СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Конкретизация представлений детей об истории происхождения календарных праздников, их значение в жизни людей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Конкретизация представлений детей об истории происхождения календарных праздников, их значение в жизни людей»»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 27










Консультация для педагогов

«Конкретизация представлений детей об истории происхождения календарных праздников, их значение в жизни людей»







Выполнила:

Ю. Е. Зуева,

воспитатель группы детей 4-5 лет,

высшая кв. категория





Январь, 2021

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня является, одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности - нравственности, началом формирования личности.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях и семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Успешность развития дошкольников при ознакомлении с отечественными традициями и праздниками возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убеждённости и вдохновения. Данная работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Традиция - элемент социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит старшему дошкольному возрасту. В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. В соответствие с международными нормативными и законодательными документами в частности «Конвенция о правах ребёнка» ратифицированной РФ 15.09.1990г.; в соответствие с ФГОС от 17.10.2013г. содержание образовательной работы должно обеспечивать возрождение народных традиций, но не сформированы единые направления воспитания в семье и дошкольном учреждении, отсутствуют условия реализации.

Для решения проблемы по формированию первичных представлений об отечественных традициях и праздниках необходимо проводить:

Виртуальные экскурсии и целевые прогулки по городу («Наш краеведческий музей», «Памятники нашего города, музей под открытым небом «Салют, Победа!»).

Беседы на темы: «Достопримечательности города Оренбурга», «Мы – дети России», об отечественных традициях и праздниках.

Совместные творческие работы детей и родителей (оформление генеалогического древа семьи)

Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике (рассказы о дружбе, справедливости).

Разучивание песен детских композиторов на патриотическую тему, слушание гимна России.

Данные виды деятельности расширяют и углубляют знания о родном крае, его истории, достопримечательностях, развивают нравственно - патриотические качества и гордость за свою большую и малую родину.

Рассматривание иллюстраций с национальными костюмами народов России. Детям показываются иллюстрации с изображением костюмов разных народов России, объясняется назначение и название каждого предмета костюма. Обращается внимание детей на то, что все костюмы разные, но у них есть схожие предметы, обращается внимание на то, что все костюмы яркие, красочные, изготавливались вручную, так же костюмы рассматриваются в музее детского сада.

Проведение занятий в соответствии с ФГОС по темам «Русские народные гулянья», «Культурные традиции Оренбуржья», «Праздники весны по русским обычаям».

Проведение совместных мероприятий детей и родителей: спортивные: «А ну-ка, мамы», « Папа, мама, я – спортивная семья», выставки рисунков: «Наши мамочки самые красивые», «Семь + я», выставки поделок из природного и бросового материала: «Зимушка – зима», «Что нам осень принесла» и др. Проведение праздников и развлечений: «Новый год», «8 марта», «Масленица», «Жаворонки», «День Земли», «День Победы», «23 февраля – день Защитника Отечества», «Колядки».

Индивидуальные беседы

Консультации: «История одной вещи», «Народная игрушка», «Русские народные сказки в воспитании детей»

Информационные памятки: «Народные праздники», «Русская кухня»

Анкетирование: «Семейные традиции», «Семейные игры»

Родительские собрания на тему «Праздники и традиции семьи» и др.

Ожидаемые результаты:

Ребенок овладеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности Усвоение норм и ценностей культурного наследия своего народа, формирование готовности к совместной деятельности при проведении праздников, народных игр, проявлении инициативы в непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию, формирование первичных представлений о себе, других людях, малой Родине, Отечестве. Активное участие детей проведении праздников, фестивалей, посещение музеев. Разучивание народных песен, участие в народных играх, театрализованных представлениях. Участие и выступление с исследовательскими проектами: «Ценности и традиции моей семьи», «Любимые праздники наших бабушек», «Праздник Победы», «Как отмечали Новый год в старину» и т. д.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей Дети оказывают помощь в подготовке к праздникам, оформлению костюмов, предметно-окружающей среды в соответствии с народной традицией, владеют фольклорным материалом

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет Расширение знаний о государственных и национальных праздниках, культурных традициях народов, живущих радом. Дети знают значение символов отечественных праздников: кулич, пасхальное яйцо, верба, новогодняя елка. Уважительно относятся к государственной символике, встают при звучании гимна, толерантны по отношению к национальным традициях и праздникам других народов.

Для ознакомления детей дошкольного возраста с культурно-историческими традициями необходимо создать соответствующую развивающую среду, которая поможет вводить детей в мир национального быта и уклада жизни русского народа. Это художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания); иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь»; предметы старины; русские игрушки; наборы для детского творчества; разные виды кукольного театра; предметы народного декоративно-прикладного искусства; различные макеты; куклы в национальных костюмах; дидактические игры по теме; атрибуты для народных подвижных игр. Уголок может быть оформлен предметами декоративно-прикладного народного творчества: дымковской игрушкой, подносами, расписанными под хохлому, гжельской росписью.

Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.