10 СТРЕССОГЕННЫХ ФАКТОРОВ, ЧТО ВЛИЯЮТ
НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА
Чтобы предоставить полноценную психологическую помощь детям, которые оказались в стресогенной ситуации, специалисты психологической службы должны учитывать влияние стрессогенных факторов.
Стрессогенный фактор — это любой фактор, сила воздействия которого превышает адаптивные реакции организма или системы, но не в такой степени, чтобы повлечь летальные последствия. Влияние стрессогенного фактора создает экстремальные условия для существования. Американские психологи Диана и Луи Еверстайн (Diane and Louis Everstin) выделили 10 стрессогенных факторов, которые влияют на психику человека — участника от стрессогенной ситуации.
Внезапность
В основном войны или техногенные катастрофы происходят неожиданно. Современные технологии дают человеку возможность прогнозировать природные бедствия — землетрясения, наводнения, штормы. А также установить их продолжительность, характер, ожидаемые размеры, а следовательно, своевременно принять меры безопасности. Впрочем, как будет протекать та или иная стресогенная ситуация, предвидеть в полной мере невозможно.
Влияние фактора внезапности на ребенка сильнее, чем на взрослого человека. Так, к примеру, неожиданный обстрел дома тогда, когда ребенок находился в туалете, обусловил сильный стресс, который длительное время не давал ей возможности вернуться к нормальному образу жизни и спокойного протекания физиологических процессов. Отсутствие подобного опыта Обычно, люди не готовы к новому негативного испытания, поскольку даже повторяющиеся стрессогенные ситуации протекают по-разному. Нередко людям приходится учиться переживать их непосредственно во время стресса.
Продолжительность
Этот фактор важен и достаточно вариативен при оценке его воздействия на потерпевших.
Потеря контроля
Никто не в состоянии контролировать события вовремя стрессогенных ситуаций. Может истечь немало времени, прежде чем человек сможет контролировать будничные события своей жизни. Какой бы опытной и независимым не был человек, если она надолго теряет контроль, то у нее может развиться выученная беспомощность.
Горе и потеря
Через катастрофу люди могут расстаться с родными или потерять кого-то из близких. Худшее — ожидать новости о возможных несчастьях. Кроме того, пострадавшие могут лишиться своей социальной роли и статуса. В случае длительной стресогенной ситуации человек может разувериться в том, что она сможет восстановить утраченное. Для дошкольников этот фактор стоит учитывать и тогда, когда родители разведены. Ведь в таком случае ребенок тоже теряет одного из родителей — семья начинает жить отдельно, прекращает общаться.
Постоянные изменения
Нередко последствия катастрофы невосстановимого. В таком случае потерпевший может оказаться в совершенно новых и враждебных для него условиях. Потеря собственного дома, привычного места жительства, ритма и образа жизни лишь усиливают стрессогенный влияние на ребенка. Если в придачу к этому в новых условиях жизни взрослые или дети чувствуют открытую или скрытую враждебность, неприятие — «Понаехавших», «Лентяи! Только и знают, что отбирать наш хлеб», — они продолжают испытывать стрессогенного воздействия. Такое негативное отношение окружения вызывает дезадаптацию и заставляет людей возвращаться к предыдущему месту проживания, где они не имеют ни жилья, ни работы.
Экспозиция смерти
Стрессогенные ситуации могут кардинально изменить картину мира дошкольника: для него мир становится непредсказуемым и опасным. Повторяющиеся столкновения со смертью могут вызвать глубокие изменения на регуляторном уровне психики. Кроме этого, близкое соприкосновение со смертью может обусловить тяжелый экзистенциальный кризис.
Моральная неуверенность
Потерпевший может оказаться в ситуации, когда ему следует принять решения, которые связаны с системой ценностей и способны изменить жизнь, — кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять. Так называемое парадоксальное мышление дошкольников, приводит к тому, что дети обвиняют себя во всех неприятностях, которые произошли с их семьей. Если дети чувствуют себя виноватыми в течение длительного периода, они начинают считать себя плохими, что нередко приводит к проявлениям аутоагрессии, то есть самопокарання. Такие дошкольники могут закусывать губы, грызть ногти, кусать себя, биться головой об предметы и тому подобное.
Поведение во время события
Вовремя стресогенной ситуации люди стремятся иметь лучший вид, и это удается не каждому. То, что человек совершил или, наоборот, не совершило во время катастрофы, еще долгое время может преследовать ее даже тогда, когда другие раны заживут.
Масштаб разрушений
Пострадавшие в катастрофе обычно поражены тем, как она изменила их привычное окружение и социальную структуру. Изменения культурных норм заставляют человека или адаптироваться, или оставаться чужаком. Это в свою очередь усиливает негативное эмоциональное воздействие и приводит к социальной дезадаптации. В таком случае переживания повторяются и вызывают негативные последствия.