Консультация для воспитателей
«Как помочь ребенку избежать депрессии?»
Совет 1. Наблюдение за поведением ребёнка. Что в поведении подростка должно насторожить воспитателей?
- резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учёбе и оценкам;
- подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон в течение продолжительного времени;
- резкое изменение поведения (подросток стал неряшливым, отдаляется от друзей, педагогов, раздаривает дорогие ему вещи);
- вызывающее поведение;
- поведение саморазрушения (частые травмы, падения, безрассудство);
- ребёнок прямо или косвенно говорит о желании умереть, убить себя, нежелании жить;
- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
- чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самобичевание;
- боязнь позора, насмешек или унижения;
- страх наказания, нежелание извиняться;
- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
- чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
- нестабильное эмоциональное состояние;
- депрессия – это одно из наиболее часто встречающихся расстройств душевной сферы. Дословно депрессия переводится как «угнетение», «подавление». Наибольшая опасность депрессии – это возникновение суицидальных мыслей.
Признаки депрессии:
- пониженное настроение, глубокая печаль;
- резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость;
- потеря аппетита, бессонница;
- снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание;
- снижение внимания;
- нерешительность;
- апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям вызывавших ранее интерес;
- социальная изоляция, отход от друзей, молчаливость;
- негативный фон отношения к себе, чувство вины, стыда, рассеянности;
- пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;
- снижение эффективности труда (в учебе, быту и т.д.);
- нарастание эмоционального напряжения.
Совет 2. Общение воспитателей и ребёнка:
- установите заботливые взаимоотношения с ребенком;
- будьте внимательным слушателем;
- будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;
- помогите определить источник психического дискомфорта;
- вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
- помогите ребенку осознать его личностные ресурсы;
- окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее;
- внимательно выслушайте подростка!
Рекомендации воспитателям для общения с детьми и подростками.
1. Расспрашивайте и говорите с ребёнком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. Главное, при этом делать акцент на мысли: «Я не просто педагог, я – твой друг».
2. Авторитарный стиль воспитания неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (т.е. агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договорённостей.
3. Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков ещё только формируется картина будущего. Узнайте, что ребёнок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (реалистичный) план действий.
4. Говорите с ребёнком на серьёзные темы: что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Если избегать разговоров на сложные темы, подросток всё равно продолжит искать ответы на стороне, где информация может оказаться не только недостоверной, но и опасной.
5. Делайте всё, чтобы ребёнок понял: сама по себе жизнь – это ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребёнка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.
6. Давайте понять ребёнку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудач делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот, привычка к успехам порой приводит к тому, что человек начинает болезненно переживать неудачи.
7. Доверяйте ребёнку, прощайте случайные шалости, будьте честными, искренними и последовательными.
8. Любите ребёнка. Самое главное – научиться принимать детей такими, какие они есть. Ведь мы - педагоги, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.
Рекомендации по ведению беседы с подростками.
Важным является формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь. При ведении беседы старайтесь придерживаться следующих рекомендаций:
1. Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать - то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Например, «Мне кажется, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - грустный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».
2. В то же время разговор должен быть уверенным.
3. Будьте внимательны, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу.
4. Правильно формулируйте вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима.
5. Не выражайте удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания.
6. Не спорьте и не настаивайте на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания: «у всех есть такие же проблемы» заставляют подростка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.
7. Следует показать подростку, что, не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями, стремитесь вселить в него надежду на конструктивное решение проблем. Надежда должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Источники:
1. Интернет-ресурсы.
2. Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений УР».
3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии /автор-составитель Хоменко И.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.