СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей «Важность занятий рукоделием для развития ребенка».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить родителей с влиянием рукоделия на здоровье и развитие творческих способностей детей 6-12 лет в объединении дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Важность занятий рукоделием для развития ребенка».»

Консультация для родителей

«Важность занятий рукоделием для развития ребенка».


Цель: познакомить родителей с влиянием рукоделия на здоровье и развитие творческих способностей детей 6-12 лет в объединении дополнительного образования.

«Нельзя вырастить полноценного

человека без воспитания в нём

чувства прекрасного».

Р. Тагор.

Дети, придя в школу обучаться, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития, с разной работоспособностью и интеллектуальными возможностями. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряжённые усилия. Для них процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения. В связи с этим у них резко падает интерес к учению, снижается учебная мотивация, они теряют веру в свои силы.

Отрицательные эмоции – это всегда разрушение. Рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А рукодельничать – это всегда созидание. Так в противовес действию отрицательных эмоций приходят занятия по художественному труду. Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. Замечено, что творческий процесс является значительным психотерапевтическим средством сам по себе. Продуктивное созидание и творчество способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, добавляет детям радости и вдохновленного настроения, добавляет уверенности, повышает самооценку, нормализует отношения со сверстниками, повышает собственную значимость.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». (Сухомлинский В.А.).

Зачастую для того, чтобы ускорить темп общего психического и умственного развития, просто необходимо дополнительно тренировать пальчики. Конечно, мелкая моторика развивается и естественным образом в процессе взросления. Кроме того, существует множество различных способов тренировки детских пальчиков.

Но, есть способы в разы ускорить этот процесс, занимаясь рукоделием. И основными видами рукоделия, на начальном этапе, являются вышивка и ручные швейные работы. Тем более практика показывает, что вышивание является самым полезным видом рукоделия для детей, и одним из самых массовых видов народного искусства. Вышивая, дети рисуют иголкой с цветными нитками разноцветную картинку. И это их очень привлекает. Самой популярной техникой в вышивании была и остается вышивка крестом.

Освоив приемы вышивания, можно заняться шитьем. Давно известно о взаимосвязи рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозга. Знаменитый И.П. Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Для освоения разных видов рукоделия свое время. Возраст является важным критерием выбора вида творчества. Следует учитывать не только возраст детей, но и их способности и возможности, темп освоения техникой рукоделия и выполнения работы. Потому в объединении практикуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Этапы освоения разных видов рукоделия и прикладного творчества, согласно возрастным категориям с 6 до 12 лет:

  1. Поделки, аппликация из природного материала.

  2. Бумагопластика.

  3. Лепка и пластилинография.

  4. Аппликация из бумаги и ткани.

  5. Ручное шитье.

  6. Вышивание.

  7. Изонить.

  8. Мягкая игрушка (куколки-мотанки, плоскостная, объемная).

  9. Изготовление цветов (бумага, текстиль).

  10. Сувениры (разные простые техники).

  11. Плетение.

  12. Вязание крючком.

  13. Вязание спицами.

  14. Бисероплетение.

  15. Машинное шитье.

  16. Изделия, поделки в смешанных техниках рукоделия.

Быстро освоив основные виды рукоделия, дети, начиная уже с 10 лет, могут продолжать заниматься видами рукоделия, которые освоили ранее, развивать и усовершенствовать свои навыки, повышать уровень сложности, вносить свою творческую составляющую, выполнять работы в смешанных техниках рукоделия, готовить проектные работы.

Подводя итог, хочу перечислить массу достоинств от занятий рукоделием для ребенка старшего дошкольного и младшего школьного звена.

Рукоделие:

  • развивает сенсорику, глазомер, зрительно-моторную координацию, учит чувствовать фактуру, цвет и свойства материалов, сравнивать их, а это развивает пространственное и техническое и аналитическое мышление;

  • развивает мелкую моторику, сноровку, а это играет важную роль в развитии отделов мозга, отвечающих за речь, внимание, память, логику;

  • учит абстрактному мышлению, планированию, усовершенствует навыки счёта, благодаря пересчёту элементов (бусинок, крестиков, узелков, деталей), измерению (длины нити, полотна), расчёту количества материалов и т.д.;

  • помогает учиться распознавать цвета и их оттенки, выбирать наиболее интересные сочетания, что делает более совершенным цветовое восприятие, развивает пространственное воображение;

  • прививает художественный и эстетический вкус, что формирует культуру зрительного восприятия прекрасного;

  • способствует развитию усидчивости, прилежанию, чувству самоконтроля, способности надолго концентрироваться на определённом занятии;

  • развивает способность самостоятельного выполнения и создания различных поделок, с доведением начатого до конца, а это очень важно и во взрослой жизни;

  • дает возможность смены деятельности, переключению на более спокойный лад после школьных нагрузок или физических тренировок, что очень важно для школьников, когда детской мозг перегружен информацией и нуждается в отдыхе, а рукоделие продуктивный вид отдыха;

  • позволяет ребенку почувствовать себя уверенным, переживая на занятиях ситуацию успеха, что положительно сказывается на детской самооценке. Особо важную роль играет одобрение результатов творчества сверстниками и взрослыми;

  • позволяет ребенку почувствовать себя значимым, т.к. дает возможность посильного вклада в семью и практического применения выполненной своими руками творческой работы;

  • позволяет успокоиться гиперактивным детям, помогает отвлечься от стресса, мыслить позитивно.

  • повышает коммуникабельность, позволяет расширить круг знакомых, учит позитивному общению с разновозрастными детьми вне семьи и школы.

Находясь в творческом процессе, дети начинают чувствовать пользу рукоделия и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие как в творчестве, так и во всех сферах их жизни. Начиная с первых результатов своих трудов, они ждут от родителей не критики, а похвалы. Особенно приятно детям слышать, как родители рассказывают о достижениях или показывают работы гостям, родственникам, знакомым, и это их вдохновляет на дальнейшее творческое развитие. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». По моим наблюдениям, дети, успешные в творчестве, как правило, успешны и в школе. Не скупитесь на похвалу своих детей, ведь и дом не сразу строился.


Литература

  1. Грузенберг С.О. Психология творчества. – Минск, 2005.

  2. Евенко О.А. Развитие творческих способностей детей во внеучебной деятельности: методические указания /О.А. Евенко. – с. Кочубеевское, 2010.

  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. – С. 120.

  4. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. – Магнитогорск, 1991.

Интернет-ресурсы.


Педагог дополнительного образования

Ермакович Е.Н.