Контролон куыст №1
Какие особенности имеет ударение в осетинском языке?
Переписать, подчеркнув сильные гласные одной чертой, а слабые – двумя. Перевести:
Хур, чиныг, бинонтӕ, дидинӕг, адӕймаг, мад, ӕфсымӕр, фӕйнӕг, дон, неси, уалдзӕг, харбыз, фӕткъуы, зӕгӕл, зарӕг.
Выписать слова в 2 столбика: в первый слова, в которых «у» гласный звук, а во второй – где «у» согласный. Расставить ударения, составить 5 словосочетаний.
Улӕфын, уызын, уасӕг, уӕрцц, уагъта, удгоймаг, дыууын, уӕрыкк, стур, хъалагъур, хъус, хъуыр, хъӕу, гутон, хъуг, бур, хуыцаубон, рувас, дзырдуат, урс, куыдз.
Исправить ошибки в следующих словах:
Журнал, жымӕг, масинӕ, кӕсын, шымах, гажет, жагътон, куст (работа), куысын (работать), хуыдын (смеяться), дзуырын (говорить), бӕжжын, фышшын, сӕуын, зурын, жонд.
Вместо точек вставить согласные буквы, чтобы у вас получились разные слова и переведите их.
…ус, …ус, …ус, …ус, …ус;
…ур, …ур, …ур, …ур, …ур;
…он, …он, …он, …он, …он;
…ом, …ом, …ом, …ом, …ом.
Контролон куыст №2
Вариант 1
Составить предложения, перевести:
Ахуыр, мӕ, кӕны, хо, къласы, дыккӕгӕм.
Уарзы, скъоламӕ, нӕ, ӕфсымӕр, мӕ, цӕуын.
Нӕ, ахуыр, мах, кӕнӕм, къуыри, иннӕ.
Вставить пропущенные буквы, перевести:
Ф…д, д…д…, х…дз…р, с…нт…г, л…пп…, д…р, х…рб…з, з…рд…, къ…вд….
3.Сколько гласных в слове у а с ӕ г?
4. Перевести и выбрать слово, подходящее к картинке:
Гогыз, къӕлӕу, байраг, уӕрыкк, сӕгъ, бабыз, бӕх, уасӕг, гӕды
5. Найти лишнее слово:
1) сӕгъ, къӕдзӕх, айнӕг, хох, Адай-хох
2)Дайраны ком, Хъобангом, Дыгургом, Хъазыбеджы хох, Куырттаты ком
3) Джызӕлдон, Ӕрыдон, Зилгӕ-хох, Урсдон, Терк
4) акъаци, хӕрис, сусхъӕд, лӕгӕт, тулдз.
6. Вставить пропущенные буквы в названиях ягод:
галӕрыс…ӕф мӕнӕр…ы …едырӕг б…л
7. Загадка:
«Зынг нӕу, афтӕмӕй судзы»
дугъысыф 2) пысыра
3) хъоло 4) хъӕдындз
Вариант 2
Составить предложение:
Фыд, мӕ, скъолайы, кусы.
Вставить пропущенные буквы:
М…д, н…н…, б…н…нт…, скъ…л…дз…у, …фс…м…р, ба…д…н, к…рд…г, х…р.
3.Сколько гласных в слове у а л д з ӕ г?
4. Перевести и выбрать слово, подходящее к картинке:
Гӕды, уӕрыкк, бӕх, хъуг, уасӕг, карк, гогыз, куыдз
5. Найти лишнее слово:
1) бӕх, байраг, уасӕг, стъол, хӕрӕг, хъуг
2) карк, бабыз, хъаз, хуы, гогыз
3) кӕрдо, лимон, къӕлӕу, бал, сӕнӕфсир
4) картоф, къабускъа, булкъ, рад, уырыдзы.
6. Вставить пропущенные буквы в названиях ягод:
…ал…ӕн
ӕрыс …ӕф
…ӕлӕр…ы
7. Загадка:
«Доны мидӕг ӕгас у, сурыл – мард»
Арс 2) кӕсаг
3) бабыз 4) джитъри
Контролон куыст №3
Прочитать и перевести текст.
Цӕхӕра.
Цӕхӕра у хӕрынмӕ бӕзгӕ зайӕгой. Уый вӕййы урс ӕмӕ сырх. Урс цӕхӕрайӕ кӕнынц сӕкӕр. Цӕхӕрайы дон ӕмӕ уидӕгтӕй пайда кӕнынц медицинӕйы. Цӕхӕрайӕ аразынц алыхуызон хӕринӕгтӕ. Йӕ сыфтӕй ирон ӕфсинтӕ кӕнынц диссаджы цӕхӕраджынтӕ.
Задания к тексту.
а). Определить, в каких падежных формах стоит существительное цӕхӕра.
б). Выписать из текста прилагательные.
2. Просклонять по падежам:
Цъӕх арв, сырх-сырхид.
Составить предложения из следующих слов и переведите:
Дзурыс, ды, мемӕ. Лӕппу, хорз, хъазын, ӕз, футболӕй. Кусы, уый, фыдимӕ, мӕ. Кӕрдӕгыл, бадӕм, цъӕх, мах. Найын, ӕз, арф, доны, Ӕхсаримӕ.
Выписать следующие прилагательные в 4 столбца. В первый – прилагательные в положительной степени, во второй – в сравнительной степени, в третий – в превосходной степени, в четвертый – в интенсивной форме:
Рӕсугъд, цыфыдддӕр, сау-сауид, рӕсугъддӕр, хуыздӕртӕй хуыздӕр, ӕвзӕрдӕр, бур-бурид, лӕгдӕртӕй лӕгдӕр, тыхджындӕртӕй тыхджындӕр, чысыл, гыццылдӕр, тӕккӕ стырдӕр, ӕппӕты хуыздӕр, сатӕгсау, иууыл дынджырдӕр, амӕй ай хуыздӕр, зӕронд, хистӕр, ӕвзонгдӕр, ӕппӕты хистӕр, зӕронддӕр, ныллӕгдӕр, тӕккӕ ставддӕр, уазалдӕр, иууыл нарӕгдӕр, амӕй ай лыстӕгдӕр, бӕрзонд, хус, тар, ӕппӕты зынаргъдӕр.
Контролон куыст №4
Образуйте от глаголов основу настоящего времени:
марын, бадын, кафын, дарын, зилын, рувын, уарын, амайын.
2. Образуйте от основ настоящего времени неопределенные формы глагола (инфинитив):
лас-, нæм-, кур-, зар-, æвзар-, кæн-, кус-
3. Образуйте от неопределенной формы глагола (инфинитива) основу прошедшего времени; проспрягать один глагол:
фыссын, зарын, дарын, ивын, гуырын, , тæрын, сæттын, кæрдын
4. Образуйте от основы прошедшего времени неопределенную форму глагола и подчеркните основу настоящего времени:
хæрд, ласт, æхгæд, сидт, фыст, сайд, уард
5. Выпишите слова, подчеркните в глаголах основу настоящего времени:
кафт, зарын, лæууыд, кафын, нæмын, лæууын, дзырд, фыст, куыст, хæрд, фыссын, барст, хæрын, барын
6. Переведите на осетинский язык следующие словосочетания:
Я пою. Ты танцуешь. Он читает.
Мы сидим. Вы разговариваете. Они работают.
7. Составьте словосочетания, поставив глаголы в нужном лице с соответствующим окончанием, перевести:
æз (цæуын), мах (лæууын), уый (дзурын),
уыдон (хæссын), ды (лидзын), сымах (аразын).
8. Проспрягайте следующие глаголы по лицам в повелительном наклонении:
дзурын, бадын, кусын, зонын