СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающие занятия. 1 класс. 2 вариант.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающие занятия. 1 класс. 2 вариант.»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Общая характеристика учебного предмета:

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

«Коррекционный курс» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционный курс обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часа, 2 час в неделю, 34 учебные недели.

Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением по предмету «Общение».

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно–бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Планируемые результаты коррекционной работы:

-повторяет движения тела по примеру взрослого

-достаёт из воды различные по размеру и форме предметы

-выкладывает с помощью палочек простые изображения

-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах

-находит одинаковые по звуку предметы

-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке

-строит из кубиков башню

Предметно-практическая деятельность

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

- скатывает из бумаги шарики;

- раскладывает кусочки ткани на столе;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса состоит из следующих разделов:

Программно-методический материал включает 5 разделов:

-Зрительное восприятие

- Слуховое восприятие

- кинестетическое восприятие

- восприятие запаха

Предметно-практические действия

Программно-методический материал включает 2 раздела:

«Действия с материалами» ,«Действия с предметами».

«Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация».


Задачи и направления.

— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими

— представления о собственном теле

— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта

— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале

— отнесение себя к определенному полу

— развитие способности осознавать и выражать свои интересы

— формировать представления о возрастных изменениях

— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям

— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья

— формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами

— формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому

— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)

— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей

— формировать умения обслуживать себя

— формировать умения следить за своим внешним видом

— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Принципы организации учебного процесса:

- Принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

- Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

- Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

- Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- Принцип сотрудничества с семьей;

- Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

- Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Принцип учета возрастных границ. Реализация этого принципа предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка.

- Принцип интегрированного подхода к отбору содержания – предусматривает отбор разделов и тематического содержания из примерных основных общеобразовательных программ, разработанных для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Акцент следует делать на те разделы, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющегося нарушения, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей. Интеграция разделов и тем осуществляется путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.

- Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц – предполагает продуманную регламентацию объема изучаемого материала по всем разделам программы для более рационального использования времени его освоения и учета реальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в его усвоении. Необходимость реализации этого принципа обусловлена своеобразным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения материала. Например, в более увеличенном объеме по сравнению с программами для детей с соответствующими нарушениями может быть представлена тематика занятий по изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и др.

- Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.

Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.

- Принцип соблюдения линейности и концентричности. Реализация этого принципа заключается в необходимости расположения тем по каждому разделу в определенной последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема, при этом каждая последующая часть программы является продолжением предыдущей (линейность). При концентрическом построении индивидуальной программы осваиваемый материал повторяется путем возвращения к пройденному вопросу, что дает возможность более прочного его усвоения, расширения и закрепления определенных представлений и понятий.

- Принцип вариативности программного материала. Предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в изучении.

- Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР. Этот принцип направлен на реализацию основных содержательных линий развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование ведущих видов деятельности и др.

При этом, если индивидуальная программа не носит комплексного характера, а подготовлена, например, учителем-логопедом для определенного ребенка, в ее содержании также должна иметь место системность в преодолении конкретных недостатков и в общем развитии ребенка.

- Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР предполагает предоставление возможности реализации подобного рода программы всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса, в частности, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями, педагогами-предметниками, родителями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами.

Признавая преимущественное право родителей на воспитание собственного ребенка, особую роль в реализации содержания индивидуальной образовательной программы следует отвести родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Это можно реализовать посредством включения в индивидуальную образовательную программу раздела для родителей, в котором могут быть обозначены условия воспитания ребенка в семье и соблюдение единства требований к ребенку со стороны педагогов и родителей.

- Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно выполнять целый ряд функций, обеспечивающих его жизнедеятельность (самообслуживание, передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и интеграции в общество.

- Принцип единства диагностики и коррекции. Проектированию программы, как отмечалось выше, предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основе которого составляется первичное заключение об уровне развития ребенка, определяются цель и задачи работы с ребенком. В то же время реализация программы требует систематического контроля динамических изменений в развитии ребенка, его поведении, деятельности и в целом в уровне достижений того или иного ребенка. Результаты диагностики позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в содержание программы для обеспечения ее оптимальной реализации в коррекционно-педагогической работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

Полученные данные о ребенке на этапе его психолого-педагогического изучения и промежуточной диагностики, а также намеченные коррекционно-развивающие мероприятия на тот или иной период обучения можно фиксировать в индивидуальной карте его обучения и развития, которая отражает индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении обучения.

- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода предполагает определение адекватных индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

Методы:

- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Деление обучающихся на группы

1 подгруппа Краткая характеристика

Показатели


Физическое развитие

Грубые отклонения в физическом развитии, ребенок не передвигается.

Двигательная сфера

Общая моторика грубо нарушена, ограничено движение рук и ног.

Бытовые навыки

При обслуживании себя полная зависимость от других.

Социальный опыт

Не ориентируются в окружающем.

Способность к общению

В контакт не вступает, взгляд не фиксирует.

Способность к деятельности

Интерес к действиям взрослого не проявляется.

Сформированность высших психических функций

Восприятие

Не сформированы

Память

Мышление

Речь

Понимание обращенной речи недоступно.

2 подгруппа

Показатели


Физическое развитие

Грубые отклонения в физическом развитии, способ передвижения – ползание.

Двигательная сфера

Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук.

Бытовые навыки

При обслуживании себя полная зависимость от других.

Социальный опыт

Не ориентируются в окружающем.

Способность к общению

Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи.

Способность к деятельности

Интерес к действиям взрослого активно не проявляется.

Сформированность высших психических функций

Восприятие

Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого.

Память

Опосредованное запоминание недоступно.

Мышление

Обобщение, абстрагирование недоступны.

Речь

Понимание обращенной речи недоступно.

3 подгруппа

Краткая характеристика

Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируются в знакомом пространстве, выполняет простые поручения.

Особенности психофизического развития: нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: доступны обобщения по ситуационной близости, анализ, синтез – со значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность развита слабо, интерес к деятельности не устойчивый, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют инструкции.

Речь: собственная речь представлена аграмматичной фразой, слова с грубо нарушенной слоговой структурой. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют за педагогом отдельные слова. В обращенной речи понимают простые инструкции.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов, тем программ

Кол-во часов по разделу


1 модуль


1

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Посмотри на меня»

1

2

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Чего не стало?»

1

3

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Поставь игрушке на своё место».

1

4

5

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Куда полетела бабочка?»

«Куда поехала машина?»

2

6

7

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Чья тень?»

2

8

9

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Машинка»

«Мишка»

«Кукла»

«Бабочка»

2

10

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Зелёная травка»

«Желтое солнышко

1

11

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Манипуляция больших и маленьких предметов

1


Всего 11 часов



2 модуль


12

13

«Слуховое восприятие»

«Надевание колец на стержень»

«Разбери пирамидку»

2

14

15

«Слуховое восприятие»

«Чей звук?»

(различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»)

«На чем играет Петрушка?»

2

16

17

«Слуховое восприятие»

«Как говорят животные?»

2

18

19

«Слуховое восприятие»

«Какой звучит инструмент?»

2

20

21

«Кинестетическое восприятие»

«Меховой мишка и бумажный мишка»

2


Всего 10 часов



3 модуль


22

23

«Предметно – практическая деятельность»

«Рвём бумагу и складываем в коробочку»

«Смешай краски»

«Мыльные пузыри»

2

24

25

«Предметно – практическая деятельность»

«Пересыпь горох»,

«Открой баночку, заполни её фасолью»

2

26

27

«Предметно – практическая деятельность»

«Собери бусинки»

«Заведи машинку»

2

28

29

«Предметно – практическая деятельность»

«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку»

«Открой баночку, сложи бусины»

2

30

31

«Предметно – практическая деятельность»

«Матрешка»

«Найди предметы в песочнице»

2

32

«Предметно – практическая деятельность»

«Рисование красками, лучики солнца»

1


Всего 11 часов



4 модуль


33

34

«Двигательное развитие»

«Бросай, поймай мячик».

«Прокати мяч по дорожке»

2

35

36

«Двигательное развитие»

«У медведя во бору»

«Заинька попляши»

2

37

38

«Двигательное развитие»

«Кошка и воробушки»

«Воздушные снежинки»

2

39

40

«Двигательное развитие»

«Воздушные шары»

«Бабочки»

2

41

42

«Двигательное развитие»

«Гуси-гуси»

«Воробушки и автомобиль»

2

43

44

«Двигательное развитие»

«Заинька попляши, беленький попляши»

«Ладушки – ладушки»

«Сорока белобока»

2


Всего 12 часов



5 модуль


45

46

«Альтернативная коммуникация»

«Узнай, какое у меня настроение»

«Позови меня (жестом, звуком, словом)»

2

47

48

«Альтернативная коммуникация» (знакомство с худож. произведениями)

«Теремок».

«Колобок»

2

49

50

«Альтернативная коммуникация»

«Мишка косолапый»

«Наша, Таня громко плачет»

2

51

52

«Альтернативная коммуникация»

«Игра жестов, книга – разговоров»

«Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.»

2

53

54

«Альтернативная коммуникация»

«Найди такой же»

«Найди пару»

«Назови, одним словом»

«Что лишнее?»

2

55

56

«Разноцветные палочки»


2


Всего 12 часов



6 модуль


57

58

«Предметно-практическая деятельность»

«Поделки из пластилина»

«Колобки, колбаски»

2

59

60

«Поможем кукле Кате прибраться»

«К нам придут гости»

2

61

62

«Чудесный мешочек»

«Игры в песочнице»

2

63

64

Дид. игра «Собери человечка»


2

65

Дид. игра « Кукла Катя и её игрушки»


1

66

67

68

«Игрушки»

«Одежда»

«Обувь»

«Мебель»

«Посуда»

3


Всего12 часов



Всего за год 68 часов



Содержание программы

Тема

часы

Планируемые результаты


1 модуль

Личностные

Коррекционные


БУД

Базовые учебные действия



1 группа

2 группа

3 группа

1 группа

2 группа

3 группа

1группа

2группа

3группа

1

«Сенсорное развитие»



«Зрительное восприятие»

«Посмотри на меня»


1

Проявляет интерес к занятиям.

Проявляет усидчивость

Проявляет усидчивость

Будет видеть эмоции на лице: улыбка, грусть. Соотносить эмоции учителя с пиктограммами.

Умеет удерживать взгляд на учителе. знаком с пиктограммами улыбка, грусть. Умеет соотносить пиктограмму со своей мимикой

Умеет фиксировать и удерживать взгляд на лице человека. Откликаться на своё собственное имя поворотом головы.

Входить и выходить из учебного помещения со звонком

Будет иметь возможность подражать действиям, выполняемы педагогом

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Чего не стало?»


1

Проявляет бережное отношение к своим глазам. Не подносить близко картинки к глазам.

Проявляет навыки культурного поведения.

Проявляет доброжелательное отношения к друг другу.


Видит и определяет из ряда игрушек ту, которую

убрали или добавили.

Умеет запоминать и выбирать из ряда пред­ложенных взрослым игрушки из двух предметов.


Научен манипулировать с игрушками. Ставить игрушку на стол, убирать игрушку со стола.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью

Подражает действиям, выполняемы педагогом

3

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Поставь игрушке на своё место».

1

Проявляет доброжелательное отношение к друг другу.


Соотносит себя к определенному полу. Проявляет

доброе отношение к друг к другу


Проявляет навыки сотрудничества с учителем, доверительного отношения

к взрослым

Запоминает и раскладывает игрушки в заданной последовательности (2 игрушки).

Видит изменения в игрушке (есть бантик, нет бантика и т.д.)

Находить свой класс, своё учебное место

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Понимает жестовую инструкцию

4

5

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»

«Куда полетела бабочка?»


«Куда поехала машина?»


2

Проявляет усидчивость.

Проявляет доброжелательное отношение к друг другу.


Вызывать положительные радостные эмоции от общения с детьми

Прослеживает взглядом за движущим предметом. Называет предмет, показывает предмет на картинке.

Прослеживает взглядом за движущим предметом. Показывает пальцем в след за движущим предметом

Показывает руками действия

(летит, машет, едет чух- чух- чух)

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Фиксирует взгляд на яркой игрушке

6

7

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»


«Чья тень?»

2

Проявляет навыки культурного поведения.

Проявляет культуру поведения

Проявляет бережное отношение к вещам

Умеет совмещать предметные и силуэтные изображения.

Подбирает пазлы-вкладыши

Захватывает и удерживает кольца нанизывает кольца на стержень в хаотичном порядке.

Фиксирует взгляд на экране монитора

При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца

Понимает жестовую инструкцию

8

9

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»


«Машинка»


«Мишка»


«Кукла»


«Бабочка»

2

Отнесение себя к определенному полу.

Проявляет доброе отношение к друг к другу


Показывает положи тельные радостные эмоции от общения с детьми

Проявляет бережное отношение к вещам

Узнает предмет по отдельной детали, показывает предмет, сопоставляет с недостающей деталью.

Соотносить игрушку с картинкой показывает пальчиком свою картинку

(У меня машинка, найди на картинке машинку и покажи мне её)

Находить по требованию учителя игрушку манипулирует ею.


Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Фиксирует взгляд на звучащей игрушке

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

10

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»


«Зелёная травка»


«Желтое солнышко»

1

Проявляет бережное отношение к глазам.

Проявляет навыки сотрудничества с учителем, доверительное отношение

к взрослым

Проявляет навыки культурного поведения.

Различает цвета, соотносит цвет: солнышко -жёлтое, травка -зелёная.

Имеет представления о цвете (желтое как солнышко

,

зелёное как травка)

Показывает на картинке солнышко, обводить солнышко указательным пальцем(рука в руке с помощью учителя)

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Фиксирует взгляд на экране монитора

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

11

«Сенсорное развитие»

«Зрительное восприятие»


«Манипуляция больших и маленьких предметов»

1

Проявляет доброжелательное отношения


Проявляет навыки культурного поведения.

Проявляет навыки сотрудничества с учителем, доверительное отношения

к взрослым

Умеет манипулировать с предметами, строит башню из больших и маленьких кубиков. Видит разницу, где большая, а где маленькая башня.

Удерживает взгляд на игрушке, выбирает соответствующую игрушку предложенную учителем, захватывает игрушку, удерживает в руке.

Захватывает предметы разной величины. Умеет переливать воду из одной ёмкости в другую


Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Всего 11 часов.


2 модуль

12

13

«Слуховое восприятие»

«Надевание колец на стержень»


«Разбери пирамидку»

2

Проявляет желания общаться


Проявляет положи

тельное отношение к занятии

ям.

Проявляет усидчивость, доводить начатое дело до конца

Воспринимает речь учителя, слышит его голос и интонацию (шёпот, полголоса).

Умеет последовательно собирать и разбирать пирамидку из 3-х колец.

Умеет правой рукой захватывать кольцо, левой рукой придерживать стержень, нанизывать кольца на стержень

Умеет захватывать и удерживать кольца нанизывать кольца на стержень в хаотичном порядке.

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

14

15

«Слуховое восприятие»


«Чей звук?»

(различение звукоподражаний «АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»)


«На чем играет Петрушка?»

2

Проявляет интерес к занятиям

Проявляет навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии

Проявляет положи

тельные радостные эмоции от общения с детьми

Определяет голоса животных. Умеет соотносить музыкальный инструмент со звуком который он издает

(барабан,

дудка)

Умеет играть на музыкальном инструменте, извлекая звуки (барабан, дудочка)

Подражает животным голосам

Умеет брать в руки барабанные палочки,

производит манипуляции с ними (стучит по барабану). Умеет находить мягкую игрушку кошку,

гладить её по голове.

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

Фиксирует взгляд на экране монитора

Фиксирует взгляд на звучащей игрушке

16

17

«Слуховое восприятие»


«Как говорят животные?»



2

Проявляет интерес к учебному процессу

Проявляет любовь к домашним

животным

Проявляет интерес к животным

Умеет по требованию учителя воспроизвести звуки животных (опираясь на картинки с этими животными) Умеет произносить звукоподражания и названия игрушек в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей.

Умеет находить на картинке животное по требованию учителя и воспроизводить его звук

«АВ-АВ». «МЯУ-МЯУ»


Показывает на картинке собачку,

кошку.

Показывает как кошка пьет молоко

Фиксирует взгляд на экране монитора

Подражает действиям, выполняемым педагогом

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

18

19

Слуховое восприятие



«Какой звучит инструмент?»

2

Проявляет интерес работать в паре

Проявляет интерес к занятии

ям

Проявляет умения усидчивость

Умеет с закрытыми глазами внимательно слушать и выбирать тот или иной инструмент который прозвучал (барабан, дудочка)

Умеет играть на музыкальном инструменте, извлекает звуки (барабан, дудочка)

Соотносить инструмент с пиктограммами

Умеет извлекать звуки из дудочки,

удерживает дудочку двумя руками.

Фиксирует взгляд на звучащей игрушке

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Подражает действиям, выполняемы педагогом

20

21

Кинестетическое восприятие



«Меховой мишка и бумажный мишка»



2

Проявляет навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии

Проявляет эмоциональную отзывчивость

Проявляет адекватную реакцию на соприкосновение с материалами

Сформированы понятия о свойствах предметов

Использует в речи слова: меховой-мягкий, пушистый, теплый.

Бумажный рвется, мнется


Показывает бумажного медведя. Знает свойства бумаги- рвется, мнется

Умеет

Воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривать его со всех сторон;

- сжимать, разглаживать, разрывать, сгибает бумагу различной фактуры

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Всего 10 часов


3 модуль

22

23

Предметно – практическая деятельность


«Рвём бумагу и складываем в коробочку»


«Смешай краски»



«Мыльные пузыри»


2

Проявляет партнерские отношения, взаимопомощь,

умения работать в команде

Проявляет навыки культурного поведения в игре. Аккуратность

Проявляет эмоциональный отклик от игры с мыльным пузырями

Знает свойства бумаги.

Умеет смешивать краски,

называть полученный цвет (красная +зеленая =желтая)

(желтая +синяя =зеленая)

Умеет набирать краску на кисть,

опускать кисть в баночку с водой,

производить круговые движения кистью

(смывания краски с кисти),отжимать кисть о край баночки

Умеет рвать бумагу на мелкие кусочки,

сжимать бумагу и мять бумагу,

складывать в коробку


Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

Подражает действиям, выполняемы педагогом

24

25

«Предметно – практическая деятельность»


«Пересыпь горох»




«Открой баночку, заполни её фасолью»


2

Проявляет доверительный контакт между детьми

Проявляет устойчивую мотивацию к выполнению задания.

Проявляет эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.

Умеет открывать и закрывать баночки с разными крышками,

не рассыпая содержимого в банке

Умеет набирать в ложку горошины, пересыпать из ложки в миску

Складывает в банку природный материал, достаёт его из банки ложкой (пальцами)зачерпывает, пересыпает горох с помощью ложки

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

Подражает действиям, выполняемы педагогом

26

27

«Предметно – практическая деятельность»


«Собери бусинки»


«Заведи машинку»





2

Проявляет партнерские отношения, взаимопомощь,

умения работать в команде

Проявляет

доверительного контакта между детьми

Проявляет доверительный контакт между детьми

Захватывает бусины двумя пальцами, нанизывает их на шнурок,

протаскивает бусины по шнурку

Использует в речи слова

би-би, машина,

большая.

Производит манипуляции с игрушкой

Захватывает, удерживает,

нанизывает бусины на шнурок.

Умеет совершать манипулятивные действия с игрушками, извлекает звук с помощью игры.

Сформированы

приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание,

нанизывание.

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Понимает жестовую инструкцию

Фиксирует взгляд на звучащей игрушке

28

29

«Предметно – практическая деятельность»


«Выложи кубики из коробки, сложи кубики в коробку»


«Открой баночку, сложи бусины»

2

Проявляет положительное отношение к занятиям, устойчивые и целенаправленные действия

Проявляет усидчивость

Проявляет устойчивую мотивацию к выполнению задания.

Умеет брать предмет по одному, перекладывает на другое место, складывает обратно, строит башню, ставя кубик на кубик.

Умеет ориентироваться в пространстве Умеет контролировать свои действия.

Сформированы предметные действия с различными предметами.

Захватывает кубик, удерживает, ставить кубик на кубик, перекладывает кубики с одного места на другое

Умеет открывать захлопывающую крышку

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

30

31

«Предметно – практическая деятельность»


«Матрешка»


«Найди предметы в песочнице»



2

Проявляет исследовательский интерес, чувство радости при нахождении игрушки

Проявляет уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола

Воспитывать любознательность

Умеет пользоваться простейшим приемом установления тождества и различия объектов по величине

Обращает на величину предметов. Понимает слова «такая», «не такая», «большая», «маленькая».


Умеет группировать предметы по форме, ориентируясь на образец


Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

32

«Предметно – практическая деятельность»


«Рисование красками,

лучики солнца»





1

Проявляет творческий интерес

Проявляет положительно- эмоционального фона к занятии

ям

Проявляет желание участвовать в совместной деятельности

Умеет наносить прямых линий, способом примакивания,

акцентирует момент прикладывания, проведения

и отрыва кисти.

Умеет брать кисть в правую руку,

удерживать, набирать краску,

производит мазки

Умеет составлять из отдельных частей целую картинку с помощью учителя

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Всего 11 часов


4 модуль

33

34

«Двигательное развитие»

«Бросай, поймай мячик».


«Прокати мяч по дорожке»


2

Проявляет нравственно-волевые черты личности.

Проявляет коммуникативные навыки, желания играть в совместные игры.

Охрана и укрепление здоровья ребенка

Сформированы двигательные качества, умения и навыки; Развиты двигательные способности.

Знает геометрическую форму мяча, находит мяч в окружаю

щей обстановке

Умеет бросать мяч, прокатывать мяч по дорожке

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Понимает жестовую инструкцию

35

36

«Двигательное развитие»


«У медведя во бору»


«Заинька попляши»




2

Сформированы широкий круг игровых действий

Проявляет интерес к игре,

желания принимать участие

Проявляет коммуникативные навыки

Выполняет действия в соответствии с потешкой

Выполняет действия в соответствии с потешкой, имитирует ходьбу медведя, прыгает как заяц.

Умеет детей имитировать животных.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

37

38

«Двигательное развитие»



«Кошка и воробушки»


«Воздушные снежинки»



2

Проявляет интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Сформированы

двигательные качества и умения

Проявляет отношения к двигательно-активной деятельности, интерес и потребность в физической активности

Умеет имитировать движения кошки

(передвигается тихо, охотиться притаившись и т.д.) Воробушки чик-чирик (крылышками машут, прыгают и т.д.)

Умеет кружится в такт музыки в одну сторону в другую сторону

Осваивает новые способы передвижения (прыгает как воробушек и т.д.)

При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Выполняет действие способом рука-в-руке

39

40

«Двигательное развитие»



«Воздушные шары»


«Бабочки»


2

Проявляет интерес к игре, желания принимать участие.

Проявляет двигательную активность.

Проявляет положи

тельные эмоции и добрые чувств

Умеет отбивать воздушные шары, ловить по требованию учителя шарики определенного цвета.

Знает цвет

(желтый,

зеленый)

Умеет бегать, подпрыгивать, ловить шары, бабочек.

Умеет следить за полетом бабочки не отрывая взгляда

(фиксация и удержание взгляда на предмете)

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Выполняет действие способом рука-в-руке

41

42

«Двигательное развитие»


«Гуси-гуси»


«Воробушки и автомобиль»



2

Сформированы основы безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры

Проявляет двигательное воображение, имитирует походку гусей и т.д..

Способна к социальной адаптации.

Выполняет действия в соответствии с правилами игры.

Умеет подключать эмоциональную передачу характерного образа (мимикой, движением туловища, характером передвижением)


Умеет прокатывать машинку вперед назад.

Активизирует в речи: би-би

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

43

44

«Двигательное развитие»


«Заинька попляши, беленький попляши»


«Ладушки – ладушки»


«Сорока белобока»

2

Проявляет доброжелательное отношения к окружающим

Проявляет положи

тельные эмоции и добрые чувств

Проявляет коммуникативные навыки, желания играть в совместные игры.

Выполняет движения в соответствии с потешкой, показывать ушки, ладошки. слушать музыку.

Сформированы представление о пространстве собственного тела, его положении и знания о частях тела другого человека.

Умеет в процессе обучения устанавливать контакт с партнером

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

Всего 12 часов





5 модуль

45

46

«Альтернативная коммуникация»


«Узнай, какое у меня настроение»


«Позови меня (жестом, звуком, словом)»



2

Проявляет доброжелательное отношения к окружающим

Проявляет положи

тельные эмоций и добрые чувства в отношении других людей

Устанавливает эмоциональный контакт между детьми и близкими людьми.

Читает пиктограммы «эмоции».

Умеет видеть настроение друг друга.

Обращаться к сверстнику

по имени

Понимает речь выражает с помощью языка свои мысли и чувства посредствам речевых и неречевых средств: слова, мимика, жесты.

Умеет выражать свою

речь посредствам невербальной коммуникации: картинок, жестов, символов. Умеет раскладывать по блюдцам разный природный материал

Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью

Входить и выходить из учебного помещения со звонком

Понимает жестовую инструкцию

47

48

«Альтернативная коммуникация» (знакомство с худож. произведениями)



«Теремок».


«Колобок»


2

Проявляет положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение сопе­реживать.


Проявляет интерес к сказке,


желания принять участие в обыгрывании сказки


Проявляет усидчивость при прослушивании сказки

Сформированы пространственные представлениям, умеет отражать в речи с помощью предлогов

(на, под, за) местонахождениение вещей.

Находит предмет на картинке, соотносит с его тенью. Проявляет радость от совершаемых действий.

Умеет находить на картинке героя сказки (колобок), с помощью прищепок делает лучики, ножки, ручки. Знает части тела




Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

Подражает действиям, выполняемы педагогом

49

50

«Альтернативная коммуникация»

«Мишка косолапый»


«Наша, Таня громко плачет»

2

Проявляет интерес к потешкам,

желания заучить и рассказать детям

Проявляет интерес к худ.

произведению

Проявляет интерес к коротким потешкам

Имитирует движения животного

(косолапый,

идет,

собирает,

поет,

ногою топ)

Знает и читает потешку..

тише Танечка не плачь,

не утонит в речке мяч.

Мы поедим за водой и достанем мячик твой.


Умеет показывать на картинке героев прочитанного произведения

(Мишка,

Таня)

Отвечать на вопросы показом (указательным пальцем)

Где Мишка?
Где шишка?

Где лоб?

Где нога? и т.д.

Умеет имитировать движения медведя. Производить манипуляции с мячом (бросать, пинать, подымать)

Умеет строить из двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);


Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса


Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

51

52

«Альтернативная коммуникация»


«Игра жестов,

книга – разговоров»


«Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.»


2

Проявляет мотивацию к общению.

Проявляет коммуникативные навыки, желания активно принимать участие в совместных играх

Проявляет интерес к игре

Умеет использовать информацию,   извлеченную  из   картинок, жестов, символов.

Использует в речи простые предложения:

Кукла Катя спит. Кукла Катя пьет и т.д.


Умеет показывать пиктограммы с действиями, соотносит свои действия (Я, хочу пить. Я, пью. Я бегу, стою, сижу и т.д.)

Производит манипуляции с игрушками

(укладывает спать,

кормит,

поит)

Умеет– играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.)

Фиксирует взгляд на экране монитора

Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью

Входить и выходить из учебного помещения со звонком

53

54

«Альтернативная коммуникация»


«Найди такой же»

«Найди пару»



«Назови, одним словом»

«Что лишнее?»


2

Имеет стремление

помогать окружающим

Проявляет интерес к занятиям,

желания посещать школу

Проявляет усидчивость,

желания завершить начатое дело.

Сравнивает предметы по цвету, величине по форме,

Умеет различать тактильные ощущения (холодный, тёплый, колючий, мягкий)



Выполняет действия по подражанию действиям учителя  внеречевыми средствами общения. Умеет складывать (доставать) карандаши в (из) коробки

Узнаёт и находит одинаковые по цвету предметы


Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью

Понимает жестовую инструкцию

Подражает действиям, выполняемы педагогом

55

56

«Разноцветные палочки»

2

Проявляет познавательную активность, самостоятельность.


Проявляет познавательной активности

Выражает волевые, умения преодолевать трудности

(прилагает усилия при складывании палочек)

Умеет строить из палочек по образцу-схеме: дом, дерево, стол, стул.

Умеет различать цветные палочки по цвету, раскладывать на две группы (желтые, зеленые)

Умеет захватывать счетные палочки, перекладывать из одной коробки в другую. Строить по шаблону лучики для солнца

(нарисованное солнце, лучи солнца проведены пунктирными линиями)

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Всего 12 часов






6 модуль

57

58

«Предметно-практическая деятельность»

«Поделки из пластилина»

«Колобки,

колбаски»


2

Выражает потребность в новых знаниях


Выражает добро

желательное отношение друг к другу

Проявляет интерес к занятию

Умеет разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями


Умеет брать пластилин, соотносить цвет пластилина с цветовой пиктограмм

мой

(желтый, зеленый)

Умеет отщипывать пластилин пальцами,

раскладывать кусочки по тарелочкам

(зеленые кусочки в зеленую тарелочку, желтые кусочки в желтую тарелочку)

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Подражает действиям, выполняемы педагогом

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

59

60

«Поможем кукле Кате прибраться»


«К нам придут гости»

2

Проявляет аккуратность бережное отношение к предметам быта

Проявляет навыки хорошего тона.

(здоровается-кивком головы

при встрече гостей,

прощаться-машет рукой

и т .д.)

Выражает навыки культурного поведения

Умеет смочить и отжать ткань (губку), вытирает тканью (губкой) различные поверхности, складывает, скатывает ткань, завязывает ткань в узелок

Наливает воду в таз с помощью кружки, смешивает холодную воду с горячей.


Расставляет посуду на столе, раскладывает ложки.

Показывает на тот или иной предмет по требованию учителя.

Входить и выходить из учебного помещения со звонком

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

Понимает жестовую инструкцию

61

62

«Чудесный мешочек»

«Игры в песочнице»

2

Проявляет познавательную активность, самостоятельность,

настойчивость

Проявляет аккуратность и дисциплину труда

Выражает доброжелательное отношение

Узнаёт материалы на ощупь

Умеет находить предметы по описанию учителя

Умеет отыскивать предметы в песке

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

63

64

Дид. игра «Собери человечка»


2

Проявляет волю, умения преодолевать трудности

Выражает самостоятельность,

настойчивость

Проявляет интерес к занятию

Собирает человечка по опорным схемам.

Знает названия частей тела


Умеет соотносить части тела человечка со своими частями тела

У человечка есть нога, покажи свою ногу,

покачай ногой,

попрыгай на одной ноге и т.д.

Умеет повторять движения тела по примеру взрослого, повторяет

позу тела по примеру

Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Подражает действиям, выполняемы педагогом

65


Дид. игра «Кукла Катя и её игрушки»

1

Проявляет познавательную активность, самостоятельность.


Выражает коммуникативные навыки

Проявляет усидчивость,

желания завершить начатое дело.

Знает названия игрушек и их действия

(машинку катают, мяч пинают, бросают, пирамидку собирают и т.д.)

Умеет производить действия с куклой

(усаживать, кормить, укладывать спать)

Умеет выполнять действия с игрушками. У куклы Кати много игрушек, но она не умеет играть, давай покажем как нужно играть с ними.

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Понимает жестовую инструкцию

Фиксирует взгляд на звучащей игрушке

66

67

68

«Игрушки»


«Одежда»


«Обувь»


«Мебель»


«Посуда»


3

Выражает доброжелательное отношение к учащихся


Проявляет волевые, умения


Проявляет усидчивость

Знает классификацию предметов,

подводить к обобщенному понятию


Умеет отбирать

картинки, раскладывать картинки по обобщенному признаку.

Это сапоги, туфли-это обувь.

Это штаны, кофта-это одежда и т. д.

Умеет работать со шнуровкой

(шнуровать, застегивать, прилеплять липучки, застегивать кнопки)

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

Понимает жестовую инструкцию


Всего 12 часов












Всего 68 часов











РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.

Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.

(Кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; автомобильные кресла; гимнастические мячи различного диаметра, гамак, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.).

Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, записывающие устройства.

- игрушки

- набор посуды

- мебели

- одежда и обувь для куклы

- мозайки

- пазлы - вкладыши.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.