Выступление учителя музыки МБОУ «СОШ с УИОП № 52» г. Курска
Дюминой Натальи Владимировны
( в рамках слушания курсов повышения квалификации учителей музыки)
СЛАЙД 1
Тема « Контрольно - измерительные материалы как оценка качества обучения на уроках музыки»
СЛАЙД 2
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по
овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта
деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в
повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни .
Обучение – есть процесс взаимодействия учителя и учащегося. В любой сфере деятельности всегда стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности.
СЛАЙД 3
Слово «качество» производно от слов «как», «какой», «обладающий какими свойствами». Качество – совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.
Качество обучения – это непосредственный результат учебного процесса, зависящий от уровня квалификации учителя, учебно-методического процесса, состояния материально-технической базы, интеллектуального потенциала обучающихся как объекта образовательного процесса учебного заведения. Сосредотачивая усилия на повышении качества обучения , эффективности учебной и воспитательной работы на уроках музыки , необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей. Добиваться качества обучения учителю помогает система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности учащихся.
СЛАЙД 4
Контроль - означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
СЛАЙД 5
Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка — составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между преподавателем и обучающимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности обучающегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки, контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.
СЛАЙД 6
Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Основой для оценивания успеваемости обучающегося являются итоги (результаты) контроля. В базах данных оценки фиксируются в виде отметок .
Конечно, каждого учителя интересует конечный результат его работы это качество знаний полученное обучающимися.
СЛАЙД 7
Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
СЛАЙД 8
Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) обучающихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).
Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения обучающихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
СЛАЙД 9
У учителей музыки есть механизм, позволяющий понять, на сколько усвоена школьная программа конкретным учеником. Это контрольные измерительные материалы. Понятие контрольно-измерительных материалов (КИМ) включает два существенных момента: контроль и измерение. КИМ предназначен для оценки уровня освоения образовательной программы по дисциплине. Контрольно измерительные материалы включают в себя разные виды контроля : это как традиционный вид , так и тестовые задания, которыми необходимо овладеть каждому учащемуся. Использование контрольно измерительных материалов целесообразно как в течении года, как вариант – в конце изучения определённой темы, или в конце четверти, так и в конце всего учебного года.
СЛАЙД 10
КИМ могут быть оформлены в виде: тестовых заданий, практического задания, самостоятельной работы, контрольной работы, расчетной задачи, поисковой задачи, аналитической задачи, графической задачи, задачи на программирование, кейс-задачи, упражнения на тренажере, ролевого задания, исследовательского задания и т.п.
У каждой работы должны быть: номер, задание, инструкция по выполнению, контрольные вопросы, критерии оценки, прописаны требования к оформлению, форма защиты, приложение (может включать теоретический материал, схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
СЛАЙД 11
Среди современных способов педагогических измерений наиболее распространенным и объективным способом является тестирование.
Тест – это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов.
При разработке и использовании уже готовых тестов важно знать, насколько они соответствуют запроектированным целям.
Тестовые задания – это материал учебной дисциплины определенного объема, содержания и формы, предназначенные для контроля знаний. Цель разработки заданий – создание теста для объективной проверки и оценки знаний.
СЛАЙД 12
По содержанию действий обучаемого при контроле знаний можно выделить задания на:
− выбор одного ответа;
− выбор нескольких ответов;
СЛАЙД 13
СЛАЙД 14
− установление соответствия;
− установление правильной последовательности;
− ранжирование;
СЛАЙД 15
− заполнение пропусков, завершение предложений;
− подстановку;
− составление ответа;
− вычисление ответа;
− вычисление и выбор ответа.
СЛАЙД 16
СЛАЙД 17
К видам КИМ можно отнести и кроссворды.
Кроссворд — головоломка , представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.[1]
Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.
К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.
Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа — по одной в каждую ячейку. В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию. Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды. Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям). Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе. Множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет
СЛАЙД 18
Вместо текстовых определений могут выступать любые задачи, позволяющие дать ответ водно слово (ребусы, иллюстрации, отдельные головоломки). Также встречаются «числовые» кроссворды, ответы на которые — не слова, а числа (например, даты неких событий).
Довольно часто для сетки используют разнообразные геометрические формы — например, круг со словами, вписываемыми по окружности и радиусам, или «звездочку» из пересекающихся кривых.
СЛАЙД 19 Вывод
Проверка знаний – это не только важное средство предупреждения забывания, но и более прочного усвоения знаний. В ходе проверки учитель стремится выяснить не только сам факт усвоения знаний детьми, но и насколько правильно воспринимают они материал.
По технологии КИМ проводятся практически все уроки музыки.. И каждый раз подводятся итоги работы: Что получилось? Не получилось? Чего я достиг, каких успехов, каких результатов? Каков реальный эффект проведенных дел? Работая по этой технологии учащиеся адаптируются, раскрепощаются, раскрывают свои творческие таланты, привыкают к самостоятельности, проявляют ответственность, не боятся высказывать свое понимание проблемы… Появляется удовлетворение в совместной работе педагога и учащегося. Поэтому, на мой взгляд, использование КИМ на уроках музыки является перспективной и актуальной на сегодняшний день. Спасибо за внимание!