СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа 9кл Орфография, пунктуация docx

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа 9кл Орфография, пунктуация docx»

Контрольная работа по «Орфографии и пунктуации»

Вариант 1

1.  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Вводное слово обособляется.

Б)  Уточняющее обстоятельство выделяется запятыми.

В)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)   Утром я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту.

2)  До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шелк.

3)  В свежем воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог понять, чем пахнет.

4)  Оглядев горизонт, я заметил вдалеке темную полоску, вроде как от набежавшей тучки.

5)  Небо по-прежнему сияло голубизной, и все же там, на блестящей поверхности моря, что-то темнело.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В


2.  ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Определение, выраженное определительным оборотом, обособляется.

Б)  Приложение, относящееся к личному местоимению, обособляется.

В)  Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Ловкий импровизатор, он на ходу сочиняет пьесу и тут же начинает её разыгрывать.

2)  Весенняя теплая ночь только что окутала землю и раскрыла свои тайные чары, полные немного печальной красоты.

3)  Сотни голосов, как будто волчья стая, подхватили этот вопль.

4)  Он остановил тех, с кем беседовал, и пошёл мне навстречу.

5)  Родители немного задерживались, поэтому мы решили не ждать их, а поехать в больницу к бабушке.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В



3.  Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

По-моему(1) надо идти (2) в глубь леса(3) но мои подружки(4) врассыпную разбежавшиеся по поляне(5) уже сыплют в корзинки(6) кроваво-красные ягоды.



4.   Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Глубокая тишина(1) нарушаемая всплесками рыбы(2) да криками какой-то еще (3)не уснувшей птицы(4) возившейся неподалеку(5) казалось(6) лишь подчеркивала(7) неодолимое наступление ночного покоя.



5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (1) уникальный культурный центр (2) вобравший в себя много из исторического наследия Сибири. В настоящий момент (3) в фондах музея-заповедника насчитывается более 400 тысяч экспонатов. Этнографические (4) археологические и палеонтологические коллекции (5) коллекция старопечатных и рукописных книг (6) художественная резьба по кости и набор уникальных предметов из семьи Романовых (7) всё это самые ценные экспонаты (8) повествующие о богатом прошлом Сибири.



6.  Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ПОДСМОТРЕТЬ  — приставка ПОД- неизменяемая.

2)  ЗАКОЛОЧЕНО (досками)  — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.

3)  (город) РОСТОВ  — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.

4)  (слово) ДЕРЖИТ  — в безударном окончании глагола I спряжения пишется И.

5)  НЕСКОЛЬКО (групп)  — неопределённые местоимения с приставкой НЕ- пишутся слитно, если между НЕ и словом нет предлога.



7.  Орфографический анализ.

1)  ДОВЕРЧИВЫЙ  — правописание гласной И в суффиксе причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко II спряжению глагола.

2)  РАСТУЩИЙ  — в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ- пишется буква А.

3)  ВЫТРИТЕ (стол)  — в форме будущего времени 2-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ.

4)  БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ  — после русской приставки, оканчивающейся на согласную, пишется буква Ы.

5)  (на) БОЧОК  — в окончании имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.



8.  Орфографический анализ.

1)  РАСЦАРАПАТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

2)  РАСКЛЕИВШИЙ (страницы)  — написание гласной перед суффиксом -вш- действительного причастия прошедшего времени зависит от принадлежности к спряжению глагола.

3)  ПОДЫТОЖИТЬ  — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

4)  НЕВЗРАЧНЫЙ  — слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.

5)  УЧИЛИЩ  — в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 2-го склонения после шипящего пишется буква Ь.



9.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Дед н(1)..навязч(2)..во знакомил нас с природой нашей великой Родины. Однажды из своих в(3)..щей он извлёк шкатулку. Она была доверху заполн(4)..на вс(5)..возможными предметами: наконечн(6)..ками стрел, кам(7)..нными изображен(8)..ями людей и окам(9)..невш(10)..ми раковинами. Всё это, по его словам, он сохранил на память.



10.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Снова пр(1)..шли незнакомые люди, и заскр(2)..пели возы, и застонали под тяжёлыми шагами половицы. Напуганная чужими людьми, смутно пр(3)..дчувствуя беду, Кусака уб(4)..жала на край сада и оттуда неотступно гл(5)..дела на вид(6)..мый ей уголок террасы.

Всё пространство между почерневш(7)..ю землёй и небом было полно клубящ(8)..мися облаками. Снизу было видно, как тяжелы они и непроница(9)..мы для света от насытивш(10)..й их воды.



11.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Ночь безлунна. Успоко(1)..вш(2)..еся после шторма море дыш(3)..т солёным ароматом и ласково звучит, пл(4)..скаясь о борта судов, чуть-чуть покач(5)..вая лодку. Вдали поднимаются неразл(6)..чимые оч(7)..ртания судов, вонза(8)..щих в небо острые мачты. Вода отража(9)..т огни фонарей, и всё море усе(10)..но массой жёлтых пятен, красиво трепещ(11)..щих на его бархате.



12.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

На сев(1)...ре тучи расходились, разгоня(2)...мые ветром, и между их серыми клочьями то показывались, то исч(3)...зали горы, которые т(4)...нулись длинной цепью по всему горизонту. На их белоснежном фоне чернели скалистые отроги. Незаходящ(5)...е солнце катилось над самым гребнем хр(6)...бта, тускло светя сквозь п(7)...лену туч и окраш(8)...вая их в красноватый цвет. Снеговая равнина на переднем плане покрылась пятнами и полосами, отраженными от неба, с(9)...н(10)...ватого и розового цвета.



13.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Начался частый дождь, и от(1)...всюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумн(2)... вып(3)...лзал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята п(4)...русина, отчего она к(5)...залась странно пустой, свет долго ещ(6)... печально оз(7)...рял следы грязных ног, но скоро (8)...тступил и он.











Контрольная работа по «Орфографии и пунктуации»

Вариант 2

1.  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  В неполном предложении на месте пропущенного члена предложения ставится тире.

Б)  Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.

В)  В сложноподчиненном предложении между главным и придаточным предложением ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Зимой звёзды на небе ярко блестят  — жди лютой стужи.

2)  Создание интерактивных электронных учебников нового поколения  — одно из перспективных направлений в модернизации учебного процесса, которое позволит не только повысить интерес обучающихся к предмету, но и улучшить качество обучения.

3)  Виктор Петрович удивился: почему его никто не ищет?

4)  Всюду: на листьях деревьев, на траве, на крышах домов и сараев, покрытых камышом  — до полудня лежала обильная роса, и мы не стали торопиться с выходом в поле.

5)  По одну сторону дороги стройными рядами тянулись тонкие хрупкие берёзки, а по другую  — могучие и солидные дубы-великаны.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

2.  ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б)  Между однородными членами предложения, соединёнными противительным союзом, ставится запятая.

В)   Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Мы, учителя, боялись Беликова.

2)  Тихонько напевая, он шёл зарослями вниз по реке.

3)   Горы, ещё не освещённые, выделялись на посветлевшем небе.

4)   Туман рассеивался, но ещё закрывал вершины деревьев.

5)  Учебные занятия делали дни очень интересными, но вечера проходили скучновато.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

3.  Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Петродворец располагается в 30 км от Петербурга (1) и является одним из самых известных дворцово-парковых ансамблей нашей страны (2) и (3) пожалуй (4) всего мира. Его по праву называют основным украшением «жемчужного ожерелья» города на Неве (5) как именуют пригороды Санкт-Петербурга. Наиболее уникальным отличием Петродворца (6) от других дворцово-парковых ансамблей (7) являются десятки разнообразных фонтанов (8) входящих в потрясающий по красоте комплекс.



4.  Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Жаворонки (1) едва различимые (2) в воздухе (3) заливались над степью (4) конца и края которой (5) не было видно (6) и сообщали (7) ещё не проснувшимся (8) жителям о долгожданном восходе солнца.



5.  Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Только вечером в весеннем лесу начинаешь понимать (1) что такое настоящая тишина (2) ибо то (3) что мы обычно принимаем за неё (4) есть постоянный и привычный шум. Он как фон радиоволн и помех в наушниках (5) на который не обращаешь внимания (6) улавливая нужный сигнал. Тишина весеннего неодетого леса наполнена голосами птиц (7) шорохом подсыхающей листвы и (8) падающих с ветвей (9) кáпель.



6.  Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  (мне) БЕЗРАЗЛИЧНО  — неизменяемая приставка БЕЗ-.

2)  ОТОРВАННАЯ (пуговица)  — в суффиксе полного причастия пишется -НН-.

3)  ЗАПЕРЕТЬ (на ключ)  — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.

4)  ТАЮЩИЙ (снег)  — в причастии, образованном от II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.

5)  (встретиться) ПО-ДРУЖЕСКИ  — наречия на -И, -СКИ с приставкой ПО- пишутся через дефис.



7.  Орфографический анализ.

1)  ЗЕЛЕНОВАТО-ГОЛУБОЙ  — сложное имя прилагательное пишется через дефис, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.

2)  ЗАМИРАТЬ (от восторга)  — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.

3)  ПРИОТКРЫТЬ (окно)  — написание первой приставки определяется её значением  — неполнота действия.

4)  ВОЗМУЩЁННО (сказать)  — в наречии на пишется столько букв Н, сколько и в слове, от которого оно образовано.

5)  РВАНАЯ (кофта)  — в суффиксе прилагательного -АН- пишется одна буква Н.



8.  Орфографический анализ.

1)  РАСТРУБИТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2)  ОДОБРЕНА (заявка)  — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3)  ПРИКОСНОВЕНИЕ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4)  (дорога вдоль) ДАЧ  — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5)  (заговорил) ПО-РУССКИ  — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.



9.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

На третий день п(1)...дъем по снежн(2)...й р(3)...внине сделался более заметным и появилось больше трещин, которые замедляли движение. Прих(4)...дил(5)...сь идти осторожн(6)..., пр(7)...щупывая снег, чтобы не пров(8)...литься через тонкий слой его, скрывающий трещины.

Подъем на этот хребет прод(9)...лжался в течение трех дней вследствие сильных трещин льда. Ледяной поток, то есть ледник, который спускался по д(10)...лине южного склона хребта, имел до километра в ширину и с обеих сторон окаймлен крутыми темными откосами, покрытыми снегом.



10.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Стая чёрных туч поб(1)..жала с решит(2)..льной мрачностью нападения и задавила единственный густо-син(3)..й просвет на неб(4)... Стало с(5)..ротливо и холодно. Вспарх(6)..вая без крика, встр(7)..вож(8)..нные птиц(9).. пол(10)..тели низко над землёй.



11.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е. 

Когда бы я н(1).. пр(2)..езжал в Михайловское, встреча с ним пр(3)..носила мне радость. Н(4)..где бол(5)..е я не чувствую себя так спокойно. Я не могу н(6).. возвращаться сюда: здесь я ч(7)..рпаю эн(8)..ргию и ощущаю красоту жизн(9)...



12.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Где-то вдал(1)..ке слыш(2)..тся песня соловья. Если вслуша(3)..шься в ночную тишь, то услыш(4)..шь, как куку(5)..т кукушка в л(6)..cу. Кругом тиш(7)..на. Ночью всё зам(8)..рает, засыпает крепк(9)..м сном.



13.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е. 

Дул лёгкий вет(1)..рок, но листоч(2)..к н(3).. разу н(4).. ш(5)..в(6)..льнулся. И сколько я н(7).. смотрел на него, он оставался в одном положени(8)... И я не мог н(9).. уд(10)..виться этому явлению.















Контрольная работа по «Орфографии и пунктуации»

Вариант 3

1.  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б)  Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки, если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола или один из них выражен неопределенной формой, а другой — существительным в именительном падеже.

В)  В неполном предложении тире ставится на месте пропущенного сказуемого.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  И, несмотря на их расположение друг к другу, между ними установилось нечто вроде соперничества.

2)  В одной руке у него ведро с клейстером и помазком, в другой  — свёрток афиш.

3)  Он сидел на гранитной скамье, глядя на воду, задумчиво чертя по граниту своей тяжёлой тростью.

4)  Невеликая беда — услужить неблагодарному, но большое несчастье — принять услугу от подлеца.

5)  Пришёл хозяин дачи — владелец сапожного заведения из Марьиной рощи.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

2.   ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Обособленные уточняющие члены предложения выделяются запятыми.

Б)  Между главной и придаточной частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

В)  Обособленное распространённое приложение выделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Ближе к речке кое-где попадались кусты орешника, буйные заросли которого у самого берега совсем вытеснили можжевельник.

2)  Невдалеке стояла кучка детей, похожая на распуганную стаю птиц.

3)  Он вообще не любил балета и только в угоду приятелю, балетному критику, приехал на этот спектакль.

4)  На пустой дом тяжёлыми кусками падало молчание, точно комья земли в огромную могилу.

5)  Однажды ночью, в короткую передышку между двумя снежными бурями, они увидали в небе огненный отсвет далёкого вулкана.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

3.  Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Мы редко замечаем (1) как прекрасна русская природа. В ней поражает всё (2) и бескрайние озёра (3) и душистые луга. Каждый звук здесь отзывается в сердце (4) летом (5) шелест берёз и многолетних дубов (6) зимой (7) похрустывание снега под ногами. Называя явления природы шедеврами (8) К. Г. Паустовский писал (9) «Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?»



4.  Пунктуационный анализ.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В годы Великой Отечественной войны (1) сотрудники музея пытались уберечь памятники Царского Села от вандалов. Памятник А. С. Пушкину и бронзовую фигуру фонтана «Девушка с кувшином» (2) удалось сохранить (3) закопав в землю (4) а вот Чесменскую колонну (5) установленную в память о военных победах (6) спрятать не смогли. Немецкие захватчики (7) пытались сбросить её в пруд танками (8) но пострадали лишь барельефы с пьедестала.



5.  Пунктуационный анализ.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда я гляжу на трубящего ангела(1) написанного на западной арке продольной части храма(2) когда думаю об этом прекрасном образе(3) рожденном чувством гармонии(4) ясностью духа(5) плавной чистотой линий(6) и красок(7) то невольно воспринимаю встречу с чудом искусства(8) как встречу с самим творцом художественного совершенства.



6.  Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ПРИШКОЛЬНАЯ (территория)  — правописание приставки определяется её значением  — близость.

2)  БЕЛОСНЕЖНАЯ (рубашка)  — сложное имя прилагательное пишется слитно, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.

3)  СТАРИННЫЕ (часы)  — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН.

4)  ЗАГОРЕТЬ (под солнцем)  — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.

5)  ПЕЧЬ (пирог)  — на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.



7.  Орфографический анализ.

1)  ПРИТОРМОЗИТЬ  — написание приставки определяется её значением  — присоединение.

2)  ЛЬНЯНОЙ  — в суффиксе прилагательного, образованного от существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.

3)  В АКВАРИУМЕ  — в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.

4)  НЕ С КЕМ  — НЕ с притяжательными местоимениями пишется раздельно.

5)  БЕСШУМНЫЙ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.



8.  Орфографический анализ.

1)  И3ЛОЖЕНИЕ  — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется ударением.

2)  БЕССМЕРТНЫЙ (подвиг)  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

3)  ИЗДАВНА  — написание суффикса -А в наречии определяется наличием приставки ИЗ-.

4)  КОЖАНЫЙ  — в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.

5)  ЛИШЬ  — в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.

9.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Кроме высокой тр(1)..вы и мелкой пор(2)..сли, не видно другой р(3)..стительности. В полдень мы распол(4)..жились на отдых у озера, з(5)..росшего осокой. Заг(6)..релые ребятишки разного возр(7)..ста купались в нём.



10.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Сколько бы н(1).. пр(2)..шлось мне жить на белом свете, н(3)..когда не пер(4)..стану уд(5)..вляться Росси(6).., просто не смогу н(7).. уд(8)..вляться: посудит(9).. сами, поист(10)..не в(11)..лика и многогранна Россия и во многих отношениях неповторима, ун(12)..кальна.



11.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Ю.

Иркутск был настоящим ч(1)..дом. Ледяная Ангара, просматрива(2)..щаяся до камушка на дне, до тонюс(3)..нькой водоросли, неутомимо пуска(4)..щей вверх жемч(5)..жные шарики пузырьков. Была Ушаковка, впада(6)..щая в Ангару слева от пристани. Она стремительно текла с гор, и я плыл, старательно размахивая руками, касаясь мгновенно ускольза(7)..щей воды, и меня несло с обрыва(8)..щей дыхание скоростью в широкое устье.



12.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

В(1)...преки предск(2)...занию моего спутника, погода пр(3)...яснилась и обещал(4)... нам тихое утро; х(5)...роводы звезд чудными узорами сплетались на далеком неб(6)...склоне и одна за другой гасли по мере того, как бледн(7)...ватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, оз(8)...ряя крутые отголоски гор, п(9)...крытые девственными лесами.



13.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Междуцарствие т(1)..шины и грозы было законч(2)..но оглушит(3)..льным шквалом дождя, взявш(4)..м теперь быстроту курьерского поезда. Под этим напором д(5)..ревья склонились под тридцат(6)..градусным углом. Мелкая поросль отча(7)..нно затр(8)..петала, как в лихорадк(9).. . Всё пон(10)..слось меж стволов: листья, сучья, разный др(11)..весный сор.































Контрольная работа по «Орфографии и пунктуации»

Вариант 4

1.  Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Тире ставится на месте пропущенного сказуемого в неполном предложении.

Б)  Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

В)  Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, если во второй части содержится неожиданный результат или указание на быструю смену событий:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  На одном конце площадки стоял украшенный флагами и зеленью павильон, на другом  — крытая эстрада для музыкантов.

2)  Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

3)  Моим спутником был сотрудник местной газеты — седеющий маленький человек в черепаховых очках.

4)  Часто расточительство  — это неуместное великодушие, тщеславие  — неуместная гордость, скупость  — неуместная предусмотрительность, бравада  — неуместная смелость.

5)  Основная идея плана, расположение, главные части — всё давно готово у него в голове.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

2.  ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)  Между частями бессоюзного предложения ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает причину, основание того, о чем говорится в первой части.

Б)  После обобщающего слова перед рядом однородных членов ставится двоеточие.

В)  Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Вдруг ловцы увидели: из-за скалы показался дельфин.

2)  Везде: в сухой траве, в листьях деревьев, в воздухе  — чувствовалось приближение осени.

3)  С утра шёл мелкий дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь

4)   Князь, оставшись один, никак не мог заснуть на новом месте

5)  Я не решался будить жену: она всю ночь укачивала Сонечку и задремала только на рассвете. 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A

Б

В

3.  Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9) и реалии того времени.



4.  Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 

Некоторые уже улеглись на влажную(1) устланную осыпающейся хвоей(2) землю(3) жевали жёсткие солдатские сухари(4) копчёную колбасу(5) а кое-кто(6) открыв перочинным ножом жестяную банку(7) ел свиную тушёнку(8) намазывая её на тонко нарезанные(9) ломтики чёрствого хлеба.



5.  Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Национальный парк под названием (1) Ле́нские Столбы́ (2)  — геологическое образование и одноимённый природный парк в (3) Якутии (4) на берегу реки (5) Лены (6). Это причудливые и разнообразные скальные образования, высота которых доходит до 220 метров над уровнем реки. Декабрист А. А. Бестужев-Марлинский восторженно отзывался об этом месте: (7) Какая-то святая тишина лежит на девственном творении, и душа сливается с дикою, но величественною природой (8).



6.  Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)  ПОСМОТРИТ (видео)  — в безударном положении в окончании глагола пишется И, потому что в неопределённой форме глагол оканчивается на -ЕТЬ.

2)  (выглядеть) ЕСТЕСТВЕННО  — в кратком прилагательном пишется -НН-.

3)  ВЫРАЩЕННЫЙ (в теплице)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

4)  ИГРАЕШЬ (в прятки)  — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.

5)  ПО-ПРЕЖНЕМУ (интересно)  — наречия на -ЕМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.



7.  Орфографический анализ.

1)  ЗАМИРАТЬ  — безударную гласную в корне можно проверить словом мир.

2)  ПРЕМУДРЫЙ  — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.

3)  ГОРЕЧЬ  — в имени существительном 3-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

4)  СОЛОВЬИНЫЙ  — в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ИН-, пишется одна буква Н.

5)  ВЫЙДИТЕ (быстрее)  — в глаголе в форме повелительного наклонения

2-го лица множественного числа пишется суффикс -И- и окончание -ТЕ.



8.  Орфографический анализ.

1)  ЛОГОТИП  — написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

2)  НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы)  — частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.

3)  ОТТАЯВШИЙ  — перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола, от которого оно образовано.

4)  СТЕРПЕТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

5)  ПЕСЧАНЫЙ  — в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.



9.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Кто побывал на Красной площад(1).., не может н(2).. отметить её н(3)..повторимую красоту, своеобраз(4)..е. Для москв(5)..чей красивее и дороже этого места не было и нет н(6)..чего, для них это символ Родины. И как бы н(7).. расш(8)..рялся город, Красная площадь навсегда остан(9)..тся главным местом столиц(10).. .



10.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Ночь безлунна. Усп(1)..коившеся после шторма море дышит с(2)..лёным ар(3)..матом и ласков(4).. звучит, плескаясь о борта судов, чуть-чуть покачивая лодку. Вд(5)..ли поднимаются нер(6)..зличимые (7)..чертания судов, в(8)..нзающих в небо острые мачты. Вода отражает огни ф(9)..нарей, и всё море усеяно массой ж(10)..лтых пятен, красиво трепещущих на его бархате.



11.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Вечере(1)..т. Когда на неб(2).. догора(3)..т последн(4)..й луч, из пр(5)..брежных заросл(6)..й раздаются таинств(7)..нные шорохи. Мы проб(8)..раемся к дальн(9)..му лесу.



12.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А. 

Междуцарствие тишины и гр(1)..зы было закончен(2).. (3)..глушительным шквалом дождя, взявшим теперь быстр(4)..ту курьерского поезда. Под этим н(5)..пором деревья скл(6)..нились под тридц(7)..тиградусным углом. Мелкая пор(8)..сль отч(9)..янн(10).. задр(11)..жала, как в лих(12)..радке. Всё понеслось меж стволов: листья, сучья, разный древесный сор.



13.  Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Черешни в запущ(1)..нном саду тёт(2).. Мари(3).. вид(4)..мо-невид(5)..мо! У крыльца, у калитк(6).., у забора и во дворе  — всюду разрослись эти д(7)..ревья. Я пр(8)..касаюсь к в(9)..сящ(10)..м на ветк(11).. ягодам, но не рву их.