СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Красна сказка складом, а песня – ладом».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по предмету родной язык (руссий). Урок  с обучающимися 4 класса.

Просмотр содержимого документа
««Красна сказка складом, а песня – ладом».»

Конспект урока родного языка (русского).

( УМК Учебное пособие «Русский родной язык» для 4 класса, под редакцией О.М. Александровой и др., Просвещение, 2021)

Дата: 06. 10. 2021

Класс: 4

Учитель: Леонова Н. П.


Тема урока: «Красна сказка складом, а песня – ладом».


Цели:

  • дать представление о русских традиционных эпитетах;

  • провести наблюдение за использованием их в произведениях фольклора и художественной литературы.

Планируемые результаты:

  • обучающиеся познакомятся с понятием «традиционные эпитеты», используя возможность работы с Толковым словарем;

  • обучающиеся научатся находить в фольклорных произведениях традиционные эпитеты и объяснять их роль в тексте;

  • принимать и сохранять учебные задачи;

  • извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

  • соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки для проверки знаний.


Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и продуктивную работу!

- Желаю вам успеха!

II. Актуализация знаний и мотивация

- Вспомните, ребята, какой теме был посвящен наш прошлый урок?

(«Вся семья вместе, так и душа на месте»)

На доске выставка сочинений учащихся 4 класса на тему: «Моя семья».

- Ребята, кто желает представить свои сочинения на эту тему нашему вниманию?

(Несколько учеников читают свои сочинения, класс оценивает их работу, опираясь на «Критерии оценивания сочинений» - слайд №1)


  1. Построение текста: вводная часть, основная, заключение.

  2. Использование слов, называющих родных людей.

  3. Смог ли автор сочинения выразить своё отношение к ним.

  4. Какие средства выразительности он для этого использовал?

  5. Удалось ли автору раскрыть тему сочинения?


III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает отрывок из сказки «Марья Моревна».)

Беседа

  • Назовите героев сказки. (Марья Моревна, Иван- Царевич, Кощей Бессмертный)

  • Какими еще словами в сказке называют Марью Моревну? (Прекрасная королевна)

  • Какое прозвище есть в русских народных сказках у Кощея? (Кощей Бессмертный)

  • Как называют или обращаются в сказках к молодцам? (Добрый молодец)

На слайде №2:


Прекрасная королевна

Кощей Бессмертный

Добрый молодец


  • Как вы думаете, ребята, для чего народ употреблял эти эпитеты в сказках? (Эти слова показывают характер героев, их внешность, поступки)

  • Прочитайте пословицу на слайде №3 (Красна сказка складом, а песня – ладом.)

  • Как вы понимаете эту пословицу? (Хороша та сказка, которая складно, интересно рассказана, в которой все понятно, в которой интересный сюжет, красивые речевые обороты , эпитеты. Песня же, хороша своей мелодией…)

  • Найдите и прочитайте на с.4 в начале раздела понятия, с которыми нам предстоит сегодня познакомиться. (Традиционные эпитеты)

  • Как вы объясните значение слова «Эпитет», «Традиционный»? У вас на партах лежат Толковые словари. Найдите значения этих слов. Прочитайте. (Дети находят в Толковых словарях объяснения этих слов, зачитывают)


  1. Постановка учебной задачи (слайд № 4)


- Ребята, предположите тему нашего сегодняшнего урока.

(Мы будем знакомиться с народными сказками, с ролью Традиционных эпитетов в них.)

- Верно, какие цели на урок мы с вами поставим?

(Мы узнаем, какие традиционные эпитеты употребляются в русских народных сказках? Понаблюдаем, за тем, в чем состоит их роль)

IV. Открытие нового знания

Фронтальная работа:

упр. 1 (с. 20-21)

- Что обозначает условный знак рядом с упражнением? (Учимся наблюдать и делать выводы)

- Прочитайте задание. Понаблюдаем над употреблением таких эпитетов.

(Ученики читают текст «цепочкой».)

- Как вы понимаете прочитанный текст?

1-й абзац:

- Какие традиционные образы знакомы нам по русским народным сказкам?

(Молодец, девица, сокол)

- Какие постоянные эпитеты используются в художественных произведениях?

(Добрый молодец, красна девица, ясный сокол)

- Используя слова из текста, дайте определение понятию «эпитеты».

(Эпитеты – это определения, которые придают образам яркость, выразительность)

- Запишите эти слова в тетрадь.

2-й абзац:

- Какую информацию о герое дают эпитеты?

(О внешности, характере, добрый он или злодей)

- Назовите эпитеты, характеризующие отрицательных героев.

( Кощей Бессмертный, Баба Яга – костяная нога, лихо одноглазое)

- Прочитайте задание после текста. Ответьте на вопрос предложением из текста.

- Рассмотрите репродукции картин. Узнали вы эти картины?

(Их авторами являются В.М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке», И.Я. Билибин «Баба Яга»)

- Какие традиционные сказочные эпитеты вы подберете к каждой картине?

- Сделайте вывод: для чего используются в устном народном творчестве и литературных сказках традиционные эпитеты?

Работа в парах. Коллективная проверка.

Упр. 2 (с.21)

- Какие образы сопровождают эти эпитеты?

(Лютый Змей, горючие слёзы, буйный ветер, богатырский меч, тугой лук, чистая водица, белокаменные палаты, несметные богатства)

- Прочитайте Интересный вопрос на с.22.

- Подберите к слову «добрый» в каждом словосочетании синонимы, объясняющие значение слова.

(Добрый человек – великодушный; доброе имя – славное; добрый знакомый – давний, хороший; доброе здоровье – крепкое.)

- Как вы объясните выражения с этим словом?

(В добрый путь – счастливого пути; в добрый час – желаю удачи; будьте добры – прошу вас.)

V. Физкультминутка (слайд № 5)


VI. Первичное закрепление во внешней речи. (слайд №6)


Самостоятельная работа:

Упр. 3 (с. 22)

Работа в группах:

Упр. 4 (с.22)

Коллективная работа:

Упр. 6 (с. 23-24)

Выборочное чтение «цепочкой». Фронтальная проверка.

Работа по карточкам:

- Самостоятельно составьте и запишите словосочетания. Вставьте традиционные эпитеты к данным словам.




молодец


девица

Кощей



яблочко


лук


богатства

леса




Самопроверка по образцу:

(Добрый, красна, бессмертный, наливное, тугой, несметные, дремучие)



VII. Рефлексия деятельности

( слайд №7)

- С каким понятием вы познакомились на уроке?

- Какие традиционные эпитеты вы знаете?

- Какое задание было для вас самым интересным?

- Оцените свою работу с помощью сигнальной ленты «Светофор».


VIII. Домашнее задание

Выполнить упр. 5 (с.22)