СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Как помочь ребёнку избежать депрессии?"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультация разработана совместно с педагогом-психологом. Важным в данном вопросе является формирование с детьми и подростками более близких отношений путём доверительных бесед с искренним стремлением понять и оказать помощь. Иногда ребёнку нужно, чтобы его просто выслушали! 

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Как помочь ребёнку избежать депрессии?"»

Консультация для воспитателей

«Как помочь ребенку избежать депрессии?»

Совет 1. Наблюдение за поведением ребёнка. Что в поведении подростка должно насторожить воспитателей?

- резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учёбе и оценкам;

- подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон в течение продолжительного времени;

- резкое изменение поведения (подросток стал неряшливым, отдаляется от друзей, педагогов, раздаривает дорогие ему вещи);

- вызывающее поведение;

- поведение саморазрушения (частые травмы, падения, безрассудство);

- ребёнок прямо или косвенно говорит о желании умереть, убить себя, нежелании жить;

- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;

- чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самобичевание;

- боязнь позора, насмешек или унижения;

- страх наказания, нежелание извиняться;

- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

- чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

- нестабильное эмоциональное состояние;

- депрессия – это одно из наиболее часто встречающихся расстройств душевной сферы. Дословно депрессия переводится как «угнетение», «подавление». Наибольшая опасность депрессии – это возникновение суицидальных мыслей.

Признаки депрессии:

- пониженное настроение, глубокая печаль;

- резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость;

- потеря аппетита, бессонница;

- снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание;

- снижение внимания;

- нерешительность;

- апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям вызывавших ранее интерес;

- социальная изоляция, отход от друзей, молчаливость;

- негативный фон отношения к себе, чувство вины, стыда, рассеянности;

- пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;

- снижение эффективности труда (в учебе, быту и т.д.);

- нарастание эмоционального напряжения.

Совет 2. Общение воспитателей и ребёнка:

- установите заботливые взаимоотношения с ребенком;

- будьте внимательным слушателем;

- будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;

- помогите определить источник психического дискомфорта;

- вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;

- помогите ребенку осознать его личностные ресурсы;

- окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее;

- внимательно выслушайте подростка!

Рекомендации воспитателям для общения с детьми и подростками.

1. Расспрашивайте и говорите с ребёнком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. Главное, при этом делать акцент на мысли: «Я не просто педагог, я – твой друг».

2. Авторитарный стиль воспитания неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (т.е. агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договорённостей.

3. Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков ещё только формируется картина будущего. Узнайте, что ребёнок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (реалистичный) план действий.

4. Говорите с ребёнком на серьёзные темы: что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Если избегать разговоров на сложные темы, подросток всё равно продолжит искать ответы на стороне, где информация может оказаться не только недостоверной, но и опасной.

5. Делайте всё, чтобы ребёнок понял: сама по себе жизнь – это ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребёнка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.

6. Давайте понять ребёнку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудач делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот, привычка к успехам порой приводит к тому, что человек начинает болезненно переживать неудачи.

7. Доверяйте ребёнку, прощайте случайные шалости, будьте честными, искренними и последовательными.

8. Любите ребёнка. Самое главное – научиться принимать детей такими, какие они есть. Ведь мы - педагоги, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.


Рекомендации по ведению беседы с подростками.

Важным является формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь. При ведении беседы старайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

1. Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать - то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Например, «Мне кажет­ся, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - груст­ный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».

2. В то же время разговор должен быть уверенным.

3. Будьте внимательны, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу.

4. Правильно формулируйте вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима.

5. Не выражайте удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания.

6. Не спорьте и не настаивайте на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания: «у всех есть такие же проблемы» заставляют подростка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным.

7. Следует показать подростку, что, не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями, стремитесь вселить в него надежду на конструктивное решение проблем. Надежда должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.


Источники:

1. Интернет-ресурсы.

2. Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди учащихся образовательных учреждений УР».

3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии /автор-составитель Хоменко И.Н. – Волгоград: Учитель, 2009.