СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ВВЕДЕНИЕ
Агрессия является актуальной проблемой на протяжении всего существования человечества. Люди свойственны к проявлению агрессии в различных ситуациях, которые в дальнейшем приносят вред себе и окружающим. Агрессивность в младшем школьном возрасте все чаще беспокоит как родителей, так психологов и педагогов. Дети становятся все более жестокими и беспощадными, выплескивают эмоции на более слабых одноклассниках, младших братьях и сёстрах. Они проявляют свою агрессию из-за мелочей, не понравившегося слова, действия. Исследование агрессии в младшем школьном возрасте необходимо, так как именно в это время, время обучения ребенка в начальной школе, начинает закладываться основа будущей личности.
Проблема агрессии и коррекционно-педагогическая работа с агрессивными детьми – это далеко не первая научная проблема. Изучением данной проблемы занимались такие ученые как, Бреслав Г. Э, Джинотт Х. Дж, Долгова А. Г., 3.Фрейд, Д.Доллард, К.Лоренц, Л.Берковец, Д.Зиллманн, А.Басс, У.Джеймс, Р.Бэрона, Д.Ричардсона и другие отечественные и зарубежные психологи.
По мнению Р.Бэрона и Д.Ричардсона [5, с.19], агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.
Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции. Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционно-педагогическая работа с агрессивными детьми очень важна, и она должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития.
С одной стороны в психолого-педагогической литературе рассмотрено много способов борьбы с повышенной агрессией у детей, а с другой стороны не достаточно рассмотрены устранения первопричин появления агрессивного поведения у младших школьников. Можно предположить, что коррекционно-педагогическая работа по устранению внутренних факторов агрессии поможет избавить детей от данной проблемы. С целью разрешения данного противоречия выбрана тема исследования: Коррекционно-педагогическая работа по снижению агрессивности в поведении младших школьников.
Объект исследования – агрессивное поведение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – содержание коррекционно-педагогической работы по снижению агрессивности в поведении младших школьников.
Цель исследования – теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения младших школьников, определение содержания коррекционно-педагогической работы, которая позволит снизить уровень агрессии у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Определить суть ключевых понятий «агрессия», «агрессивное поведение» на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Раскрыть особенности агрессивного поведения младших школьников.
Изучить методы борьбы с агрессией на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Подобрать методы диагностики проявлений агрессии в поведении младших школьников.
Разработать содержание коррекционно-педагогической работы по снижению уровня агрессии младших школьников.
Проанализировать результаты опытно-экспериментальной части.
Гипотеза исследования – коррекционно-педагогическая работа будет способствовать снижению уровня агрессии детей младшего школьного возраста в том случае, если учитель:
- обучает способам выражения гнева в приемлемой форме, приёмам саморегуляции;
- формирует навыки общения;
- осуществляет совместную работу с родителями.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предложений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, количественная и качественная обработка полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволят расширить научное представление о первопричинах появления агрессии у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранное содержание коррекционно-педагогической работы поможет в снижении агрессивности у младших школьников.
База исследования: МБОУ Школа №73 Кировского района г.о. Самара.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие «агрессия» и основные ее виды
Термин «агрессия» издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт. Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ» [12, с.187].
По предложению А.Басса определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [5, с.8].
Л.Беркович считал, чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям [5, с.7].
Д.Зильманн ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [5, с.7].
В настоящее время принимается следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы [8, с.216].
Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности. Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств реализации своих целей [19, с.288].
Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния – это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению [20, с.254].
Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера – либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.
Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, а иногда и необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип временами тоже может быть необходим для адаптации и выживания [13, с.9].
Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.).
Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т.д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности и низким навыком самоконтроля.
Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.
По мнению Л.Берковица, поведение все-таки можно контролировать. Но, как доказал Д.Зильманн, в отдельных ситуациях агрессия бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка.
Критерии проявления агрессивности:
– часто теряет контроль над собой;
– часто спорит, ругаемся с взрослыми;
– часто отказывается выполнять правила;
– часто специально раздражает людей;
– часто винит других в своих ошибках;
– часто сердится и отказывается сделать что-либо;
– часто завистлив, мстителен;
– чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков [9].
Э.Фромм считал, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности [12, с.187].
А.Басс и А.Дарки выделяют 5 видов агрессии:
1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо). Использование физической силы против другого лица. Она может выражаться, как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки. Ломают ненужные вещи.
Иногда агрессивность и желание разрушить совпадают, тогда ребенок швыряет игрушки и других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании или какими-то драматическими событиями.
2. Косвенная агрессия:
– направленная (сплетни, злобные шутки);
– ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.).
Этот вид агрессии, направленной окольными путями на другое лицо (злобные сплетни, шутки) или на кого-то конкретно не направлено (взрыв ярости, проявляющимися в крике, ругани, топанье ногами, битье кулаками по столу).
3. Раздражение (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм (оппозиционная манера поведения).
5. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.). Словесная (вербальная) агрессия, выражение негативных чувств, как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). За такой агрессией часто кроется неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за нанесенные обиды [13, с.11].
Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях они, не понимая смысла бранного слова, используют его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо.
Бывает и так, что брань становится средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его подразнили или задели. В этом случае ему полезно указать на альтернативу брани - научить словам, которые можно с чувством произносить в качестве разрядки [14, с.153].
Итак, все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.
1.2 Особенности проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
Агрессию в действиях и поведении ребенка, можно наблюдать уже с раннего детства. Чаще всего это приступы упрямства, выраженные криками, слезами, попытками ударить, падениями на пол, а также агрессивным поведением, капризами, негативизмом, строптивостью, своеволием, обесцениванием взрослых, протестом, и даже бунтом и стремлением к деспотизму [6, с.200].
Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.
Строптивость носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.
Своеволие заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке.
Обесценивание взрослых: например, если мать услышала от ребенка в свой адрес ругательное слово.
Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», - писал Л.С.Выготский [18, с.18].
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
– стремление привлечь к себе внимание сверстников;
– стремление получить желанный результат;
– стремление быть главным;
– защита и месть;
– желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
– недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
– сниженный уровень саморегуляции;
– неразвитость игровой деятельности;
– сниженную самооценку;
– нарушения в отношениях со сверстниками [11, с.20].
Часто причиной детской агрессивности является семья. Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях - крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей.
Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых - безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение - готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд.
В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.
Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики И.Раншбург и П.Поппер советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность [1, с.15].
Детям с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в отношении как сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная, неустойчивая самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Вместе с тем, среди агрессивных встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.
Первые попытки объяснения развития агрессивности детей были предприняты в психоаналитическом направлении. А.Фрейд, занимавшаяся детским психоанализом, рассматривает агрессию как один из механизмов защиты инстанции «Я». В соответствии с этим она считает, что агрессия есть проявление тревоги и страха, которые испытывает «Я» в отношении как прошлых, так и предполагаемых событий. Агрессия возникает в тех случаях, когда возникает угроза реальная или минимальная для «Я» ребёнка. Прибегая к агрессии, ребёнок пытается совладать с испытываемой им тревогой. Механизмом такого поведения, по мнению А.Фрейд, выступает «идентификация с агрессором», воплощая, принимая его атрибуты, ребёнок преображается из того, кому угрожает, в того, кто угрожает. Агрессивные устремления ребёнка, таким образом, носят упреждающий характер по отношению к объекту тревоги.
Основатель индивидуальной психологии А.Адлер, причину детской агрессии усматривал в том, что «на протяжении всего своего развития ребёнку присуще чувство неполноценности». Ребёнок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Не зрелость ребёнка, его не уверенность в себе и не самостоятельность, приводят к болезненному переживанию своего подчинённого положения по отношению к более сильным людям в семейном окружении. Это рождает чувство неполноценности, обозначая начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и безупречности. Итак, в понимании А.Адлера, агрессия является способом достижения цели превосходства, инструментом преодоления чувства ущербности [4, с.187].
Идея о том, что в основе детской агрессии лежит страх, разделяется многими психоаналитиками. К.Бютнер называет две наиболее частые причины агрессии в детском возрасте: «Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению. Во-вторых, это уже пережитая обида, или душевная травма, или же само нападение». Стоит заметить, что в детском возрасте бессознательные, агрессивные импульсы проявляются не прямо, а косвенно, находя своё выражение в фантазиях, играх детей, содержание которых может быть подвергнуто анализу с целью выявления защитных механизмов, к которым прибегает «Я» ребёнка [9, с.25].
В теории социального научения Б.Ф.Скиннера и А.Бандура подчёркивается, что агрессия в младшем школьном возрасте является приобретённым, социально - обусловленным поведением [2, с.124].
Механизмами формирования агрессии выступают:
– подкрепление агрессивного поведения со стороны других людей;
– научение посредством наблюдения;
– самоподкрепление.
Моделями агрессивного поведения могут выступать как живые примеры (родители, другие люди, сверстники), так и символические образцы, представляемые СМИ (телевизор, реклама и т.д.). В работах, посвящённых изучению развития неврозов в младшем школьном возрасте, агрессия рассматривается как неадекватный способ реагирования в трудных ситуациях. При невротическом развитии личности агрессивность выполняет защитную функцию, предохраняя ребёнка от травмирующих переживаний, угрожающих его эмоциональному благополучию.
Проблема детской агрессивности затрагивается и специалистами в области детской психиатрии и патопсихологии. Отмечается, что при психических нарушениях развитие агрессивности определяется не только конституциональными особенностями индивида, наследственностью, но и влиянием социально-психологических факторов
Проблема детской агрессивности затрагивается и специалистами в области детской психиатрии и патопсихологии. Отмечается, что при психических нарушениях развитие агрессивности определяется не только конституциональными особенностями индивида, наследственностью, но и влиянием социально-психологических факторов.
Формирование агрессивности в младшем школьном возрасте обусловлено многими факторами. На агрессивность в младшем школьном возрасте оказывают влияние: особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением. Некоторые авторы указывают на определённую зависимость агрессивности детей от структуры семьи. Имеются данные, свидетельствующие о том, что агрессивные дети происходят из многодетных семей или неполных. Агрессия ребёнка может являться реакцией на развод родителей. При этом способы реагирования на ситуацию различны, в зависимости от пола и возраста ребёнка. У младших школьников агрессия не зрелая и носит иногда беспричинный характер. В младшем школьном возрасте мальчики отличаются повышенной агрессией по отношению к сверстникам. Распад семьи в семилетнем возрасте приводит к росту враждебности, мальчики, воспитывающиеся без отцов, отличаются асоциальным поведением, неподчинением взрослым.
Агрессивные проявления ребёнка могут выступать как ревность по отношению к другим членам семьи, чаще всего к братьям и сёстрам. В основе такой агрессии лежит стремление получить внимание родителей, соперничество за любовь взрослых.
Помимо родителей и их «работой» над агрессией своих детей, примером негативного поведения могут служить братья и сёстры. Ориентируясь на их пример, общаясь и играя с ними, дети могут копировать или усваивать агрессивные способы поведения. Отмечается, что дети более агрессивно настроены против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Ребёнок усваивает агрессивное поведение, посредством наблюдения, выделяя случаи, когда агрессия оказывается эффективным способом в достижении цели, в воздействии на других.
Во многом поведение наших детей определяется их сверстниками. Установлено, что сверхагрессивные дети, попадая в группу сверстников и получая отпор со стороны других детей, становятся менее агрессивными. Пассивные же дети остаются такими же. Отмечено, что существуют индивидуальные различия в усвоении агрессии, демонстрируемой сверстниками, и не всегда дети, подвергающиеся агрессии со стороны других детей становятся агрессивными. Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в формировании у ребёнка представлений о возможных способах проявления агрессии, нормах и границах её применения, в том числе и ответной.
1.3 Методы борьбы с агрессивным поведением младших школьников
Психологическая коррекция поведения у младших школьников — это организованная система психологических воздействий, направленная на смягчение дискомфорта, повышение активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, возбудимость, тревожность, и закрепление адаптивных форм поведения [2, с.126].
Успех коррекции нарушений поведения возможен при согласованной работе ряда специалистов, понимании и участии родителей ребенка. Коррекция поведения должна учитывать уникальность и неповторимость ребенка, в ее основе должен лежать индивидуальный подход. Индивидуальный подход подразумевает выявление причины деструктивных проявлений в данном конкретном случае и выбор соответствующих методов коррекции.
Индивидуальная помощь ребенку в классе — это специальная деятельность. Осуществляемая непосредственно во взаимодействии с ребенком или опосредованно, через семью и класс, направленная на содействие в решении возрастных задач социализации и индивидуальных проблем.
Эффективна также и другая форма коррекции нарушений поведения — групповая. Преимуществами данного направления мы считаем. Прежде всего, возможность взаимодействия между участниками, отработки необходимых навыков и конструктивных форм поведения.
В своей деятельности педагоги и психологи используют различные методы и формы работы с детьми с агрессивными проявлениями.
Мы рассмотрим более подробно некоторые методы коррекционного воздействия в работе педагога и психолога.
Логотерапия. Основоположником данного метода является Виктор Франкл. Метод разговорной терапии, — это разговор, который направлен на вербализацию, то есть на словесное выражение эмоциональных состояний и описание эмоциональных переживаний. Ребенок рассказывает психологу о своих чувствах, мыслях и желаниях. Вербализация эмоциональных переживаний позволяет ребенку самореализоваться так как во время разговора
Психогимнастика — это метод, который позволяет проявить себя и общаться без помощи слов. Цель этого метода — это познание себя и личностные изменения. В основе психогимнастики лежат методы чешского психолога Юновой.
Психогимнастика — это совокупность специальных упражнений направленных на развитие и коррекцию как познавательных, так и эмоциональных сфер ребенка. Данный метод относится к группе невербальных методов групповой психотерапии [14, с.153].
Цель упражнений заключается в преодолении барьеров в общении, развитии эмпатии, в осознании своих чувств и эмоций, выработке умений выражать свои чувства и в снижении эмоционального напряжения.
Музыкотерапия — это метод психологической коррекции, который подразумевает использование музыкальных произведений и инструментов. Музыкальную терапию широко используют по всему миру для профилактики и лечения широкого спектра нарушений, включая эмоциональную нестабильность.
Музыкотерапия основывается на подборе мелодий, которые оказывают положительное влияние на психику, и улучшаю эмоциональное состояние. Данный метод используется в качестве средства для снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, коррекции отклонений в личностном развитии, раскрепощения, концентрации внимания, улучшения настроения и общей гармонизации состояния ребенка. [14, с.153].
Арт-терапия — простой и эффективный способ психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сфер личности ребенка Данный метод мотивирует ребенка на работу, что весьма кстати, так как ребенок, в отличие от взрослого, не готов обсуждать и решать свои трудности. Этот способ позволяет увлечь и заинтересовать ребенка, помочь ему раскрыться и довериться психологу. В рамках данного метода обсуждение психологических проблем проходит на заднем фоне. А основная деятельность — изобразительная или творческая. Выходит так, что ребенок одновременно преодолевает свои психологические трудности и получает удовольствие
Психологи в своих исследованиях уже давно заметили, что рисунки детей являются не только показателями уровня умственного развития и индивидуальных личностных особенностей ребенка, но и отражают проекции его личности. Рисунок ребенка - это средство выражения чувств ребенка и его эмоциональных состояний, способствующее самопознанию и осознанию своих способностей.
Особое значение в психологической коррекции детей младшего школьного возраста имеет метод игротерапии. Данный метод считается самым эффективным методом коррекции в мировой психологической практике.
Основной целью игровых упражнений является помощь детям младшего школьного возраста приемлемым образом выразить свои переживания, чувства и эмоции.
В игровом процессе, как уже давно заметили специалисты, детям намного легче выражать свои переживания, мечты и потребности.
Игротерапия — лучший путь к психической устойчивости. В основе методик игровой терапии лежит признание игры важным фактором личностного развития [8, с.195].
Игра является естественной формой жизнедеятельности ребенка. Она представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает в течение всей жизни взрослого человека. В процессе игры человек контролирует ситуацию, когда реальная ситуация этому противоречит.
Игра является своеобразным средством исследования окружающего мира, своих возможностей и способом выражения чувств. Она представляет собой попытку ребенка получить реальный жизненный опыт и построить свой мир. Так как игра свободно от влияния взрослых, то она дает ребенку свободу действий, свободу самовыражения и само исследования чувств и переживаний, позволяет вытеснить эмоциональное напряжение и справиться с фрустрацией. В процессе игры ребенок активно взаимодействует с окружающим миром, развивает интеллектуальные, волевые и нравственные качества.
Игра выполняет диагностическую, терапевтическую и обучающую функции.
Групповая форма игровой психологической коррекции является как психологическим, так и социальным процессом, в котором дети взаимодействуют друг с другом и приобретают новые знания о себе и о других. В рамках данного метода игра понимается как средство коррекции нервно-психических расстройств и психосоматических заболеваний. Кроме того данный метод также можно использовать как средство психологической профилактики.
Немаловажное значение для успеха психокоррекционной работы имеет состав группы. Состав коррекционной группы представляет собой мощный интегративный или дезинтегративный фактор. Подбирать участников необходимо по принципу дополнения, включая детей с различными нарушениями с целью обеспечения возможности идентификации с альтернативными примерами поведения [7, с.130].
В коррекционной группе обязательно должна царить атмосфера принятия. Каждый участник должен получить возможность свободного самовыражения без осуждения. Группа не должна включать более одного ребенка деликвентного поведения. Разница в возрасте должна не превышать 12 месяцев. Группы младшего школьного возраста должны включать детей разных полов. Желательно, что бы участники группы не были знакомы до начала коррекционного занятия.
Игротерапия как метод психологической коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста считается самым успешным на сегодняшний день.
Таким образом, изучив теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, мы:
– установили, что данной проблемой многие отечественные и зарубежные учёные и психологи;
– выяснили, что на агрессивность детей младшего школьного возраста действуют как биологические, так и социальные факторы;
– определили, что разные учёные выделяли различные виды агрессии;
– выявили основные особенности проявления агрессивности детей;
– изучили методы и способы борьбы с агрессией;
– выяснили, что игротерапия – наиболее удачный способ снижения уровня агрессии на сегодняшний день.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО–ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПУТЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностики агрессивности младших школьников
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, а также основываясь на данных теоретических положениях, была составлена программа опытно-экспериментальной работы.
Исследование проводилась в МБОУ Школе № 73 в 1 классе. Выборку составили 21 человек, из которых 12 девочек, 10 мальчиков, возраст 7-8 лет.
С целью изучения уровня агрессивности младших школьников использовались следующие методики: «Несуществующее животное» (М.З.Друкаревич), «Кактус» (М.А. Панфиловой), анкета для родителей «Агрессивен ли ваш ребёнок?» [25].
По мнению многих ученых-психологов, в диагностике агрессии наиболее эффективны проективные методы. Их принято рассматривать в качестве специального инструмента клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые в меньшей степени доступны непосредственному наблюдению и не выявляются с помощью опроса. При исследовании нужно было помнить о том, что младшие школьники обладают высокой степенью комфортности, поэтому при обследовании мы разместили их таким образом, чтобы предотвратить срисовывание. Исследование проводилось в первой половине дня.
Методика «Несуществующее животное» является проективной. В данной методике детям дается следующая инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное». После рисования с ребенком проводится беседа о животном, уточняется: как животное называется, какой у него характер, чем питается, с кем дружит [24].
Применение данного теста в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций у детей.
В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может применяться для психологического обследования.
Для исследования особую ценность представляют особенности рисунка, которые характеризуют агрессивные тенденции личности: рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Контуры фигуры анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения.
Также на основании всех данных можно выделить следующие уровни и критерии агрессии у детей младшего школьного возраста, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Уровни и критерии агрессивности по методике «Несуществующее животное»
Уровни и критерии агрессивности | ||
Высокий | Средний | Низкий |
1.Наличие нескольких выраженных агрессивных деталей у животного: рога, копыта, клыки. 2. Большое количество острых углов при рисовании животного. 3. Образ жизни животного носит агрессивный характер, направленный против другого объекта (против людей). | 1. Наличие какой-либо одной агрессивной детали у животного. 2. Образ жизни животного не носит агрессивного характера. | 1. Отсутствие агрессивных деталей в изображении животного. 2. Мирный образ жизни животного. |
Для выявления уровня агрессивности также использовалась графическая методика «Кактус» (М.А.Панфиловой) [25].
Данная методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет и используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности: ее направленность и интенсивность.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Была дана следующая инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам: пространство, расположение, размер рисунка, характеристика линий, нажим. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный),
характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный),
характеристика иголок (размер, расположение, количество).
В рисунках могут проявиться следующие качества испытуемых:
агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга;
импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим;
эгоцентризм - крупный рисунок, центр листа;
зависимость - маленький рисунок, низ листа;
демонстративность, открытость - выступающие отростки в кактусе, вычурность форм;
скрытность, осторожность - зигзаги по контуру или внутри кактуса;
оптимизм – «радостные кактусы»;
тревога - темные цвета, внутренняя штриховка;
женственность - украшение, цветы, мягкие линии и формы;
экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов;
интровертированность - на рисунке изображен один кактус;
стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение комнатного растения;
наличие чувства одиночества - дикорастущие, «пустынные» кактусы.
На основе всех данных можно выделить следующие уровни и критерии агрессивности, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 –Уровни и критерии агрессивности по методике «Кактус»
Уровни и критерии агрессивности | ||
Высокий | Средний | Низкий |
Длинные, торчащие в разные стороны иголки. Иголки прорисованы тщательно. Большое количество иголок.
| Умеренное количество иголок, иголки в рисунке присутствуют, но не прорисованы. Большее место на рисунке занимает ствол растения или другие элементы рисунка. | Отсутствие колючек у кактуса. |
При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». После завершения работы ребенку предлагают вопросы, на которые он может ответить на листе с рисунком. Ответы на эти вопросы помогут уточнить интерпретацию рисунков:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Чтобы лучше понять, что происходит с детьми, родителям была предложена анкета «Агрессивен ли ваш ребёнок?» (Приложение А), которая показывает уровень агрессивности детей.
При проведении анкетирования выдаётся напечатанный бланк, в котором есть вопрос. Даётся инструкция: «Прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет». Если вопрос вызывает затруднение, то вспомните, как бывает чаще». Далее родителям предлагается самостоятельно определить, сколько баллов они получили. На основе этого делается вывод об агрессивности детей.
2.2 Анализ результатов, полученных в ходе диагностического исследования
Анализ результатов по методике «Несуществующее животное» показал, что:
12 человек (57%) имеют низкий уровень агрессивности;
6 человек (29%) имеют средний уровень агрессивности;
3 человека (14%) имеют высокий уровень агрессивности.
В таблице 3 (приложение Б) представлены показатели и критерии агрессивности по методике «Несуществующее животное». Мы обращали внимание на такие показатели, как: сверхсильный нажим; рот с зубами или клыками; рога; фигура, состоящая из острых углов; шипы, иглы; оружие; питание.
На рисунке 1 представлены результаты методики «Несуществующее животное» обучающихся 1 класса.
Рисунок 1 – Результаты методики «Несуществующее животное» обучающихся 1 класса
Анализ результатов по методике «Кактус» показал, что:
10 человек (48%) имеют низкий уровень агрессивности;
7 человек (33%) имеют средний уровень агрессивности;
4 человека (19%) имеют высокий уровень агрессивности.
При обработке результатов мы обращали внимание на такие показатели, как: сверхсильный нажим; наличие иголок; пространственное положение; размер рисунка.
На рисунке 2 представлены результаты методики «Кактус» обучающихся 1 класса.
Рисунок 2 - Результаты методики «Кактус» обучающихся 1 класса
Анализ результатов анкетирования родителей «Агрессивен ли ваш ребёнок?» показал, что:
13 человек (62%) считают, что их дети имеют низкий уровень агрессивности;
7 человек (33%) считают, что их дети имеют средний уровень агрессивности;
1 человек (5%) считает, что его ребёнок имеет высокий уровень агрессивности.
На рисунке 3 представлены результаты анкеты «Агрессивен ли ваш ребёнок?» родителей учеников, обучающихся в 1 классе.
Рисунок 3 - Результаты анкеты «Агрессивен ли ваш ребёнок?» родителей учеников, обучающихся в 1 классе
На заключительном этапе диагностик был проведен сравнительный анализ данных, полученных в ходе исследования, его результаты представлены в Таблице 4.
Таблица 4 – Сравнительный анализ результатов диагностик обучающихся 1 класса
№ | Анкета «Агрессивен ли ваш ребёнок?» | Графическая методика «Кактус» | Проективная методика «Несуществующее животное» |
1. | Средний уровень | Высокий уровень | Средний уровень |
2. | Низкий уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
3. | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
4. | Средний уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
5. | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
6. | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
7. | Низкий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
8. | Средний уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
9. | Низкий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
10. | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
11. | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
12. | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
Продолжение Таблицы 4 – Сравнительный анализ результатов диагностик обучающихся 1 класса
13. | Низкий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
14. | Низкий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
15. | Низкий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
16. | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
17. | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
18. | Низкий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
19. | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
20. | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
21. | Низкий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Проведя сравнительный анализ результатов диагностических методик, было выявлено, что один человек имеет высокий уровень агрессивности по трём методиками, 2 человека имеют средний уровень агрессивности, исходя из анкеты родителей, и высокий уровень агрессивности по двум вышепредставленным проективным методикам - «Кактус» и «Несуществущее животное», у одного человека агрессивные проявления наблюдаются в графической методике «Кактус» и средний уровень агрессивности по остальным методикам.
2.3 Способы и методы борьбы с агрессивным поведением младших школьников
В ходе диагностического исследования в данном классе были выявлены обучающиеся, которые нуждаются в коррекционно-педагогической работе по снижению уровня агрессивного поведения. Данная работа проводилась в рамках внеурочной деятельности «Психология».
Содержание коррекционно-педагогической работы было подобрано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Были выбраны наиболее эффективные способы устранения агрессивного поведения, это:
работа с родителями;
игротерапия;
сказкотерапия;
тренинг.
Так как количество детей, имеющих агрессивные проявления и трудности в поведении, достигало 4 человек, то было принято решение о создании группы детей, которые находятся в зоне риска агрессивного поведения. При подборе группы учитывались следующие факторы:
характер и особенности личности участников;
причины агрессивного поведения детей;
отношение родителей к данной работе.
Очевидно, что любой ребёнок, находясь в группе, получает меньше
внимания, чем при индивидуальной коррекционной работе, но существует ряд причин, которые обуславливают развитие и успех групповых занятий.
Группа отражает общество в миниатюре. Жизнь человека — явление социальное. Во время учебы или игры ребенок испытывает потребность вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, делиться впечатлениями. Коррекционная группа оказывается обществом в миниатюре, отражающим внешний мир и придающим большую правдоподобность искусственно создаваемым отношениям. В ситуациях общения агрессивный ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям, вопреки здравому смыслу.
Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем. В тренинговой работе ребенок обнаруживает, что его проблемы не уникальны, другие тоже переживают сходные чувства. Для многих ребят подобное открытие само по себе оказывается мощным коррекционным фактором.
Группа дает возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В повседневной жизни далеко не все агрессивные дети имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь от людей, которые хорошо понимали бы их переживания. Преимущество группы состоит в возможности получить отклик и поддержку от детей с похожими проблемами или имеющими положительный опыт их решения. В процессе взаимодействия в группе ребята начинают понимать ценность другого человека. Большинству агрессивных детей свойственна негативная самооценка. Обострение критического отношения к себе является возрастной особенностью, тем более в ситуации, когда ребенок имеет еще и эмоциональные проблемы. Все это актуализирует у детей потребность в общей позитивной оценке своей личности окружающими, как взрослыми, так и сверстниками.
В группе человек может приобретать новые навыки, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Если в обычной жизни эксперименты со своим поведением всегда связаны с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то в дружественной и контролируемой обстановке, в атмосфере принятия тренинговой группы агрессивный ребенок усваивает новые знания, использует различные стили поведения и получает позитивный опыт взаимодействия с другими ребятами.
В группе участники могут идентифицировать себя с другими. Здесь у ребенка есть возможность «сыграть» чужую роль, что помогает ему лучше понять как себя, так и других людей, и помимо этого позволяет познакомиться с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то. Возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют снятию эмоционального напряжения, развитию самосознания. В группе можно быть не только участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом группового взаимодействия, ребенок сопоставляет себя с активными участниками и использует результаты этих наблюдений при оценке своих эмоций и поступков.
Групповая форма работы имеет и экономические преимущества. Она позволяет охватить большое количество детей, которым требуется поддержка и профессиональная помощь педагога.
Группа была небольшой, но было возможно обеспечить необходимое
разнообразие взаимодействий, каждый участник чувствовал себя неотъемлемой частью коллектива. Данное количество участников хорошо тем, что даёт возможность взаимодействия друг с другом.
Очень важную роль в работе группы сыграли «ритуалы», они позволили участникам чётко обозначить этапы проведения занятий, а также закрепить положительный эффекты в ходе проводимой работы.
В ходе коррекционно-педагогической работы были применены приёмы игротерапии.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой педагог или психолог использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. Игротерапия считается эффективной, если ребенок оказывается способным играть свободно и с радостью.
Игротерапия - это ответвление психодрамы, где место ведущего занимает педагог или психолог, а роль группы "берут" на себя "игрушки", которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале педагога или психолога также краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства.
При слове «игра» у большинства на ассоциативном уровне всплывает картинка - дети играют. Конечно, игры - это не только одна из замечательных возможностей подарить несколько часов заслуженного отдыха родителям или воспитателям, это еще и наилучший путь к успешному развитию ребенка. Детям были предложены игры, с помощью которых они могут конструктивно выражать свою злость и агрессию, не причиняя другим боль и страдания. Это такие игры, как:
Бесшумный крик;
Досчитай до десяти;
Маленькое приведение.
Одним из эффективных методов коррекционно-педагогической работы является сказкотерапия, она также была использована в процессе снижения уровня агрессивности.
Сказкотерапия — один из приемов в арт-терапии. Это раздел психологии, в котором применяется психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развития личности. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальностью. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Цель сказкотерапии — относительно мягкое, по сравнению с большей частью психологических инструментов, искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка.
Были подобраны сказки, направленные решение агрессивного поведения у ребёнка. В ходе бесед по данным сказкам дети отвечали на вопросы, сами искали выходы из тех или иных ситуаций.
Одним из важных мероприятий было проведение беседы с родителями. Она помогла выявить причины агрессивных проявлений их детей. Также эта беседа способствовала налаживанию контакта между взрослыми и детьми, ведь одна из задач родителей состоит в том, чтобы сделать отношения с детьми гармоничными на протяжении всего периода воспитания: от младенчества до юности. Родителям были предложены рекомендации, которые помогут снизить уровень агрессивности младших школьников:
Помощь в преодолении чувства чрезмерного неудовольствия. Необходимо научиться снижать интенсивность, длительность переживаний и ограничить их последствия. Чрезмерное неудовольствие является источником всех форм враждебности, поэтому его предотвращение способствует смягчению агрессии в поведении ребёнка.
Разрешение быть в разумных пределах независимым. Предотвращение опасных для ребёнка ситуаций не должно чрезмерно ограничивать его активность, так как это увеличивает вероятность развития чувства враждебности. Активность ребёнка следует поощрять.
Установление ограничений. Заботясь об интересах ребёнка, взрослые без особой необходимости устанавливают жёсткие рамки запретов, которые вызывают протест, а значит, создают почву для возникновения враждебности. Запрет должен быть ясным и понятным, сопровождаться объяснением причин, быть достаточно твёрдым.
Обучение ребёнка тому, как справляться с раздражением и выражать его разумными и приемлемыми средствами, - ключевая задача воспитания.
Преодоление вспышек раздражения и ярости. Обучение детей самоконтролю.
Снижение интенсивности переживания враждебности.
В ходе коррекционно-педагогической работы был проведён классный час с элементами тренинга. Данное мероприятие способствовало налаживанию межличностных отношений в классе. Тема классного часа «Как научиться сотрудничать?». Данный классный час был проведён успешно, конфликтных ситуаций не возникло. Было замечено, что дети идут навстречу друг другу, пытаясь помочь.
Таким образом, можно сделать вывод, что после проведения данной коррекционно-педагогической работы было проведено повторное диагностическое исследование с учениками, у которых повышен уровень агрессивности. Стоит отметить, что агрессивные проявления у двух обучающихся, у которых был высокий уровень агрессивности по проективным методикам, снизились до среднего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агрессия – это мотивированное агрессивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Сегодня существует 3 подхода к объяснению причин агрессии. Основоположниками первого – теория влечения - является З.Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. Фрустрационная теория, предложенная Д.Долларом, рассматривает агрессивное поведение как ситуативный, а не эволюционный процесс.
Агрессивные действия ребёнка можно наблюдать уже с самого раннего детства. Агрессивное поведение в школьном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии выделяют такие виды агрессии, как физическая, вербальная, прямая, косвенная, аутогенная, враждебная агрессия.
Проявление агрессивности школьника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются: неудовлетворённость ребёнка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками; низкий социальный статус ребёнка в группе; неуспех в совместной со сверстниками деятельности, обусловленной как трудностями операционального характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности; неудовлетворённость потребности в признании.
Формирование агрессивности в детском возрасте обусловлено многими факторами. На агрессивность в детском возрасте оказывают влияние: особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, возрастные особенности, социально-культурный статус семьи, индивидуальные особенности человека, а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением. Но одним из главных факторов возникновения агрессии является стиль семейного воспитания.
Важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.
Подводя итог, можно сказать, что путей преодоления агрессивности в младшем школьном возрасте не так уж и мало: арт-терапия, музыкотерапия, игротерапия, сказкотерапия, тренинг. Если придерживаться всем методам коррекционно-педагогической работы, то можно получить положительный результат, а именно: доброжелательные и позитивные отношения внутри класса; умение владеть собой в различных ситуациях, используя, приёмы саморегуляции; развитие навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; умение выражать гнев в приемлемой форме.
Во второй главе представлены методики, которые были проведены у обучающихся 1 класса, также представлены результаты опытно-практической работы. Проективная методика «Несуществующее животное», графическая методика «Кактус» и анкета для родителей «Агрессивен ли ваш ребёнок?» помогли выявить детей с высоким уровнем агрессивности. После чего было подобрано содержание коррекционно-педагогической работы, которая была направлена на снижение уровня агрессивности.
После проведения данной коррекционно-педагогической работы было проведено повторное диагностическое исследование с учениками, у которых повышен уровень агрессивности. Стоит отметить, что агрессивные проявления у двух обучающихся, у которых был высокий уровень агрессивности по проективным методикам, снизились до среднего.
Работа, проводимая с детьми, помогла снизить проявления агрессивного поведения. Поэтому можем сделать вывод, что гипотеза подтвердилась. Цель была достигнута, задачи исследования были выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги, печатная периодика
1. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности //Вопросы психологии. – 2000. – № 6.- С.6-14.
2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. - М., 2001. - С. 123-127.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 2000. - С. 36-38.
4. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. – СПб., 2001. 187с.
5. Большой психологический словарь/ под ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. – М.: Олма-пресс. 2015.- С.7-9.
6. Волкова Е. Агрессивный ребенок. Трудные дети или трудные родители. - М., 2002. 200с.
7. Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6–7 лет: дис. канд. пед. наук Е.В. Демко. – Армавир, 2005. 130с.
8. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011. 216 с.
9. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2011. – № 1.- С.21-26.
10. Кокшарова О.Н. Родительское собрание на тему «Детская агрессия» // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 29-32.
11. Колосова С. Истоки детской агрессии // Школьный психолог: Приложение к газете «Первое сентября». - 2010. - №12. – 56с.
12. Лоренц К. Агрессия. - М.: Просвещение, 1994. 187с.
13. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2003. 190 с.
14. Мастюкова Е.М. Трудные дети. Педагогика здоровья. - М., 2000, 153с.
15. Мухина В.С. Детская психология: учебник для вузов. – М.: Эксмо- Пресс, 2013. - С. 231-236.
16. Осницкая А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С.61-63.
17. Рахматшаева В. Агрессивны - потому что несчастны // Семья и школа. - 1991. - №10. - С.20-22.
18. Смирнова Е.О., Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - С. 17-25.
19. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учеб.для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. 288 с.
20. Туревская Е.И. Возрастная психология. - Тула, 2002. 254с.
21. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 2008. 360с.
22. Чижова С.Ю. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2001. 153с.
23. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М., 2013. 271с.
Электронные ресурсы
24. Проективная методика «Несуществующее животное» [Электронный ресурс] https://www.syl.ru/article/195655/new_proektivnaya-metodika-nesuschestvu yuschee-jivotnoe (Дата обращения: 20.03.2018).
25. Графическая методика «Кактус» [Электронный ресурс] http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/123-projective-tests-of-personality-research/2665-2018-08-23-13-04-06
21