КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«Влияние художественной литературы и фольклора
на трудовое воспитание дошкольников»
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.
На сегодняшний день одной из основных целей реформы дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности. Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания.
Актуальность проблемы содержания процесса приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а прежде всего, как средство развития личностных качеств и формирования общих умений дошкольников.
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд – это то, что развивает маленького ребёнка, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общих трудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки. Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходятся без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц.
С их помощью усиливается эмоциональное воздействие на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривать картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудиться, понять важность и общественную значимость труда.
Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. В воспитании дошкольников успешно применяется и фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.
В самообслуживании (умывание, одевание и т. д.) рекомендуется широко использують потешки. Это большую роль играет в процессе обучения навыкам самообслуживания. Дети, приговаривая потешки про водичку, например:
«Из колодца принесла
Курочка водицы,
И ребята всей гурьбой
Побежали мыться»
учатся аккуратности, правильному и бережному пользованию водой и мылом.
Например, читая стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», воспитатель побуждает детей следить за своей опрятностью. При расчесывании волос, с ребенком можно приговаривать:
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!
В хозяйственно-бытовом труде, когда обучает детей мыть игрушки, можно использовать потешку «Теплую водичку льем на нашу птичку». При поливе цветов – «Ты, водичка, лей, лей», «Дождик, дождик пуще» и т. д.
Мотивацию к трудовой деятельности вызывают прослушивание и заучивание народных прибауток:
«Сорока-сорока кашу варила, деток кормила.
Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,
А этому не дала: ты воды не носил, дров не рубил,
Каши не варил - тебе нет ничего!».
А при чтении русских народных сказок «Репка», «Теремок» у детей воспитывается трудовой коллективизм. Слушая выразительные народные прибаутки, ребёнок сталкивается с мотивом трудовой деятельности. Например: «Сорока-сорока». Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой методикой звучания, огромными возможностями для трудового воспитания. А сказка «Колосок» приводит к пословице «Кто не работает, тот не ест». В таких сказках, как «Мороз Иванович»
«Разные колеса», «Царевна-лягушка» большое внимание уделяются труду.
При организации наблюдений за трудом взрослых необходимо продумывать приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения. Знакомя малышей с трудом няни, дворника, шофера, повара, врача, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, в процессе беседы можно использовать стихи Б. Заходера:
«Шофер» Качу, лечу во весь опор. Я сам - шофер. И сам – мотор. Нажимаю на педаль И машина мчится вдаль! | «Сапожник» Мастер, мастер, Помоги – прохудились сапоги. Забивай покрепче гвозди Мы пойдем сегодня в гости! |
Во время прогулки в осенний период подойдет для чтения стихотворение Т. Чавдар «Листопад»:
…Листопад, листопад,
Листья яркие летят.
Убираем мы дорожки,
Подметаем тротуар.
Лист кленовый,
Лист рябины –
Желтый, красный, расписной
Соберем в букет красивый
В зиму заберем с собой!
Будем мастерить поделки,
Весну в гости торопить…
Будем матушку-природу
Мы за все благодарить!
Стихотворение Я. Акима «Неумейка»
«В квартире над ними
Жил мальчик Андрюшка.
По комнате всей
Раскидал он игрушки.
Услышав про адрес, смутился Андрейка:
– Не думайте, дядя,
Что я – Неумейка!
Я, дядя, Ещё не окончил игру.
Вот выстрою домик
И всё уберу…»
Дети быстро запоминают эти стихи.
Читая произведение, К. Чуковского «Айболит» малыши узнают о том, что доктор – это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают.
Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Без хорошего труда нет плода.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
- Кто не работает, тот не ест.
- Была б лишь охота – наладится каждая работа.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Глаза страшатся, а руки делают.
- Дело мастера боится.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Делу – время, потехе – час.
- От труда здоровеют, а от лени болеют.
- Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
- Труд кормит, а лень портит.
Загадки, связанные с трудовой деятельностью для детей
- «Молодцом тебя зовут,
Если очень любишь …(труд)»
- «Хочешь первым всегда быть,
и здоровым жить?
Мой совет: ты не ленись,
А работай и …(трудись)»
- «Хлопотун Егорка
взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
оглянулся – чистый пол!... (веник)»
Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей. В своей работе с детьми использую только те пословицы, терминология которых понятна ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.
Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.