СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа№23 Мир между мировыми войнами

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа№23 Мир между мировыми войнами (+ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ)

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа№23 Мир между мировыми войнами»

Контрольная работа№23

Мир между мировыми войнами

(обеспечивается 5 вариантов контрольной работы

за счет выбора преподавателем пяти вопросов для каждого варианта)


  1. Какие территориальные изменения после Первой мировой войны затронули Францию и Германию?

  2. Назовите новые государства, возникшие после Первой мировой войны. На территориях каких бывших империй они возникли?

  3. Что такое Коминтерн? Кратко охарактеризуйте его задачи. Назовите лидеров коммунистических партий Германии и Венгрии.

  4. Объясните, что такое кейнсианство.

  5. В чем заключался "новый курс" президента Ф. Рузвельта в США? Чем он был вызван? Каковы были его результаты?

  6. Каким образом и когда фашисты пришли к власти в Италии?

  7. Каким образом и когда нацисты пришли к власти? Почему нацизм был так популярен в Германии?

  8. Назовите причины и результаты Гражданской войны в Испании.

  9. Расскажите о событиях в Китае в 1920 - 1940-х гг. Кратко охарактеризуйте роль Чан Кайши и Мао Цзедуна.

  10. Кратко охарактеризуйте роль Мустафы Кемаля в истории Турции.

  11. В чем суть учения Махатмы Ганди? К чему привело распространение этого учения?

  12. Расскажите о создании и принципах деятельности Лиги Наций. Какова роль этой организации в решении международных проблем?

  13. Расскажите о столкновениях СССР и Японии на Дальнем Востоке в 1930-х гг. Каково их значение?

  14. Какие действия Германии и Италии в 1930-х гг. обостряли политическую ситуацию в Европе и нарушали условия Версальского договора? Почему Лига Наций не смогла принять меры против агрессоров?

  15. Какие новшества науки и техники, появившиеся в 1920-1930-х гг., вы можете назвать?

  16. Кратко охарактеризуйте развитие литературы и искусства в межвоенный период. Отдельно расскажите о развитии кинематографа.

  17. Каковы были причины, основное содержание и итоги нэпа в Советской России?

  18. Когда и как образовался СССР? Какие республики изначально вошли в его состав?

  19. Кратко охарактеризуйте внешнюю политику РСФСР в 1920-е гг.

  20. Что такое индустриализация? Каковы ее цели и результаты?

  21. Что такое коллективизация? Каковы ее цели, методы и результаты?

  22. Назовите основные задачи "культурой революции" в СССР. Приведите 1-2 примера решения каждой из этих задач.

  23. Охарактеризуйте период сталинских репрессий 1930-х гг. Чем были вызваны репрессии? Каковы их последствия?

  24. Кратко расскажите об ударниках, стахановцах и многостаночниках в СССР. Каковы были последствия распространения этих движений?

  25. Что такое "пятилетка"? Назовите даты первой пятилетки. Приведите примеры наиболее крупных и известных промышленных предприятий, построенных в годы первых пятилеток.





ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Контрольная работа№23

Мир между мировыми войнами

(обеспечивается 5 вариантов контрольной работы

за счет выбора преподавателем пяти вопросов для каждого варианта)


  1. Какие территориальные изменения после Первой мировой войны затронули Францию и Германию?

Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия, французы оккупировали Рейнскую область Германии. Угольные копи в Саарской области переходили к Франции на 15 лет. Мелкие территориальные приращения получили Бельгия и Дания и значительные — Польша (за счет Германии). Данциг (Гданьск) стал вольным городом.

  1. Назовите новые государства, возникшие после Первой мировой войны. На территориях каких бывших империй они возникли?

Австрия, Венгрия, Чехословакия - на территории Австро-Венгрии; Югославия - на территории Австро-Венгрии и Османской империи; Польша - на территории Российской империи, Германии и Австро-Венгрии; , Эстония, Латвия, Литва, Финляндия - на территории Российской империи.

  1. Что такое Коминтерн? Кратко охарактеризуйте его задачи. Назовите лидеров коммунистических партий Германии и Венгрии.

Коммунистический интернационал (Коминтерн, III Интернационал) — международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран в 1919—1943 годах. По Ленину — «союз рабочих всего мира, стремящихся к установлению Советской власти во всех странах».

Главные задачи:

- борьба за мировую революцию

- создание всемирной советской республики

Лидеры Компартии Германии - Карл Либкнехт, Роза Люксембург, Эрнст Тельман

Лидер Компартии Венгрии - Белла Кун

  1. Объясните, что такое кейнсианство.

Кейнсианство - макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была «Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году.

В работе «Экономические последствия мира» Дж. М. Кейнс выдвигает в качестве центральной проблему наложения на Германию огромных контрибуций. Кейнс считал это трагической ошибкой. В этой работе Кейнс выдвигал свой план послевоенного восстановления мира, подразумевавший, в частности, отказ от наложения огромных контрибуций на Германию и принятие мер по восстановлению немецкой экономики. Кейнс считал, что притеснение Германии может привести к усилению реваншистских настроений.

В основе теории Дж. М.Кейса лежит идея сочетания государственного регулирования с рыночной экономикой. По мнению Кейнса, государство, чтобы преодолеть экономические кризисы, должно за счет своего бюджета поддерживать объем потребления и спроса на производимые товары, чтобы не допускать кризиса перепроизводства и безработицы. В условиях кризиса государство увеличивает расходы, понижает налоги и банковский процент, а в условиях быстрого развития экономики, напротив, сокращает расходы, повышает налоги и банковский процент. Одновременно Кейс предусматривал развитие социального партнерства между предпринимателями и работниками на основе взаимных соглашений и компромиссов, которые бывают выгодны всем сторонам.

  1. В чем заключался "новый курс" президента Ф. Рузвельта в США? Чем он был вызван? Каковы были его результаты?

«Новый курс» (англ. New Deal) — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта, начиная с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США с 1929 по 1933 гг.

В 1933 г. Рузвельт в течение ста дней провел несколько мероприятий, оказавших громаднейшее влияние на весь облик страны и на ее будущее. В результате вмешательства правительства в дела частных банков были стабилизированы банковская система и финансы страны. Осуществлена экстренная помощь безработным и нуждающимся. Для молодежи созданы трудовые лагеря, в которых занимались посадкой и благоустройством лесов в отдаленных районах, получая пищу, кров, 1 доллар в день. По предложению Рузвельта специально созданная государственная корпорация претворила в жизнь проект экономического и экологического возрождения громадного района в долине реки Теннесси.

Но главное в программе Рузвельта заключалось в реорганизации функционирования всей экономики. По закону о восстановлении национальной промышленности (НИРА) были введены «кодексы честной конкуренции». Предприниматели каждой отрасли должны были выработать единые условия производства, которые ставили бы их в равное положение. Цены и объемы производства определялись с учетом объема рынка. «Кодексы» утверждал президент, и они становились законом. Усилиями правительства такими «кодексами» было охвачено 95 % промышленности. НИРА также регулировал взаимоотношения предпринимателей и рабочих, ограничивая произвол первых. Предусматривались крупные ассигнования на общественные работы и государственное строительство. Была оказана государственная помощь фермерам. НИРА и законы о регулировании сельского хозяйства действовали в течение двух лет и были признаны неконституционными Верховным судом США. Но эти законы сыграли решающую роль в выходе страны из кризиса и развитии экономики. На выборах в 1936 г. Рузвельт вновь одержал победу.

  1. Каким образом и когда фашисты пришли к власти в Италии?

Фашистская организация Боевой союз (ит. "Фашио ди комбатменто") во главе с бывшим социал-демократом фронтовиком Бенито Муссолини возникла в Италии в 1919 г. В условиях обострения ситуации в стране, очень пострадавшей в результате участия в Первой мировой войне ("украденная победа"), фашисты требовали проведения преобразований в интересах народа:

  • гарантии гражданских свобод,

  • 8-часовой рабочий день,

  • повышение заработной платы,

  • ограничение крупного капитала,

  • участие рабочих в управлении и т. д.

Создавались военизированные фашистские отряды для борьбы за эти требования. В начале 20-х гг. XX в. обстановка в Италии все более ухудшалась. Правительство оказалось не способным контролировать ситуацию в стране. Муссолини, создавший в 1921 г. Национальную фашистскую партию, потребовал места в правительстве для фашистов. В октябре 1922 г. фашисты устроили так называемый поход на Рим. 30 октября Муссолини был назначен премьер-министром Италии. Он приступил к строительству тоталитарного государства. Только премьер-министр мог предлагать и утверждать законы. Все партии, кроме фашистской, были запрещены. Значимые государственные посты занимали исключительно фашисты. Муссолини был вождем - дуче.

  1. Каким образом и когда нацисты пришли к власти? Почему нацизм был так популярен в Германии?

К 1923 г. ситуация в Германии была близка к катастрофической. Резко обесценилась денежная единица — марка. За буханку хлеба или отправку письма платили уже не миллионы, а триллионы марок. Немалую роль в создании кризиса играли репарации Германии странам-победительницам. Национальное самолюбие немцев задевала оккупация странами Антанты Рура. По всей стране вспыхивали волнения, провоцируемые ультраправыми и ультралевыми силами. Особенно прочные позиции правые занимали в Баварии. Члены возникшей здесь в 1919 г. Национал-социалистической рабочей партии (НСДАП) по примеру Муссолини готовили поход на Берлин. Одним из главных инициаторов этого похода был А. Гитлер. ("25 пунктов" - главный: "Долой Версаль!"). Связанные с нацистами отряды штурмовиков были созданы в 1921 г. В них было немало бывших военных, не нашедших для себя места в мирной жизни.

В ноябре 1923 г. Гитлер на митинге в огромном пивном зале Мюнхена объявил о начале национальной революции и о формировании национального правительства. Гитлера поддержал знаменитый генерал Э. Людендорф. Но на следующий день полиция расстреляла демонстрацию нацистов. После подавления путча Гитлер оказался в тюрьме. Там он написал книгу «Моя борьба» («Майн Кампф»), в которой изложил нацистскую идеологию. В декабре 1924 г. он был освобожден из заключения и начал перестройку своей партии. Численность партии росла. Вместо недисциплинированных штурмовиков формируются организованные по армейскому образцу отряды СС. При партии были созданы детские, молодежные и женские организации. Теперь Гитлер рассчитывал захватить власть не насильственным, а конституционным путем.

Экономический кризис 1929—1933 гг. породил многомиллионную безработицу. Уровень промышленности сократился в два раза. В 1930 г. НСДАП получила на выборах в рейхстаг 107 мандатов. На выборах 1932 г. нацисты заняли первое место. Гитлер обещал немецкому народу «обеспечение старости» и «народную экономику». Во всех экономических бедах страны Гитлер обвинял «американскую плутократию», «английский империализм», «мировое еврейство» и «предательское правительство». Крупнейшие германские промышленники открыто поддержали Гитлера. Помогало нацистам отсутствие единства среди левых сил: коммунисты и социал-демократы отчаянно боролись друг с другом.

По требованию промышленников президент Гинденбург назначил 30 января 1933 г. А. Гитлера рейхсканцлером — главой правительства. На мартовских выборах 1933 г. Гитлера поддержали 44 % избирателей (Гитлер оказался у власти вполне демократическим путем).

  1. Назовите причины и результаты Гражданской войны в Испании.

Причины Гражданской войны в Испании:

  1. Поляризация общества

  2. Частая смена правительства (чередование правых и левых правительств)

  3. Блокирование либеральных реформ правоценртистами (сопротивление предпринимателей новому трудовому законодательству; противодействие со стороны латифундистов аграрной реформе)

  4. Оппозиция католической церкви (ответ на секуляризацию общества)

  5. Рост социальной напряженности и радикализма

  6. Победа Народного фронта на выборах в кортесы 1936 г.

  7. Непримиримое противостояние левых и правых сил

  8. Экономический кризис

Итоги и значение Гражданской войны в Испании:

  1. Большие людские потери (450 тысяч человек)

  2. Больше 600 тысяч человек стали беженцами (в том числе 34 тысячи детей)

  3. Во время войны были испытаны новые виды вооружений и опробованы новые методы ведения войны, отработаны пропагандистские методики (это стало отличной подготовкой к новой мировой войне)

  4. Военную школу прошло огромное количество военных и добровольцев из разных стран, в том числе из СССР, Германии и Италии

  5. Промышленность и города были разрушены

  6. В Испании была провозглашена диктатура Франко, начался жестокий террор и репрессии (жертвами стали около 40 тысяч испанцев)

  1. Расскажите о событиях в Китае в 1920 - 1940-х гг. Кратко охарактеризуйте роль Чан Кайши и Мао Цзедуна.

Всю первую половину XX в. Китай сотрясали восстания, революции и войны. В 1915 г. в ответ на попытку Юань Шикая восстановить монархию на юге Китая было провозглашено свое правительство, главой которого стал в 1917 г. Сунь Ятсен. С 1923 г. он привлек к сотрудничеству с Гоминьданом Коммунистическую партию Китая (КПК), возникшую под влиянием революции в России. В 1925 г. началась Великая национальная революция. Гоминьдановское правительство на юге Китая провозгласило себя национальным правительством всего Китая. В 1925 - 1928 гг. войска национального правительства, возглавляемого генералом Чан Кайши, вели успешное наступление на север, где правили местные военные клики (милитаристы).

Однако раскол между Гоминьданом во главе со вступившим в соглашения с северными милитаристами Чан Кайши и коммунистической партией вызвал десятилетнюю Гражданскую войну (1927 - 1937). Гоминьдан провел ряд реформ, но добиться решающих успехов не смог. Этому не благоприятствовала и международная обстановка. В 1931 г. Япония отторгла от Китая Маньчжурию, где возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го. Западные державы потворствовали Японии, что заставило Чан Кайши обратиться за помощью к СССР.

С 1927 г. в южной части Китая возникли так называемые советские районы в качестве баз новой китайской революции, руководимой коммунистами. В 1931 г. съезд Советов провозгласил Китайскую Советскую Республику во главе с лидером коммунистов Мао Цзэдуном. Последовали пять походов Гоминьдана против советских районов. Четыре похода 1930 - 1932 гг. были успешно отражены коммунистами. После пятого похода 1933 - 1934 гг. революционное движение под лозунгом Советов потерпело поражение. Остатки Красной армии коммунистов совершили Северо-западный (Великий) поход и создали на стыке провинций Шэньси, Ганьсу и Нинся так называемый Особый район.

В 1937 г. началось открытое вторжение Японии в Китай. Гоминьдановские войска всюду терпели поражения и вынуждены были оставить значительную часть территории. В то же время Красная армия, получавшая помощь из СССР, действовала значительно успешнее, создав крупные освобожденные районы. В 1941 г. войска Чан Кайши нанесли неожиданный удар по Красной армии в Центральном Китае. На протяжении последующих лет войны гоминьдановские войска воевали и с японцами, и с Красной армией. Окончание Второй мировой войны и

антияпонской войны в Китае привело к еще большему усилению гражданской войны. В 1947 - 1949 гг. наступление коммунистической Народно-освободительной (Красной) армии на юг привело к поражению войск Чан Кайши. Остатки гоминьдановцев укрылись на Тайване.

  1. Кратко охарактеризуйте роль Мустафы Кемаля в истории Турции.

Часть территории Турции была оккупирована войсками стран Антанты. В 1920 г. парламент в Стамбуле принял декларацию о независимости Турции. Однако войска Антанты разогнали парламент. Новый парламент собрался в Анкаре. Его председателем стал Мустафа Кемаль (Ататюрк - "Отец турков"). Турция начала войны с Арменией, затем Грецией. Обе войны были успешны для турок. Территория страны была расширена. Войны шли под лозунгами национализма: армяне и греки истреблялись или изгонялись со своих исконных земель.

В 1923 г. Турция была провозглашена республикой. Лозаннский договор 1923 г. отменил режим капитуляций (экономических и политических привилегий иностранцев) в Турции и международный финансовый контроль над Турцией.

Под руководством М. Кемаля Ататюрка были проведены глубокие реформы. Провозглашались основные демократические свободы, светский характер государства, отменялись господствующие веками религиозные нормы, шариатские суды, закрывались духовные школы. Были введены европейский календарь, латинский алфавит, фамилии. Людей заставляли носить европейскую одежду, женщинам в общественных местах нельзя было появляться в платках и т. д. Женщинам были предоставлены избирательные права. Ататюрку удалось ликвидировать засилье иностранцев в экономике. В ней усилились позиции государства. Деятельность оппозиционных сил, особенно коммунистов, была ограничена.

Как председатель Великого национального собрания (1920 - 1923) и затем как президент республики, переизбиравшийся на этот пост каждое четырёхлетие, а также как несменяемый председатель им созданной Народно-республиканской партии, Ататюрк приобрел в Турции непререкаемый авторитет и диктаторские полномочия.

  1. В чем суть учения Махатмы Ганди? К чему привело распространение этого учения?

Идеологом Индийского национального конгресса (ИНК), который встал во главе антиколониального движения, с 1928 г. являлся Махатма Ганди. Его учение о ненасильственном сопротивлении, воплощенное в массовое движение, в конечном итоге заставило англичан в 30-е гг. XX в. расширить самоуправление, а после Второй мировой войны, в 1947 г., согласиться на предоставление независимости, правда, после раздела колонии по религиозному признаку на индуистскую Индию и мусульманский Пакистан.

  1. Расскажите о создании и принципах деятельности Лиги Наций. Какова роль этой организации в решении международных проблем?

На Версальской конференции по инициативе президента США В. Вильсона была учреждена Лига Наций. Ее учредителями явились страны-участницы войны против Германии и вновь образовавшиеся государства (Польша, Чехословакия). Целью Лиги Нации было не допустить новой войны.

Основными органами Лиги Наций было собрание всех ее членов и Совет с постоянным секретариатом. Совет состоял из 5 постоянных (Великобритания, Италия, США, Франция, Япония) и 4 временных членов. США не вступили в Лигу Наций, так как сенат не утвердил условий Версальского мирного договора. Все спорные вопросы между странами должны были решаться Советом или третейским судом. По уставу Лиги Наций в случае начала войны по призыву страны, на которую совершено нападение, созывался Совет для решения возникшего конфликта. Спорящие стороны не должны были воевать до истечения трехмесячного срока после решения суда или доклада Совета.

Несовершенство Лиги Наций как инструмента поддержания мира, как и всей Версальской системы, проявилось очень быстро. Германия, связанная унизительными условиями, сразу стала мечтать о реванше. Не вошедшие в Лигу и в ее Совет великие державы (США, СССР /принят в 1934 г., исключен в 1939 г. в связи с Финской войной/, Германия /принята ф 1926 г., вышла в 1933 г./) не считали себя обязанными выполнять принимаемые решения. Великобритания и Франция превратили Лигу Наций в орудие своих интересов (Италия вышла из Лиги Наций в 1933 г., Япония - в 1937 г.; таким образом , Великобритания и Франция остались единственными постоянными членами-учредителями). Источником постоянного напряжения стали новые версальские государства, прежде всего Польша. В нарушение Версальского договора она захватила земли Германии, Литвы, Советской Украины и Советской Белоруссии. Лига Наций не имела никаких реальных сил для обуздания агрессивной политики отдельных государств, да и на деле не стремилась к этому.

  1. Расскажите о столкновениях СССР и Японии на Дальнем Востоке в 1930-х гг. Каково их значение?

1938 - конфликт на озере Хасан (в августе 1938 года советские войска отбили наступление вторгшихся на территорию СССР японских боевых частей).

1939 - бои на Халхин-Голе - необъявленный локальный вооружённый конфликт, продолжавшийся с весны по осень 1939 года у реки Халхин-Гол на территории Монголии  у границы Маньчжоу-го с МНР. Закончилось поражением армии Японии.

Эти поражения предопределили позицию Японии во время войны Германии и СССР. Согласно стратегии "спелой хурмы", Япония хотела дождаться благоприятного момента для нападения на СССР, но так и не дождалась. Помня уроки Хасана и Халхин-Гола, японцы опасались нападать на Советский Союз, пока он на будет ослаблен войной с Германией. Но обещанного блицкрига у Гитлера не получилось, да и советские войска на Дальнем Востоке не были достаточно сокращены, как того ожидали японцы.

  1. Какие действия Германии и Италии в 1930-х гг. обостряли политическую ситуацию в Европе и нарушали условия Версальского договора? Почему Лига Наций не смогла принять меры против агрессоров?

март 1935 - введение в Германии всеобщей воинской повинности

октябрь 1935 - Италия начинает агрессию в Абиссинию (Эфиопию)

март 1936 - ввод германских войск в демилитаризированную Рейнскую область

ноябрь 1936 - заключение Антикоминтерновского пакта между Германией и Японией, направленного против СССР

ноябрь 1937 - присоединение Италии к Антикоминтерновскому пакту

март 1938 - аншлюс Австрии (включение Австрии в состав Германии)

сентябрь 1938 - "Мюнхенский сговор" (соглашение между Великобританией, Францией, Германией и Италией о передаче Германии Судетской области и других приграничных территорий Чехословакии)

март 1939 - оккупация Германией остальной территории Чехословакии

Лига Наций не имела никаких реальных сил для обуздания агрессивной политики Германии и Италии, да и на деле не стремилась к этому. Великобритания и Франция придерживались политики "умиротворения агрессора". Именно с их молчаливого согласия происходили нарушения Версальского договора. и именно они "играли главную скипку" в Лиге Наций.

  1. Какие новшества науки и техники, появившиеся в 1920-1930-х гг., вы можете назвать?

  • Открытие квантов

  • Теория относительности Альберта Эйнштейна

  • Открытие Александром Флемингом пенициллина - первого антибиотика

  • Регулярное пассажирское авиасообщение

  • Телевидение

  • Бытовая техника: холодильники, стиральные машины, электроутюги, тостеры

  1. Кратко охарактеризуйте развитие литературы и искусства в межвоенный период. Отдельно расскажите о развитии кинематографа.

Литература

Направление

Автор

Произведение

Реализм

Ромен Ролан

"Очарованная душа"

Анатоль Франс

"Жизнь в цвету"

Теодор Драйзер

"Трилогия желания" ("Финансист", "Титан", "Стоик"), "Американская трагедия"

Литература "потерянного поколения"

Эрнест Хэмингуэй

"И восходит солнце", "Прощай, оружие!"

Эрих Мария Ремарк

"На западном фронте без перемен", "Три товарища", "Триумфальная арка"

Ричаррд Олдингтон

"Смерть героя"

Авангардизм

Джеймс Джойс

"Улисс"

Марсель Пруст

"В поисках утраченного времени"

Франц Кафка

"Америка", "Замок"

Антиутопия

Евгений Замятин

"Мы"

Олдос Хаксли

"О дивный новый мир"

Социалистический реализм

Михаил Шолохов

"Тихий Дон", "Поднятая целина"

Алексей Толстой

"Хождение по мукам", "Петр Первый"


Искусство

Направление

Автор

Произведение

Авангардизм



  • Абстракционизм

Василий Кандинский

"В черном квадрате"

Казимир Малевич

"Черный квадрат", "Красный квадрат", "Белое на белом"

  • Кубизм

Пабло Пикассо

"Герника",

  • Сюрреализм

Сальвадор Дали

"Жираф в огне", "Лебеди, отражающиеся в слонах",

  • Экспрессионизм

Эмиль Нольде

"Потерянный рай", "Лодка в море"


Кинематограф

Автор

Произведение

Страна

Чарли Чаплин

"Золотая лихорадка", "Огни большого города", "Новые времена"

США

Лени Рифеншталь

"Победа веры", "Имперский партийный съезд", "Триумф воли", "Олимпия", "Наш вермахт" (документальные фильмы)

Германия


Георг Якоби

"Где Матильда?" (комедия)

Н. Экк

"Путевка в жизнь"- первый звуковой советский фильм

СССР

братья Васильевы

"Чапаев"

С. Эйзенштейн

"Броненосец "Потемкин"","Александр Невский"

Г. Александров

"Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга"

И. Пырьев

"Трактористы", "Свинарка и пастух"

С. Герасимов

"Семеро смелых"

М. Ромм

"Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году"

Е. Дзиган

"Мы из Кронштадта"

Г. Козинцев и

Л. Тауберг

"Трилогия о Максиме"


  1. Каковы были причины, основное содержание и итоги нэпа в Советской России?

Причины:

  1. Экономический кризис (голод, падение производства)

  2. Политический кризис (недовольство политикой «военного коммунизма» - забастовки, крестьянские выступления, восстание моряков Кронштадта)

Содержание:

Отношение к крестьянству


«Союз с крестьянством», замена развёрстки продналогом; беднота освобождена от налога, разрешены аренда земли, наёмный труд, выход из общины

Способ производства

Допущение частного капитала в промышленности (концессии, аренда), найма рабочей силы

Обмен

Свобода торговли, ликвидация бесплатных услуг

Способ распределения и потребления

Отмена карточной системы, оплата по труду, тарифная система оплаты труда

Характер труда

Введение экономических стимулов к труду. Отменена трудовая повинность, созданы биржи труда

Характер
управления


Использование экономических методов, развитие трестов; хозрасчёт; самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление

Тип
экономики


Элементы смешанной

экономики, сочетание с государственной собственностью, ограниченной частной собственностью

Внешняя торговля

Государственная монополия


Общество



  • Политическая диктатура большевиков.

Тотальная зависимость.

  • Ликвидация остатков свобод гражданского общества (1922 г. – процесс над эсерами).

  • Государственная монополия на СМИ.

Политический и экономический террор (репрессии).

  • Отсутствие плюрализма, толерантности

  • («философский пароход»)


Итоги:

В целом нэп имел относительный успех. Проведение новой экономической политики позволило достигнуть в 1926 г. довоенного уровня промышленного развития, преодолеть разруху в стране. Быстро поднялось сельское хозяйство. С 1921 - 1924 гг. посевные площади достигли довоенного уровня. Подъем крестьянского хозяйства способствовал оживлению розничной торговли.

Наряду с безусловными достижениями нэп имел и ряд негативных черт. Экономический прогресс в деревне, развитие частнокапиталистических элементов в городах неизбежно вели к росту социального неравенства. Нэп вызвал постоянно растущую безработицу.

  1. Когда и как образовался СССР? Какие республики изначально вошли в его состав?

30 декабря 1922 г.

Победил проект Ленина (социалистическая федерация). Проект Сталина (автономизация) был отвергнут.

В состав СССР вошли: РСФСР, ЗСФСР, УССР, БССР

  1. Кратко охарактеризуйте внешнюю политику РСФСР в 1920-е гг.

Недопущение международной изоляции Советской России в годы Гражданской войны:

1920 - первый мирный договор с Эстонией

1921 - временное торговое соглашение с Англией

- договор о дружбе и сотрудничестве с Монголией

1922 - участие в Генуэзской международной конференции (глава делегации нарком индел РСФСР Чичерин):

- Запад требовал от РСФСР выплатить долги царского и Временного правительств и белогвардейцев, отменить монополию внешней торговли и вернуть национализированные предприятия

- Советская Россия соглашалась вернуть часть долгов при условии получения кредитов и возмещения ущерба от иностранной интервенции (встречный иск, где отдельным пунктом стояло разрушение города Ярославля)

- результат → не договорились → заключен договор в Рапалло (близ Генуи) между СССР и Германией о восстановлении дипломатических отношений и развитии торгово-экономических связей → прорыв дипломатической изоляции (первый шаг в процессе признания Советской России западноевропейскими странами): Германия отказывалась от претензий по возмещению стоимости национализированных предприятий и получала взамен большие торговые преимущества.

1924 - 1925 - "полоса признаний" (установление дипломатических отношений с Великобританией, Италией, Австралией, Швецией, Грецией, Норвегией, Китаем, Мексикой, Францией, Данией, Японией)

1933 - установление дипломатических отношений с США

Поддержка национально-освободительного и антиколониального движения:

1923 - ультиматум Керзона (министр иностранных дел Великобритании обвинял большевиков в антибританской пропаганде в Индии, Иране и Афганистане; он потребовал отозвать советских уполномоченных из этих стран, предъявил ряд других требований, некоторые из которых были удовлетворены

1924 - Советская Россия оказывала военную и политическую помощь гоминьдану (китайскому правительству и Китайской коммунистической партии (благодаря усилиям советских военных специалистов во главе с В.К. Блюхером в Китае была сформирована народная революционная армия, которая к 1927 г. заняла большую часть страны

Поддержка международного рабочего и коммунистического движения:

1919- - 1943 - создание и деятельность III Коммунистического интернационала (Коминтерна) → цель: образование компартий и активизация мирового революционного движения → финансовая и политическая поддержка просоветской оппозиции в развитых странах (организация Коминтерном международной кампании в поддержку бастующих английских шахтеров в 1926 г.)

  1. Что такое индустриализация? Каковы ее цели и результаты?

Индустриализация - процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических государств, осуществлявшийся с мая 1929 года по июнь 1941 года. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрного государства в ведущее индустриальное. Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой задачи по коренному переустройству общества» (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция) было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства (1928—1932).

Цели:

  • Укрепление оборонного потенциала страны

  • Ликвидация технико-экономической отсталости

  • Развитие новых отраслей промышленности

  • Достижение технико-экономической независимости

  • Формирование машинно-технической базы для проведения коллективизации в с/х

Результаты:

  • СССР превратился в мощную индустриальную державу (по объему промышленной продукции вторую после США)

  • Развивались новые отрасли промышленности, построено более 9 тысяч новых крупных предприятий

  • Все необходимое стало производиться внутри страны

  • Был создан мощный военно-промышленный комплекс

Последствия:

  • Укрепление обороноспособности страны

  • Ликвидация безработицы

  • Ослабление внимания к невоенным отраслям промышленности (замедление производства и низкое качество предметов потребления)

  • Форсированное развитие тяжелой промышленности

  • Развитие массового социалистического соревнования (ударничество, стахановское движение)

  1. Что такое коллективизация? Каковы ее цели, методы и результаты?

Коллективизация - политика Советского государства, направленная на объединение единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы)

Цели:

  • Преодолеть зависимость государства в деле хлебозаготовок от единоличных крестьянских хозяйств (государство не имело зерна для экспорта за границу, а следовательно, и средств для закупки передовых технологий для индустриализации)

  • Налаживание канала перекачки средств из деревни в город на нужды индустриализации

  • Ликвидация кулачества как класса

  • Обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой за счет массового ухода крестьян из деревни (ликвидация "аграрного перенаселения")

Методы:

  • насильственные (раскулачивание, принуждение к вступлению в колхозы, конфискации имущества)

Результаты:

  • Ликвидация слоя самостоятельных зажиточных крестьян-собственников

  • Перемещение массы крестьян в промышленность и города

  • Отмена карточной системы распределения продуктов (1935)

  • Фактическое прикрепление колхозников к месту их жительства (паспортов не имели - "второе закрепощение крестьян")

  • Долгое время социально-экономические проблемы страны будут решаться за счет с/х (колхозный строй - удобная форма изъятия максимальных объемов с/х продукции, перекачки средств из деревни в город, в другие отрасли экономики)

  • Коллективизация стала важнейшим условием обеспечения ускоренной индустриализации

  1. Назовите основные задачи "культурой революции" в СССР. Приведите 1-2 примера решения каждой из этих задач.

Цели

Их реализация

Утверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственной

  • Высылка из России 150 крупнейших ученых, не разделявших идеологические установки большевиков ("философский пароход") → зато не расстреляли (???)

  • Антицерковная пропаганда ("Союз воинствующих безбожников" под руководством Емельяна Ярославского)

  • введение в вузах обязательных предметов - исторического материализма, истории пролетарской революции

  • Создание Главлита (Главного управления по делам литературы и издательств) - главного органа советской цензуры

  • Создание сети клубов, изб-читален, библиотек, обязанных пропагандировать "основы ленинизма"

  • Выход "Краткого курса истории ВКП(б)", ставшего обязательным ориентиром в толковании истории (1937)

Создание социалистической системы образования и обеспечение всеобщего начального образования

  • Национализация учебных заведений

  • Ликвидация неграмотности населения

- Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности

- общество "Долой неграмотность" под председательством главы ЦИК СССР М.И. Калинина

- создание ликбезов (пунктов по ликвидации неграмотности) и рабфаков

  • Создание школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для рабочих подростков

  • Распространение образования без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки)

  • Введение обязательного 4-летнего образования повсеместно и 7-летнего для городов и промышленных районов

  • Введение единых учебников, экзаменов, дипломов, аттестатов зрелости

  • Создание Института Красной профессуры для подготовки марксистских кадров для вузов

Формирование социалистической интеллигенции

  • Создание многочисленной советской интеллигенции, работающей под жестким контролем

  • Невостребованность творческого потенциала большой части интеллигенции

Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве

  • Существование различных литературных групп:

- РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей - А. Фадеев, А. Серафимович)

- ЛЕФ (Левый фронт - В. Маяковский, Н. Асеев)

- "Серапионовы братья" (М. Зощенко, В. Каверин)

- "Перевал" (Э.Багрицкий)

  • Соцреализм в литературе:

- М.А. Шолохов "Тихий Дон", "Поднятая целина"

- А.Н. Толстой "Хождение по мукам", "Петр Первый"

  • Соцреализм в живописи:

- А.А. Дейнека

- М.В. Нестеров

- В.И. Мухина (скульптор)

  • Объединение деятелей культуры в профессиональные союзы - советских писателей, композиторов, художников, архитекторов → цель: обеспечение полного идеологического контроля

  • Прославление партии, ее вождей и героев революции

  • Решение воспитательных задач средствами литературы (создание образа положительного героя)

  • Репрессии в отношении идейно чуждых писателей (Н. Клюев, О. Мандельштам; расстрелян режиссер В. Мейерхольд)

  • Снос старых памятников в Москве, Ленинграде и других городах (особенно религиозного значения - Храм Христа Спасителя)

Демократизация культуры под лозунгами "Культуру в массы!", "Искусство принадлежит народу!"

  • Создание клубов, Домов культуры, библиотек, музеев

  • Развитие кино:

- "Путевка в жизнь" (Н. Экк, 1931) - первый звуковой советский фильм

- "Чапаев" (братья Васильевы)

- "Броненосец "Потемкин"","Александр Невский" (С. Эйзенштейн)

- "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга" (Г. Александров)

- "Трактористы", "Свинарка и пастух" (И. Пырьев)

- "Семеро смелых" (С. Герасимов)

- "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году" (М. Ромм)

- "Мы из Кронштадта" (Е. Дзиган)

- "Трилогия о Максиме" ( Г. Козинцев и Л. Тауберг)

  • Развитие эстрады

- В. Козин

- Л. Утесов

  • Развитие музыкального искусства

- С. Прокофьев (музыка к к/ф "Александр Невский")

- А. Хачатурян (музыка к к/ф "Маскарад")

- Д. Шостакович

- И. Дунаевский (песни)

- А. Александров

- В. Соловьев- Седой

  • Развитие изобразительного искусства

- "Рабочий и колхозница" (скульптурная группа В. Мухиной)

Развитие науки и техники

  • Использование фундаментальных достижений науки в интересах ВПК

  • Развитие различных направлений:

- Химия (С.В. Лебедев - создание синтетического каучука)

- Физика (А.Ф. Иоффе)

- Космонавтика (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандер)

- Генетика (Н.И. Вавилов)

- Психология (Л.С. Выготский)

- Педагогика (П.П. Блонский, С.Т. Щацкий)

  • Развитие прикладных наук:

- Геология (А.Е. Ферсман)

- Металлургия (И.П. Бардин)

- Оптика (С.И. Вавилов)

- Энергетика (Г.О. Графтио)

  • Создание военной техники:

- Самолеты (С.В. Ильюшин, А.И. Микоян, Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев)

- Танки (Ж.Я. Котин, А.А. Морозов)

- Стрелковое оружие (В.А. Дегтярев, В.Г. Федоров, Г.С. Шпагин)


  1. Охарактеризуйте период сталинских репрессий 1930-х гг. Чем были вызваны репрессии? Каковы их последствия?

Причины и цели:

  1. Ликвидация базы для формирования "пятой колонны" (внутреннего врага)

  2. Устрашение недовольных

  3. Поддержание веры населения в правильность избранного пути (неудачи списывались на "вредителей", "врагов народа", которых "беспощадно выкорчевывали")

  4. Обеспечение бесперебойной работы госаппарата (угроза наказаний заставляла добросовестно работать, не воровать, не брать взяток и т.д.)

  5. Обеспечение ротации кадров (смена управленцев в результате масштабных чисток)

  6. Экономическое развитие с применением труда заключенных (репрессии выступают главной формой внеэкономического принуждения населения)

  7. Сохранение и укрепление режима личной власти И.В. Сталина (тоталитарного режима советского типа)

1 декабря 1934 г. в Ленинграде был убит первый секретарь Ленинградского обкома партии С.М.Киров. Сталин решил использовать это убийство для усиления репрессий. В те декабрьские дни было принято решение об ускоренном рассмотрении всех политических дел. Проходящие по делам о контрреволюционных преступлениях подлежали расстрелу.

Ужесточается законодательство. Репрессиям начинают подвергать членов семей осужденных и их родственников. К уголовной ответственности привлекаются дети, достигшие 12 лет. Все было подготовлено к началу «большого террора»(1937 - 1938 гг.).

Судебные процессы, ранее затрагивающие лишь определенные классы или партии, охватывали все большую часть населения. В ход пошли статьи с обвинениями за связь с троцкистами или контрреволюционную деятельность. Нередко судили людей, не имевших ни малейшего понятия о троцкизме и никогда не состоявших в рядах оппозиции. Органы НКВД (объединенные в 1934 г. с ОГПУ) получили указание добиваться признания подследственных любыми путями, включая применение пыток. Приговоры выносили специально подобранные «тройки». Подсудимому о вынесении приговора сообщали за несколько минут до приведения его в исполнение. Применение труда заключенных дало возможность решать многие хозяйственные вопросы с гораздо меньшими затратами. Ведь заключенным не нужно было платить зарплату.

В историю «большого террора» недаром вошел 1937 год. Желая очистить тыл на случай войны с западными державами от «пятой колонны», Сталин решил укрепить органы НКВД. Назначенный в сентябре 1936 г. главой НКВД Н. И. Ежов начал разработку дела о «параллельном антисоветском троцкистском центре», по которому проходили известные партийные и советские деятели Пятаков, Сокольников, Радек, Серебряков. На Пленуме ЦК ВКП(б) в 1937 г. Сталин резко критиковал местные органы за потерю политической бдительности и призвал принять суровые меры для «выкорчевывания вражеских гнезд». Летом 1937 г. по «делу военных» были осуждены к расстрелу М.Н. Тухачевский, И.Э.Якир, И.П.Уборевич, А. И. Корк, В. К. Путна, которым было предъявлено обвинение в сотрудничестве с вражеской разведкой и подготовке военного переворота.

Последним политическим процессом было дело об «антисоветском право-троцкистском блоке», по которому обвинялись лидеры бывшей правой оппозиции Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и ряд других лиц. Многие известные деятели партии и армии были репрессированы без суда. Так было с маршалами А. И. Егоровым и В. К. Блюхером, наркомом юстиции Н. В. Крыленко, наркомом внутренних дел Н. И. Ежовым. В результате репрессий неоднократно обновлялись штаты наркоматов, менялись командиры воинских частей, секретари обкомов, горкомов и райкомов.

В марте 1939 г., выступая на XVIII съезде ВКП(б), Сталин сказал, что чистки в партии были неизбежны, хотя и сопровождались многочисленными ошибками.

Последствия:

  1. Террор нанёс огромный урон всем сферам жизни общества. Произволу подверглись сотни тысяч ни в чём не повинных людей. Репрессии обезглавили промышленность, армию, сферу образования, науки, культуры. Пострадали партийные, комсомольские, советские, правоохранительные органы. В Красной Армии накануне Великой Отечественной войны было незаконно репрессировано около 40 тысяч офицеров.

  2. В годы «большого террора» была «опробована» политика массового насильственного переселения. Первыми её жертвами стали корейцы, а в последующие годы – десятки депортированных народов.

  3. Политический террор имел ярко выраженный экономический аспект. Все крупные промышленные объекты первых пятилеток сооружались с использованием дешёвого, принудительного труда заключённых, в том числе и политических. Без применения рабской силы невозможно было вводить в среднем 700 предприятий в год.

  4. В 1920-1950-е годы через лагеря, колонии, тюрьмы и иные места лишения свободы прошли десятки миллионов человек. Только в 1930-х годах в места заключения, ссылку и высылку было направлено около 2 млн. человек, осуждённых по политическим мотивам. Субкультура уголовного мира, его ценности, приоритеты, язык были навязаны обществу.

  5. То, что определяло атмосферу общества 1937 – 1938 годов – государственное беззаконие и произвол, страх, двойная мораль, единомыслие – не в полной мере преодолены и сегодня. Доставшиеся нам в наследство «родимые пятна» тоталитаризма также прямое следствие «большого террора».

  1. Кратко расскажите об ударниках, стахановцах и многостаночниках в СССР. Каковы были последствия распространения этих движений?

Ударник - работник, демонстрирующий повышенную производительность труда. Это понятие зародилось в Советском Союзе в годы первых пятилеток. Главный признак ударничества - перевыполнение производственной нормы.

Слово связано с выражением «ударный труд», то есть труд с полным напряжением сил, ориентированный на превышение установленных норм и сроков. Также было распространено выражение «ударная бригада». Движение ударничества было важным средством идеологического воздействия. Имена ударников, достигших наиболее впечатляющих результатов, широко использовались в качестве примера для подражания (шахтер Алексей Стаханов, машинист паровоза Петр Кривонос, трактористка Паша Ангелина, сталевар Макар Мазай и многие другие), они получали высшие правительственные награды, их выдвигали в выборные органы власти и т. п.

Стахановское движение — массовое движение последователей А. Г. Стаханова в СССР, новаторов социалистического производства - рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, многократно превышавших установленные нормы производства.

Движение возникло в 1935 году и названо по имени забойщика шахты «Центральная-Ирмино» (Донбасс) А. Г. Стаханова, добывшего в ночь с 30 на 31 августа1935 года за смену (5 ч. 45 мин.) 102 тонны угля при норме в 7 тонн, а впоследствии 19 сентября — 227 тонн. В начале 1936 года рекорд выработки достиг 607 тонн, его показал шахтёр из Горловки Никита Изотов, один из зачинателей Стахановского движения, инициатор Изотовского движения (достижение наивысшей производительности труда достигается не только путём овладения передовыми методами производства, но и путём передачи опыта отстающим рабочим).

Стахановское движение серьёзно материально поощрялось премиями и пропагандировалось Всесоюзной Коммунистической партией как новый этап социалистического соревнования и форма повышения производительности труда.

Высокая производительность труда стахановцев объяснялась применением особых "стахановских" методов. В целом они сводились к внесению в производственный процесс полезных корректировок, а также к повышению трудовой дисциплины: сокращению перекуров, заблаговременной подготовке рабочего места и т.д. Немалую роль при этом играло углубление в разделении труда, освобождавшее квалифицированных рабочих от подсобных функций. Это явление нередко приводило к т.н. "припискам", когда выдающийся результат (или даже рекорд), являвшийся следствием труда целой бригады, приписывался одному передовику

Многостаночничество — одна из форм социалистического соревнования в СССР. Разновидность стахановского движения. Суть метода заключалась в обслуживании одним работником нескольких рабочих мест (станков).

Многостаночничество зародилось в середине 1939 года на машиностроительных заводах «Уралмаш» и Харьковском станкостроительном заводе. Получило широкое распространение в годы Великой Отечественной войны.

Последствия:

Стахановское движение способствовало росту материального благосостояния самих рабочих. Но, с другой стороны, нормы выработки в промышленности уже в 1936 г. были повышены на 13 - 47%

  1. Что такое "пятилетка"? Назовите даты первой пятилетки. Приведите примеры наиболее крупных и известных промышленных предприятий, построенных в годы первых пятилеток.

Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР или «Пятилетки» — экономические планы, предполагавшие быстрое развитие экономики Советского Союза. Разрабатывались централизованно в общенациональном масштабе специально созданным государственным органом (Госплан СССР) под руководством КПСС. Первой пятилетке предшествовала Новая экономическая политика.

1928 - 1932 гг.

 Предприятия и стройки:

Турксиб (ж/д из Сибири в Среднюю Азию)

ДнепроГЭС

металлургические заводы:

в Магнитогорске (Магнитка)

в Липецке 

в Челябинске 

в Новокузнецке

в Норильске

в Свердловске (Уралмаш)

тракторные заводы:

в Сталинграде

в Челябинске

в Харькове

вагоностроительный завод:

в Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод)

автомобильные заводы:

ГАЗ

ЗИС (современный ЗИЛ).

Построены:

Беломорско-Балтийский канал,

Канал им. Москвы.

первая очередь Московского метрополитена (1935).