СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Мелкая моторика, что это? Нужно ли развивать мелкую моторику"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Мелкая моторика, что это? Нужно ли развивать мелкую моторику"»

Консультация для родителей «Мелкая моторика - что это? Нужно ли развивать мелкую моторику рук?»

Изъясняясь понятно и кратко, мелкая моторика – это ловкость рук. Вокруг много взрослых людей, у которых все валится из рук, движения их неуклюжи и сами они неповоротливы. Причины такого явления уходят в раннее детство человека, когда развитию его мелкой моторики не уделялось должного внимания.

Так происходит, потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

Физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Возрастные особенности развития тонкой (мелкой) моторики:

Ребенок в 3-4 года может держать карандаш тремя пальчиками, копировать формы несколькими чертами. Собирает постройки из 9 кубиков. Рисует карандашами или цветными мелками. Складывает бумагу более чем 1 раз.

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации:

Ребенок в 3-4 года обводит по контурам, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики?

Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток.

Во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.

Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия.

А ведь можно сделать все намного проще!

Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

Существует много игр, приемов и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, которые можно порекомендовать для домашних занятий, например:

- массаж кистей рук;

- пальчиковые игры: со стихами, скороговорками, со счетными палочками;

- лепку из пластилина и глины;

- аппликацию;

- конструирование;

- работу с бумагой в технике «Оригами»;

- рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т. д;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание веревочек, вырезание ножницами);

- рисование по трафаретам;

- дорисовку (по принципу симметрии);

- штриховку;

- графические диктанты;

- копирование (по точкам, по образцу);

- пазлы;

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, , застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится.

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание. Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

Использование упражнений на развитие мелкой моторики позволяет:

- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

- совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;

- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

- положительно влиять на коррекцию звукопроизношения у детей;

Таким образом, развитие мелкой моторики характеризуется как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.