СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Формирование базиса личностной культуры старших дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Формирование базиса личностной культуры старших дошкольников"»

  Воспитание основ базовой культуры  личности – одна из главнейших задач родителей и педагогов. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям Дошкольное воспитание призвано обеспечить ребенку чувство психологической защищенности — его к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие его индивидуальности. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития; координирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку, помочь максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности его роста — не «запрограммированность», а содействие развитию личности. Знания, умения и навыки рассматривается при этом не как цель, а как средство полноценного развития личности.

В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.

В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в четырех основных сферах действительности — природа; предметах, созданных руками человека; явлениях социальной жизни; явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

Процессы обучения и воспитания в старшем дошкольном возрасте могут быть разделены только условно. Фактически это две стороны единого процесса. Одна из этих сторон — освоение мира и основанное на нем развитие познавательных, эмоциональных, а затем и элементарных волевых процессов и качеств; другая сторона — формирование отношения к познаваемому, системы ценностей, составляемой предпосылку будущего мировозрения.

Базис личностной культуры — собственно человеческое начало в человеке. Средоточие общечеловеческих ценностей (доброта, красота, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему).

Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей, в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Ребенок приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. Становление личности складывается в старшем дошкольном детстве не одновременно и находятся в постоянном изменении и развитии.

В дошкольный период детства на основании оценок окружающих — взрослых и сверстников — у ребенка возникает образ самого себя, своего «Я». Этот процесс сопровождается отделением самого себя и своей деятельности от взрослого, появлением собственных желаний, стремлением к самопознанию.

У ребенка возникает осознание своего места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. В то же время он начинает понимать ограниченность своих возможностей, понимать, что ему еще нужно учиться. Важнейшей чертой формирующегося самосознания ребенка является чувство собственного достоинства, которое наиболее ярко проявляется в умении соблюдать известную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми. Достоинство выступает уже в старшем дошкольном возрасте как ценное качество личности, которое требует поддержки и охраны.

В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

Базис личностной культуры – собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему).

Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным  (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом  процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно. Передача ценностей  и средств активного отношения к миру может осуществляться только при учете возраста детей.   

В первые семь лет ребенок проходит  через три основных периода своего развития, каждый их которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям познавать мир.

Эти периоды жизни отграничены друг от друга; каждый предшествующий создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно переставлены во времени.

Всестороннее воспитание и гармоничное развитие личности и создает базовую культуру личности, эти да понятия неразрывны между собой.

Базовую культуру личности можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения.

Воспитание как целенаправленный процесс должно обеспечивать поведение человека в соответствии с нормами и правилами, принятыми в данном обществе, и вместе с тем способствовать формированию индивидуальных черт и качеств личности. Воспитание оказывает большое влияние на развитие человека и формирование его личности. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств и прежде всего от характера влияния, идущего от среды, а также от наследственности.

Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую совокупностью общественных отношений, свойственных данной общественно- исторической формации. В понятие социальной среды входят материальные условия жизни общества, его экономика, общественный и материальный строй, система  производственных отношений и определяемый ими образ жизни людей. Человек является продуктом социальной среды. Он подвергается ряду изменений в зависимости от изменения социальных условий.

Особую роль в развитии человека и формировании его личности играет взаимодействие воспитания с влиянием микросреды – семьи и ближайшего окружения.

Роль семьи в процессе развития и формирования личности человека чрезвычайно велика. Семья создает определенные условия быта, культурную среду, влияет на развитие эмоциональной сферы, формирование первых социальных и нравственных представлений, становление характера человека. Изучение и учет этих влияний позволяет понять особенности поведения каждого ребенка. Дошкольные учреждения играют большую роль в пропаганде педагогических знаний и педагогическом просвещении родителей. Таким образом, воспитание находится в тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущих от среды, играя при этом ведущую роль, как в использовании благоприятных социальных условий, так и в устранении или ослаблении влияния неблагоприятных воздействий, идущих от семьи или ближайшего окружения.

Воспитание процесс двусторонний. Оно достигает должного эффекта, если ребенок понимает и принимает требования родителей, воспитателя, стремится активно их выполнять. В основе формирования такого отношения лежит понимание ребенком разумности предъявляемых ему требований, их справедливости, обоснованности.

  В дошкольном детстве развиваются потребности и формируются на этой основе разнообразные интересы. Путь развития потребностей в этот период весьма значителен – от органических, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни, до социальных (в деятельности, общении), в основе которых лежит стремление ориентироваться в окружающей ребенка действительности, исследовать ее. Важнейший интерес в этот период – познавательный, обеспечивающий развитие у детей любознательности.

В этой деятельности ребенок проходит путь от интереса к процессу совершения действий до интереса к результатам своей деятельности, когда появляется определенная целеустремленность в действиях: ребенок постепенно начинает видеть цель и выбирает способы, обеспечивающие ее достижение.

В сфере общения и установления контактов с другими людьми все более заметно проявляется способность строить эти отношения дифференцированно, на основе сознания того, что можно и что нельзя (например, при общении с матерью, с воспитателем в детском саду).

  В период старшего дошкольного возраста начинают проявляться такие индивидуальные особенности, как склонность к определенным видам деятельности (рисованию, пению, драматизации и др.), стремление быть в кругу детей или действовать в одиночку, выявляется умение подчиняться требованиям или нежелание считаться с ними и т.п.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные черты, как  любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности. Старший дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных видах деятельности формируются способы сознательного управления своим поведением, активность  и самостоятельность, интерес к общественному окружению. Между старшими дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.

К концу дошкольного детства у ребенка накапливаются социальный опыт и знания, определяющие его готовность к поступлению в школу. Следует особо подчеркнуть, что исследования ученых и наблюдения за детьми, воспитывающимися до школы в разных условиях, показывают, что правильно поставленное дошкольное воспитание имеет решающее значение для всего последующего физического и духовного развития ребенка.

        

 






















Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СОШ № 13









Консультация для педагогов:

«Формирование базиса личностной культуры

старших дошкольников»














Подготовила :

воспитатель старшей группы

Жильцова О.Н.