Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Музыкотерапия"»
Музыкотерапия
Еще в древности врачи, философы, музыканты интуитивно пытались воздействовать на психо-эмоциональное состояние человека, избавляя его от стрессов и даже от некоторых болезней. Но изначально применение музыки как средства оздоровления организма носило эмпирический характер. Лишь к началу XX века ученым разных стран удалось на основе специально проведенных исследований выявить положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Например, отечественными учеными — В. М. Бехтеревым, И. М. Сеченовым, С. С. Корсаковым, Г. П. Шипулиным и другими было установлено, что положительные эмоции, возникающие от общения с музыкой, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному настрою человека, мобилизуют его резервные силы и обусловливают творчество во всех областях искусства в целом.
В настоящее время во многих странах мира интенсивно развивается новое направление в медицине — арттерапия, одним из видов которой является музыкотерапия. Она широко используется сегодня и в практике психотерапии, и в хирургии, в инструментальной и вокальной терапии.
Музыкотерапия успешно применяется при лечении эмоциональных расстройств, в вовлечении в лечебно-направленную художественную деятельность детей с различными нарушениями в развитии. Эффективность использования различных видов арттерапии в коррекции и лечении подтверждается целым рядом научных работ отечественных ученых (В. И. Петрушин, И. М. Гринева, С. В. Шушарджан и др.).
В последние годы значительно возрос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка в процессе воспитания и обучения. Мы считаем, что этот интерес вполне оправдан. Используя искусство в целях воспитания ребенка, мы можем параллельно решать задачи, связанные с его физическим и эмоциональным состоянием, воспитанием и коррекцией проявления отдельных личностных качеств, активизацией творческих проявлений и т. д.
Специалисты (психологи, музыканты, врачи-педиатры) считают, что грамотное использование музыки в различные моменты жизни и деятельности ребенка оказывает положительное воздействие на его эмоциональное состояние, способствует, в одних случаях, концентрации внимания, активизации мыслительных процессов, в других — расслаблению, снятию напряжения и др. Однако при этом следует учитывать, что музыка не должна звучать постоянным фоном при выполнении различных заданий. Во всем нужна мера, чтобы не навредить ребенку.