Контрольная работа по русскому языку в 7-11 классов
1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Отправляя телеграмму,
всегда указывается обратный адрес.
обязательно укажите обратный адрес.
без обратного адреса её не примут.
мне не хватало денег.
2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Мы подолгу беседовали (1) и беседа превращалась в спор.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сосна (1) погибая в схватке с бурей (2) напоминает мужественного солдата(3)павшего в атаке (4) от рук врага.
1) 1,2 2) 1,2,3 3) 2,3,4 4) 1,3
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Наша телега то въезжала то проваливалась в яму.
2) Тонким слоем льда было покрыто всё: ветки, кусты, стволы деревьев.
3) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.
4) Собственное благополучие - основная цель жизни.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Мой спутник чувствовал себя превосходно, я же (1) напротив (2) очень устал. В вагоне я сидел (3) напротив (4) пожилого пассажира.
1) 1,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 2,3
6. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Между древесными стволами (1) обросшими мхом (2) царит полумрак.
1- выделяется причастный оборот
1, 2 –выделяется причастный оборот
2- выделяется деепричастный оборот
1,2- выделяется деепричастный оборот
7. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Птицы (1) отражаясь в неподвижном зеркале воды (2) идут чинно.
1- выделяется причастный оборот
1, 2 –выделяется причастный оборот
2- выделяется деепричастный оборот
1,2- выделяется деепричастный оборот
8. В каком предложении ставится тире (знаки препинания не расставлены)?
Путь в лесах это километры тишины.
Лес точно терем расписной.
В доме было душно и обедали на свежем воздухе.
Настоящему рыбаку нужна река утренние зори голубые вечера и тишина.
9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)
Срубленные осины придавили собой и траву и мелкий кустарник.
Отсталый и ленивый всегда позади.
Лёгкие ветры легко дули на пристань и уснувший посёлок.
Мой собеседник держался высокомерно и походил на управляющего.
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишнёвый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.
1) 1,3 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4
11. . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась.
1) 1 2) 2,3 3) 3 4) 1,3
12. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Я твёрдо убеждён в одном: вдохновение приходит во время работы.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет или раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
13. Какое предложение сложносочинённое? (Знаки препинания не расставлены)
Небо очистилось выглянуло солнце.
Хотелось домой где холодно и снег.
Птицы притихли но зато шелестели листья деревьев.
Сердито завывал ветер и стучал в окно.
14. Какое предложение сложноподчинённое? (Знаки препинания не расставлены)
1) Пыль на улице такая едкая что глазам больно.
2) Двести шагов и мы в безопасности.
3) Не выдержав отец опять взглянул назад.
4) Уже светало и солнце
15. В каком предложении не ставится запятая?
Прошёл короткий ливень, и на улицах запахло горькой сладостью каких-то цветов.
На улице светило яркое солнце, и всё искрилось под его лучами.
Казалось, ливни никогда не прекратятся.
Рябина шуршала листвой по стёклам, загораживая от глаз всё остальное.
16. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
Из деревенского мальчишки выросла фигура величайшего мыслителя, который опередил своих современников.
Герцен написал о русском народе, который сохранил «живой ум».
Следы лыжников стали появляться на лесных тропах, которые покрыл плотным слоем снег.
Гость, о котором так много говорили, опаздывал.
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.
1) 1,2,4 2) 2,3,4 3) 2,3 4) 1,3
18. В каком предложении не ставится тире?
«Чей это дом?» - спросил он прохожего.
Прошла неделя – степь преобразилась.
Речь – язык в действии.
Язык – есть сама жизнь.
19. В каком предложении не ставится запятая? (Знаки препинания не расставлены)
Небольшой деревянный комод стоял в углу.
Гора показалась мне какой-то мрачной мёртвой безмолвной…
Молодой казак стройный и красивый подошёл ко мне.
Входили робко облака в небо зимнее ночное.
20. На месте какой цифры в предложении должно стоять двоеточие?
Всё кажется ярким под лучами утреннего света (1) и мостик через реку (2) и деревья (3) и каждая тропинка.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 1,2