КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)
Проблема исследования:
при каких педагогических условиях контекстное обучение математике в довузовском учреждении МО РФ посредством использования заданий, содержащих военно-прикладные задачи, является средством формирования профессиональных компетенций будущих военных.
Объектом исследования
является
процесс обучения математике в довузовском учреждении Министерства Обороны РФ – ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус»
Предмет исследования
содержание, методы и дидактические условия осуществления контекстного обучения с использованием заданий, включающих в себя прикладные профессионально-ориентированные задачи, их влияние на повышение качества обучения математике и на формирование профессиональных компетенций будущих военных.
Цель исследования
разработка технологии контекстного обучения математике в довузовском учреждении Министерства Обороны «Омском кадетском военном корпусе» с использованием заданий, содержащих прикладные профессионально-ориентированные задачи.
В результате изучения названной проблемы была выдвинута гипотеза:
контекстное обучение математике с использованием заданий, содержащих прикладные профессионально-ориентированные задачи, является средством повышения качества обучения математике и, как следствие, улучшения качества формирования профессиональных компетенций будущих военных.
Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были сформулированы задачи исследования:
- выявить дидактическое содержание контекстного обучения математике и его роль в формировании профессиональных компетенций будущих военных;
- разработать систему военно-прикладных задач по различным разделам математики и составить сборник заданий, содержащих прикладные профессионально-ориентированные задачи;
- разработать технологию применения заданий, содержащих военно-прикладные задачи, на занятиях по математике в ОКВК;
- провести констатирующий и формирующий эксперименты, проанализировать их результаты, предполагая показать, что использование контекстного обучения с применением заданий, включающих в себя прикладные профессионально-ориентированные задачи, является фактором, улучшающим формирование профессиональных компетенций будущих военных.
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Вербицкий
Контекст как смыслообразующая категория
- Контекст – это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам.
- Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека.
- Внешний контекст – предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует.
- Моделирование предметного и социо-культурного контекстов предстоящей студенту профессиональной деятельности в формах его познавательной деятельности придает учению личностный смысл, порождает интерес к «присвоению» содержания профессионального образования.
Три источника, исходя из которых разработаны теория и технологии контекстного обучения
- деятельностная теория учения;
- приоритет активного, проблемного обучения;
- смыслообразующая направленность предметного и социального контекстов будущей профессиональной деятельности студента.
Обучающие модели в контекстном обучении
- Семиотическая обучающая модель
представляет собой вербальные или письменные тексты, содержащие теоретическую информацию о конкретной области профессиональной культуры и предполагающие ее индивидуальное присвоение каждым студентом (лекционный материал, традиционные учебные задачи, задания и т.п.).
Единицей работы студента является речевое действие.
Обучающие модели в контекстном обучении
- Имитационная обучающая модель
– это моделируемая ситуация будущей профессиональной деятельности, требующая анализа и принятия решений на основе теоретической информации.
Единица работы студента – предметное действие, основная цель которого – практическое преобразование имитируемых профессиональных ситуаций.
Обучающие модели в контекстном обучении
- Социальная обучающая модель
– это типовая проблемная ситуация или фрагмент профессиональной деятельности, которые анализируются и преобразуются в формах совместной деятельности студентов. Работа в интерактивных группах как социальных моделях профессиональной среды приводит к формированию не только предметной, но и социальной компетентности будущего специалиста.
Основной единицей активности студента является поступок, т.е. действие, направленное на другого человека, предполагающее его отклик и с учетом этого – коррекцию действия.
Модель динамического движения деятельности в контекстном обучении. Преемственность трех базовых форм деятельности студентов
- учебная деятельность академического типа - лекционно-семинарская система.
- квазипрофессиональная деятельность - имитация в аудиторных условиях содержания и динамики профессиональной деятельности.
- учебно-профессиональная деятельность - НИРС, производственные и учебные практики.
Технологии контекстного обучения в образовательном процессе.
Содержание
контекстного
обучения
Сторона профессиональной деятельности
Понятийная
Базовые формы деятельности студентов
Ведущая обучающая модель
Предметная
Собственно учебная деятельности
Формы учебных занятий
Семиотическая
Квазипрофессиональная деятельность
Социальная
Учебно-профессиональная деятельность
Иммитационная
Проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, семинар
Формы контроля
Обучающая
Лабораторная работа, практическая работа, имитационная игра, видеоанализ, треннинг, полевые исследования, мультимедиазанятия, НИРС
Информационные и проблемные вопросы
Педагогическая практика
Критерии оценки качества разрешения учебных проблем, экспертные заключения, вопросы
Вопросы ГЭК, рецензии, экспертные заключения
С вертолета, летящего горизонтально и прямолинейно на высоте, определены углы А= и В= , обозначающие голову и хвост колонны войск противника длиной 800м, движущейся по прямолинейному участку маршрута. Определить угол D и высоту на которой летит вертолет AD.
D
B
A
- Подразделение в обороне занимает практически треугольный участок местности. Стороны треугольника равны соответственно 3,8 км, 1,7 км, 2,9 км. Наибольшая сторона треугольника является передним краем обороны. Определить углы между подразделениями.
С
2,9 км
1,7 км
3,8 км
В
А
- Для определения расстояния от наблюда-тельного пункта А до центра опорного пункта подразделения противника В построен треугольник АВС. Длина АС=432 км, угол А= ,
угол С= . Определить расстояние от наблюда-тельного пункта до центра опорного пункта подразделения противника
- В ходе ведения разведки РД №1 установил непроходимые участки местности. Для определения расстояния между пунктами А и В, разделенными непроходимым участком местности, построен треугольник АВС. Определить расстояние между пунктами А и В, если АС=2,8 км, ВС=3,9 км, угол С=
А
В
С
В условиях плохой видимости с береговых маяков K и M , расстояние межу которыми 15 морских миль, обнаружен корабль «Адмирал Чабаненко» - L . Определите расстояние от корабля до каждого маяка, если определены углы LKM и LMK 30 и 45 градусов .
Сейсмической станцией А зафиксированы сильные подземные толчки на расстоянии 75 км от станции под углом 30 градусов к поверхности Земли. Между станцией и вулканом 48 км. Определите глубину эпицентра землетрясения h.
48 км
75 км
h
Три истребителя летят клином.
Между ведущим А и ведомым В
200 метров. Между ведущим А и
ведомым С 350 метров. Между
двумя ведомыми 300 метров.
Найти углы.
B
C
A