод: выполнение заданий на формулировку тему, цели и составление плана урока. | - Сформулируем тему урока и поставим слова в правильном порядке. - Итак, тема нашего урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами». - Для того, чтобы урок прошел успешно, предлагаю сформулировать цель урока. Посмотрите на экран. Нам с вами предложено на выбор 2 цели. Выберите ту, которая относится к теме нашего урока. (Цели на выбор: 1 – узнать о том, что такое глаголы и научиться находить их в тексте. 2 – узнать, как пишется частица НЕ с глаголами и научиться применять правило.) - Совершенно верно, сегодня мы с вами узнаем, как пишется частица НЕ с глаголами и научимся применять правило. А для того, чтобы достичь поставленной цели, нам нужен план. Ребята, у некоторых из вас на партах лежат пункты плана. Посмотрите внимательно. - Тех, кто нашел у себя пункты плана, прошу выйти к доске. Давайте восстановим верную последовательность пунктов и составим план. (1. Узнать о том, как правильно пишется частица НЕ с глаголами. 2. Выполнить задания по теме урока. 3. Оценить свою деятельность на уроке.) - Молодцы, ребята, к этому плану мы с вами будем возвращаться на протяжении всего урока и отмечать выполненные его пункты. Присаживайтесь на свои места, не забывайте о правильной посадке. | - Правописание частицы НЕ с глаголами. - Узнать, как пишется частица НЕ с глаголами. - 1. Узнать о том, как правильно пишется частица НЕ с глаголами. 2. Выполнить задания по теме урока. 3. Оценить свою деятельность на уроке. Садятся на места. | Ф | Интерактивная доска (сопровождающая презентация), раздаточный материал (пункты плана). | Контроль со стороны учителя. | - | П - демонстрируют умение с помощью учителя формулировать цель урока. Р - демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий. К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами». |
5. Этап реализации построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Словесный метод: слово учителя, беседа, сказка о частице НЕ, инструкция по выполнению заданий. Наглядный метод: демонстрация сопровождающей презентации. Практический метод: выполнение задания в парах и задания учебника индивидуально. | - Как пишется НЕ с глаголами? Чтобы ответить на данный вопрос, мы должны узнать, чем является слово НЕ. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 76, прочитайте правило. (слово НЕ – это частица. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма). - Ребята, что такое орфограмма? - Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. Тогда как же мы будем писать эту частицу с глаголами? (раздельно) - А, давайте узнаем, почему частица НЕ пишется с глаголами раздельно? Внимательно послушайте сказку, а потом ответьте на вопрос, почему же частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Однажды к Острову Глаголов причалила лодочка – с ноготок величиной, и вышло из неё слово - крошка по имени НЕ. Просто НЕ. Слово называло себя частицей. Вдруг глаголы заволновались, расстроились и убежали куда-то. А в это время мимо острова пролетал добрый волшебник, он удержал одного из глаголов за руку и спросил: - Ты куда? - Куда-нибудь. Терпеть не могу частицу “не”! – отвечал глагол. - За что же? – удивился волшебник. - Как за что? Она такая маленькая, а перечеркивает все, что мы говорим. Она все отрицает! Только мы хотим сказать, что что-нибудь произошло, происходит или будет происходить, как она пытается к нам пристроиться и любое действие отрицать. Мы, глаголы, оттолкнули ее от себя за это. “Не смей, - говорим, прикасаться к нам. Держись от нас подальше!” - Так вот почему “не” с глаголами раздельно пишется! – догадался волшебник. - Ну конечно! Если только может любой глагол без этой “не” обойтись, то обязательно дистанцию держит. И я держу. Глагол убежал. Волшебник задумался, а потом открыл свою волшебную книгу и нашел страницу, на которой было записано правило написания частицы “не” с глаголами: Глаголу очень нравится Все делать очень живо… Частица “не” – красавица, Но как она ленива! Глагол же, не любя безделья, С частицей “не” пишется раздельно! - Что вы узнали из этой сказки? - Кто еще раз выразительно прочитает правило, которое написано в волшебной книге? - Как вы думаете, а для чего нужна частица НЕ в русском языке? (отрицание: частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл). - Давайте вернемся к правилам ученика и выберем тот вариант правописания, который является верным. Если вам понятно задание, можете приступать к его выполнению. - Давайте проверим, какие же правила должен соблюдать ученик. Кто желает прочитать, что у вас получилось? 1.НЕ разговаривай на уроке. 2.НЕ рисуй на парте. 3.НЕ отвлекайся. 4.НЕ выкрикивай с места. 5.НЕ слушай подсказки. - Молодцы. - Давайте, поработаем самостоятельно и выполним упражнение под номером 134. Прочитайте стихотворение, найдите глаголы с частицей НЕ и выпишите их к себе в тетрадь. Частицу НЕ подчеркните. - Какие слова вы выписали? (не дергать, не драться, не говорить). - Как вы написали данные слова? - Молодцы. Обратите внимание на следующие слова: навидеть, взлюбить, здоровится, доумевать. - Что интересного вы увидели? Чего нам не хватает для объяснения этих глаголов? (частицы НЕ). - Существуют ли в русском языке слова «доумевать», «навидеть», «здоровится»? Можно ли эти глаголы употребить без НЕ? (нет, таких глаголов нет в русском языке). - Как мы можем дополнить правило? (Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются). - Конечно, в русском языке есть слова, которые без НЕ не употребляются. Это слова – исключения. - Давайте посмотрим. что же обозначают эти слова и соотнесем их со значениями. Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение. Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. Невзлюбить - почувствовать неприязнь. Нездоровится – болеть, хворать. - Это слова исключения, они не употребляются без частицы НЕ. - Давайте вернемся к плану урока. Какой пункт мы с вами только что выполнили? | - Слово НЕ – это частица. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма. - Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу. - Раздельно. Слушают сказку. - Мы узнали, почему частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Читают. - Отрицание: частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл. Выполняют задание на карточках – выбирают верные варианты написания частицы НЕ с глаголами в правилах ученика. - 1.НЕ разговаривай на уроке. 2.НЕ рисуй на парте. 3.НЕ отвлекайся. 4.НЕ выкрикивай с места. 5.НЕ слушай подсказки. Выполняют самостоятельно упражнение под номером 134, выписывают глаголы с частицей НЕ, подчеркивают частицу. - Не дергать, не драться, не говорить. - Раздельно. потому что частица НЕ с глаголами пишется раздельно. - Это непонятные слова. - Частицы НЕ. - Нет, таких глаголов нет в русском языке. - Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются. - Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение. Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. Невзлюбить - почувствовать неприязнь. Нездоровится – болеть, хворать. - Мы выполнили первый пункт плана. | Ф, П, И | Интерактивная доска (сопровождающая презентация). учебник, карточки с правилом из «волшебной книги», карточки с заданием для парной работы. | Контроль со стороны учителя. | Демонстрируют знания о правописании частицы НЕ с глаголами, в том числе правописании глаголов-исключений с частицей НЕ; демонстрируют умение раздельно писать глаголы с частицей НЕ. | Р - демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий. К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами». |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Способствовать усвоению учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Словесный метод: слово учителя, беседа, инструкция по выполнению задания. Наглядный метод: демонстрация сопровождающей презентации. Практический метод: выполнение задания в парах на дописывание пословиц и их объяснение. | - Перейдем ко 2 пункту плана, поработаем в парах и выполним задание. Какие правила работы в парах вы знаете? - Молодцы, найдите у себя карточки под номером 2. Внимательно прочитайте задание: в данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл: Не стыдно знать, стыдно учиться. Без труда выловишь и рыбку из пруда. За двумя зайцами погонишься - ни одного поймаешь. Кто стыдится спрашивать, узнает многое. Что знаешь, о том не говори. Слово не воробей, вылетит - поймаешь. Семеро одного ждут. - Давайте проверим, кто желает прочитать 1 пословицу? Как вы ее понимаете? (ПРОВЕРЯЕМ ТАК КАЖДУЮ ПОСЛОВИЦУ И ОБСУЖДАЕМ СМЫСЛ) Проверка: Не стыдно НЕ знать, стыдно НЕ учиться. Без труда НЕ выловишь и рыбку из пруда. За двумя зайцами погонишься - ни одного НЕ поймаешь. Кто НЕ стыдится спрашивать, узнает многое. Что НЕ знаешь, о том не говори. Слово не воробей, вылетит - НЕ поймаешь. Семеро одного НЕ ждут. - У кого все верно, поставьте на карточке «+», его мы с вами учтем, когда будем выставлять отметки за урок. | - Не ссориться, работать сообща, не мешать другим ребятам. Выполняют задание в парах. - «Не стыдно не знать, стыдно не учиться» — смысл в том, что важно учиться и приобретать знания, а не останавливаться на достигнутом. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — смысл в том, что для достижения цели необходим труд. «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» — смысл в том, что нельзя преследовать несколько целей одновременно и рассчитывать на успех в каждой из них. «Кто не стыдится спрашивать, узнает многое» — смысл в том, что важно не стесняться задавать вопросы и стремиться к получению информации. «Что не знаешь, о том не говори» — смысл в том, что не стоит распространять то, чего не знаешь. «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь» — смысл в том, что сказанное слово нельзя вернуть. «Семеро одного не ждут» — смысл в том, что нельзя рассчитывать на помощь от других, если сам не готов помочь. | Ф, П | Интерактивная доска (сопровождающая презентация), карточки с заданием для работы в парах. | Контроль со стороны учителя, самоконтроль. | Демонстрируют знания о правописании частицы НЕ с глаголами, в том числе правописании глаголов-исключений с частицей НЕ; демонстрируют умение раздельно писать глаголы с частицей НЕ. | Р - демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий. К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами». |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | Словесный метод: слово учителя, инструкция по выполнению самостоятельной работы. Практический метод: выполнение самостоятельной работы. | - А сейчас я предлагаю проверить, как хорошо вы усвоили сегодняшнюю тему и выполнить самостоятельную работу. Вам нужно выполнить 4 задания. 1 – выбрать верный вариант ответа. Частица НЕ с глаголами пишется: а) раздельно; б) слитно. 2. Укажи, где правда, а где ложь. 1. Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл. 2. В русском языке встречаются глаголы, которые без НЕ не употребляются. 3. НЕ с глаголом пишется слитно, если этот глагол без НЕ не употребляется. 3. Найди предложение, в котором частица НЕ с глаголом написана неверно. Перепиши это предложение без ошибок. 1. Мама сегодня не заходила в магазин. 2. Я сегодня неходил на тренировку. 3. Мой друг не взял с собой тетрадь. 4. Придумай 1 предложение, в котором будет глагол с частицей НЕ. - Если все задания понятны, можете приступать к выполнению самостоятельной работы. - Вижу, что все уже завершили выполнять самостоятельную работу. Передайте с последней парты свои работы. Я их проверю и оценю, поставлю отметки. Ребята, которые за парную работу получили «+» получат отметки на балл выше. поэтому карточки под номером 1 тоже подпишите и сдайте мне на проверку. | Выполняют самостоятельную работу. | Ф, И | Раздаточный материал (карточки с самостоятельной работы). | Контроль со стороны учителя. | Демонстрируют знания о правописании частицы НЕ с глаголами, в том числе правописании глаголов-исключений с частицей НЕ; демонстрируют умение раздельно писать глаголы с частицей НЕ. | Р - демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий. К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами». |
8. Этап включения в систему знания и повторения | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания. | Словесный метод: слово учителя, беседа, подведение итогов. Наглядный метод: демонстрация сопровождающей презентации. | -Итак, ребята, давайте вернемся к цели. Что мы с вами сегодня узнали? - какой вывод мы можем сделать по уроку: 1. НЕ – это частица. 2.Частица НЕ запрещает, отменяет или отрицает действие. 3. НЕ с глаголами пишется раздельно (не читал, не ходит, не смеётся…). 4. Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма. 5. Исключение из правила составляют слова, которые без НЕ не употребляются (невзлюбил, ненавидеть, неволить…). | - Мы узнали, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно. - 1. НЕ – это частица. 2.Частица НЕ запрещает, отменяет или отрицает действие. 3. НЕ с глаголами пишется раздельно (не читал, не ходит, не смеётся…). 4. Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма. 5. Исключение из правила составляют слова, которые без НЕ не употребляются (невзлюбил, ненавидеть, неволить…). | Ф | Интерактивная доска (сопровождающая презентация). | Контроль со стороны учителя. | Демонстрируют знания о правописании частицы НЕ с глаголами, в том числе правописании глаголов-исключений с частицей НЕ; демонстрируют умение раздельно писать глаголы с частицей НЕ. | Р - демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий. К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами». |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Словесный метод: слово учителя, беседа. Практический метод: рефлексия учебной деятельности – игра «С урока я возьму». | - Давайте вернемся к плану урока. Все ли его пункты мы с вами выполнили? - А что нам осталось с вами сделать? - Совершенно верно, давайте оценим свою деятельность на уроке, а для этого я предлагаю вам снова сыграть в игру, на подобие игру, в которую мы с вами играли вначале. Только эта игра будет называться «С урока я возьму». Я буду говорить утверждения, и если вы с ними согласны – делаете хлопок. ну а если не согласны, то молчите. С урока я возьму новые знания. С урока я возьму плохое настроение. С урока я возьму невыполненные задания. С урока я возьму положительные эмоции. - Молодцы, ребята. Наш урока подошел к концу. Давайте посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили? - Молодцы, спасибо вам за такую активную работу на уроке, до новых встреч! | - Нет. - Оценить свою деятельность. Играют. - Да. Благодарят учителя за урок. | Ф | - | Контроль со стороны учителя. самоконтроль. | - | Р - демонстрируют умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий. К - демонстрируют умение проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Проявляют познавательный интерес, активность, инициативность и любознательность к изучению русского языка, а конкретно, темы: «Правописание частицы НЕ с глаголами». |
Узнать о том, как правильно пишется частица НЕ с глаголами.
Выполнить задания по теме урока.
Оценить свою деятельность на уроке.