Предмет: Русская литература | Школа: КГУ «Средняя школа №7» |
Дата: | ФИО учителя: Аргунова Н. Р. |
Класс: 5 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Раздел (сквозная тема): | Литературная поэтическая сказка |
Тема урока: | Сравнение сказок. Братья Гримм "Белоснежка и семь гномов" и А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" |
Цели обучения в соответствии с учебной программой: | 5.2.4.1.анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя 5.3.3.1. сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, при поддержке учителя |
Цели урока: | Учащийся достиг цели обучения, если анализирует текст сказки, выявлять специфические особенности сказочного текста, характеризовать героев при поддержке учителя. |
Кртиерий успеха | Учащийся достиг цели обучения, если пересказывает ключевые моменты в сказке; сопоставляет произведения близкие по тематике. |
Языковая цель | Учащиеся будут анализировать идейно-тематическое и художественное своеобразие произведений близких по тематике. Обращение к текстам двух сказок позволит учащимся сопоставить на уровне сюжета, композиции и системы образов сказки, охарактеризовать героев, выразить свое отношение к образам-персонажам. |
Привитие ценностей | Учащиеся будут анализировать идейно-тематическое и художественное своеобразие произведений В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и К.Д. Бальмонта. Обращение к текстам литературных сказок позволит учащимся сопоставить на уровне сюжета, композиции и системы образов фольклорные и литературные сказки, охарактеризовать героев, выразить свое отношение к образам-персонажам. Предусмотрены возможности для установления межпредметных связей, включая анимацию, изобразительное искусство. В ходе работы будет охвачена большая часть языковых целей, предоставлена возможность для выполнения целого ряда различных заданий аналитического и творческого характера. Предусмотрено формативное оценивание. |
Межпредметные связи | Этот раздел основан на изучении литературных сказок и стихотворений. включая анимацию, изобразительное искусство, фольклор. |
Предварительные знания | Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных в начальной школе и на уроках русской литературы в 1-ой четверти. Учебная деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа текстов на уровне определения темы/тематики, основной мысли через чтение и анализ фольклорных и литературных прозаических и поэтических текстов, соответствующих возрасту учащихся 10 -11 лет. |
ИКТ | Интерактивная доска, показ слайдов |
Ход урока: |
Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы |
1.Начало урока. 7 мин | Создание положительного эмоционального настроя. В начале урока сделать акценты на: - концентрацию внимания учащихся - совместно с учащимися определить цели урока/ЦО - определить «зону ближайшего развития» учащихся, ожидания к концу урока Актуализация знаний. - Какое литературное произведение мы начали изучать на предыдущих уроках? В каком жанре оно написано? - Давайте вспомним какие сказки вы знаете? - К какому виду сказок относится «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»? -Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке. Вы должны будете определить, чем похожа «Сказка о мёртвой царевне» Пушкина на сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и чем отличается от них. Стратегия «ЗХУ» Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) | | | | | | | | | | | | | | | | | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей Ответы учащихся: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Волшебные, бытовые, о животных. Волшебная Учащиеся заполняют таблицу ЗХУ, чтобы осмыслить то, о чем они знают и хотели бы узнать (заполняют 1 и 2 колонку). | ФО Оценивание эмоционального состояния ФО «Большой палец» | Эмоц. настрой Таблица «ЗХУ» |
2. Середина урока. 33 мин. | Деление класса на микрогруппы по стратегии «Атомы и молекулы». - Сравним сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм. Что общего в этих сказках? - Назовите героев, которые есть в обеих сказках. Докажите цитатой из текста. Есть ли похожие события? Работа в группах Приём «Охота за сокровищами» 1 группа. Сопоставление эпизодов сказок, определяя место расположения данного эпизода: а) в начале произведения; б) в конце; в) в середине. 2 группа. Сопоставление характеров героев сказки; мотивы поведения и поступков героев; авторскую позицию. 3 группа. Сопоставление развернутой характеристики действующих лиц сказок: а) внешность, одежда; б) речь; в) взаимодействие героев, их взаимоотношения. 4 группа. Сопоставление художественных выразительных средств по следующей схеме: изобразительное средство – пример – цель использования. Учитель знакомит учащихся с критериями и дескрипторами для взаимооценивания групп. Критерии | Дескрипторы | | Сопоставлять двух сказок по заданию | Правильно сопоставляют две сказки условиям задания. | 2 б | Использовать аналитический вид чтения | Ищут ответы на вопросы в тексте | 2 б | Используют цитаты из текста при ответе | 2 б | Соблюдает логику и последовательность при ответе | 2 б | Выступление спикеров группы. Стратерия «Горячий стул» Взаимооценивание групп. «Прием Диаграмма Венна» После выступления всех групп учитель вместе с учащимися составляют диаграмму Венна, отмечая сходства и различия. | Делятся по группам. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся распределят обязанности в группах, выбирают спикера. Работают по заданной теме. Знакомятся с критериями и дескрипторами. Спикер выступает, остальные участники группы дополняют. Остальные учащиеся задают вопросы по представленной теме. Учащиеся комментируют свои мысли и дают обоснование, подтверждая выводы конкретными примерами и/или цитатами. Это могут делать как спикеры, так и каждый из членов группы, по очереди занимая «горячий стул». | ФО «Светофор» | Фрагменты текста «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и сказки «Белоснежка» План/алгоритм анализа эпизода. Фрагменты мультфильмов: https://www.youtube.com/watch?v=nPooNgv-Lt8 https://www.youtube.com/watch?v=DP26gKOdFR8 |
3. Конец урока. 5 мин. | Рефлексия: «Лесенка успеха». Домашнее задание: В качестве домашней работы можно предложить учащимся инсценировать понравившиеся отрывки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». | Учащиеся при помощи стикеров оценивают работу на уроке. | | Шаблон «Лесенки успеха» |