Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37
города Кузнецка Пензенская область
Консультация для родителей
«Использование фольклора в преодолении недостатков эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Куликова Ирина Юрьевна
МБДОУ ДС № 37
города Кузнецка
Пензенская область
г. Кузнецк, 2025 год
Исследование особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) является в настоящее время актуальным и представляет значительный интерес для коррекционной педагогики и специальной психологии.
Изучением названной проблемы занимались классики дефектологии: Т. А. Власова, О. В. Защиринская, В. И. Лубовский, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, И. И. Мамайчук, В. Б. Никишина, Н. А. Цыпина. Ими доказано, что особенности эмоционально-волевой сферы ребенка с ЗПР оказывают влияние не только на его настроение, но и на поведение в целом, и наиболее заметно это на уровне развития познавательных процессов.
В настоящее время, в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия детей с ЗПР используются как классические, так и инновационные методики. Одной из таковых можно считать музыкальную терапию. Музыкотерапия — метод лечения, созданный обществом в качестве искусственной системы коррекции нарушений. Психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкальная терапия также является сильнейшим инструментом для обеспечения эмоционального благополучия и коррекции различных проблем детей с ЗПР.
Многие педагоги и психологи (Шушарджан С. В., Еремина Н. И., Брусиловский Л. С., Эльконин В. М., Петрушин В. М., и др.) использовали музыку как одно из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности ребенка с ЗПР. Особое место в музыкальном искусстве занимает фольклор. Созданная на его основе фольклорная терапия — это метод, использующий фольклор в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Фольклор — доставшаяся нам от предков естественная система, обеспечивающая здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и самим собой. Русский фольклор, рассматривается как естественная система интегративной арт-терапии, включающая в себя воздействие на человека звуком, музыкой, цветом, рисунком, движением, драматизацией. Практически все популярные сейчас арт-терапевтические методы активно использовались нашими предками в массовых песенных обрядах, где каждый элемент нес в себе частицу накопленной веками народной мудрости.
Планируя свое исследование, мы исходили из предположения, что:
– у детей дошкольного возраста с ЗПР есть особенности эмоционально-волевой сферы (низкий уровень развития навыков самоконтроля эмоциональных состояний, низкий уровень адаптации);
– использование музыкальной (фольклорной) терапии на психокоррекционных занятиях может способствовать оптимизации эмоциональной сферы.
Задачи исследования:
Теоретически обосновать проблему исследования: описать патогенез развития детей с ЗПР дошкольного возраста и выделить критерии оценки эмоциональной сферы у дошкольников;
Подобрать методики исследования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР;
Разработать комплекс занятий с использованием музыкотерапии, направленный на развитие эмоциональной сферы у детей 5-7 лет с ЗПР; Эмпирически исследовать особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР на психокоррекционных занятиях с использованием русского фольклора;
Проанализировать результаты и сделать выводы о целесообразности фольклоротерапии в оптимизации эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР. Исследование проводилось в течение 2022–2023 г. поэтапно.
Первый этап: определение теоретической и методологической основы исследования, подбор диагностических методов, уточнение схемы исследования, изучение специальной литературы, по священной проблеме оптимизации эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР.
Второй этап: проведение констатирующего эксперимента по выявлению нарушений эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР.
Третий этап: формирующий эксперимент, включающий разработку и апробацию комплекса коррекционно-развивающих мероприятий по оптимизации эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР.
Четвертый этап: контрольный эксперимент, проведение качественного и количественного анализа результатов исследования, оформление выводов и рекомендаций.
На констатирующем этапе исследования приняли участие две группы учащихся дошкольного возраста:
- экспериментальную группу составили дети с диагнозом «задержка психического развития различной этиологии»;
- контрольная группа — дети условной нормы развития.
Группы уравнены по количеству (по 6 человек в каждой группе), полу (равное количество мальчиков и девочек), возрасту (5 лет), ведущему виду деятельности (учение), социальной ситуации развития (дети воспитываются в полных благополучных семьях). С ними были проведены диагностические мероприятия с использованием специально подготовленного пакета процедур: «Метод цветовых выборов» М. Люшера.
Так, дети с ЗПР больше подвержены негативным эмоциональным состояниям, чем дети в норме. Реакции субъектов сосредоточены на защите своего «Я», что влечет за собой частые конфликты с окружающими.
В качестве метода коррекционно-развивающего воздействия нами была выбрана музыкальная (фольклорная) терапия. Русский фольклор рассматривается как естественная система интегративной арт-терапии, включающая в себя воздействие на человека звуком, музыкой, цветом, рисунком, движением, драматизацией. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует проявлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия.
В результате фольклорной терапии уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляются спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большие потенциальные возможности коррекционно-воспитательного воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Наиболее распространенное и доступное средство — песня. Поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы — характерные черты русского песенного творчества. Эти особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть.
Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что придает им особую притягательность. Еще одно направление фольклорной терапии — танцевально-двигательная терапия. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, предназначенных для производства тонких дифференцированных движений, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. В случае, когда в терапии участвует вся группа, стимулом для нее являются доверительные отношения внутри группы.
Танцевально-двигательная терапия как средство невербальной коммуникации предполагает решение как личных, так и внутригрупповых проблем. В работе с детьми с ЗПР органично использование такого направление фольклорной терапии как народные игры. Игра всегда связана с радостными эмоциями и поэтому помогает ребенку освоить важные жизненные функции легко и быстро. Занимаясь художественно-творческой деятельностью фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. На основе всего сказанного выше для детей с ЗПР дошкольного возраста нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, включающая в себя 26 занятий, 1 из которых было организовано в форме праздника «Рождественские посиделки».
Заключительное занятие было проведено совместно с родителями. Музыкотерапия с использованием фольклора применялась нами в индивидуальной и в групповой форме, ее цель — коррекция эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, проблем в поведении.
Во время проведение коррекционно-развивающей программы была проведена повторная диагностика детей, по выбранным методикам и получены следующие результаты: снизились показатели негативных проявлений в эмоционально-волевом развитии детей, повысились показатели образовательной активности, работоспособности, саморегуляции, эмпатии.
После проведенной работы уровень социальной адаптации детей с ЗПР повысился. Изменилось поведение испытуемых в ситуациях фрустрации — дети стали чаще признавать свою ответственность, берутся самостоятельно исправить положение, компенсировать потери другому лицу. Фрустрирующая ситуация воспринимается как благоприятная или как заслуженное наказание, меньше обращаются к защите собственного «Я».
На основе сравнительного анализа результатов оценки эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста с ЗПР можно сделать вывод, что апробированная нами коррекционно-развивающая программа, построенная с использованием метода фольклоротерапии и направленная на устранение отклонений в эмоционально-волевом развитии детей с ЗПР младшего школьного возраста, может быть использована в работе специалистов образовательных учреждений различного типа.
Элементы коррекционно-развивающей программы могут быть использованы родителями детей с ЗПР для закрепления положительных тенденций в эмоционально-волевом развитии.
Методическое обеспечение:
Дети с задержкой психологического развития. Монография / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М.– 1984.– 256 с.
Корлякова С. Г. Музыкальная психотерапия как средство здоровьесбережения учащихся. / С. Г. Корлякова, Т. В. Горбачев. — М.: Журнал «Мир науки, культуры, образования». — № 1–2015. — С. 176–179
Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. Актуальные проблемы задержки психического развития / К. С. Лебединская. — М., 1982. — 521 с.
Возможности вокалотерапии (на материале песенного казачьего фольклора). Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Международной научно-практической конференции 5 мая 2008 г., Санкт-Петербург / Науч. ред. и сост. проф. А. С. Клюев. — Ст.: 2008. — С. 156–159.
Овсянкина Г. П. Структура музыкальной терапии: Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Международной научно-практической конференции 2008 г., Санкт-Петербург / Науч. ред. и сост. проф. А. С. Клюев. — Ст.: 2008. — С. 33–38.
Попова О. Ю Особый ребенок. Музыкальные занятия при нарушении общения у детей / О. Ю.Попова, С. А Хатуцкая — М.: Вып. 4–2001. — 283 с.
Рудзик Е. Е. Фольклор как фактор сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья школьников: Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Международной научно-практической конференции 2008 г., Санкт-Петербург / Науч. ред. и сост. проф. А. С. Клюев. — Ст.: 2008. — С. 66–71.
Чебарыкова, С. В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Чебарыкова, К. В. Степанов // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 551–554.
Шушарждан С. В. Руководство по музыкотерапии / С. В. Шушарждан. — М.: Медицина, 2005. — 478 с.