СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит 5 вариантов с ответами. Разработано из открытого банка заданий, расположенных на ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Ответы»

Ответы к заданиям.

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

3,5

Потому что


2

дове´зенный


гарантийного

оттуда


А6

Б5

В4

Г2

Д8


роптать 


Почитать

простирнуть

оранжевый 


слышимый 


нечего

2

1,3

Когда


1

на´долго


абонентов

помаши


А5

Б1

В9

Г4

Д8


хвастун


Привинтить

прибыть

опасливо


блещешь

необязательно


3

1,5

а

3

дони´зу


оградить


гольфов


А1

Б5

В6

Г3

Д4


зачерствевший


Предъявитель

предъюбилейный

преодолев


вываленный


неприхотливый


4

1,5

а

2

обле´гчит


наличие


хуже

А6

Б7

В5

Г2

Д3


запищать 


Предыдущий

преподавание

затейливый


подстреленный 


неокрепшие

5

1,5

поэтому

1

наде´лит


выгодность


делающий


А1

Б4

В3

Г2

Д7


кошачий


Округа

осмотреть

эмалевый


зависишь 


необязательно




Просмотр содержимого документа
«№1»

Вариант 1

1. У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.

Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.

(Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых.

2)Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной.

3)Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование.

4)Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков.

5)Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена.

2. (1)Женщины в воинском государстве Спарта были под стать мужьям: мужественные, сильные, закалённые.(2)Они не жили затворницами, как в остальной Греции: с ними считались. (3)«Только в Спарте мужья слушаются жён», — сказали спартанке. (4)«... только в Спарте жёны рожают настоящих мужей», — ответила она.

(5)Одна спартанка послала в бой пятерых сыновей и ждала вестей у ворот. (6)Появился гонец.

(7)— Как дела?

(7)— Все пятеро убиты, — ответил гонец.

(8)— Я не о том спрашиваю: кто победил?

(9)— Мы.

(10)— Тогда я счастлива, что они погибли, — сказала мать.

(По М.Л. Гаспарову) 

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении?

Но

А

То есть

Потому что

Итак,

3. (1)Первую музыку специально для кино написал французский композитор Камилл Сен-Санс. (2)Его сочинение в исполнении камерного оркестра сопровождало немой французский фильм 1908 года «Убийство герцога де Гиза».

(«Наука и жизнь», «Кунсткамера», №8 2013)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОЧИНЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

СОЧИНЕНИЕ, -я, ср.

1)Действие по глаголу сочинять. Примеры: сочинение стихов, сочинение танцев.

2)Литературное, научное или музыкальное произведение. Примеры: собрание сочинений, написать сочинение. После оперы и сюиты я напишу наконец образцовое сочинение (Чайковский).

3)Письменная школьная работы, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждений на заданную тему. Примеры: сочинение на тему, сочинение ученика 8 класса.

4)Грамм. Способ связи двух или нескольких самостоятельных слов и предложений.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите (здесь и далее: отметьте) это слово.

ба´нты

дове´зенный

сверли´т

сиро´ты

рвала´

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 1)Брат потерял АБОНЕМЕНТ в бассейн.

2)На высоком берегу Волги шумел ВЕКОВОЙ сосновый бор.

3)Мы должны проанализировать ГОДИЧНЫЕ издержки, чтобы понять, в каком квартале возможна наибольшая экономия средств.

4)ДЕЛОВАЯ переписка хранится у меня вот в этой папке.

5)Срок ГАРАНТИРОВАННОГО ремонта окончился два месяца назад.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 ОТТУДОВА

килограмм абхазских МАНДАРИНОВ

опытные ИНЖЕНЕРЫ

КРАСИВЕЕ

ДЕВЯНОСТА рублями

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Марко Поло (1254—1324) — венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая.

2) Решая задачу, ему было трудно.

3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны.

4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног.

5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.

6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого.

7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена.

8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов.

9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия.

 

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 гр...мада

л...ловый

выт...реть

р...птать

сг...ревший

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 ...делать, и...бежать

пр...даное, пр...большущий

п...дпись, пр...матерь

по...солнечник, о...ключить

п...читать, пр...стирнуть

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 докраш...вать

оранж...вый

угодл...во

подпрыг...вать

встрет...в

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

увид...вший

блещ...шь

откуш...нный

слыш...мый

выключ...нный

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Есть дома было (не)чего, и мы отправились в магазин.

Неужели твой кот ни капли меня (не)боится?

Всё было по-прежнему, но в саду были (не)старые, а новые качели: их полностью скрывали разросшиеся кусты сирени.

Брат убежал, опять (не)вымыв за собой грязную посуду.

Всё шло очень хорошо, пока (не)произошёл этот дурацкий случай с потерянными деньгами.

Просмотр содержимого документа
«№2»

Вариант 2

1. Книга Этторе Ло Гатто представляет собой непринуждённое, спонтанное повествование о жизни и работе не только переводчика, критика и учёного, но и редкого энтузиаста, упорного, возможно, упрямого, который всегда был другом России и русских, где бы он их ни встречал — в Ленинграде, Москве или Париже. Все, о ком пишет Ло Гатто, — известные личности: одни стали знамениты ещё до того, как он с ними познакомился, другие — впоследствии. Имена многих героев книги открылись российскому читателю лишь недавно, так как речь идёт как о деятелях литературы и искусства, остававшихся после революции в СССР, так и эмигрировавших. Ло  Гатто всегда считал русскую литературу неделимой, связанной единством языка и единством любви к России, только любовь эта выражалась в разных формах и была пережита по-разному.

(Этторе Ло Гатте «Мои встречи с Россией», предисловие Анны Ло Гатто Мавер)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1)Книга переводчика, критика и учёного Этторе Ло Гатто рассказывает об известных деятелях российской культуры, многие из которых эмигрировали из СССР после революции.

2)Этторе Ло Гатто, известный переводчик, критик и учёный, встречался со многими русскими деятелями культуры и в России, и за рубежом.

3)Этторе Ло Гатто рассказал в своей книге об известных деятелях русской культуры, с которыми он был знаком и которые представляют единую культуру, независимо от того, остались ли они после революции в России или уехали в эмиграцию.

4)Этторе Ло Гатто, ведущий исследователь русской литературы в Италии, мечтал о том времени, когда произведения русских писателей и поэтов, эмигрировавших за рубеж после революции, разрешат издавать на родине.

5)Этторе Ло Гатто — переводчик, критик и учёный, редкий энтузиаст и друг России.



2. (1)Древние греки чтили победителей спортивных игр. (2)Самым знаменитым атлетом всех времен был Милон Кротонский, ученик философа Пифагора. (3)Это он мальчиком стал тренировать силу, поднимая на плечи телёнка и каждый день обнося его вокруг площадки для упражнений. (4)Телёнок рос, но росли и силы Милона. (5) ... прошло года три,  он с такой же легкостью носил вокруг стадиона большого быка.

(6)Когда Милон одержал победу, в его честь отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул её на плечо и сам принес в храм. 

 (По М.Л. Гаспарову) 

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?

      • Когда

      • Тогда

      • Поэтому

      • Напротив,

      • С одной стороны,

3. (1)Эксперименты испанских и английских психологов показали, что горячий шоколад кажется вкуснее, когда его подают в чашке оранжевого цвета. (2)В опытах использовали посуду белого, красного, кремового и оранжевого цветов.
(«Наука и жизнь», «Кунсткамера», №8 2013)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАШКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

ЧАШКА, -и, ж.

1)Небольшой сосуд для питья округлой формы, обычно с ручкой, из фарфора, фаянса и т.п. Примеры: фарфоровая чашка, старинная чашка, голубая чашка, чашка с молоком.

2)Прост. Миска. Примеры: Все ели картошку из одной чашки деревянными ложками. Он поставил перед собакой чашку с жидкой кашицей.

3)Предмет или часть предмета, имеющие округлую форму. Примеры: чашки весов, чашка шпаги.

4)Спец. Полукруглая выемка на конце бревна для связывания брёвен в венец.

5)Коленная чашка — то же, что коленная чашечка.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    • при´нял

    • тамо´жня

    • на´долго

    • перелила´

    • озло´бить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

    • Услуги связи оказываются на высоком уровне: мы почти не получаем жалоб от АБОНЕМЕНТОВ.

    • Пока существует ВРАЖДЕБНЫЙ лагерь, спокойно работать будет невозможно.

    • Сделайте глубокий ВДОХ и задержите дыхание.

    • ГЛИНИСТЫЕ почвы трудно обрабатывать, но они хорошо задерживают влагу.

    • Пятый абзац допускает ДВОЙСТВЕННОЕ толкование.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 МЕНЕЕ чёткий

икра из БАКЛАЖАНОВ

ПОМАХАЙ рукой

административные ОКРУГА

ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями



7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Нотариус сказал, что мне нужны оригиналы документов, а вы принёсли копии. Теперь я должен принести ему оригиналы.

2) Следить за жизнью пингвинов довольно сложно: они пугливы, особенно императорские.

3) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире.

4) Ни завод, ни фабрика в прошлом году работать так и не начала.

5) О владельцах усадьбы рассказывают комнаты, обставленными дворцовой мебелью и украшенными скульптурой, старинной бронзой и картинами.

6) Источники пыли в атмосфере весьма разнообразны: почва и соли морской воды, попадающие в воздух, вулканические выбросы, пожары.

7) Замечено, что те, кто в детстве проводил больше времени не дома, а под открытым небом, реже становятся близорукими.

8) По возвращению из командировки отец всегда расспрашивал нас о школьных новостях.

9) Делая мороженое дома, обычно процесс доверяется электрической мороженице.

 

  1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 разг...раться

прик...снуться

хв...стун

сж...гаемый

уб...ри

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 пр...винтить, пр...быть 

ра...положиться, бе...деятельный

пр...дъявитель, пр...дорожный

ра...сказ, бе...дарь

н...печь, ...тдать

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 оскуд...вать

шарж...вый

ландыш...вый

опасл...во

кальци...вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

угодл...во

подпрыг...вать

увид...вший

блещ...шь

встрет...в

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    • Фёдор Растопчин сжёг своё подмосковное имение Вороново, чтобы оно (не)досталось французам.

    • Его замысел так и (не)был осуществлён.

    • Люблю комнатные растения, но не умею за ними ухаживать: однажды у меня погиб даже (не)прихотливый кактус.

    • За лесом главы монастыря (не)были видны, но гул колокола раздавался у нас прямо над ухом.

    • Из-за сильного течения мы (не)смогли пристать в берегу в нужном месте.



Просмотр содержимого документа
«№3»

Вариант 3

1. Научно-популярные книги, как правило, пишутся двумя категориями авторов: учёными, лично добывающими факты (таковы книги К. А. Тимирязева, В. А. Обручева, Э. Сетон-Томпсона, А. Е. Ферсмана, С. И. Вавилова, Тура Хейердала, Н. Н. Плавильщикова, И. А. Ефремова, Б. Гржимека), и писателями-популяризаторами — вспомним О. Писаржевского, Д. Данина, В. Полынина и др. Если строго придерживаться такого разделения, то Дэвида Эттенборо, казалось бы, следовало отнести ко второй группе авторов. Но его книги — это глубокое проникновение в проблематику, в дух науки, представляемой широкому читателю. Вот с чем связан успех его книг у читателя.

(Н.Н. Воронцов, профессор, предисловие к книге Д. Эттенборо «Жизнь на Земле»)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Книги Дэвида Эттеннборо пользуются успехом у читателя, потому что писатель-популяризатор глубоко проникает в проблематику и дух науки в книгах, предназначенных широкому читателю.

2) Научно-популярные книги создаются учёными или писателями-популяризаторами, к которым и относится Д. Эттенборо, книги которого несут широкому читателю дух науки.

3) Многие выдающиеся учёные создавали научно-популярные книги: К. А. Тимирязев,

В. А. Обручев, Э. Сетон-Томпсон, А. Е. Ферсман, С. И. Вавилов, Тур Хейердал, Н. Н. Плавильщиков, И.А. Ефремов, Б. Гржимек и другие.

4) Важно различать, кто создал научно-популярную книгу: выдающийся учёный или писатель-популяризатор, поскольку доверять можно лишь книгам, написанным учёными.

5) Научно-популярные книги бывают разного качества, потому что одни из них пишут настоящие учёные, а другие — писатели-популяризаторы.

2. (1)Греки любили свои спортивные состязания без памяти. (2)На Олимпийские игры народ сходился толпами: состязания стремился увидеть каждый. (3)... справлялись они в самом разгаре лета. (4)Тогда давка и жара была такая, что один хозяин, говорят, грозил провинившемуся рабу: «Вот пошлю я тебя не жернова ворочать, а в Олимпию на игры смотреть!» (5)Имена победителей в соревнованиях  были у всех на устах. (6)Об атлетах ходило множество рассказов — иногда восторженных, иногда насмешливых.

(По М.Л. Гаспарову) 

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении?

1.Кроме того,

2.А

3.Например,

4.Таким образом,

5.Если бы

3. (1)По оценке ООН, в мире ежегодно выбрасывается 1,3 миллиарда тонн пригодных к употреблению пищевых продуктов. (2)Это в четыре раза больше, чем понадобилось бы для полного решения проблемы голода на Земле. (3)Каждый американец или европеец ежегодно выбрасывает на помойку в среднем по 95 — 115 килограммов вполне качественных продуктов. («Наука и жизнь», «Кунсткамера», №8 2013)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОДУКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

ПРОДУКТ, -а, м.

1.Предмет как результат человеческого труда или результат труда в какой-л. отрасли производства. Примеры: готовый продукт, стоящий денег; продукты сельского хозяйства, продукты обрабатывающей промышленности.

2.Перен. Порождение, следствие, результат чего-л. Примеры: продукт наблюдения и сравнения, продукт капитализма.

3.Обычно мн.ч. Предметы питания, съестные припасы. Примеры: молочные продукты, продукты на неделю, запас продуктов.

4.Вещество, образующееся химическим или иным путём из другого вещества. Примеры: продукты сгорания топлива, продукты разложения окиси железа.

5.То, что служит для изготовления чего-л. Примеры: продукт для изготовления бумаги, продукт для производства вина.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1.посла´ла

2.сняла´

3.нажи´вший

4.дони´зу

5.позвони´т

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 1.Ишь какие ногти ОТРАСТИЛА, белоручка!

2.Многие родители стремятся ОГОРОДИТЬ своих детей от материальных проблем.

3.Людей жалко: они оказались в самом БЕДСТВЕННОМ положении.

4.В воскресенье состоится БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ концерт. Средства от него пойдут на поддержку деятельности фонда «Вера».

5.Упорная работа плохо сочетается с КОМФОРТНЫМ жизненным стилем, это стоит осознать.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 1.ПОЕЗЖАЙ прямо

2.белых ГОЛЬФ

3.лучшие ТРЕНЕРЫ

4.ТРЕМЯ ПЯТЫМИ

5.СЛОЖИВ полотенца


7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

2) Диккенс говорил, что с детства он чувствовал, что мир достоин не только презрения, что в нём стоит жить.

3) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.

4) Близких нужно любить и заботиться.

5) Там нарисовано деревня, река и лес.

6) По окончанию переговоров участники вышли к журналистам.

7) После новогодних каникул мы с мамой поехали навестить бабушку, жившую в Подмосковье.

8) Вхождение России в десятку наиболее интересных для корпорации стран, благодаря высоким объёмам продаж, позволяет местному представительству привлекать дополнительные инвестиции

9) Благодаря запуску на орбиту вокруг Земли специализированных рентгеновских обсерваторий известно уже около тысячи рентгеновских систем в нашей и ближайших галактиках.


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 1.зач...рствевший

2.прик...сновение

3.д...легат

4.пл...вец

5.разг...реться

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 1.ра...шевелиться, ра...бушеваться

2.пр...дъявитель, пр...дъюбилейный

3.бе...ропотно, бе...причинно

4.по...ыграть, пос...импрессионизм

5.и...давать, ...дача

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 1.расстра...ваться

2.жалостл...во

3.юрод...вый

4.застёг...вать

5.преодол...в

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1.увид...вший

2.блещ...шь

3.откуш...нный

4.слыш...мый

5.выключ...нный

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1.Нам (не)к кому было обратиться за помощью.

2.Это была (не)более чем шутка.

3.Мечтой Рудольфа Дизеля был (не)лёд, изготовлением которого занималась фирма, а пламя — от мечтал усовершенствовать двигатель внутреннего сгорания конструкции Августа Отто.

4.Я люблю молодую катошечку: её (не)нужно чистить.

5. В этой теории (не)окрепшие умы нашли всё, чего хотели: много критики устоев, казавшейся им убедительной


Просмотр содержимого документа
«№4»

Вариант 4

1. Удивительное приспособление — перо!

Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно — естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина, того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны сего необыкновенно сложным строением.

Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ, так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица — это и есть по определению существо, имеющее перья. (Д. Эттенборо «Жизнь на Земле»)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Почти все свойства, отличающие птиц от других существ, связаны с наличием у них перьевого покрова, потому что перо — уникальное приспособление, не имеющее равных по целому ряду параметров.

2) Теплоизолирующие и аэродинамические свойства пера птицы уникальны.

3) Перо птицы состоит из обычного кератина, того же вещества, что и чешуя рептилий, и ногти человека, но оно отличается сложным строением.

4) Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо состоит из кератина.

5) Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо имеет простой состав, но сложное строение, что обеспечивает уникальные теплоизоляцию и аэродинамические свойства.

2. (1)Интересный факт: учёные впервые усомнились в авторстве отдельных текстов Гомера вот почему.

(2)В «Войне мышей и лягушек» богиня Афина жалуется, что кваканье лягушек не даёт ей спать до петушьего пения. (3)А петухи и куры появились в Греции только через двести лет после Гомера: когда Гомер описывает богатые дома и дворы, там еще нет кур, а есть только гуси. (4)Ведь разведение кур пришло из Азии, и курица еще долго называлась «персидской птицей». (5)... домашние кошки, приученные ловить мышей, появились в Европе совсем поздно, уже в римскую эпоху. (6)Кошки, о которых упоминается в «Войне мышей и лягушек», — только дикие (лесные или камышовые) и очень хищные.

(По М.Л. Гаспарову) 

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?

1.В заключение

2.Так что

3.А

4.Хотя

5.Если

3. (1)При ознакомлении с укладом жизни аборигенов подкупает то, что люди даже в традиционных деревнях-поселениях, куда по договорённости допускаются туристы, просто живут своей повседневной жизнью, лишь слегка наряжаясь к приходу гостей. (2)«Артисты» после представления не сбрасывают с себя традиционные наряды и не переодеваются в китайские джинсы, чтобы потом разъехаться по домам, как это происходит в большинстве «экзотических» стран мира, а продолжают жить своим укладом, который мало изменился за сотни лет.

(Александр Волков «Остров Танна. Вануату», «Наука и жизнь», №8 2013)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

МИР, -а, м.

1.Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве. Вселенная. Пример: происхождение мира.

2.Земной шар. Земля со всем существующим на ней. Примеры: во всём мире, половина мира; Весь мир затих.

3.Отдельная часть Вселенной; планета. Пример: Остатки миров, где люди открыли атомную энергию и не смогли договориться.

4.С определением. Человеческое общество, объединённое определённым общественным строем, культурными и социально-историческими признаками. Примеры: Античный мир. Новый мир. Старый мир разлагается, зазеленели новые всходы жизни — жизнь зовёт к себе, открывает всем свои объятия.

5.Чего или какой. Какая-л. сфера жизни или область явлений в природе. Примеры: растительный мир, животный мир, мир насекомых.

6.Чего или какой. Какая-л. сфера деятельности людей. Примеры: мир актёров, мир театра, мир науки.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1.обогнала´

2.занята´

3.коры´сть

4.обле´гчит

5.влила´сь

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 1.Вы выбрали не самый УДАЧНЫЙ момент для покупки недвижимости: цены сейчас очень высоки.

2.Журналистов, поработавших в горячих точках неоднократно, ПРЕДСТАВИЛИ к государственным наградам.

3.ВЫСОТНЫЕ здания, построенные в последние годы, навсегда изменили силуэт города.

4.Человек он яркий, АРТИСТИЧНЫЙ.

5.Напряжённость, агрессия, НАЛИЧНОСТЬ конфликтов в семье негативно сказываются на детях.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 1.двести двадцать ВАТТ

2.плохие ПОВАРА

3.ПЛОШЕ

4.шесть БЛЮДЕЦ

5.ВЗРОСЛЫЙ шимпанзе

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов.

2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру.

3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.

4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение.

5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.

7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.

8) Молодой Диккенс как-то сказал, что начал писать, для того чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости.

9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников.


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 1.пром...чить (ноги)

2.зап...щать

3.с...реневый

4.оз...рить

5.ш...винизм

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 1.ра...хаживать, в...бодриться

2.пр...дыдущий, пр...подавание

3.бе...причинно, бе...ропотно

4.по...ыскать,  о...плыть

5.пр...обрёл, пр...кратить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1.ореш...к

2.корч...вать

3.затейл...вый

4.циркони...вый

5.преодол...вающий

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1.откуш...нный

2.атаку...мый

3.завис...шь

4.шепч...шься

5.обиж...нный

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1.Всю ночь я (не)спал, но дочитать роман до конца (не)успел.

2.После аварии автомобиль восстановлению (не)подлежит.

3.Среди пепла и руин (не)оказалось бронзовых скульптур, которых огонь уничтожить не мог.

4.Стив Мэнн занимается изобретением (не)обычных музыкальных инструментов уже более двадцати лет.

5.Мы высадились на пустынный двор, (не)засаженный ни цветами, ни кустами, ни деревьями.


Просмотр содержимого документа
«№5»

Вариант 5

1. Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. Быстрый распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.

Тем, кто пытается исключить сахар из рациона, следует помнить, что углеводы — единственный источник, за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга, то есть сохраняется способность к мышлению.

(Игорь Сокольский, кандидат фармацевтических наук, «Беседы о питании», «Наука и жизнь» №8, 2010)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Благодаря быстрому распаду и окислению глюкозы в крови организм не может использовать энергетические ресурсы при интенсивных нагрузках.

2) Сахар из рациона исключать нельзя, потому что углеводы — единственный источник, позволяющий питать мозговую деятельность.

3) Источником энергии в организме человека является глюкоза в крови.

4) Благодаря своим свойствам глюкоза в крови является источником энергии, потребляемой организмом человека при мышечных и умственных нагрузках.

5) Источником энергии, необходимой человеку при мышечных и умственных нагрузках, являются глюкоза в крови: именно за счёт углеводов сохраняется способность к мышлению.

2. (1)Создать надёжную вакцину от гриппа никак не удаётся, поскольку вирус каждый год меняет состав белков своей оболочки, против которых вакцина должна тренировать иммунную систему привитого.(2)... на каждую эпидемию приходится разрабатывать новый вариант вакцины.(3)Французские иммунологи из университета Лиона решили подойти к задаче с другого конца: блокировать активность не вируса, а белка PAR - 1, который имеется в слизистых оболочках лёгких и участвует в процессе их воспаления под действием вирусов. (4)Предполагают, что новая вакцина будет выпускаться в форме спрея для носа.

 («Вакцина против гриппа: новый подход», «Наука и жизнь», №8 2013) 

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении?

Если

Хотя

Потому что

Сверх того,

Поэтому

3. (1)Подъём на вулкан занял каких-то сорок минут перед закатом. (2)Ясур грохотал так, что закладывало уши и не было слышно ни слова из уст собеседников. (3)Под ногами дрожала земля, и казалось, что, если тряхнёт чуточку посильнее, мы обязательно скатимся вниз. (4)А ведь по местным меркам у вулкана сейчас минимальный уровень активности.

(Александр Волков «Остров Танна. Вануату», «Наука и жизнь», №8 2013)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОДЪЁМ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

ПОДЪЁМ, -а, м.

1) Действие по гл. поднять—поднимать и подняться—подниматься. Примеры: подъём флага, подъём груза, подъём на гору.

2 )Энергичный рост, сильное развитие чего-л. Примеры: промышленный подъём, подъём экономики, подъём уровня культуры.

3) Воодушевление, возбуждение. Примеры: духовный подъём, петь с подъёмом, с большим подъёмом.

4) Участок дороги, поднимающийся в гору. Примеры: спуск и подъём; Ехали медленно, на подъёмах шли пешком.

5) Верхняя часть стопы от пальцев к щиколотке. Примеры: высокий подъём, низкий подъём.

6) Сигнал к пробуждению, а также к отправлению в поход. Пример: Пролетел звук трубы, заигравшей подъём.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кра´ны

кра´лась

наде´лит

лила´

то´ртов

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 Назовите ИСХОДЯЩИЙ номер вашего письма.

Оценив ВЫГОДУ местоположения, князь начал строить город.

Наша компания предлагает ЭФФЕКТИВНЫЕ цифровые методы обработки информации.

В этом корпусе располагаются ГУМАНИТАРНЫЕ факультеты нашего университета.

Роман победил в конкурсе ЗРИТЕЛЬСКИХ симпатий.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 очередные ОТПУСКА

ЗАХОТЕЛОСЬ

СДЕЛАЮЩИЙ всё возможное

ПОЛОЖИ деньги в кошелёк

к ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТНАДЦАТОМУ году

7.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников».

2) Благодаря прививок никто из ребят не заболел.

3) Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют.

4) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.

5) Привычкой называют глубоко укоренённую форму поведения, срабатывающую независимо от нашего сознания

6) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле ― не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы, ― играют в нём огромную роль.

7) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.

8) Мы ехали по Испании на машине, возвращаясь из Бургоса в Мадрид.

9) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода.

 

 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 эксп...диция

водор...сли

к...лендарь

к...шачий

пост...лить

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 по...ложить, о...служить

о...ыскать, по...ытожить

...круга, ...смотреть

пр...голосовать, пр...родина

во...славить, во...делать

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

эмал...вый

наста...вать

выносл...вый

кокетл...во

совестл...вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

откуш...нный

атаку...мый

завис...шь

шепч...шься

обиж...нный


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Он младше, но этого (не)скажешь: он уже (не)ниже старшего брата.

Это отнюдь (не)вымышленная история.

Достать кошку с дерева было трудно: на «кис-кис» она (не)реагировала.

Ваше участие в олимпиаде (не)обязательно, хотя я бы советовала вам попробовать свои силы.

Из Первой мировой войны Европа вышла покалеченной не(только) физически, но и нравственно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!