СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультативный центр в образовательном учреждении для родителей детей с особенностями развития. История создания и опыт успешного функционирования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты региональной практической конференции "Инклюзия на практике в дошкольном, школьном и дополнительном образовании. Опыт. Проблемы. Перспективы" 25 марта 2021 год

Просмотр содержимого документа
«Консультативный центр в образовательном учреждении для родителей детей с особенностями развития. История создания и опыт успешного функционирования.»

Консультативный центр в образовательном учреждении для родителей детей с особенностями развития. История создания и опыт успешного функционирования.



В настоящее время активно внедряется инклюзивная модель образования. Но не все родители ещё готовы к обучению их ребёнка в стенах общеобразовательной школы на постоянной основе. Родители вправе выбирать для своего ребёнка наиболее подходящую с их точки зрения форму обучения. И хорошо, когда у них есть возможность обратиться за помощью, рекомендациями, наставничеством к квалифицированным специалистам.

Таким образом назрела необходимость создания консультативных центров для семей, имеющих детей с инвалидностью и ограничениями по здоровью целью которых является организация социально-психолого-педагогической помощи родителям и официальным представителям этих деток. Эта помощь нацелена на коррекцию родительских установок, на помощь в развитии и воспитании детей для их дальнейшей успешной социальной адаптации. Помощь в освоении и налаживании учебного процесса.

Консультативный центр на базе Новоусманской средней общеобразовательной школы №3 был создан в сентябре 2020 года. За полгода работы центра было обработано 207 запросов от родителей. Заключено 6 договоров долгосрочного сотрудничества, по которым специалисты консультативного центра оказывали и продолжают оказывать семьям психолого-педагогическое сопровождение.

Центр занимается разработкой и предоставлением индивидуальных рекомендаций для родителей (законных представителей) по:

-оказанию детям психолого-педагогической помощи;

-методической помощи родителям;

-организации специального обучения и воспитания в семье;

- коррекции и формированию желательного поведения ребёнка;

-социализации, адаптации….

- просвещением родителей (законных представителей) по вопросам прав родителей и детей.


В идеале модель работы консультативного центра выглядит следующим образом:



ЗАПРОС РОДИТЕЛЕЙ



ЗАПИСЬ К СПЕЦИАЛИСТАМ

ПРИЁМ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЗАПРОСУ





ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ И РОДИТЕЛЯМ



На самом деле специалистам зачастую приходится начинать консультирование с работы над «жалобами» и перекодированием их в формат запроса. В таком случае консультативный приём выглядит следующим образом:

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПРИЁМ:

А). Первичное консультирование

Б). Процессное консультирование

В). Обучающее консультирование


Обработка запроса



«принятие» в работу перенаправление к др.

специалисту



Планирование и организация

процедуры консультации


КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПРИЁМ



Диагностический Коррекционный


диагностика индивидуальных выбор метода коррекционной работы;

особенностей когнитивной,

социальной, коммуникативной

деятельности ребёнка

-определение индивидуального

образовательного маршрута;

-подготовка рекомендаций

по коррекционно-педагогическому

сопровождению ребёнка

Для плодотворной консультации очень важно правильно подготовить родителей и официальных представителей ребёнка к встрече. При первичной беседе важно придерживаться отработанного алгоритма.

Алгоритм подготовки клиента к консультативной встрече


  • Как это будет происходить (обсуждение формата-лично или онлайн)

  • Где состоится встреча.

  • Кто из представителей ребенка должен быть на встрече.

  • Что будет происходить (краткое описание этапов встречи и действий, консультанта и родителей).

  • Сколько это займет времени.

  • Какие документы и материалы необходимо предоставить для первой встречи (медицинская карта, продукты деятельности ребенка-рисунки, тетради, видеозаписи, направления специалистов, психолого-педагогическая характеристика из образовательного учреждения).

  • Кто конкретно будет консультировать родителей (краткая характеристика специалиста и уровня его компетенций).

  • Конфиденциальность и вопросы обработки персональных данных».

  • При несовпадении сути запроса компетенциям специалиста необходимо в тактичной форме перенаправить к другому специалисту, имеющему соответствующие навыки с указанием его контактных данных и кратких характеристик. 

  • Грамотная и компетентная подготовка:

1.Подготовка к консультации семьи ребенка с ОВЗ или клиента с ОВЗ

2. Подготовка специалиста. Изучение данных полученных в ходе телефонной консультации. Анализ первичных анамнестических и фактических данных

3. Подготовка диагностического инструментария

4. Сформированный навык консультативной беседы


Если первичная консультация чаще всего проходит по телефону или с использованием доступных месенджеров, то последующее процессное и обучающее консультирование возможно осуществлять как очно так и дистанционно.



Как оказывается услуга

-Очная консультация:

в помещении службы

- Выездная консультация:

-по месту жительства;

-в выделенном для проведения консультации помещении (сельская школа, ДОУ и т.д.)

-Дистанционная консультация (телефон, интернет)



Результатом консультативной деятельности, своевременно оказанной помощи родителям и официальным представителям становятся успехи детей в сфере образования, повышение показателей их развития, социализации.

В качестве примера можно привести достижения ребят в областном фестивале «Город возможностей». Ранее замкнутые дети принимали участие в концерте, учились готовить, приобретали социально-бытовые навыки. Было уделено внимание и физическому развитию. Завоёваны призовые места.



Результаты учебной деятельности также были улучшены при наставничестве родителей специалистами нашего центра.



Владение письмом ребёнком 11 лет на момент обращения в консультативный центр:



Вледение письмом этим же ребёнком спустя полгода при правильном подборе методики специалистами консультативного центра:





Умения и навыки ребёнка на момент обращения в центр:



Умения и навыки ребёнка через 7 месяцев сотрудничества специалистов центра с представителями ребёнка:





Таким образом грамотная работа и своевременное оказание консультативной помощи родителям и официальным представителям, даёт плодотворные результаты развития, обучения, социальной адаптации детей.

Безусловно, приходится сталкиваться и с проблемами при внедрении консультативных центров для помощи законным представителям в учебное заведение. Основным противоречием является непринятие родителями такой схемы работы, когда основная и главная функция по обучению и развитию собственных детей ложится именно на них. Большинство родителей видит в консультативном центре так называемые «развивалки»-центры детского развития , в которые можно привести ребёнка и оставить на занятия с педагогом. В консультантах они видят репетиторов для их детей. Это происходит по разным причинам. Одни родители не видят в себе потенциала, достаточного количества знаний и умений. Другие ищут возможности немного отдохнуть пока специалист будет заниматься с их ребёнком. И в тоже время обе эти ситуации ещё раз подчёркивают необходимость и важность внедрения такой услуги как оказание консультативной помощи родителям в вопросах развития, обучения и воспитания детей. При неуверенности в своих силах и знаниях как раз хорошо иметь возможность обратиться за консультацией и наставничеством. При переутомлении, отчаянии можно получить психологическую помощь и поддержку. Научиться находить подход к собственному ребёнку.

Консультативный центр на базе нашей школы-Новоусманской средней общеобразовательной школы №3 существует всего полгода. Но смело можно говорить о достойных результатах его деятельности и планировать его дальнейшее функционирование на благо семей. На благо деток и их замечательных родителей.