СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контекстное обучение математике как средство формирования профессиональных компетенций

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контекстное обучение математике с использованием заданий, содержащих прикладные профессионально-ориентированные задачи, является средством повышения качества обучения математике и, как следствие, улучшения качества формирования профессиональных компетенций будущих  военных.

Просмотр содержимого документа
«Контекстное обучение математике как средство формирования профессиональных компетенций»

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

Проблема исследования: при каких педагогических условиях контекстное обучение математике в довузовском учреждении МО РФ посредством использования заданий, содержащих военно-прикладные задачи, является средством формирования профессиональных компетенций будущих военных.

Проблема исследования:

при каких педагогических условиях контекстное обучение математике в довузовском учреждении МО РФ посредством использования заданий, содержащих военно-прикладные задачи, является средством формирования профессиональных компетенций будущих военных.

Объектом исследования    является процесс обучения математике  в довузовском учреждении Министерства Обороны РФ –  ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус»

Объектом исследования

является

процесс обучения математике в довузовском учреждении Министерства Обороны РФ – ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус»

Предмет исследования  содержание, методы и дидактические условия осуществления контекстного обучения с использованием заданий, включающих в себя прикладные профессионально-ориентированные задачи, их влияние на повышение качества обучения математике и на формирование профессиональных компетенций будущих военных.

Предмет исследования

содержание, методы и дидактические условия осуществления контекстного обучения с использованием заданий, включающих в себя прикладные профессионально-ориентированные задачи, их влияние на повышение качества обучения математике и на формирование профессиональных компетенций будущих военных.

Цель исследования  разработка технологии контекстного обучения математике в довузовском учреждении Министерства Обороны «Омском кадетском военном корпусе»  с использованием заданий, содержащих прикладные профессионально-ориентированные задачи.

Цель исследования

разработка технологии контекстного обучения математике в довузовском учреждении Министерства Обороны «Омском кадетском военном корпусе» с использованием заданий, содержащих прикладные профессионально-ориентированные задачи.

В результате изучения названной проблемы была выдвинута гипотеза:    контекстное обучение математике с использованием заданий, содержащих прикладные профессионально-ориентированные задачи, является средством повышения качества обучения математике и, как следствие, улучшения качества формирования профессиональных компетенций будущих военных.

В результате изучения названной проблемы была выдвинута гипотеза:

контекстное обучение математике с использованием заданий, содержащих прикладные профессионально-ориентированные задачи, является средством повышения качества обучения математике и, как следствие, улучшения качества формирования профессиональных компетенций будущих военных.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были сформулированы задачи исследования:  - выявить дидактическое содержание контекстного обучения математике и его роль в формировании профессиональных компетенций будущих военных; - разработать систему военно-прикладных задач по различным разделам математики и составить сборник заданий, содержащих прикладные профессионально-ориентированные задачи;

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были сформулированы задачи исследования:

- выявить дидактическое содержание контекстного обучения математике и его роль в формировании профессиональных компетенций будущих военных;

- разработать систему военно-прикладных задач по различным разделам математики и составить сборник заданий, содержащих прикладные профессионально-ориентированные задачи;

- разработать технологию применения заданий, содержащих военно-прикладные задачи, на занятиях по математике в ОКВК; - провести констатирующий и формирующий эксперименты, проанализировать их результаты, предполагая показать, что использование контекстного обучения с применением заданий, включающих в себя прикладные профессионально-ориентированные задачи, является фактором, улучшающим формирование профессиональных компетенций будущих военных.

- разработать технологию применения заданий, содержащих военно-прикладные задачи, на занятиях по математике в ОКВК;

- провести констатирующий и формирующий эксперименты, проанализировать их результаты, предполагая показать, что использование контекстного обучения с применением заданий, включающих в себя прикладные профессионально-ориентированные задачи, является фактором, улучшающим формирование профессиональных компетенций будущих военных.

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Вербицкий

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Вербицкий

Контекст как смыслообразующая категория    Контекст – это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам.   Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека.   Внешний контекст – предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует.   Моделирование предметного и социо-культурного контекстов предстоящей студенту профессиональной деятельности в формах его познавательной деятельности придает учению личностный смысл, порождает интерес к «присвоению» содержания профессионального образования.

Контекст как смыслообразующая категория

  • Контекст – это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам.
  • Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека.
  • Внешний контекст – предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует.
  • Моделирование предметного и социо-культурного контекстов предстоящей студенту профессиональной деятельности в формах его познавательной деятельности придает учению личностный смысл, порождает интерес к «присвоению» содержания профессионального образования.
Три источника, исходя из которых разработаны теория и технологии контекстного обучения  деятельностная теория учения; приоритет активного, проблемного обучения; смыслообразующая направленность предметного и социального контекстов будущей профессиональной деятельности студента.

Три источника, исходя из которых разработаны теория и технологии контекстного обучения

  • деятельностная теория учения;
  • приоритет активного, проблемного обучения;
  • смыслообразующая направленность предметного и социального контекстов будущей профессиональной деятельности студента.
Обучающие модели  в контекстном обучении  Семиотическая обучающая модель    представляет собой вербальные или письменные тексты, содержащие теоретическую информацию о конкретной области профессиональной культуры и предполагающие ее индивидуальное присвоение каждым студентом (лекционный материал, традиционные учебные задачи, задания и т.п.). Единицей работы студента является речевое действие.

Обучающие модели в контекстном обучении

  • Семиотическая обучающая модель

представляет собой вербальные или письменные тексты, содержащие теоретическую информацию о конкретной области профессиональной культуры и предполагающие ее индивидуальное присвоение каждым студентом (лекционный материал, традиционные учебные задачи, задания и т.п.).

Единицей работы студента является речевое действие.

Обучающие модели  в контекстном обучении   Имитационная обучающая модель   – это  моделируемая ситуация будущей профессиональной деятельности, требующая анализа и принятия решений на основе теоретической информации.   Единица работы студента – предметное действие, основная цель которого – практическое преобразование имитируемых профессиональных ситуаций.

Обучающие модели в контекстном обучении

  • Имитационная обучающая модель

это моделируемая ситуация будущей профессиональной деятельности, требующая анализа и принятия решений на основе теоретической информации.

Единица работы студента – предметное действие, основная цель которого – практическое преобразование имитируемых профессиональных ситуаций.

Обучающие модели  в контекстном обучении  Социальная обучающая модель    – это типовая проблемная ситуация или фрагмент профессиональной деятельности, которые анализируются и преобразуются в формах совместной деятельности студентов. Работа в интерактивных группах как социальных моделях профессиональной среды приводит к формированию не только предметной, но и социальной компетентности будущего специалиста.   Основной единицей активности студента является поступок, т.е. действие, направленное на другого человека, предполагающее его отклик и с учетом этого – коррекцию действия.

Обучающие модели в контекстном обучении

  • Социальная обучающая модель

это типовая проблемная ситуация или фрагмент профессиональной деятельности, которые анализируются и преобразуются в формах совместной деятельности студентов. Работа в интерактивных группах как социальных моделях профессиональной среды приводит к формированию не только предметной, но и социальной компетентности будущего специалиста.

Основной единицей активности студента является поступок, т.е. действие, направленное на другого человека, предполагающее его отклик и с учетом этого – коррекцию действия.

Модель динамического движения деятельности в контекстном обучении.  Преемственность трех базовых форм деятельности студентов  учебная деятельность академического типа - лекционно-семинарская система.    квазипрофессиональная деятельность - имитация в аудиторных условиях содержания и динамики профессиональной деятельности.    учебно-профессиональная деятельность - НИРС, производственные и учебные практики.

Модель динамического движения деятельности в контекстном обучении. Преемственность трех базовых форм деятельности студентов

  • учебная деятельность академического типа - лекционно-семинарская система.
  • квазипрофессиональная деятельность - имитация в аудиторных условиях содержания и динамики профессиональной деятельности.
  • учебно-профессиональная деятельность - НИРС, производственные и учебные практики.
Технологии контекстного обучения  в образовательном процессе. Содержание контекстного обучения Сторона профессиональной деятельности Понятийная Базовые формы деятельности студентов Ведущая обучающая модель Предметная Собственно учебная деятельности Формы учебных занятий Семиотическая Квазипрофессиональная деятельность Социальная Учебно-профессиональная деятельность Иммитационная Проблемная лекция,  лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, семинар Формы контроля Обучающая Лабораторная работа, практическая работа, имитационная игра, видеоанализ, треннинг, полевые исследования, мультимедиазанятия, НИРС Информационные и проблемные вопросы Педагогическая практика Критерии оценки качества разрешения учебных проблем, экспертные заключения, вопросы Вопросы ГЭК, рецензии, экспертные заключения

Технологии контекстного обучения в образовательном процессе.

Содержание

контекстного

обучения

Сторона профессиональной деятельности

Понятийная

Базовые формы деятельности студентов

Ведущая обучающая модель

Предметная

Собственно учебная деятельности

Формы учебных занятий

Семиотическая

Квазипрофессиональная деятельность

Социальная

Учебно-профессиональная деятельность

Иммитационная

Проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, семинар

Формы контроля

Обучающая

Лабораторная работа, практическая работа, имитационная игра, видеоанализ, треннинг, полевые исследования, мультимедиазанятия, НИРС

Информационные и проблемные вопросы

Педагогическая практика

Критерии оценки качества разрешения учебных проблем, экспертные заключения, вопросы

Вопросы ГЭК, рецензии, экспертные заключения

 С вертолета, летящего горизонтально и прямолинейно на высоте, определены углы А= и В= , обозначающие голову и хвост колонны войск противника длиной 800м, движущейся по прямолинейному участку маршрута. Определить угол D и высоту на которой летит вертолет AD.  D B A

С вертолета, летящего горизонтально и прямолинейно на высоте, определены углы А= и В= , обозначающие голову и хвост колонны войск противника длиной 800м, движущейся по прямолинейному участку маршрута. Определить угол D и высоту на которой летит вертолет AD.

D

B

A

Подразделение в обороне занимает практически треугольный участок местности. Стороны треугольника равны соответственно 3,8 км, 1,7 км, 2,9 км. Наибольшая сторона треугольника является передним краем обороны. Определить углы между подразделениями. С 2,9 км 1,7 км 3,8 км В А
  • Подразделение в обороне занимает практически треугольный участок местности. Стороны треугольника равны соответственно 3,8 км, 1,7 км, 2,9 км. Наибольшая сторона треугольника является передним краем обороны. Определить углы между подразделениями.

С

2,9 км

1,7 км

3,8 км

В

А

Для определения расстояния от наблюда-тельного пункта А до центра опорного пункта подразделения противника В построен треугольник АВС. Длина АС=432 км, угол А= ,  угол С= . Определить расстояние от наблюда-тельного пункта до центра опорного пункта подразделения противника
  • Для определения расстояния от наблюда-тельного пункта А до центра опорного пункта подразделения противника В построен треугольник АВС. Длина АС=432 км, угол А= ,

угол С= . Определить расстояние от наблюда-тельного пункта до центра опорного пункта подразделения противника

В ходе ведения разведки РД №1 установил непроходимые участки местности. Для определения расстояния между пунктами А и В, разделенными непроходимым участком местности, построен треугольник АВС. Определить расстояние между пунктами А и В, если АС=2,8 км, ВС=3,9 км, угол С= А В С
  • В ходе ведения разведки РД №1 установил непроходимые участки местности. Для определения расстояния между пунктами А и В, разделенными непроходимым участком местности, построен треугольник АВС. Определить расстояние между пунктами А и В, если АС=2,8 км, ВС=3,9 км, угол С=

А

В

С

В условиях плохой видимости с береговых маяков K и M , расстояние межу которыми 15 морских миль, обнаружен корабль «Адмирал Чабаненко» - L . Определите расстояние от корабля до каждого маяка, если определены углы LKM и LMK  30 и 45 градусов .

В условиях плохой видимости с береговых маяков K и M , расстояние межу которыми 15 морских миль, обнаружен корабль «Адмирал Чабаненко» - L . Определите расстояние от корабля до каждого маяка, если определены углы LKM и LMK 30 и 45 градусов .

Сейсмической станцией А зафиксированы сильные подземные толчки на расстоянии 75 км от станции под углом 30 градусов к поверхности Земли. Между станцией и вулканом 48 км. Определите глубину эпицентра землетрясения h.  48 км 75 км h

Сейсмической станцией А зафиксированы сильные подземные толчки на расстоянии 75 км от станции под углом 30 градусов к поверхности Земли. Между станцией и вулканом 48 км. Определите глубину эпицентра землетрясения h.

48 км

75 км

h

Три истребителя летят клином. Между ведущим А и ведомым В 200 метров. Между ведущим А и ведомым С 350 метров. Между двумя ведомыми 300 метров.  Найти углы. B C A

Три истребителя летят клином.

Между ведущим А и ведомым В

200 метров. Между ведущим А и

ведомым С 350 метров. Между

двумя ведомыми 300 метров.

Найти углы.

B

C

A