СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Консультация для воспитателей «Реализация принципа индивидуализации в развивающей предметно-пространственной среде»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются основные подходы к реализации принципа индивидуализации при проектировании развивающей предметно-пространственной среды.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Консультация для воспитателей «Реализация принципа индивидуализации в развивающей предметно-пространственной среде»»

Консультация для воспитателей

«Реализация принципа индивидуализации в развивающей предметно-пространственной среде»



Слайд 1. Известно, что одним из основополагающих факторов развития ребенка является среда. Однако, среда, будет носить развивающий характер только в том случае, когда ребенок может с ней непосредственно взаимодействовать: осваивать ее, создавать, изменять, одним словом активно в нее внедряться

Слайд 2-10. (Пример Херлуф Бидструп).

В условиях реализации ФГОС ДО, задача взрослых – создание обогащенной предметно-пространственной среды. Вместе с тем, в детских садах и до введения стандарта было насыщенное наполнение предметной среды, но способствовала ли она реализации принципа индивидуализации?

Как же должна измениться развивающая предметно-пространственная среда в группе, чтобы обеспечить ребенку возможность:

- использовать опыт (ресурс), чтобы стать другим;

- накапливать новый опыт, который меняет человека, предоставляя больше возможностей.

Как утверждает Л.В. Михайлова-Свирская, индивидуализация - это не «технология обучения», а способ создания пространства, способствующего личностному росту.

Слайд 11. Прежде чем раскрыть основные подходы к реализации принципа индивидуализации в развивающей предметно-пространственной среде, необходимо определить основные различия понятий индивидуальный подход и индивидуализация образования.


Что такое индивидуальный подход по вашему мнению?

Слайд 12. При индивидуальном подходе субъектом процесса образования является педагог, именно он, опираясь на особенности своих воспитанников, выстраивает определенную образовательную траекторию, и что самое важное, не одного конкретного ребенка, а всей группы, что делает современное образование направленным на среднего воспитанника. И здесь дети являются объектом образовательного процесса.


Слайд 13. А что такое – индивидуализация?

Говоря об индивидуализации образовательного процесса, нужно отметить то, что здесь позиция ребенка становится активной, т.е. он выступает в качестве субъекта образования.

Помимо знаний об общих закономерностях развития и индивидуальных особенностей детей, необходимо создание условий, стимулирующих проявление природных задатков и творческих потенций каждого, то есть развитие ребенка как личности и субъекта деятельности.

Важно, чтобы педагоги детского сада обладали навыком "естественного вплетения" принципа индивидуализации в целостный педагогический процесс. Он должен проходить сквозь него "красной нитью" на организационном и содержательном уровне, а не осуществляться только в специально отведенные часы или в особых формах деятельности.

Индивидуализация предполагает – учет интереса, мнения и инициативы ребенка, его права выбирать содержание своего образования. Но изучение и учет особенностей ребенка - это лишь одна сторона реализации принципа индивидуализации. Другая его сторона предполагает помощь взрослых в "прорисовывании" детской личности в единстве ее интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, раскрытии индивидуальности подрастающего человека. Задача педагога не навязать свой выбор, а оказать направляющую помощь в выборе, создавая для этого соответствующие условия в среде.

Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микро-группы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения).

У детей должна быть возможность не ориентироваться на готовый ответ, задание, установку. Игра развивается согласно собственному плану. Воспитатель должен обогатить образовательную деятельность новым содержанием и предметным наполнением.

Слайд 14. Основные подходы к реализации принципа индивидуализации в развивающей предметно-пространственной среде

Проводя анализ организации развивающей предметно-пространственной среды, мы видим, что педагоги проявляют оригинальность, выдумку, творчество. Идеи не иссякают, но остается вопрос, а где в этот момент дети? Как учитывается их мнение в построении образовательного пространства группы? Что необходимо сделать педагогу, чтобы учесть мнение ребенка в организации среды? А если дети не проявляют инициативы?

Индивидуализация образовательного процесса осуществляется в течение всего дня и вне предметно-пространственной среды она не мыслима.

Для того чтобы учесть предпочтения и интересы детей в преобразовании среды, необходимо создавать игровые, проблемные ситуации, использовать в работе принцип реагирования. Особенность его заключается в том, что педагогу необходимо исходить из той игровой ситуации, событий, которые создают сами дети в процессе взаимодействия. Данный принцип применяется в работе во всех возрастных группах.

В оформлении помещений приемной, групповой создается личностное пространство:

Слайд 14. - при оформлении кабинки, важно спросить ребенка: «Как ты хочешь украсить ее?» Или создать проблемную ситуацию: «Как узнать где, чья кабинка?». Дети одной группы предложили оформить кабинки фотографиями потому, что в этот момент проходила фотосъемка, а педагог применила принцип реагирования, учла интерес детей.

Слайд 15. - уголок уединения, в каждой группе оформлен по-своему. Возникают ситуации, когда ребенок хочет побыть один, или посмотреть книгу с другом в уголке уединения, а другие дети мешают. Педагог задала вопрос: «Как подать сигнал о том, что кто из вас хочет побыть один в уголке уединения или наоборот хочет, чтобы к нему присоединились? В результате обсуждения появилось обозначение: «-», «!»

Слайд 16. - полочка для личных вещей появилась потому, что возникла ситуация: все дети любят приносить в детский сад мелкие игрушки, личные вещи, они как правило, находятся в кабинках, а в них недостаточно места. Педагог среагировала на ситуацию, когда ребенок потерял свою игрушку, предложила детям подумать: «Как сделать, чтобы ваши любимые игрушки, коллекции, предметы не терялись в группе?» Были разные предложения: завести мешочки, купить новый шкаф. Больше всех понравилась идея - принести коробочки и оформить их самостоятельно или вместе с родителями.

Слайд 17. - в оформлении персональной выставки творческих работ и увлечений участвует сам ребенок. Он сам выбирает лучшие, по его мнению, работы. Выставка размещается в доступном для детей месте, обозначена фотографией ребенка.

Слайд 18. - во всех группах должны быть постоянно действующие рубрики достижений: «У меня получилось», «Звезда недели», «Минута славы», «Почемучки», «Лучшие помощники». Названия данных рубрик появляются при совместном обсуждении с детьми и родителями.

Слайд 19. - медальки как ежедневное поощрение за успехи и достижения, появляются в группе постепенно, при возникновении необходимости поддержания мотивации к деятельности детей. Например, дети медленно одевались на прогулку, появилась медаль «Быстрый, как ракета!».

Слайд 20. - дети очень любят «День именинника», атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника. По замыслу педагога, стул именинника оформлен чехлом с воланами и красивыми бантами розового и голубого цвета. Дети внесли коррективы в идеи педагога: стул именинника по предложению детей дополнился разными деталями (кармашки для поздравлений, съемные украшения, сделанные руками детей). А мальчики захотели, чтобы чехол стула был сделан в форме машины.

Слайд 21. Педагоги дошкольного учреждения создают условия для преобразования среды в соответствии с замыслом юных фантазеров:

- дети преобразуют мебель с помощью накладной атрибутики: например, «кухня» превращается в пульт управлениями полетов при помощи схематичных изображений и атрибутов. Как появилась эта идея? После познавательного занятия дети старшего дошкольного возраста развернули сюжетно-ролевую игру «Космос». Педагог увидела, с каким интересом и как долго они выбирали место для «Центра управлениями полетом». В результате дети решили, что больше всего подойдет «Кухня». Эта идея детей натолкнула педагога на дальнейшее совместное преобразование статичной мебели: «Кафе Витаминкино», «Супер - маркет», «Лаборатория», «Кукольный домик».

Чтобы у педагогов возникло понимание того, что в преобразовании среды нужно идти от детей, сначала им нужно было пройти свой путь преобразования. Педагоги придумали разнообразные чехлы в форме машин. Дети были рады появлению новых атрибутов, которые позволяли им превращать обычный стул в машину, автобус, но со временем интерес детей к использованию чехлов в игре стал меньше. А почему?

Педагогам необходимо понять: почему этот элемент появился в предметно-пространственной среде, при каких условиях? Когда он воплощал свои идеи, учитывал ли игровые предпочтения детей? В результате педагоги необходимо понять, что в преобразовании среды нужно идти от потребностей и интересов детей:

- чехлы на стулья можно дополнить разными деталями, которые придумали дети;

- чехлы на стол, превращающие его в палатку или в пещеру появились потому, что дети очень любят играть под столом, превращая его при помощи кусков ткани в «Пещеру».

- съемные игровые поля из ткани на резинке («Лабиринт», «Деревня», «Морское побережье», «Авто-городок», «Волшебное путешествие») появились на основе любимых игр детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки, наборы мелких игрушек;

Съемные игровые поля

Слайд 22. «Деревня» - тканевый чехол с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями на липучках (дома, колодец, деревья).

В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:

- предметы-фигурки (различные животные, фигурки людей, сказочных персонажей и др.);

- маркеры пространства (дом, камыши, колодец, скамейки, деревья и т. Д.);

- бросовый природный материал для самостоятельного создания сюжета;

- предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали от пирамидок, плоские детали от конструкторов разных форм, фигурные катушки, тряпочки, нарисованные на картоне овощи и фрукты и пр.).


Слайд 23. «Лабиринт» - игра-бродилка. Тканевый чехол, на котором изображен лабиринт. Ценность игры в том, что дети сами придумывают правила, препятствия и цель путешествия по лабиринту.

Игра дополняется следующими наборами:

- фигурки людей, животных, фантастических персонажей;

- бросовый природный материал;

- предметы-заместители (веточки, шишки, палочки, плоские детали от конструкторов разных форм и др.).

Слайды 24-26. Съемные игровые поля: «Африка», «Южный полюс», «Сибирь», были созданы в рамках серии познавательных занятий «Юные путешественники».

Дети с большим интересом наполняют игровые поля разными деталями, предметами, делают постройки в свободной самостоятельной детальности.

К каждому игровому полю подобраны наборы:

- картинки для вырезания: дикие, домашние животные;

- бросовый материал для создания построек;

- предметы-фигурки (различные животные, фигурки людей и др.);

- конструкторы: «Лего», деревянный, пластиковый.


- разнообразные картинки с изображениями «Супер-маркет», «Рекламное агентство», «Зоопарк», «Аптека», «Приемный покой» и мобильные контейнеры с атрибутами в зависимости от сюжета игры помогают создать соответствующую атмосферу. Ребенок может прикрепить карточку в любой части группы и вместе с партнерами по игре преобразовать это пространство, используя игрушки, бросовый материал, соответствующие атрибуты.

Изменить игровое пространство позволяет использование сменяемых маркеров таких как:

Слайд 27-28. - многофункциональные ширмы (ширмы – трансформеры). Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров.  Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Они удобны в хранении, легко складываются, что позволяет переносить их; (приложение 8.)

Слайд 29. - объемные модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансформируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение детей, это постройка из объемных модулей - ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.

Слайд 30. - универсальные игровые макеты появились в результате совместной проектной деятельности педагога, детей и родителей: «Улица города», «Мини-маркет», «Кафе», «Театр» «Подворье», «Озеро Байкал». В результате макеты стали использоваться в игре. Они располагаются в местах, легкодоступных детям. Они переносные, чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте. Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов.

Слайд 32. - подготовка и постоянное пополнение ресурсов, когда реализуется какой-либо проект: РППС в свободном доступе, ежедневная презентация материалов (без диктата обязательных действий). Дети самостоятельно решают, что и из чего будут делать. Педагогу необходимо предусмотреть подсказки для самостоятельной работы: схемы рисования, образцы, пооперационные карты и т.п.

Самое главное, что необходимо отметить - дети сами преобразуют игровые зоны по своему желанию. Весь материал находится в свободном доступе для детей.

Так уж устроен ребенок: все он познает в игре, через создание второй реальности. Он постоянно изобретает, фантазирует. Каждый ребенок – это отдельный мир, со своими предпочтениями, идеями, замыслами. Помочь детям в приобретении самих себя в мире – наша основная взрослая задача. (Макарова Е.Г. [3])

Каждому педагогу нужно сделать анализ того, что он уже сделал и каким путем идет.




Используемая литература

Методическое пособие «Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»/ авт.- сост. Н.Ю. Яблонцева, О.Н. Бабитинская, Е.П. Тявченко, Д.А. Фролова

– Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017.