СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный проект в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с ОНР «Природа зимой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный проект в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с ОНР «Природа зимой»»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 6





Краткосрочный проект в подготовительной группе компенсирующей направленности

детей с ОНР

«Природа зимой»









учитель – логопед: И.П. Бова

воспитатели: Тесля Е.А.


Дейнега Е.С.


ст.Кущёвская

2020г.







Проект

Природа зимой

Актуальность

Мы считаем, что у детей с нарушениями речи недостаточно сформированы представления о явлениях природы, чувствах любви и бережного отношения к ней, умения любоваться красотами природы. Поэтому воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, наблюдать природу, видеть её красоту. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования речевой и художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей к школьному обучению.

Цель проекта: развитие всех компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой расширить и систематизировать знания детей о зиме

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).

  2. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

  3. Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

  2. Развитие речевого слуха.

  3. Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

  4. Развитие диалогической речи.

  5. Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

  6. Развитие навыка снятия физического и эмоционального напряжения.

  7. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.

  8. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитательные цели:

  1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

  2. Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Задачи:

- расширять и углублять знания детей о живой и неживой природе зимой;

- формировать лексико-грамматические категории;

- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать связную речь, ее выразительность;

- развивать мышление, память, внимание;

-воспитывать любовь, бережное отношение, умение восхищаться красотой природы;

-содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

- закреплять поставленные звуки в самостоятельной речи детей.

Тип проекта: Педагогический.

Вид проекта: Познавательный, творческий, игровой, групповой, краткосрочный.

Срок проведения проекта: (9.01.2020 – 17.01.2020г.)

Формы реализации проекта:
• ООД;
• дидактические игры;
• беседы;
• рассматривание иллюстраций;
• использование мультимедийных презентаций;
• работа с родителями.

Ожидаемый результат:

Участие детей в проекте позволит обогатить словарный запас, знания и представления о зиме, её характерных признаках, развить творческие способности, связную речь детей.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.

- Выбор темы проекта;

- Определение цели и задач проекта;

- Составление плана работы;

- Изучение методической литературы;

- Подготовка оборудования, материалов;

- Предварительная работа с родителями.

2. Практический этап.

План реализации проекта.

3. Заключительный этап.


План - схема работы с детьми по осуществлению проекта

«Природа зимой»

ОО «Социализация»

Дидактические игры: «Один – много», «Назови ласково», «Считай и называй», «Подбери предмет», «Найди отличия», «Назови родственные слова», «Скажи наоборот», «Что лишнее и почему?», «Четвертый лишний», «Кто спрятался за снежинкой?», «Разрезные картинки», «Наряди ёлочку».

ОО « Познание»

  • Беседы на темы: «Зима», «Зимние забавы», «Зимние явления природы», «Бережное отношение к природе».

  • Рассматривание сюжетных иллюстраций на тему: «Зимние развлечения».

  • Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами.

Игровая деятельность:

Подвижная игра: «Снежная баба», упражнение «Снежки», игра «Вьюга», пальчиковая игра «Снежок».

Речевое развитие

  • Отгадывание загадок по теме.

  • Разговор с детьми о зимних явлениях.

  • Рассказывание на тему «Зимние развлечения».

  • Составление рассказа «Волшебница Зима».

  • Рассказывание по серии сюжетных картинок.

Художественно – эстетическое развитие

  • Работа в тетради по развитию графических навыков: «Веселый снеговик», «Снежинки».

  • Прослушивание записи П.И. Чайковского «Времена года. Зима».

Взаимодействие с семьей:

Совместное составление рассказа - описания о зиме.

Итог: выставка коллажа «Волшебница Зима».


В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.

3. Заключительный этап.

1. Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

- результат работы детей в тетрадях по развитию графических навыков.

2. Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

- расширился и активизировался словарный запас,

- развивалась диалогическая и монологическая речь,

- закреплялся навык правильного произношения звуков речи,

- развивалась связная речь,

- развивались творческие способности.



РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ "ЗИМА".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветренный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.
ГЛАГОЛЫ: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:.
Снег – белый, пушистый, легкий, искристый, холодный…
Зима – холодная, суровая, морозная, ветреная…
Мороз…, лед…, метель…, снежинка…
ЗНАТЬ ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ:
Декабрь, январь, февраль.
Декабрь за ноябрем и перед январем.
Январь - …
Февраль - …
ЗАКАНЧИВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Зимой люди ходят в…(шапках, шубах…).
Зима приносит…(снегопады, морозы…).
Вода замерзла на…(реках, озерах…).
Я люблю кататься зимой на…(санках, лыжах…).
ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
Снежный – ком, городок, вихрь…
Снежная – баба, гора, пелена…
Морозный…, морозная…, морозное…, ледяная… .
НАЗЫВАТЬ ЛАСКОВО:
Зима – зимушка, мороз – морозец, снег – снежок, лед – ледок, сугроб – сугробик, метель – метелица…
СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО ПЛАНУ:
Как ты заметил наступление зимы?
Назови её первые приметы в природе.
Зимние месяцы.
Повадки зверей и птиц.
Зимние забавы и развлечения.


"ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ".
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
зима, снег, снежинка, снежок, снегурочка, дед мороз, снеговик, снежная баба, лед, каток, коньки, санки, лыжи, горка, забавы, елка, каникулы, гирлянда, мишура, шары, звезда, конфетти, подарки, праздник, радость, веселье, игры, карнавал, хоровод, маски, календарь, хлопушки, шишки, сугроб, снежный ком, хоккей, клюшка, шайба, соревнование.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:холодный, морозный, радостный, снежный, блестящий, разноцветный, веселый, трескучий, праздничный, новогодний, узорный, хрустящий, пушистый, ледяной, грустный, серебристый, пестрый.
ГЛАГОЛЫ:идет, наступает, кружится, рисует на окнах, покрывает, танцуют, веселятся, радуются, зажглись, вспыхнут, кидают, бросают, спускаются, скрипит, бегают, обгоняют, падать, отряхивать, мерзнуть, липнет, щиплет, колет.
ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ.
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК К ПРЕДМЕТУ:

Елка (какая?)……
Праздник (какой?)…..
Елочные игрушки (какие?)…..
КОМУ ЧТО НУЖНО:
Хоккеисту – клюшка, шайба, коньки, каток, ворота…
Лыжнику - …
Фигуристу - …
Горке - …
Снеговику - …
СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПОЛЕЗНАЯ ПРОГУЛКА.

"В городском парке зимой много снега. Снег лежит на земле, на скамейках, на ветках деревьев. Ребята пошли в парк. они построили там снежную крепость и стали играть в снежки. Один снежок попал в кормушку. Мальчики заметили, что там пусто. Они достали из карманов семечки и насыпали их в кормушку. А с другого дерева на ребят смотрели две белочки. Для них мальчики приготовили орешки. Весёлая и полезная получилась прогулка".
* ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:

- Где лежит снег?
- Куда пошли ребята?
- Что они построили?
- Как стали играть ребята?
- Куда попал снежок?
- Что заметили мальчики?
- Чем накормили птиц?
- Что приготовили мальчики для белочек?
- Какая прогулка получилась у ребят?
ТЁПЛАЯ КОРМУШКА.
"Была зима. Ваня шёл из детского сада. он нёс в руке пряник. Мальчик не заметил, как уронил варежку и пряник. Пришёл Ваня домой - нет варежки, нет пряника. Где же они? А в это время воробьи налетели на пряник, клюют его, чирикают. Уже весь пряник съели, стали клевать рукавичку. Ваня смотрит из окна на свою варежку и думает: "Вот какая тёплая кормушка для птиц получилось".
* ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
- Откуда шёл Ваня?
- Что он нёс?
- Чего не заметил Ваня?
- Кто клевал пряник?
- Что подумал Ваня?
* Назови, каких ты знаешь зимующих птиц.
* Скажи, кто как голос подаёт: воробей чирикает, ворона ..., сорока ..., голубь ..., кукушка ..., синица ....











Отчёт учителя-логопеда Бова И.П. о краткосрочном проекте «Природа зимой».

Цель проекта: развитие всех компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой расширить и систематизировать знания детей о зиме

Коррекционно-образовательные цели:

1. Обобщение и уточнение знаний детей о зиме. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).

2. Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

3. Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.

Задачи:

- расширять и углублять знания детей о живой и неживой природе зимой;

- формировать лексико-грамматические категории;

- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать связную речь, ее выразительность;

- развивать мышление, память, внимание;

-воспитывать любовь, бережное отношение, умение восхищаться красотой природы;

-содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

- закреплять поставленные звуки в самостоятельной речи детей.


В процессе реализации проекта у детей

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

- расширился и активизировался словарный запас (существительных, глаголов, прилагательных),

- развивалась диалогическая и монологическая речь (учились пересказывать, отвечать полным предложением на вопросы),

- закреплялся навык правильного произношения звуков речи,

- развивалась связная речь (подбирали признаки, уменьшительно-ласкательные существительные, составляли рассказы по плану),

- развивались творческие способности (рисовали аплицировали, придумывали рассказы).

В процессе работы использовались разнообразные методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, наблюдения, эвристические; использовались технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.

Проводимая работа объединяла детей. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями.

Сформировались навыки использования в речи новых слов и выражений. Дети научились правильному построению предложения, заучиванию стихотворений наизусть. Обогатился и развился активный словарь детей. Была проведена артикуляционная (по группе нарушения звуков) и пальчиковая гимнастика, автоматизация постановки звуков в стихах, чистоговорках и скороговорках.

Пришла к выводу, что проведенные в процессе реализации проекта мероприятия объединяют детей впечатлениями, переживаниями. А также то, что дети получили много новых знаний, расширился их словарный запас, значительно возрос познавательный интерес. Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, любознательным. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату