Консультация для родителей
«Произношение в порядке - спасибо речевой зарядке»
Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками и в целом на психоэмоциональное здоровье малыша.
Одной из наиболее важных задач Федерального государственного стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (ФГОС 1.6.) Наиболее эффективными формами работы с родителями детей, посещающих логопедическую группу, являются семинары – практикумы и тренинги, так как они носят не только познавательный, но и практический характер. Родители, получив определенные знания и навыки на таких мероприятиях, применяют их в воспитании детей дома. А, следовательно, и положительных результатов в коррекции речи детей можно достичь в более короткие сроки.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата:
языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.
Если этого не произошло, то мы можем говорить о речевом нарушении, которые требуют специальной логопедической помощи.
Для эффективной коррекции речи детей необходима артикуляционная гимнастика. Что же это такое?
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе
Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: Пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка).
Активная (ребенок выполняет движения).
Артикуляционные упражнения делятся на: статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические - многократное повторение одного и того же движения.
Сегодняшняя консультация, поможет Вам, заботливым и думающим родителям, познакомиться и овладеть артикуляционными упражнениями
Упражнения для губ и языка:
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
«Улыбочка»
«Заборчик»
«Бублик»
«Окошечко»
«Хоботок»
«Блинчик» или «Лопатка»
«Чашечка»
«Трубочка»
«Иголочка»
«Мостик» или «Горка»
«Киска сердится»
«Парус»
«Грибок»
Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
«Улыбочка – хоботок»
«Накажем непослушный язык»
«Месим тесто»
«Расческа»
«Качели»
«Змейка»
«Часики»
«Дятел»
«Чистим зубки»
«Вкусное варенье»
«Моляр»
«Лошадка»
«Гармошка»
«Конфетка» или «Футбол»
«Худышки – толстяки» и другие.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной
гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять
упражнения несколько раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более
сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не
следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной
гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок
может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но
тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики:
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,
темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
4. Если у ребенка не получается какое - то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она
приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и
многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
Литература
1.Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова.- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011
2.Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками / О.И. Крупенчук. – СПб.: Детство – Пресс, 2014
3.Крупенчук О.И., Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика/ О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.