Вариант 4
1. Удивительное приспособление — перо!
Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно — естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина, того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны сего необыкновенно сложным строением.
Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ, так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица — это и есть по определению существо, имеющее перья. (Д. Эттенборо «Жизнь на Земле»)
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Почти все свойства, отличающие птиц от других существ, связаны с наличием у них перьевого покрова, потому что перо — уникальное приспособление, не имеющее равных по целому ряду параметров.
2) Теплоизолирующие и аэродинамические свойства пера птицы уникальны.
3) Перо птицы состоит из обычного кератина, того же вещества, что и чешуя рептилий, и ногти человека, но оно отличается сложным строением.
4) Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо состоит из кератина.
5) Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо имеет простой состав, но сложное строение, что обеспечивает уникальные теплоизоляцию и аэродинамические свойства.
2. (1)Интересный факт: учёные впервые усомнились в авторстве отдельных текстов Гомера вот почему.
(2)В «Войне мышей и лягушек» богиня Афина жалуется, что кваканье лягушек не даёт ей спать до петушьего пения. (3)А петухи и куры появились в Греции только через двести лет после Гомера: когда Гомер описывает богатые дома и дворы, там еще нет кур, а есть только гуси. (4)Ведь разведение кур пришло из Азии, и курица еще долго называлась «персидской птицей». (5)... домашние кошки, приученные ловить мышей, появились в Европе совсем поздно, уже в римскую эпоху. (6)Кошки, о которых упоминается в «Войне мышей и лягушек», — только дикие (лесные или камышовые) и очень хищные.
(По М.Л. Гаспарову)
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?
1.В заключение
2.Так что
3.А
4.Хотя
5.Если
3. (1)При ознакомлении с укладом жизни аборигенов подкупает то, что люди даже в традиционных деревнях-поселениях, куда по договорённости допускаются туристы, просто живут своей повседневной жизнью, лишь слегка наряжаясь к приходу гостей. (2)«Артисты» после представления не сбрасывают с себя традиционные наряды и не переодеваются в китайские джинсы, чтобы потом разъехаться по домам, как это происходит в большинстве «экзотических» стран мира, а продолжают жить своим укладом, который мало изменился за сотни лет.
(Александр Волков «Остров Танна. Вануату», «Наука и жизнь», №8 2013)
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.
МИР, -а, м.
1.Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве. Вселенная. Пример: происхождение мира.
2.Земной шар. Земля со всем существующим на ней. Примеры: во всём мире, половина мира; Весь мир затих.
3.Отдельная часть Вселенной; планета. Пример: Остатки миров, где люди открыли атомную энергию и не смогли договориться.
4.С определением. Человеческое общество, объединённое определённым общественным строем, культурными и социально-историческими признаками. Примеры: Античный мир. Новый мир. Старый мир разлагается, зазеленели новые всходы жизни — жизнь зовёт к себе, открывает всем свои объятия.
5.Чего или какой. Какая-л. сфера жизни или область явлений в природе. Примеры: растительный мир, животный мир, мир насекомых.
6.Чего или какой. Какая-л. сфера деятельности людей. Примеры: мир актёров, мир театра, мир науки.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1.обогнала´
2.занята´
3.коры´сть
4.обле´гчит
5.влила´сь
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1.Вы выбрали не самый УДАЧНЫЙ момент для покупки недвижимости: цены сейчас очень высоки.
2.Журналистов, поработавших в горячих точках неоднократно, ПРЕДСТАВИЛИ к государственным наградам.
3.ВЫСОТНЫЕ здания, построенные в последние годы, навсегда изменили силуэт города.
4.Человек он яркий, АРТИСТИЧНЫЙ.
5.Напряжённость, агрессия, НАЛИЧНОСТЬ конфликтов в семье негативно сказываются на детях.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1.двести двадцать ВАТТ
2.плохие ПОВАРА
3.ПЛОШЕ
4.шесть БЛЮДЕЦ
5.ВЗРОСЛЫЙ шимпанзе
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов. 2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру. 3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре. 4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение. 5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто. 6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке. 7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое. 8) Молодой Диккенс как-то сказал, что начал писать, для того чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости. 9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников. |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
1.пром...чить (ноги)
2.зап...щать
3.с...реневый
4.оз...рить
5.ш...винизм
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1.ра...хаживать, в...бодриться
2.пр...дыдущий, пр...подавание
3.бе...причинно, бе...ропотно
4.по...ыскать, о...плыть
5.пр...обрёл, пр...кратить
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
1.ореш...к
2.корч...вать
3.затейл...вый
4.циркони...вый
5.преодол...вающий
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
1.откуш...нный
2.атаку...мый
3.завис...шь
4.шепч...шься
5.обиж...нный
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1.Всю ночь я (не)спал, но дочитать роман до конца (не)успел.
2.После аварии автомобиль восстановлению (не)подлежит.
3.Среди пепла и руин (не)оказалось бронзовых скульптур, которых огонь уничтожить не мог.
4.Стив Мэнн занимается изобретением (не)обычных музыкальных инструментов уже более двадцати лет.
5.Мы высадились на пустынный двор, (не)засаженный ни цветами, ни кустами, ни деревьями.