Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
Методист: Панова С.А. ___________
Учитель: Панова С.А. ____________
Этап урока, время | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные |
Организационный момент 0,5 мин. | Организация начало урока, готовность к началу занятия. | Словесный (беседа, слово учителя) | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александр Вячеславович и сегодня урок русского языка проведу я. (слайд 1) -Проверим свою готовность к уроку, сегодня нам понадобится: рабочая тетрадь, тренажер по чистописанию, ручка, карандаш, учебник, и ваше хорошее настроение. -Присаживайтесь на свои места. | -Внимательно слушают учителя, приветствуют учителя. -Проверяют свою готовность к уроку. -Присаживаются на свои места. | Фронтальная | Компьютер Проектор, мультимедийная презентация. | - | Р: умеют слушать и слышать других; К: умеют слушать и слышать других. | Уважительно относятся к педагогу. |
Мотивационный | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Словесный (беседа), практический (выполнение практических заданий), метод проблемного обучения (прием «смысл пословицы», прием «цитата урока»). | -Покажите мне пожалуйста, как должны сидеть образцовые ученики. Молодцы ребята, вы действительно образцовые ученики. -Ребята, как вы думаете, что нам может пригодиться для успешной работы на уроке русского языка? -Совершенно верно, на уроке нам может пригодиться смекалка, эрудиция, сотрудничество, взаимопомощь, ум. (слайд 2) -Обратите внимание на слайд, какие пословицы можно составить? Учиться | учителю – радость. | Ученье – свет, | всегда пригодится. | Ученику – удача, | не ученье – тьма. | -Как вы понимаете смысл данных пословиц? Какая из пословиц может стать девизом нашего урока? Почему? | -Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. -Смекалка, эрудиция, сотрудничество, взаимопомощь, ум. -Учиться всегда пригодиться. -Ученье – свет, не ученье – тьма. -Ученику – удача, учителю – радость. -Объясняют смысл пословиц. | Фронтальная Индивидуальная | Компьютер Проектор, мультимедийная презентация. | Умеют объяснять смысл пословиц. | П: умеют анализировать, обобщать; Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 3 мин. | Подготовка мышления учащихся к организации осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа), практический (выполнение практических заданий), метод проблемного обучения (прием «систематизация знаний», прием «наводящих вопросов») | -Предлагаю вам вспомнить материал прошлого урока. (слайд 3) -Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает имя существительное? -Как могут изменяться имена существительные? -Как определить род у имени существительного? -Как определить падеж у имени существительного? | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. -Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: Кто? Что? -Род, число, падеж. -Чтобы определить род, необходимо задать вспомогательный вопрос: он мой, она моя, оно моё. -Падеж определяется по вопросу и окончанию имени существительного. | Фронтальная | Компьютер Проектор, мультимедийная презентация. | Знают о морфологических признаках имени существительного. | П: умеют анализировать, обобщать; Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу. |
Выявление места и причины затруднений 3 мин. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Словесный (беседа), практический (выполнение практического упражнения), метод проблемного обучения (прием «кластер», прием «систематизации знаний»), частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный метод. | -Предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека. Для начала вспомним правила работы в группе, какие правила работы в группе вы знаете? (слайд 4) -Правильно в группе не нужно кричать, шуметь, нужно прислушиваться к мнению своего товарища, работать сообща, выполнять задание вместе. (слайд 5) -Я вам выдал кластер, в котором есть пустые звенья, вам необходимо подумать и вставить пропуски в кластер. -Предлагаю вам проверить правильность выполнения задания для этого обратите внимание на слайд. (слайд 6) -Еще раз обратите внимание на кластер, какие признаки имеют имена существительные? -Что относится к постоянным признакам? Почему их так называют? -Что относится к непостоянным признакам имени существительного? Почему их так называют? -Молодцы, вы были очень внимательны. | -Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. -Вспоминают правила работы в группе, объединяются в группу. -Заполняют кластер по имени существительному. -Проверяют правильность задания. -Имена существительные имеют постоянные и непостоянные признаки. -Число, падеж. -Собственное или нарицательное, одушевленное и неодушевленное, род. -Постоянные признаки потому, что они не изменяются и они постоянны. -Постоянные признаки значит могут изменяться, и они не постоянны. | Фронтальная Групповая Индивидуальная | Компьютер Проектор, мультимедийная презентация, кластер. | Знают о постоянных и непостоянных признаках имени существительного. | П: умеют анализировать, обобщать, классифицировать; Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу |
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). 5 мин. | Формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. | Словесный (беседа), метод проблемного обучения (прием «целеполагание», прием «проблемных вопросов»). | -Ребята, а как вы думаете, для чего нам необходимо знать признаки имени существительного? -Ребята, как вы думаете, можно ли разобрать имя существительное в соответствии с определенной последовательностью?? -Как можно разобрать имя существительное? Ребята, вы знаете? -Я думаю, что мы с вами ответим на данный вопрос и закрепим знания с прошлого урока русского языка. -Как вы думаете, какова тема нашего урока? Кто сможет предположить? (слайд 7) -Правильно, тема нашего урока: как разобрать имя существительное. -Исходя из темы урока, какую цель мы можем поставить перед собой, в помощь вам слова помощники: УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ. -Цель урока: узнать о том, как разбираются имена существительные по определенному плану, научиться разбирать имена существительные. -Обратите внимание на слайд на нем записаны пункты плана урока, но они перемешались, восстановите правильную последовательность пунктов плана: (слайд 8-9) 1.Узнать, о том, как разбираются имена существительные; 2.Научиться разбирать имена существительные по плану. 3.Выполнить практические упражнения. 4.Подвести итог урока. -Ребята, вы согласны с пунктами плана? | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. -Нам необходимо знать морфологические признаки, для того, чтобы не допускать ошибок при написании имен существительных. -Да. Мы не знаем, как можно разобрать имя существительное. -Я думаю, тема нашего урока: как разобрать имя существительное? -Цель урока: узнать и научиться разбирать имя существительное. -Восстанавливают последовательность пунктов плана урока. | Фронтальная Индивидуальная | Компьютер Проектор, мультимедийная презентация, | Знают о признаках разбора имени существительного. | П: умеют анализировать, обобщать, классифицировать; Р: умеют планировать свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу |
Реализация построенного проекта 15 мин. | Ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике. | Словесные (беседа), практические (выполнение практических упражнений), метод проблемного обучения (прием «мозговая атака», прием «мозговой штурм»), частично-поисковый метод. | -Перед тем как начать изучать данную тему, предлагаю вам провести минутку чистописания. (слайд 10) -Откройте рабочие тетради, обращаем внимание на посадку, спинки ровненькие, тетрадка лежит на искосок. -Записываем дату: двадцатое февраля, классная работа. -Откройте тренажер по чистописанию и пропишите следующие 2 строчки. -При написании обращаем внимание на правила посадки. -Профессор Самоваров предлагает вам открыть новую тайну русского языка. -Откройте учебник на странице 42 и прочитайте план разбора имени существительного, который предлагает вам профессор Самоваров. -Сравните данный план с нашим кластером, что вы заметили? Кто из вас знает, как называется такой разбор? Я вам подскажу, он получил свое название от раздела науки о частях речи. Кто знает, как называется раздел русского языка о частях речи? -В русском языке раздел о частях речи, получил название морфология. Разбор частей речи получил название морфологический. -Обратите внимание на странице 42, рассуждение Ани и Вани, прочитайте его вслух. -Какая форма у имени существительного является начальной? -Какие признаки надо сначала указать при разборе? -Какие признаки указывают в последнюю очередь? -У кого остались вопросы по данному рассуждению? -Запишите упр. 75. Прочитайте задание к нему. (Найдите в предложениях имена существительные и разберите каждое как часть речи) -Что необходимо сделать? -Записываем данное упражнение в тетрадь, по одному предложению, один будет работать у доски остальные в тетради. -Первое предложение мы с вами разберем вместе. Записываем первое предложение. Подчеркните грамматическую основу. Из окна я вижу красивую улицу. -Найдите имена существительные, выпишите первое существительное, и разберем его. (Из) окна – сущ., нач. форма – окно., нариц., неодуш., ср. р., ед.ч., Р.п. Улицу – сущ., нач. форма – улица., нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., В.п. -Записываем второе предложение. Я хочу нарисовать ее акварельными красками. Красками – сущ., нач. форма – краска., нариц., неодуш., ж.р., мн.ч., Т.п. -Мы устали тихо встали. ФИЗМИНУТКА Для начала мы с тобой Крутим только головой (Вращение головой) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево) Напосделедок потянулись Вверх и в стороны Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны) От разминки раскраснелись И за парты снова сели. -Тихонько присели мальчики, тихонько присели девочки. -Предлагаю вам в паре выполнить упражнение 76. Прочитайте задание. Найдите ошибки в разборе имен существительных. Первый ряд ищет ошибки в разборе первого слова, второй ряд – второго слова, третий ряд – третье слово. -Ниже в тетради запишите эти слова и в паре выполните морфологический разбор данных слов. -Сейчас я вам выдал карточки с отрывком из рассказа К.Г. Паустовского, вам необходимо разобрать выделенные имена существительные по плану разбора. «Под легким пером Пушкина некоторые на этих сказках превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им удивительные богатства русской поэзии» -Затем мы с вами проверим правильность выполнения. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы учителя. -Открывают рабочие тетради, записывают дату и классная работа. -Прописывают строчки букв в тренажере. -Открывают учебник и читают план разбора имени существительного. -Морфология. -Читают рассуждение Ани и Вани в учебнике. -И.п. -Непостоянные признаки. -Постоянные признаки. -Записывают упр. 75. -Выполняют упражнение в рабочей тетради. Красками – сущ., нач. форма – краска., нариц., неодуш., ж. р., мн. ч., Т.п. -Выполняют физминутку. -Выполняют упражнение 76. Читают задание, находят ошибки в разборе имен существительных. 1. (На) сосне — сущ., нач. форма — сосна, нариц., неодуш., ж. р., ед. ч., П. п. 2. Дятла — сущ., нач. форма — дятел, нариц., одуш., м. р., ед. ч., В. п. 3. Гнездо — сущ., нач. форма — гнездо, нариц., неодуш., ср. р., ед. ч., В. п -Читают карточку и разбирают выделенные слова. 1.Людей – сущ., нач. форма – люди., нариц., одущевлен., ср. р., мн. ч.,В.п. 1.Поэзии – сущ., нач. форма – поэзия., нариц., неодушевл., ж.р., ед. ч., Д.п. | Фронтальная Парная Индивидуальная | Компьютер Проектор, мультимедийная презентация, карточки. | Знают о разборе имени существительного, умеют производить разбор имени существительного. | П: умеют анализировать, обобщать, классифицировать; Р: умеют планировать свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 3 мин. | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | Словесные (беседа), наглядный (использование проверочной-карточки), практический (выполнение проверочной работы). | -Мы много с вами много работали вместе, предлагаю вам выполнить проверочную работу по изученной теме урока. -На карточке записаны два предложения и в них найдите имена существительные, и произведите разбор у себя в тетради. Время на выполнения проверочной работы 5 минут. Идти по дороге. Доволен работой. -Теперь предлагаю вам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверим правильность выполнения проверочной работы, если ответ верный, то ставим +, если не верный, то -. (слайд 11-12) -Оцените своего соседа по парте по следующим критериям: 0-1 ошибка «5» 2-3 ошибки «4» 4 ошибки «3» 5 ошибок «2». -Поставьте отметку внизу работы и отдайте тетрадь хозяину. | Внимательно слушают учителя отвечают на вопросы. -Самостоятельно выполняют проверочную работу по теме. -Осуществляют взаимопроверку проверочной работы. | Фронтальная Индивидуальная | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, карточки с проверочной работой. | Знают о разборе имени существительного, умеют производить разбор имени существительного. | П: умеют анализировать, обобщать, классифицировать; Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке; К: умеют слушать и слышать друг друга. | Уважительно относятся друг к другу |
Включение в систему знаний повторение 1 мин. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Словесные (беседа), метод проблемного обучения (прием «систематизация материала»). | -Подведем итог нашего урока. (слайд 13) -Что мы изучали на данном уроке русского языка? -Что такое имя существительное? -Какие признаки имеет имя существительное? -Из каких пунктов состоит разбор имени существительного? -Как определить начальную форму имени существительного? | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. -Мы изучали разбор имени существительного. -Постоянные / непостоянные. -Нач. форма это ед. ч., И. п. | Фронтальная | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация. | Знают о разборе имени существительного. | Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке. К: умеют слушать и слышать других. | Уважительно относятся друг к другу. |
Промежуточный этап 1,5 мин. | Формирование установки на выполнение домашнего задания. | Словесные (беседа), практические (запись дз), формулировка домашнего задания. | (слайд 14) -Откройте дневники и запишите домашнее задание: рабочая тетрадь, стр. 71 № 4,5. | Внимательно слушают учителя. Открывают дневники и записывают домашнее задание. | Фронтальная | Компьютер, проектор, презентация. | - | Р: умеют контролировать свою деятельность на уроке. | - |
Рефлексия УД на уроке 1мин. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Словесные (беседа), прием наводящих вопросов, метод рефлексии (прием «дерево успеха»). | -Какую цель мы с вами поставили в начале урока? -Достигли ли мы этой цели на сегодняшнем уроке? -Как вы думаете, кому на уроке мы можем поставить отметку 5? 4? Почему? -Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, для этого поместите на дерево успеха, тот листочек, который соответствует уровню деятельности на уроке. -Если вам понравился урок, вы узнали, что-то новое, выберите и разместите на дереве зеленый лист, если не всё было понятно – желтый, и если с заданием не справился, ничего не понял на уроке, то красный. | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. -Да. -Оценивают свою деятельность. | Фронтальная Индивидуальная. | Компьютер, проектор, мультимедийная презентация. | - | Р: умеют ставить цель урока, планировать свою деятельность на уроке, контролировать свою деятельность на уроке. К: умеют слушать и слышать других. | Уважительно относятся друг к другу. |
Заключительный орг. момент 0,5 | Логическое завершение учебного процесса. | Словесные (слово учителя). | -Я благодарю вас за урок. Можете все убрать с рабочего места. | -Благодарят за урок. Готовятся к окончанию урока. | Фронтальная | - | - | - | - |
Учащиеся сидят на своих местах. При групповой работе первая пара поворачивается к соседям сзади.