СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепт любовь в современном песенном дискурсе (на примере песенных текстов современных русских исполнителей и авторов)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общество не стоит на месте, вместе с ростом экономики поменялся и культурный код человека. И это легко проследить по его творениям: живопись, архитектура, музыка, литература, кино. В данном исследовании мы бы хотели остановить своё внимание на музыке, а именно на наиболее популярных песнях русских исполнителей.

Целью нашего исследования является литературоведческий анализ концепта "любовь" на примере песенных текстов современных русских исполнителей и авторов (Burito «Штрихи», Тима Белорусских «Мокрые кроссы», Полина Гагарина «Драмы больше нет»).

Просмотр содержимого документа
«Концепт любовь в современном песенном дискурсе (на примере песенных текстов современных русских исполнителей и авторов)»

Районная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»





Литература, культурология


Концепт любовь в современном песенном дискурсе

(на примере песенных текстов современных русских исполнителей и авторов)



Выполнил: Веськина Валерия Сергеевна

28.03.2003

МБОУ КСОШ №2

9 Б

+79069734249

[email protected]


Руководитель: Козырева Евгения Владимировна

МБОУ КСОШ №2

учитель

+79130575835

[email protected]







Кодинск, 2019

ВВЕДЕНИЕ

Общество не стоит на месте, вместе с ростом экономики поменялся и культурный код человека. И это легко проследить по его творениям: живопись, архитектура, музыка, литература, кино. В данном исследовании мы бы хотели остановить своё внимание на музыке, а именно на наиболее популярных песнях русских исполнителей.

Целью нашего исследования является литературоведческий анализ концепта "любовь" на примере песенных текстов современных русских исполнителей и авторов (Burito «Штрихи», Тима Белорусских «Мокрые кроссы», Полина Гагарина «Драмы больше нет»).

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия «песенный дискурс»;

  2. Проанализировать и сравнить тексты современных русских исполнителей и авторов, как стихотворения;

  3. Выявить использование современными русскими исполнителями и авторами средств художественной выразительности и синтаксических приёмов, участвующих в раскрытии эмоции «любовь» в песенном дискурсе;

  4. Провести опрос среди молодого поколения (8-10 классы) 

Объектом нашего исследования являются тексты современных русских исполнителей и авторов (Burito «Штрихи», Тима Белорусских «Мокрые кроссы», Полина Гагарина «Драмы больше нет»). 

Предметом нашего исследования концепт «любовь» в современном песенном дискурсе.

В процессе работы над темой мы использовали следующие методы исследования:
анализ; опрос; сравнение; изучение литературы и других источников информации, а также их обобщение.

Гипотеза: можно предположить, что концепт «любовь» влияет на восприятие песен современных исполнителей, придавая смысловую нагрузку текстам.

Актуальность нашей работы заключается в том, что в ней впервые проанализировано творчество современных русских исполнителей с позиции содержания концепта любовь; описаны различные языковые и литературные средства раскрывающие концепт; уточнена сущность таких понятий, как дискурс, песенный дискурс. Практическая ценность исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы на уроках русского языка и литературы.









ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Именно в песне раскрываются эмоции, отношение к действительности, что оправдывает обращение к песенному дискурсу. В связи с этим, сначала рассмотрим понятие эмоции и эмоционального концепта. К. Изард определяет эмоцию так: «Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия».[1] Большинство лингвистов используют термин эмоция, как собирательное понятие.

Также следует рассмотреть понятие песенного дискурса. Мы не могли не заметить, что термин «дискурс» является одним из самых сложных понятий в современной лингвистике, так как трактуется по-разному в разных науках. Но, говоря понятным девятикласснику языком, дискурс – это речь, фраза, жест, дискуссия, также нужно учитывать отношение говорящих друг к другу и мысль, которую они хотят донести, а также не забыть о способе, которым они это делают. Из этого следует, что под песенным дискурсом мы понимаем какой-то «диалог» между исполнителем и слушателем. Основная роль этого диалога – передача эмоций и чувств автора песни.

Мы можем выделить основные черты песенного дискурса: связанность, диалогичность, адресованность, воспроизводимость текстов и непостоянство аудитории. Песенный дискурс это не столько выплеск эмоций, сколько знак, посредством которого осуществляется коммуникативный процесс.[2]

Проанализировав понятие «любовь» в гуманитарных науках, мы пришли к выводу, что любовь – это чувство, отношение, эмоция, испытываемые к чему-то или кому-то. Причем наблюдается две грани у любви: духовная и физическая. Основные признаки эмоции любовь в текстах:

  1. причина переживаний;

  2. сила чувства;

  3. действия во имя любви;

  4. продолжительность;

  5. характер эмоции.

Все это входит в концепт «любовь» в музыкальных произведениях. Это можно выявить, проанализировав и сравнив тексты современных русских исполнителей и авторов. Отдельно отметив использование средств художественной выразительности и синтаксических приёмов, участвующих в раскрытии эмоции «любовь» в песенном дискурсе.

Мы взяли тексты написанные в 2017-2018 годах. Их объединяет популярность среди молодёжи, богатство и разнообразие метафор, присутствующих в текстах, но кажущаяся общей тема раскрывается по-разному.

Песня «Мокрые кроссы» Тима Белорусских в своей песне повествует о том, что, несмотря на бесконечные препятствия и большие расстояния «Я пройду километры», он будет продолжать идти к важному для него человеку «Дойти бы к тебе». 

В стихотворении «Мокрые кроссы» тема любви, по моему мнению, раскрыта довольно необычно. Поначалу автор дает понять, что готов удержать рядом с собой человека в нужный момент «Так что прыгай ко мне, пока я ловлю» будто бы сам гонится за ним (первый куплет), но поняв, что это не взаимно, ему становится безразлично: 

«Не замечай меня, ведь я ухожу вне

Не зови меня назад, ведь там нас больше нет «…»

Так что останешься ли ты, больше не важно мне».[3]

Но все равно пытается дотянуться «Желание дойти хотя бы поговорить» до него и продолжает идти, несмотря на погодные условия (второй куплет): 

«И пускай капает, капает с неба,

Иду в мокрых кроссах к тебе, где бы я не был».[3]

В стихотворении автор использовал интересную палитру средств художественной выразительности, которых невозможно не заметить. Дабы оживить окружающий мир были использованы олицетворения: «Молчит экран», «фонари для нас не гаснут», «…дождик не сможет потушить». Чтобы пробудить воображение человека использовали метафоры: «На нашей улице сказки», «ведь там нас больше нет», «до глубины души». 

Несколько иначе представлена данная тема в тексте Полины Гагариной «Драмы больше нет». Стихотворение посвящено теме любви, которая начинает угасать. Эта тема довольно актуальна в наше время, ведь это нечастный случай, такое может произойти с каждым.

В этой песне большое разнообразие метафор, я бы даже сказала целый сундук, с которых даже начинается сама песня: «Дышать тобой до боли, до хрипоты», «Дыханием одним не могу согреться», «И догорают сами собой мосты» (первый куплет).[4] Каждая из этих строк несет в себе определённый смысл.

К примеру, первая строчка, по нашему мнению, значит – жить человеком. Или третья, в нашем понимании, обозначает, что отношения между людьми рушатся. Во втором куплете можно также наблюдать метафору «Остались в сердце только кусочки льда», означающую то, что в сердце ещё остались какие-то мелкие, совершенно незначительные обиды и печали, которые со временем тоже уйдут. Всё это помогает нам прочувствовать те самые уходящие чувства, дает понять, что любви больше нет. Эта песня проникает в самую душу.

Свой взгляд на тему «любовь» имеет и Burito
в своей песне «Штрихи». Она раскрывается в отражении внутреннего мира исполнителя. Дабы придать эмоциональность и яркость были использованы эпитеты «Безликие тени», «Поминутными мутными формами», «Яркими перьями белыми», «Радиоэфирными волнами», «Ледяные камни», «горячее сердце», каждый из которых довольно-таки интересно подобран и наполнен своеобразностью, благодаря чему стихотворение имеет красивое и индивидуальное звучание.

Нельзя не заметить метафоры в этой песне, придающие образность и живописность: «Мы штрихи одного рисунка», «в воздухе разольётся любовь», «краски снова станут ничем», раскрывающие, как нам кажется, настроение и внутренний мир автора. 

Песня, по нашему мнению, отражает душевное единение исполнителя с миром «Мы штрихи одного рисунка», «Наши сердца не разлучит никто никогда». Возможно. автор хотел передать, что он полюбил всё окружающее и, что любовь его безгранична «Руки Вселенной держат нас и льётся любовь прямо сейчас».

Несмотря на насыщенность средствами выразительности, мы наблюдаем бесконечные повторы в одном из куплетов:

«Разольется любовь, моя любовь, разольется по венам моя любовь

Твое сердце согреет моя весна, разольется любовь не напрасно

Разольется любовь, моя любовь, разольется по венам моя любовь

Твое сердце согреет моя весна, разольется любовь не напрасно».[5]

Что свойственно многим современным исполнителям русской эстрады.

Все куплеты, как нам кажется, связаны одной единой мыслью и являются продолжением друг друга, благодаря чему произведение легкое для понимания. 
В этом стихотворении был использован красивый трёх сложный размер, с нарастающей ритмикой слога, анапест, для того чтобы усилить логическое построение и сохранить темп мелодии. А также автор отдал предпочтение парной рифме, дабы придать простоту, понятность и доступность слушателю.

Поэтический синтаксис очень разнообразен, он включает в себя десятки средств выразительности. В этом стихотворении присутствуют повторы слов и словосочетаний:

«Снова бегут по небу облака (бегут облака) «…»

В этих районах мы скроемся наверняка (мы скроемся наверняка)

Наши сердца не разлучит никто никогда, никогда».[5]

Они придают своеобразное эхо. А также можно заметить антитезу, «чёрно-белая графика», «чётными и нечетными», «Ледяные камни, горячее сердце», которая так сказать добавляет немного драматичности песне.

Как мы видим, концепт «любовь» в произведениях данных исполнителей имеет свою индивидуальность: где-то это угасающие чувства, где-то душевное умиротворение, а где-то неустойчивое влечение. Каждый текст наделён поэтической лексикой и синтаксическими приёмами, которые придают своеобразность песням, тем самым привлекают внимание публики. Также мы находим в них отражение индивидуального восприятия чувства, это выражается в подборе лексических и синтаксических средств. Любовь – противоречивое чувство, нередко оно приносит глубочайшее разочарование, страдания и невыносимую боль, но случается, что оно окрыляет и заставляет поверить в невозможное. Порой нужно много времени, чтобы понять, что такое любовь и как любить. Любовь – умение понимать мысли и чувства другого человека, как свои собственные. Любить – значит отдавать частичку себя, а то и всего, чтобы быть одним целым, посвящая каждую секунду любимому человеку.

Проанализированные нами тексты передают всю палитру чувств, испытываемых человеком на разных этапах отношений: от влюбленности до расставания. Но наиболее часто для сопоставляемых текстов оказываются связи любви с эмоциями боли, разлуки, страсти, радости. Их тексты полны чувством, пусть не всегда удачно подобрана рифма, и добавлен лишний слог…

Концепт «любовь» довольно ярко представлен в современном песенном дискурсе, но много ли людей задумываются о теме произведений, которые слушают? Чтобы ответить на этот вопрос, а также еще на два других, отсюда вытекающих, мы провели опрос среди учащихся нашей школы.


Рис.1. Результаты опроса. Всего опрошено 42 человека.

Как мы видим из рисунка 1, большинство опрошенных слушают этих исполнителей, но тема любви привлекает только 16 человек из 42 опрошенных. А о скрытом смысле задумываются 23 человека.
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Мы раскрыли содержание понятия «песенный дискурс» и адаптировали его для понимания школьников.

  2. Проанализировав и сравнив тексты современных русских исполнителей и авторов, как стихотворения, мы пришли к выводу, что большинство авторов используют повторы, а также, что каждый текст в зависимости от направленности и способностей автора наделён поэтической лексикой и синтаксическими приёмами, которые придают своеобразность песням, тем самым привлекая внимание публики.

  3. Выявили использование современными русскими исполнителями и авторами средств художественной выразительности и синтаксических приёмов, участвующих в раскрытии эмоции «любовь» в песенном дискурсе. После детального анализа каждого текста стало очевидным, что в текстах песен представлено отражение индивидуального восприятия чувства. Это выражается в подборе лексических и синтаксических средств: эпитеты, метафоры, олицетворения, речевые повторы синтаксических конструкций.

  4. Провели опрос среди молодого поколения (8-10 классы)  и пришли к выводу, что большинство задумывается о теме песен, которые слушают, но концепт «любовь» привлекает немногих, несмотря на то, что большинство песен выбранных нами исполнителей именно на эту тему. Вероятнее всего ребятам сложно признать, что данная тема для них актуальна, так как на вопрос слушают ли они этих исполнителей, преобладающее большинство ответило положительно.

Исходя из всего вышесказанного, мы подтверждаем свою гипотезу. Концепт «любовь» влияет на восприятие песен современных исполнителей, придавая смысловую нагрузку текстам. Это подтверждают проведенные нами анализы, а также опрос. Нельзя не согласиться, что о любви можно писать и говорить вечно, также как и об эмоциях с которыми она тесна переплетена.













СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Изард К. Э. Психология эмоций: пер. с англ. / К. Э. Изард. — Спб.: Питер, 2006. — 464 с. — (Мастера психологии)

  2. http://cheloveknauka.com/emotsionalnyy-kontsept-lyubov-v-pesennom-diskurse (27.12.2018)

  3. http://teksty-pesenok.ru/rus-tima-belorusskih/tekst-pesni-mokrye-krossy/6701818/ (25.01.2019)

  4. http://teksty-pesenok.ru/rus-polina-gagarina/tekst-pesni-dramy-bolshe-net/6644363/ (25.01.2019)

  5. http://teksty-pesenok.ru/burito/tekst-pesni-shtrihi/6677131/ (25.05.2019)











































ПРИЛОЖЕНИЕ


Текст песни Полина Гагарина - Драмы больше нет

[Куплет 1]:
Дышать тобой до боли, до хрипоты.
Дыханием одним не могу согреться.
И догорают сами собой мосты.
И что-то больно ранило прямо в сердце.

Ушли за горизонт наши корабли,
Я подниму над головой белый флаг;
Просто знай, что тебе - я не враг.

Припев:
Драмы больше нет! Нет больше драмы.
Время на душе, время на душе лечит раны.
Драмы больше нет. Нету обид.
Больше не болит, больше не болит, больше не болит!

[Куплет 2]:
Мы побежим опять по следам своим,
Шагами рассекая прохладный ветер.
Пополам не разделить целый мир.
Ты знаешь, что мы оба с тобой в ответе.

Ушли за горизонт наши корабли,
Остались в сердце только кусочки льда.
Но ты знай - я с тобой навсегда!

Припев:
Драмы больше нет! Нет больше драмы.
Время на душе, время на душе лечит раны.
Драмы больше нет. Нету обид.
Больше не болит, больше не болит, больше не болит!

Драмы больше нет! Нет больше драмы.
Время на душе, время на душе лечит раны.

Драмы больше нет! Нет больше драмы.
Время на душе, время на душе лечит раны.
Драмы больше нет. Нету обид.
Больше не болит, больше не болит, больше не болит!

Не болит!





Текст песни Тима Белорусских - Мокрые кроссы

[Куплет 1, Тима Белорусских]:
Молчит экран, и я бы хотел вместе с ним
Просто забрать тебя себе и держать из всех сил
Но новый день, и я опять невыносим


И ты уходишь, будто бы я тебя попросил
И я вроде как счастлив, но явно к тебе привязан
На нашей улице сказки, фонари для нас не гаснут
Можешь продолжить нести чушь, легче не станет никому
Так что прыгай ко мне пока я ловлю. Да ладно — я словлю

[Припев 2 раза]:
И пускай капает, капает с неба
Иду в мокрых кроссах к тебе где бы я не был
Для остальных я занят, звонки без ответа
Дойти б к тебе, дойти б к тебе

[Куплет 2, Тима Белорусских]:
Не замечай меня, ведь я ухожу вне
Не зови меня назад, ведь там нас больше нет
Я вновь закрыл глаза и закрылся от всех
Так что останешься ли ты больше неважно мне

Видишь мокрый насквозь до глубины души
И этот недо дождик не сможет потушить
Желание дойти хотя б поговорить
И я падаю без сил

И мне не нужен зонт, мне не нужен никто
Хлюпали мокрые кроссы по лужам, и я знал, что меня ждет
Ведь нас с тобой как никого несет
Так что можешь молчать мне дальше
Но чтобы понять мне не надо слов

Для других нас нет, ноги еле плетутся
С нами свобода ветра, только не надо дуться
Я пройду километры, не захочу вернуться
Все будет хорошо, но мне надо переобуться

[Припев 4 раза]:
И пускай капает, капает с неба
Иду в мокрых кроссах к тебе где бы я не был
Для остальных я занят, звонки без ответа
Дойти б к тебе, дойти б к тебе





Текст песни Burito - Штрихи

Автор слов: И. Бурнышев
Куплет 1:
Мы штрихи одного рисунка.
Черно-белая графика.
Безликие тени на пустых перекрестках.
В сетях городского трафика.
Когда ночь остановит свой взгляд.
На созвучие сказанных слов.
Поминутными мутными формами в воздухе.
Разольется любовь.
Припев:
Снова бегут по небу облака.
Мягкими перьями белыми укрывая внизу города.
В этих районах мы скроемся наверняка.
Наши сердца не разлучит никто, никогда.
Никогда.
Куплет 2:
Мы все те же, что месяцем раньше.
Только взглядом уже не совсем.
Черным по белому, белым по черному.
Краски снова станут ничем.
Распадаясь, становясь частотами.
Четными и нечетными.
Радиоэфирными волнами.
Нас кто то встретит еще.
Припев:
Снова бегут по небу облака.
Яркими перьями белыми укрывая внизу города.
В этих районах мы скроемся наверняка.
Наши сердца не разлучит никто, никогда.
Никогда.
Куплет 3:
Медленные камни, горячее сердце.
В нас топят надежду, но мы верим, как прежде.
Руки Вселенной держут нас.
И льется любовь прямо сейчас.

(Разольется любовь, моя любовь.
Разольется по венам моя любовь.
Твое сердце согреет моя весна.
Разольется любовь не напрасно.)х2

Припев:
Снова бегут по небу облака.
Яркими перьями белыми укрывая внизу города.
В этих районах мы скроемся наверняка.
Наши сердца не разлучит никто, никогда.
Никогда.