Консультация:
«Организация деятельности кружка «Разноцветная палитра» как форма развития личностных качеств одаренных детей»
воспитатель
Тарабрина Надежда Ивановна
«Для человека с талантом и любовью к труду
не существует преград».
Людвиг Бетховен.
«Одаренность – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский.
В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос, поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Социальные современные условия требуют сегодня от человека не только высокой активности, но и его умения и способности нестандартного решения проблем. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Политика государства в области образования определила особую важность проблематики одаренности в федеральной целевой программе «Дети России».
Выявление одаренных детей начинается уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными воспитанниками, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Забота об одаренных детях - одна из особенностей нашего времени.
Моя принципиальная позиция заключается в том, что одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность ребенка адекватно оценивается учителем хотя бы уже потому, что традиционное обучение может препятствовать проявлению тех или иных признаков одаренности.
Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки - это возможность для детей проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей. Научные исследования и практический опыт показывают, что ранние достижения детей не могут являться надежными. Организуется целостный подход к построению образовательного процесса для одаренных детей, который основан на интеграции базового и дополнительного образования детей в рамках образовательного учреждения.
Известно, что одарённые дети отличаются хорошей памятью, любознательностью, большим словарным запасом, способностью устанавливать причинно-следственные связи. Одни из них осваивают программу эффективнее и быстрее одногруппников, другие могут учиться плохо.
Одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема раннего выявления, обучения и воспитания творческих детей. Работа с такими детьми требует много времени, внимания и душевного тепла. Но самое главное создание условий для максимально возможного развития творческих способностей творческих детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.
Задача педагога состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар.
Кружковая работа имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. Выявлять и развивать детей можно через кружки, конкурсы, олимпиады.
С выявленными одарёнными дошкольниками организуется кружковая и индивидуальная работа, составляется план сопровождения одаренных детей по различным направлениям.
При организации работы с одарёнными детьми главное помнить 3 правила:
• Помоги, но не навреди.
• Заинтересуй, но не настаивай.
• Учитывай индивидуальность.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
При организации деятельности кружков детский сад учитывает:
- интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребенка.
Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Деятельность кружков проводится в специально оборудованных помещениях, это может быть: музыкальный зал, физкультурный зал, экологическая комната, изостудия.
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
- Организованные занятия
- Экскурсии
- Тематические прогулки
- Индивидуальные занятия
- Выставки
- Концерты
- Развлечения, досуги
- Участие в различного уровня конкурсах
- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов Учреждения
- Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях, концерты для родителей /их законных представителей/.
План кружка по изобразительной деятельности
«Весёлая палитра»
(подготовительная группа)
Нетрадиционные техники рисования.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
– Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
– Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
– Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада) .
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.
Организация занятий кружка.
Одно занятие в неделю по 30 минут
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктельные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Оценка результативности программы проводится по методике Г. А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Ожидаемый результат работы кружка:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т д.
План занятий
кружка «Весёлая палитра»
Октябрь Осенние пейзажи
(рисование по сырому)
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.
Октябрь Пестрые кошки
(рисование ватными палочками)
Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие.
Октябрь Мы ходили в зоопарк
(восковые мелки)
Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств.
Октябрь Пушистые животные
(тычок жесткой кистью)
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.
Ноябрь Фруктовая мозаика
(восковые мелки, акварель)
Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели.
Ноябрь Кошка и котята
Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа.
Ноябрь В подводном мире
(рисование ладошкой, восков. мелками и акварелью) Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции.
Декабрь Зимние узоры (граттаж)
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.
Список используемой литературы:
Брюханова И. И. Одаренные дети в детском саду И. И. Брюханова, В. М. Пантыкина «Молодой ученый». — 2014. — №16. — С. 320-322.
http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2476.html Диагностика и развитие интеллектуальной одаренности дошкольников.
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-dou-na-temu-odar-nyi-reb-nok-kakoi-on.html Консультация для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»
http://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-kruzhkovoi-raboty-v-dou.html Организация кружковой работы в ДОУ