СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у детей от двух до пяти лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации представлен материал по развитию фонематического слуха у детей от двух до пяти лет.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у детей от двух до пяти лет"»

Консультация для родителей

«Развитие фонематического слуха у детей от двух до пяти лет»

Различение звуков речи (нарушение фонематического слуха) мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

Фонематические процессы включают в себя:

  • фонематический слух;

  • фонематическое восприятие;

  • фонематические представления.

Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:

  • способность слышать есть данный звук в слове или нет;

  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще. Раннее выявление детей с общим недоразвитием речи и оказание им помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии. Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха и специалисты, и родители уделяют много времени.

Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации учителя, но не получают ощутимого результата. Скорее всего, это означает, что недостаточно подробно проработан предыдущий этап - развитие неречевого слуха.

Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение. Обычно работа начинается с наиболее элементарных видов различения – «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбираются контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты. Хорошо, если дети, слушая музыку, начинают подпевать, дирижировать, танцевать.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Фонематическое восприятие включает в себя 3 операции:

    • умение определять линейную последовательность звуков в слове;

    • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

    • осознание или подсчет количества звуков в слове

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Детям с общим недоразвитием реич для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

Игры на развитие фонематического слуха

    • «Что звучит?»

Поочередно постучать в барабан или бубен, попросить отвернуться и спросить, что звучало? Задание можно усложнить: поиграть на обоих инструментах и попросить показать, какой звучал предмет сначала, а какой – потом.

    • «Далеко-близко»

Попросить ребенка угадать, далеко ли мяукает котенок?

    • «Жмурки»

Взять колокольчик, попросить ребенка закрыть глаза, стать от него в стороне и тихо позвонить. Ребенок должен повернуться в сторону источника звука и с закрытыми глазами показать направление звука, потом открыть глаза и проверить себя. По мере роста игру можно усложнить: ребенок, не поворачиваясь, должен ответить на вопрос, где звенит: слева, справа, спереди, сзади, внизу, вверху.

    • «Волшебная палочка»

Сделать «волшебную палочку», попросить ребенка постучать по всем предметам в доме и запомнить их звучание, потом поменяться ролями – ребенок стучит, взрослый отгадывает.

    • «Чудо-звуки»

Послушать с ребенком звуки: скрип двери, звук шагов, телефон, звонок, свисток, шум воды, звук ложки о стакан, шелест страниц. Ребенок должен узнавать их звучание с закрытыми глазами. Сначала 1 звук, затем 2-3, постепенно довести до 7-10 звуков.

    • «Подскажи словечко»

Читать стихи, не договаривая последнее слово, ребенок должен его вставить.

    • «Узнай свой голос»

Записать на диктофон голоса знакомых, родных и близких, свой голос и голос ребенка. Послушать запись вместе, ребенок должен узнать свой голос.

    • «Коробочки»

В одинаковые коробочки положить разные наполнители, например, в 1 – пуговицы, во вторую – рис, в третью – горох, в четвертую – песок. Ребенку предлагается встряхнуть, послушать и запомнить звучание каждого продукта, затем, найти пару каждой коробочке и отгадать, что в ней.

    • «Правильные слова»

Показывать картинки, но заменять первый звук: «мобака, хобака, собака, лобака». Попросить ребенка хлопнуть в ладоши. Когда услышит верный вариант

    • «Камертон»

Предложить ребенку проговаривать по слогам любое стихотворение и одновременно отстукивать его ритм.

    • «Поймай звук»

Произнести ряд звуков (слогов, слов), а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

    • «Зоркий глаз»

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

    • «Построим домик»

Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки. Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

    • «Назови звук»

Взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен назвать звук, который повторяется во всех слова: шуба, машина, малыш, сушка.

    • «Наряди ёлку»

Оборудование: трёхъярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук. Звук должен находиться в разных позициях. Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается в нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается в среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается в верхнем ярусе ёлки.

    • «Найди нужное слово»

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

    • «Сложи звук»

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

    • «Скажи наоборот»

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

    • «Придумай слово»

Придумай слово, которое начинается на последний звук слова заяц. Вспомни название домашнего животного, в названии которого был бы последний звук слова утка (корова, собака, кошка). Подбери слово, чтобы первый звук был бы - м, а последний - а.

Чем раньше родители обратят внимание на развитие фонематического слуха, тем лучше будет развитие речи детей в будущем.

Источники

  • http://dou-raduga.minobr63.ru/wp-content/uploads /

  • https://detsad321.ru/images/doc/logopedi/ivanova/konsfonem.pdf

  • https://megaobuchalka.ru/7/33709.html