Памятка для педагогов по организации внимания на занятиях.
Управление вниманием детей на занятиях
1. Создание благоприятных внешних условий для занятий (устранение источников шума, соблюдение необходимых гигиенических условий в помещении и т.п.).
2. Развитие познавательных интересов дошкольника.
3. Опора на интерес ребенка к содержанию занятий.
4. Хорошая организация занятия.
5. Озвучивание цели занятия или деятельности.
6. Содержание учебного материала и форма его подачи (эмоциональность, наглядность, выразительность и др.).
7. Периодический отдых, физкультминутка, смена видов деятельности.
8. Изложение материала в форме беседы, построение диалога, получение обратной связи от детей.
9. Привлечение внимания детей к главному («ребята, обратите внимание на…»).
10. Воспитание у детей чувства долга, ответственности за свою работу и поведение; стремление побеждать свои слабости, проявлять выдержку и прилежание.
Приемы привлечения и удержания внимания детей.
1."Голосовая и эмоциональная модуляция«- Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса.
2."Изменение темпа речи«- Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи.
3."Прерывание речи, использование антиципации(догадки) «- Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь.
4.«Провалы памяти» «Забывание»- достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить.
5. "Жестикуляция«- Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.
6. "Риторические вопросы«- Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог.
7."Контрольные вопросы» - Задаются по только что изложенному с требованием исчерпывающего ответа.
8. "Активное ассистирование» - Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта.
9. "Экстрараздражители» .Как бы случайно, но главное, внезапно, педагог роняет ручку, резко открывает (закрывает) окно (дверь, включает (выключает) музыку и т. п.
10. «Ошибка воспитателя» - Педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны ее отметить. Если дети не заметили, то вернуться к ошибке и спросить: «Я верно говорю? »
ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССАМИ ВНИМАНИЯ
Влияние на процессы внимания
Переключение
- замена слуховой информации на зрительную (и наоборот);
- изменение на короткое время темпа работы.
Уменьшается утомление от монотонности, сохраняется необходимый уровень внимания.
Фактор новизны
- необычный предмет в поле зрения («помощник»).
Интригует; концентрирует внимание.
Использование системы звуковых сигналов.
Концентрирует внимание.
Неполное представление содержания.
Привлечение внимания (все, что изображено неполно, незакончено, намеком, штрихом, пробуждает и поддерживает интерес).
Возможность (для ребёнка) личной интерпретации неопределенного содержания.
Привлечение внимания; внимание получает толчок и тогда, когда информация неожиданно прерывается и временно переключается на другую мысль.
Эмоциональная насыщенность материала:
- придание интереса вещам, которые сами собой неинтересны;
- создание зрительных образов (визуальный ряд).
Формируется произвольное внимание.
Разнообразие материала и видов деятельности.
Привлечение внимания; устойчивость внимания.
Систематизация материала, различного рода схемы.
Организация внимания, облегчение синтеза полученных знаний
Установка на внимание перед изучением определенной части материала.
Активизация внимания, сосредоточенность; обучающийся ясно знает и представляет, на что именно он должен обратить особое внимание.
Укрупнение информационных единиц.
Увеличение объема интеллектуального внимания.
Использование динамических особенностей объектов – мерцающий свет, прерывистые звуки, ритмически организованные раздражители и др.
Активизация, привлечение внимания.
Сложность и напряженность деятельности (адекватная возможностям ребёнка).
Формирование устойчивости внимания.
Постановка цели.
Организация движения внимания в нужном русле.
Практическая ценность и личная значимость изучаемого материала.
Активизация внимания и интереса.
Факторы, способствующие возникновению интереса:
- оптимальное соотношение известного и неизвестного, много нового – трудно, мало нового – скучно;
- определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда информация не «разжевывается», а оставляет некоторое пространство для мысли («искусство быть скучным – это сказать все» Вольтер);
- нестандартный вопрос, проблема, загадка;
- прием «отстранения» обостряет интерес к привычному и обыденному, так, чтобы обычное воспринималось как странное, удивительное, требующее осмысления.
Интерес – один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания.
Донецкая Народная Республика
управление образования администрации города Донецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Дошкольное образовательное учреждение
«ясли - сад №2 города донецка
Консультация для воспитателей
«Методы и приемы для удержания внимания ребенка на НОД»
Подготовила:
Воспитатель МДОУ
«ясли – сад №2 г. Донецка»
Косырева Анна Дмитриевна
г. Донецк