СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "10 стрессогенных факторов, что влияют на психику ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы предоставить полноценную психологическую помощь детям, которые оказались в стресогенной ситуации, специалисты психологической службы должны учитывать влияние стрессогенных факторов.

 Стрессогенный фактор — это любой фактор, сила воздействия которого превышает адаптивные реакции организма или системы, но не в такой степени, чтобы повлечь летальные последствия. Влияние стрессогенного фактора создает экстремальные условия для существования.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "10 стрессогенных факторов, что влияют на психику ребенка"»

10 СТРЕССОГЕННЫХ ФАКТОРОВ, ЧТО ВЛИЯЮТ

НА ПСИХИКУ РЕБЕНКА


Чтобы предоставить полноценную психологическую помощь детям, которые оказались в стресогенной ситуации, специалисты психологической службы должны учитывать влияние стрессогенных факторов.

Стрессогенный фактор — это любой фактор, сила воздействия которого превышает адаптивные реакции организма или системы, но не в такой степени, чтобы повлечь летальные последствия. Влияние стрессогенного фактора создает экстремальные условия для существования. Американские психологи Диана и Луи Еверстайн (Diane and Louis Everstin) выделили 10 стрессогенных факторов, которые влияют на психику человека — участника от стрессогенной ситуации.


Внезапность


В основном войны или техногенные катастрофы происходят неожиданно. Современные технологии дают человеку возможность прогнозировать природные бедствия — землетрясения, наводнения, штормы. А также установить их продолжительность, характер, ожидаемые размеры, а следовательно, своевременно принять меры безопасности. Впрочем, как будет протекать та или иная стресогенная ситуация, предвидеть в полной мере невозможно.


Влияние фактора внезапности на ребенка сильнее, чем на взрослого человека. Так, к примеру, неожиданный обстрел дома тогда, когда ребенок находился в туалете, обусловил сильный стресс, который длительное время не давал ей возможности вернуться к нормальному образу жизни и спокойного протекания физиологических процессов. Отсутствие подобного опыта Обычно, люди не готовы к новому негативного испытания, поскольку даже повторяющиеся стрессогенные ситуации протекают по-разному. Нередко людям приходится учиться переживать их непосредственно во время стресса.


Продолжительность


Этот фактор важен и достаточно вариативен при оценке его воздействия на потерпевших.


Потеря контроля


Никто не в состоянии контролировать события вовремя стрессогенных ситуаций. Может истечь немало времени, прежде чем человек сможет контролировать будничные события своей жизни. Какой бы опытной и независимым не был человек, если она надолго теряет контроль, то у нее может развиться выученная беспомощность.


Горе и потеря


Через катастрофу люди могут расстаться с родными или потерять кого-то из близких. Худшее — ожидать новости о возможных несчастьях. Кроме того, пострадавшие могут лишиться своей социальной роли и статуса. В случае длительной стресогенной ситуации человек может разувериться в том, что она сможет восстановить утраченное. Для дошкольников этот фактор стоит учитывать и тогда, когда родители разведены. Ведь в таком случае ребенок тоже теряет одного из родителей — семья начинает жить отдельно, прекращает общаться.


Постоянные изменения

Нередко последствия катастрофы невосстановимого. В таком случае потерпевший может оказаться в совершенно новых и враждебных для него условиях. Потеря собственного дома, привычного места жительства, ритма и образа жизни лишь усиливают стрессогенный влияние на ребенка. Если в придачу к этому в новых условиях жизни взрослые или дети чувствуют открытую или скрытую враждебность, неприятие — «Понаехавших», «Лентяи! Только и знают, что отбирать наш хлеб», — они продолжают испытывать стрессогенного воздействия. Такое негативное отношение окружения вызывает дезадаптацию и заставляет людей возвращаться к предыдущему месту проживания, где они не имеют ни жилья, ни работы.


Экспозиция смерти


Стрессогенные ситуации могут кардинально изменить картину мира дошкольника: для него мир становится непредсказуемым и опасным. Повторяющиеся столкновения со смертью могут вызвать глубокие изменения на регуляторном уровне психики. Кроме этого, близкое соприкосновение со смертью может обусловить тяжелый экзистенциальный кризис.


Моральная неуверенность


Потерпевший может оказаться в ситуации, когда ему следует принять решения, которые связаны с системой ценностей и способны изменить жизнь, — кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять. Так называемое парадоксальное мышление дошкольников, приводит к тому, что дети обвиняют себя во всех неприятностях, которые произошли с их семьей. Если дети чувствуют себя виноватыми в течение длительного периода, они начинают считать себя плохими, что нередко приводит к проявлениям аутоагрессии, то есть самопокарання. Такие дошкольники могут закусывать губы, грызть ногти, кусать себя, биться головой об предметы и тому подобное.


Поведение во время события


Вовремя стресогенной ситуации люди стремятся иметь лучший вид, и это удается не каждому. То, что человек совершил или, наоборот, не совершило во время катастрофы, еще долгое время может преследовать ее даже тогда, когда другие раны заживут.


Масштаб разрушений


Пострадавшие в катастрофе обычно поражены тем, как она изменила их привычное окружение и социальную структуру. Изменения культурных норм заставляют человека или адаптироваться, или оставаться чужаком. Это в свою очередь усиливает негативное эмоциональное воздействие и приводит к социальной дезадаптации. В таком случае переживания повторяются и вызывают негативные последствия.