СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация Произношение в порядке - спасибо речевой зарядке!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация Произношение в порядке - спасибо речевой зарядке!»

Консультация для родителей

«Произношение в порядке - спасибо речевой зарядке»

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками и в целом на психоэмоциональное здоровье малыша.

Одной из наиболее важных задач Федерального государственного стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (ФГОС 1.6.) Наиболее эффективными формами работы с родителями детей, посещающих логопедическую группу, являются семинары – практикумы и тренинги, так как они носят не только познавательный, но и практический характер. Родители, получив определенные знания и навыки на таких мероприятиях, применяют их в воспитании детей дома. А, следовательно, и положительных результатов в коррекции речи детей можно достичь в более короткие сроки.


Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата:
языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.

Если этого не произошло, то мы можем говорить о речевом нарушении, которые требуют специальной логопедической помощи.

Для эффективной коррекции речи детей необходима артикуляционная гимнастика. Что же это такое?
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе

Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: Пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка).

Активная (ребенок выполняет движения).



Артикуляционные упражнения делятся на: статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические - многократное повторение одного и того же движения.
Сегодняшняя консультация, поможет Вам, заботливым и думающим родителям, познакомиться и овладеть артикуляционными упражнениями


Упражнения для губ и языка:

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

  • «Улыбочка»

  • «Заборчик»

  • «Бублик»

  • «Окошечко»

  • «Хоботок»

  • «Блинчик» или «Лопатка»

  • «Чашечка»

  • «Трубочка»

  • «Иголочка»

  • «Мостик» или «Горка»

  • «Киска сердится»

  • «Парус»

  • «Грибок»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

  • «Улыбочка – хоботок»

  • «Накажем непослушный язык»

  • «Месим тесто»

  • «Расческа»

  • «Качели»

  • «Змейка»

  • «Часики»

  • «Дятел»

  • «Чистим зубки»

  • «Вкусное варенье»

  • «Моляр»

  • «Лошадка»

  • «Гармошка»

  • «Конфетка» или «Футбол»

  • «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной
гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять
упражнения несколько раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не
следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок
может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но
тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики:
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,
темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
4. Если у ребенка не получается какое - то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она
приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и
многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.


Литература

1.Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова.- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011

2.Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками / О.И. Крупенчук. – СПб.: Детство – Пресс, 2014

3.Крупенчук О.И., Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика/ О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.