Консультация
для воспитателей
«Подвижные игры на участке летом»
Инструктор по физической культуре:
Заикина Е.С.
Лето – пора отдыха и оздоровления.
Общеизвестно, что важная роль в воспитании здорового поколения принадлежит физической культуре. Здорового ребенка невозможно представить себе неподвижным. Исследования последних лет показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует оптимизации деятельности основных систем детского организма (нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной), физическому нервно – психическому развитию, развитию моторики.
Особое внимание уделяется двигательной активности детей на свежем воздухе в различных формах – физкультурные занятия, занятия на прогулке, подвижные игры.
Занятия на открытом воздухе обеспечивают выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствования функциональных систем и закаливания организма ребенка. Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые способствуют расширению возможностей сердечно - сосудистой, дыхательной систем, улучшению деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.
При проведении подвижной игры на открытом воздухе нужно выбирать площадку с травяным или земляным покрытием, а не с асфальтным. Важно обозначить территорию, на которой проводится игра. Это позволит взрослому хорошо видеть действия всех ребят.
При первом ознакомлении с игрой взрослый четко произносит слова текста. При необходимости дает пояснения о персонажах и показывает картинку с их изображением. В дальнейшем, когда у детей накопится определенный опыт в таких играх, можно показать соответствующую картинку и предложить: «Ребята, попробуйте догадаться, как называется эта игра». Используемый текст выучивают заранее или запоминают в процессе игры.
Во время игры взрослый произносит рифмовки вместе с детьми (ребенком), задавая необходимый ритм для выполнения тех движений, которые помимо бега в них включены.
В играх сюжетного характера необходимо распределение ролей. Многие дети хотят выполнять функцию «ловишки» («пятнашки»). В случае большого количества желающих взрослый может использовать несколько приемов по выбору ведущего:
- назначить его сам, объяснив свой выбор (например: «Ваня, Ира, Лена ловили детей на предыдущих занятиях, а Миша давно не догонял ребят» или: «В этой игре надо хорошо знать слова, поэтому сегодня «ловишкой» будет Галя, а мы с вами поучим еще текст игры, и тогда обязательно каждый из вас выполнит эту роль» и т. п.);
- использовать считалку (произносит сам – для малышей; для старших дошкольников – произносит ребенок);
- провести выбор с помощью мяча в игровой форме: дети встают в круг, одному из ребят дают мяч и указывают направление его движения; по команде «Начали!» дети передают мяч из рук в руки, а взрослый в это время стоит к детям спиной, затем, не видя, у кого мяч, он произносит: «Стоп»; ребенок, у которого оказался в руках мяч, - «ловишка».
Для большей привлекательности предлагаемых подвижных игр можно использовать маски животных.
Перед проведением игр с ловлей и увертыванием взрослый напоминает правила безопасности:
1. Действия «ловишки» («пятнашки») заключаются в легком касании рукой убегающего (нельзя толкать, хватать за одежду, захватывать в объятия).
2. В процессе игры убегающим ребятам следует смотреть не только на того (тех), кто их ловит (пятнает), но также обращает внимание на других участников во избежание столкновения.
3. При использовании предмета (например, гимнастической палки в игре «Рыбак») указать место, куда его следует положить или поставить, чтобы бегающие ребята на него не наткнулись.
Взрослый обязан следить за внешними признаками утомления детей, что является необходимым условием проведением подвижных игр. Следует помнить, что при небольшом утомлении усиливается обмен веществ, повышается жизненный тонус, становятся более интенсивными процессы восстановления.
При выраженном, недопустимом утомлении все перечисленные признаки проявляются сильно. У некоторых детей на лице отмечается так называемый «носогубный треугольник». При появлении этих признаков следует вынести ребенка из игры или вообще ее остановить. В качестве перехода к спокойному состоянию следует использовать ходьбу.
Важным моментом при организации подвижных игр является знания индивидуальных особенностей играющих. Взрослому следует особо обращать внимание на детей даже с небольшими отклонениями со стороны сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Следует отслеживать детей с синдромом дефицита внимание с гиперактивностью (СДВГ), минимальными мозговыми дисфункциями (ММД).
В настоящее время многие девочки обуваются в туфли на небольших каблучках. Во избежание травм голеностопного сустава педагоги дошкольного учреждения, планируя подвижную игру с бегом на открытом воздухе во время прогулки, должны предусмотреть смену указанного вида обуви на более подходящую, спортивную.