Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учителя.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Смачивание красок.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Посмотрите, какой красивый у нас сегодня класс!
- Что его так украсило? (Ответы детей.)
Конечно, наш кабинет преобразился после того, как вы принесли букеты из осенних листьев. Сейчас мы будем учиться передавать красоту осенних листьев в своих работах.
III. Вводная беседа.
1. Анализ репродукции: В. Д. Поленов «Золотая осень».
Учитель. Посмотрите, как это сделал замечательный русский художник Василий Дмитриевич Поленов в картине «Золотая осень». На картине мы видим излучину реки, Высокий берег, поросший лесом, и дали, дали до самого горизонта. Передний план — поляна с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк, кое-где краснеют листья осины, еще не утратили своих сочных красок зеленые кроны дубов. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным ровным светом. В пейзаже В. Д. Поленова мы как бы идем по тропинке над рекой. В картине изображен уголок 11одмосковья, знаменитые своей красотой места под Тарусой, близ Серпухова, где Поленов жил и работал многие годы. Его пейзаж написан с высокого берега реки; внимательно и любовно всматривался художник в жизнь осенней природы. Цвет является главным помощником художника в передаче эмоций и эстетических чувств рисующего.
2. Литературный ряд.
Учитель. Послушайте, как поэт Юрий Щербаков передал свое восхищение красотой осенних листьев в стихотворении:
ОСЕНЬ
Карусели, карусели!
Всюду листья полетели.
С крепких веток сорвались –
Закружились, понеслись.
Желтые...
Розовые...
Кленовые...
Березовые...
И в мое влетел окошко,
Опустился на тетрадь
Листик дуба,
Как ладошка –
Мне
Здоровья
Пожелать!
С праздником
Осенним!
С ярким,
Карусельным!
IV. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Сегодня работаем с натуры, то есть, изображаем предмет так, как его видим. Вы умеете работать акварелью и гуашью. Вспомним правила работы этими красками. Акварель — краска, которая предполагает использование большого количества воды. Работы, выполненные акварелью, выразительны. Гуашь - краска, используемая для декоративных работ.
- Как вы считаете, акварель или гуашь больше подходят для выполнения осенних листьев?
Работу начинаем с определения общих размеров рисунка. Так как мы рисуем несколько листьев, то сначала надо определить общие размеры рисунка. Помните, что между листьями будет небольшой промежуток, а вот вокруг поле будет намного больше.
V. Педагогический рисунок.