Коррекционная направленность логопедической работы
с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Структура речевого дефекта у детей с ОНР .
Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей.
Речевые нарушения носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У обучающихся начальных классов наблюдаются грубые нарушения устной и письменной речи. Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении учебной программы по письму, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Нарушение фонетико – фонематического компонента речевой системы.
1.Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искажения звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
Нарушение лексико – грамматического компонента речевой системы
Лексический запас ограничен бытовой тематикой, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
Психологические особенности.
Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недостаточное развитие способностей к переключению.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствия:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности, умение работать в определённом темпе).
Основные направления работы
Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
– уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
– уточнение значений используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
– развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
– установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построений высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
– устойчивости внимания;
– наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
– способности к запоминанию;
– способности к переключению;
– навыков и приёмов самоконтроля;
– познавательной активности;
– произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
– планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств в достижении учебной цели);
– контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
– работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление);
– применение знаний в новых ситуациях;
– анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
– умение внимательно слушать и слышать учителя – логопеда, не переключаться на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (занять позицию ученика);
–умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
– умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций в учебной деятельности;
– ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
– ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
– ответы двумя, тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю - логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- формирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны»);
- составление устных связных высказываний с элементами творчества.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с логопедом, учителем и воспитателем, должны быть закреплены в процессе повседневной жизни (прогулки, экскурсии, посещение общественных мест, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче). Регулярно проводятся консультации родителей обучающихся с целью донести информацию о состоянии речевой деятельности ребенка и с целью ознакомления с комплексом необходимых артикуляционных упражнений для занятий дома.
Логопедические занятия проводятся два раза в неделю, группы формируются с учётом однородности дефектов речи детей и формированию звуковой и смысловой стороны речи. Суммарная нагрузка на одного ученика в неделю не превышает одного академического часа. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия проводятся учителем – логопедом, как в первой, так и во второй половине дня, продолжительностью 20 минут.
На каждого обучающегося заведена тетрадь (индивидуальная папка с домашними заданиями по автоматизации звуков).
Ведутся тетради взаимосвязи логопеда и воспитателей, где воспитателями фиксируются сведения о выполненной работе с детьми, проживающими в интернате.