СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткий рассказ об мифологии Коми

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Краткий рассказ об мифологии Коми»

Министерство образования и науки Республики Коми Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Мифология Республики Коми: Ёма Выполнила: студентка 721 группы Тропникова Дарья Преподаватель: Данилович Ольга Николаевна Сыктывкар, 2024

Министерство образования и науки Республики Коми Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Мифология Республики Коми:

Ёма

Выполнила: студентка 721 группы Тропникова Дарья

Преподаватель: Данилович Ольга Николаевна

Сыктывкар, 2024

Этимология Ёмы Этимология неясна; возможны параллели с финским jumala, карельским jomal «бог», балтийским Jumis «божество плодородия», арийским Yama «бог смерти». В более поздних представлениях народов коми Ёма часто контаминирует с образом Сю Паладь «Хлебная Пелагея». Не исключено поэтому, что изначально Ёма – женское божество.

Этимология Ёмы

Этимология неясна; возможны параллели с финским jumala, карельским jomal «бог», балтийским Jumis «божество плодородия», арийским Yama «бог смерти».

В более поздних представлениях народов коми Ёма часто контаминирует с образом Сю Паладь «Хлебная Пелагея». Не исключено поэтому, что изначально Ёма – женское божество.

Ёма Ёма – колдунья, ведьма, один из наиболее популярных мифологических и фольклорных образов коми, аналогичный русской Бабе Яге. Ёма – родительница, имеет детей, как правило, дочерей (1 или 3), реже сыновей. Ёма  – жена Гундыра. Ёма – хранительница огня, лежит на печи, в коми-зырянских сказках к ней приходят за огнём. Часто в сказках Ёму сжигают в печи, в стогу или в соломе.

Ёма

Ёма – колдунья, ведьма, один из наиболее популярных мифологических и фольклорных образов коми, аналогичный русской Бабе Яге.

Ёма – родительница, имеет детей, как правило, дочерей (1 или 3), реже сыновей.

Ёма  – жена Гундыра.

Ёма – хранительница огня, лежит на печи, в коми-зырянских сказках к ней приходят за огнём. Часто в сказках Ёму сжигают в печи, в стогу или в соломе.

Ёма – людоед, пытается запечь детей в печке, посадив на хлебную лопату. Ёма – богатырша, противница героя, противница-колдунья, мать колдуньи. Ёма – хозяйка воды, сильной воды или живой воды. Герой, выпив и подменив воду Ёме, сбрасывает ее в реку и забирает пленницу-красавицу. Ёма – хранительница волшебных предметов: клубка, веретена, иглы, блюдечка с наливным яблоком. Ёма – помощница героя сказки и дарительница (наиболее часто встречающийся образ); кормит-поит героя; прячет от сына чудища. Ёма – покровительница Ёма ныв – дочери Ёмы, мнимой кркасавицы, страж пленницы-красавицы, сторожиха разбойничьего дома, кладов. Ёма – преследовательница героя.

Ёма – людоед, пытается запечь детей в печке, посадив на хлебную лопату.

Ёма – богатырша, противница героя, противница-колдунья, мать колдуньи.

Ёма – хозяйка воды, сильной воды или живой воды. Герой, выпив и подменив воду Ёме, сбрасывает ее в реку и забирает пленницу-красавицу.

Ёма – хранительница волшебных предметов: клубка, веретена, иглы, блюдечка с наливным яблоком.

Ёма – помощница героя сказки и дарительница (наиболее часто встречающийся образ); кормит-поит героя; прячет от сына чудища.

Ёма – покровительница Ёма ныв – дочери Ёмы, мнимой кркасавицы, страж пленницы-красавицы, сторожиха разбойничьего дома, кладов.

Ёма – преследовательница героя.

ОБРАЗ ЁМЫ -Длинные зубы, нередко железные; железные ногти; -Длинный нос, упирающийся в потолок, в пол, в угол, с его помощью она топит печь или ставит в печь хлебы; -У Ёмы мохнатые глаза, часто слепые, носом чует лучше, чем видит. -Коми-зыряне Ёмой называют старую, сварливую, злую, неуживчивую женщину.

ОБРАЗ ЁМЫ

-Длинные зубы, нередко железные;

железные ногти;

-Длинный нос, упирающийся в потолок, в пол, в угол, с его помощью она топит печь или ставит в печь хлебы;

-У Ёмы мохнатые глаза, часто слепые, носом чует лучше, чем видит.

-Коми-зыряне Ёмой называют старую, сварливую, злую, неуживчивую женщину.

ЖИЛИЩЕ ЁМЫ Наиболее часто Ёма связана с нижним, иным или пограничным миром: живёт в лесу, на опушке, под водой, за рекой, на берегу реки, вниз по реке, на севере, реже на горе. Жилище Ёмы – чаще всего вросшая в землю избушка, избушка на курьих ножках, на курином яйце (медном, серебряном, золотом), без окон, без дверей, которая при поимке героя превращается в комнату с тремя, двумя, а затем с одним углом. Реже Ёма живёт во дворце или в доме Гундыра.

ЖИЛИЩЕ ЁМЫ

Наиболее часто Ёма связана с нижним, иным или пограничным миром: живёт в лесу, на опушке, под водой, за рекой, на берегу реки, вниз по реке, на севере, реже на горе.

Жилище Ёмы – чаще всего вросшая в землю избушка, избушка на курьих ножках, на курином яйце (медном, серебряном, золотом), без окон, без дверей, которая при поимке героя превращается в комнату с тремя, двумя, а затем с одним углом. Реже Ёма живёт во дворце или в доме Гундыра.

Детские игры В 20-е годы исследователь А. С. Сидоров на реке Вашке зафиксировал игру, известную как «Дорога к Ёме». Игра состояла в том, что один из детей шел впереди других по пыльной уличной дороге, при этом одну ступню он не отрывал от земли. Все остальные следовали за ним по пыльной тропинке.  «Интерес игры заключается в том, чтобы тропинка была как можно извилистее, замысловатее... со многими отступлениями в сторону, а иногда назад, причем иногда эта тропочка приводит в замкнутый четырехугольник», в котором на время собираются все играющие, затем тропинка и следование поней продолжались дальше. 

Детские игры

В 20-е годы исследователь А. С. Сидоров на реке Вашке зафиксировал игру, известную как «Дорога к Ёме». Игра состояла в том, что один из детей шел впереди других по пыльной уличной дороге, при этом одну ступню он не отрывал от земли. Все остальные следовали за ним по пыльной тропинке.

«Интерес игры заключается в том, чтобы тропинка была как можно извилистее, замысловатее... со многими отступлениями в сторону, а иногда назад, причем иногда эта тропочка приводит в замкнутый четырехугольник», в котором на время собираются все играющие, затем тропинка и следование поней продолжались дальше. 

Тексты о Ёме К настоящему времени о Ёме опубликованы десятки текстов. Каллистрат Жаков  описал ее образ в своих произведениях: «Бегство северных богов», «Атаман Шыпича». Сюжеты о Ёме есть и во многих коми народных сказках. КОМИ НАРОДНАЯ СКАЗКА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Тексты о Ёме

К настоящему времени о Ёме опубликованы десятки текстов.

  • Каллистрат Жаков  описал ее образ в своих произведениях: «Бегство северных богов», «Атаман Шыпича».

Сюжеты о Ёме есть и во многих коми народных сказках.

  • КОМИ НАРОДНАЯ СКАЗКА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ "ГУНДЫР". ЛИТЕРАТУРНАЯ ОБРАБОТКА Н. БЕЛИНОВИЧ. СОСТАВИТЕЛЬ Ф. ПЛЕСОВСКИЙ .
  • КОМИ НАРОДНАЯ СКАЗКА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ "ЁМА И ДВЕ СЕСТРЫ". ЛИТЕРАТУРНАЯ ОБРАБОТКА Н. БЕЛИНОВИЧ. 
  • Коми народная сказка на коми языке «Фома и Ёма».
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!