Консультация для педагогов.
Тема «Бизиборд как средство развития познавательно-математического развития детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Рогачева Н. А.
Цель: формирование представлений о том, какие умения и навыки развиваются у детей раннего возраста в процессе игр с бизибордами.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые
руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Павлов.
Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование познавательных процессов у детей. Именно поэтому, сегодня такое разнообразие всевозможных игрушек, кубиков, конструкторов и других игровых материалов, предназначенных для детей раннего возраста. Ни для кого не секрет, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста.
С самого рождения дети начинают познавать мир, сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, затем начинается этап сенсорного развития. И чем больше различных фактур и текстур будет окружать малыша, тем гармоничнее будет его развитие. Играя, у детей развивается мелкая моторика пальцев, мышление, логика. Именно на развитии мелкой моторики в настоящее время делают основной акцент педагоги детских образовательных организаций. Помогая малышу, они, тем самым, способствуют развитию его речи, ведь не секрет, что нервные рецепторы в пальцах связаны с зонами мозга, ответственными за речь.
В настоящее время существует большое разнообразие игровых методик по этому направлению работы с детьми. Интересной игровой технологией для развития дошкольников является бизиборд.
Бизиборды (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) – это не просто красивая игрушка, а дидактическое пособие с множеством функций: кнопки, выключатели, крючки и прочие маленькие «опасности», которые ребёнку трогать обычно запрещено. Пособие можно использовать для гармоничного развития детей. Применяя его, они не только играют, но и происходит развитие мелкой моторики, цветовосприятия, усидчивости, памяти, мышления, внимания, логики, координации движений. Эти функции выполняют дверные цепочки, защелки, шнуровки, шестеренки, молнии, прорези, модули с сортерами, буквы и цифры, картинки с фруктами и овощами, животными, транспортом.
Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения. М. Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно их не допускают. Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились дверные защёлки, цепочки, задвижки.
Современное пособие отвечает требованиям организации РППС ДО:
содержательно-насыщенное, развивающее;
доступное;
безопасное;
здоровьесберегающее;
эстетическое.
Кроме этого, бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей, отражённых в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое и может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребёнка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Занимаясь с бизибордом, дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у них дома, но и развивают определённые навыки:
мелкую моторику (основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия);
координацию движений (этому способствуют дверные цепочки, защёлки, шнуровки);
усидчивость (маленькие дети неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий);
логику (малыши начинают понимать, что сначала открываем щеколду, а только потом откроется дверца; формируются причинно-следственные связи);
цветовосприятие (в оформлении доски используются разные цвета спектра: разноцветные пуговицы, шнурки, ленточки и пр.;
изучение слов и изучение мира (за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом, растениями. Когда ребенок откроет дверцу, он будет рад маленькому сюрпризу в виде картинки. А если взрослые будут повторять при этом его название, то ребенок вскоре запомнит это слово);
воображение (ребенок самостоятельно может придумать, как еще использовать ту или иную деталь.);
память (нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память малыша.).
Бизиборд не имеет каких-то возрастных ограничений. Заниматься можно до самой школы. В процессе игры с бизибордом, воспитанники учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят свои ошибки, стараются их исправить или помогают это сделать своим друзьям. Часто можно наблюдать ситуации, когда малыши совместно ищут различные способы решения возникшей проблемы. Поэтому, здесь видна роль бизиборда и как формы развития коммуникативности, воспитания чувства сотрудничества и взаимопомощи дошкольников.
Список возможных элементов для бизиборда весьма разнообразен:
дверные цепочки, крючки, петельки, пуговицы;
замки (в том числе засовы, щеколды, задвижки, шпингалеты);
фонарики и лампочки;
выключатели и кнопки;
счёты;
дверной звонок;
дисковый или кнопочный телефон, пульт;
катушки и шнурки;
молнии и пуговицы;
циферблаты от часов;
колёсики и шарики.
В 1 младшей группе применяю следующие игры с дидактическим пособием: «Соотнеси по размеру и цвету», «Волшебные замочки», «Веселая шнуровка», «Яркая прищепка», «Забавные застежки и пуговицы», «Сосчитай-ка».
Практика показывает, что проводимые мною мероприятия с использованием бизиборда позитивно отражаются на развитии воспитанников.
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят об эффективности проводимой работы, о необходимости продолжения использования данного дидактического пособия.
Подводя итог, хочется отметить, что с использованием бизиборда у детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, с педагогом, а общение и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным содержанием.