Краткосрочный проект «Животные Крайнего севера»
Средняя группа детского сада
Творческое название: Животные Крайнего севера
Воспитатели: Попова Ю.В.
Участники: воспитатель, воспитанники от 4 до 5 лет
Вид: исследовательский, познавательно-творческий
Актуальность: В настоящее время стоит очень остро вопрос о сохранении животных Крайнего Севера. Из-за глобального потепления, загрязнения окружающей среды и браконьерства, их численность неуклонно снижается. Мы также не смогли, не обратить внимание на эту экологическую проблему, так как воспитание дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования. Поэтому возникла необходимость внедрения экологического проекта, который позволил бы познакомить детей с животными, а самое главное – воспитать у детей любовь, понимание и заботу к животным, которые находятся в опасности.
Срок реализации: краткосрочный (2 недели)
Проблема: «Животные Крайнего Севера»
Цель проекта: сформировать у детей представления о животных Крайнего Севера, обобщать знания детей о животных и птицах Севера, развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Развивать знания детей о природе Крайнего Севера.
Обобщать знания детей о животных и птицах севера.
Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.
Учить понимать образный смысл загадок.
Учить детей сочетать движения и речь.
Развивать подражательные навыки, побуждать к импровизации.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе.
Учить видеть красоту природы Крайнего Севера.
Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным и птицам севера.
Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивающие:
Развивать интерес к жизни животных и птиц севера.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
Развивать речь детей, обогащать их словарь.
Развивать связную речь.
Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, макетов, чтение познавательной литературы.
Беседа о жителях Крайнего Севера.
Ожидаемые результаты:
Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
Желание детей получить большую информацию о животных Крайнего Севера.
Мотивация: медвежонок Умка живёт с мамой на Севере в Арктике. Он любит путешествовать и очень любознательный. Умка хочет узнать кто его соседи, которые живут в тундре. А вы, ребята, знаете, какие животные обитают рядом с вами в тундре? Поможем медвежонку и сами узнаем много интересного о жизни животных Севера.
Продукт совместной деятельности:
1. Презентация «Мир животных Крайнего Севера».
2. Выставка художественных работ. «Умка и его новые друзья». Задачи: побуждать детей к проявлению творчества и инициативности.
3. Спортивное развлечение. «Мы на Севере живём».
Задачи: развитие двигательной активности в процессе совместной игровой деятельности.
1 этап. Подготовительный
Мероприятия | Задачи | Срок |
Подбор информации | - Выявить знания и представления детей о северных животных. - Собрать информацию о северных животных. | Две недели |
2 этап. Содержательный
Организованная деятельность в разных видах детской деятельности | Организованная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды |
1-ая неделя Познавательное развитие «Животные Крайнего Севера» Цель: Развивать знания детей о природе Крайнего Севера, обобщать знания детей о животных и птицах севера, развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран. Игровая ситуация «Путешествие Умки в тундру» - формировать элементарные представления о зимней природе тундры и её обитателях (мотивация проекта: Умка хочет познакомиться со своими соседями - животными тундры, поможем ему узнать о них много интересного). Художественно-эстетическое творчество. Аппликация «Пингвиненок» - учить детей вырезать фигуру пингвина по контуру, закреплять умение обрывать края листа бумаги, упражнять в умении аккуратно приклеивать детали, закрепить и расширить знания детей о пингвинах. | Д/И «Отгадай загадки - Узнай отгадки». Цель: формировать умение внимательно слушать и угадывать образ природного явления. Игровые задания: «Назови лишнее слово», «Хлопни в ладоши», «Отгадай загадку» - развивать слуховое внимание, активное мышление при выборе нужного слова, понятия. Игровое упражнение «Дует, дует ветер». Цель: развитие двигательной активности Настольная игра «Погода бывает разной». Цель: развитие связной речи, активизация словаря Просмотр мультфильма «Храбрый оленёнок» - вызвать эмоциональный интерес, желание рассказать о своих чувствах. | «С/Р игр»: игра «Путешествие в тундру» - развитие согласованности действий, активизация воображения. П/И «Ветер волнуется». Цель: развитие двигательной фантазии. «Центр книги» - рассматривание иллюстраций «Северные пейзажи». «Центр искусств» - рисование северного сияния, используя приём «рисуем пальчиком»; лепка «Медвежонок Умка». |
2-ая неделя Речевое развитие Познание природы Беседа «Белый медведь». Цель: формировать представление о белом медведе, как он приспособился к условиям Крайнего Севера, используя иллюстрации, игровые упражнения. Художественное творчество Силуэтное рисование «Белая медведица». Цель: развивать умение создавать образ, используя технику «тычка». | Поисковая ситуация «Любят ли белые медведи спать зимой?» - развивать познавательный интерес детей, их активность. Д/И «Отгадай-ка» - учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Разучивание стихотворения «После купания», используя пальчиковую гимнастику. П/И «Мишкина рыбалка» -эмоционально- двигательное развитие детей. Просмотр мультфильма «Умка» - вызвать эмоциональный интерес, желание рассказать о своих чувствах. Хоровод «Северная колыбельная» - развитие у детей музыкально - двигательной координации Игровое упражнение «Чей ветер сильнее?» - развитие силы дыхания. Д/И «Чем отличаются медвежата?» - развитие зрительного восприятия, мышления. | «Центр С/Р игры» -создание игровых ситуаций «Мишки на Севере»: белая ткань -арктическая пустыня, обручи-лунки для рыбалки, игровые маски-шапочки, использование имитационных упражнений. «Центр книги» - рассматривание детской энциклопедии, иллюстраций на тему «Полярные медведи». «Центр искусств» -художественные раскраски, мозаичная аппликация, используя метод обрывания «Медвежонок Умка». «Центр книги» - рассматривание иллюстраций на тему «Зимние пейзажи тундры и её обитатели». |
3 этап. Итоговый.
1. Презентация «Мир животных Крайнего Севера»
Задачи: способствовать систематизации знаний детей, развитию познавательной активности, инициативности, эмоциональной отзывчивости в процессе взаимодействия взрослых и детей.
2. Выставка художественных работ «Умка и его новые друзья»
Задачи: проявление инициативы и потенциала художественных способностей детей в процессе совместной творческой деятельности.
3. Творческие работы детей и наглядно-познавательные иллюстрации.
Задачи: упорядочить знания и представления детей о животных тундры и арктических земель; воспитывать любовь и интерес к родному краю, бережное отношение к природе.
4. Организация и проведение спортивного развлечения «Мы на Севере живем».
Задачи: способствовать активизации знаний детей, развитию двигательной активности в процессе совместной игровой деятельности.
Список литературы.
Акимов Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М., 2007.
Иванова А.И. Живая экология. М., 2006.
Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2003.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Я. Мир в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М., 2006.
Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. М., 2005.
Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. М., 2008.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
с детьми средне-старшей группы
Тема занятия: «Животные Крайнего Севера»
Задачи:
Образовательные:
Развивать знания детей о природе Крайнего Севера.
Обобщать знания детей о животных и птицах севера.
Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе.
Учить видеть красоту природы Крайнего Севера.
Развивающие:
Развивать интерес к жизни животных и птиц севера.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
Развивать речь детей, обогащать их словарь.
Развивать связную речь.
Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Ход:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Назовите приметы зимы. Что происходит зимой в природе?
Дети: Зимой на земле лежит снег, птицы улетели, деревья стоят покрытые снегом.
Воспитатель: А еще, многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную. Другие животные и насекомые легли в спячку. Люди одевают зимнюю одежду. А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?
Дети: На севере всегда много снега, холодно и морозно.
Воспитатель: Ребята, а вызнаете, что такое Север? Север – это часть света. По северному полюсу можно путешествовать на снегоходе…
Дети: И на оленях.
Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находиться Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе.
Физкультминутка
Здесь всюду холод, лёд и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода – день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой – «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней. (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно)
Воспитатель: А вы знаете, какие животные живут на Севере?
Дети: Да
Воспитатель: Вот мы сейчас и узнаем, каких животных Севера вы знаете. Я предлагаю отгадать загадки про животных, вы готовы?
Презентация: «Животные Крайнего Севера»
Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, на экране появиться картинка – отгадка.
(Слайд 1)
Где сугробы , стужа, лед,
Где пурга снега метет,
Там хозяин с шубе снежной
Ходит по снегам безбрежным.
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Так давно живет он здесь,
Потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз.
Дети: Это белый медведь. Среди хищных зверей Севера самый крупным является он – белый медведь.
(на слайде появляется картинка с изображением белого медведя)
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
(Слайд 2)
Кто без компаса и карты.
Мчится в тундре, тянет нарты.
В ночь полярную и в день? Это….
Дети: Северный олень.
Воспитатель: Молодцы, это правильный ответ. Дикие северные олени хорошо приспосабливаются к суровым условиям жизни на Севере.
(Слайд 3)
Ловкий маленький зверёк,
Живёт на Севере суровом.
Шерсть его блестит, как шелк,
Как цвет блестящего покрова.
Дети: Это песец.
Воспитатель: Правильно. Он похож на лисицу. Песцы бывают белого и голубого цвета.
(После каждого ответа детей на слайдах появляются картинки с изображением животных.)
(Слайд 4)
Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
Как догонит – зубом щелк:
Белый – бедный, сытый?
Дети: Это полярный волк.
Воспитатель: У полярного волка теплая шуба, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх.
(Слайд 5)
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодин , братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы,
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы, Чешет лапой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый.
Дети: Морж.
Воспитатель: Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотиться.
Какие еще животные Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
Дети: Еще занесены в Красную книгу – тюлень, белый медведь, песец.
(Слайд 6)
Большая птица –
Мороза не боится.
С крыльями, а не ныряет.
Ловко прыгает, ныряет.
Дети: Пингвин.
Воспитатель: Пингвин – это особенная птица, которая откладывает яйца, но совсем не умеет летать.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Важенка и оленята». Ребята, Важенка – мама оленёнка. Она смелая и заботливая.
Подвижная игра «Важенка и оленята»
Бродит в тундре Важенка,
С нею оленята.
Объясняет каждому,
Все, что не понятно.
Топают по снегу
Оленята малые,
Терпеливо слушают
Наставленья мамины.
(Дети оленята бегают по тундре, ищут мох, едят его. По сигналу «Волк идет!» - убегают в свои домишки – обручи! Тот, кто не успеет занять свой домик, считается пойманным. Пойманного оленёнка волк уводит с собой. Важенка, у которой остались оба оленёнка, считается самой заботливой, а её дети – самыми послушными.)
Воспитатель: Детишки, а давайте теперь посмотрим на наш стол, здесь появился маленький островок Севера, давайте его заселим животными, которые могут жить на севере. (Дети берут из корзинки только животных севера)
Воспитатель: Как вы хорошо играли. Какая загадка была для вас трудной, а какая самой легкой?
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация)
с детьми средне-старшей группы
«Пингвинёнок»
Цель: учить детей делать пингвина на льдине из бумаги.
Задачи.
Образовательные:
учить детей вырезать фигуру пингвина по контуру
закреплять умение обрывать края листа бумаги
упражнять в умении аккуратно приклеивать детали
закрепить и расширить знания детей о пингвинах.
Развивающие:
обогащать и активизировать словарь детей
развивать связную речь, добиваясь полных ответов на вопросы
укреплять мелкую моторику пальцев рук
развивать память, внимание, мышление, воображение.
Воспитательные:
воспитывать интерес и бережное отношение к природе
воспитывать усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца
воспитывать умение работать в коллективе детей.
Материал.
Демонстрационный:
картинки пингвинов в природе
картинки детских аппликаций «Пингвины на льдине»
игрушка пингвина.
Раздаточный:
листы чёрной бумаги с нарисованной фигуркой пингвина
листы белой бумаги квадратной и овальной формы
ножницы, клей, салфетки, клеёнки на столы.
Оборудование:
Организационный момент.
Колокольчик, мой дружок,
Собирай детей в кружок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Вводная часть.
-Сегодня мне приснился сон. В этом сне я побывала в волшебной стране, где было всё красиво и загадочно, всё было белым-бело и очень холодно. Мне приснилось одно удивительное животное. А какое, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Эта птица не летает,
В Антарктиде обитает.
А одета в чёрный фрак
С белою рубашкой.
Может плавать и нырять,
Вперевалочку шагать.
-Да, это пингвин. Пингвин это птица, которая не летает. У пингвина очень маленькие крылья. Тело пингвина покрыто тёплым пухом. На лапах пингвина есть перепонки, чтоб можно было плавать в воде. Питается пингвин рыбой, которую ловит с помощью своего длинного клюва. А вот и он. Этого пингвина зовут Стёпа. Он рассказал свою печальную историю. Слушайте. Когда-то семья пингвинов жила на большой льдине, было их много, и жили они очень дружно. Но однажды пингвин Стёпа решил прогуляться на другие льдины, посмотреть, что там делается, кто там живёт. Пошёл Стёпа гулять и задержался. А когда он вернулся, то вся стая пингвинов уплыла в океан на другую льдину. Долго плакал Стёпа, а потом решил прийти к нам и попросить о помощи. Чем мы можем помочь Стёпе? Из чего мы можем пингвинов? А вы хотите помочь Стёпе. Стёпа посидит и посмотрит, как мы будем выполнять его просьбу. Тогда надевайте фартуки и нарукавники, присаживайтесь за столы.
3. Основная часть.
-Садитесь ровно, спину прижимайте к стулу, ноги ровно поставьте на пол, руки кладём на стол.
-Давайте посмотрим, как выглядит пингвин. Что у него есть? Какой формы туловище? Какой формы голова?
-Теперь давайте посмотрим, как можно сделать пингвина из бумаги.
-Прежде чем мы начнём выполнять работу, давайте вспомним, какие правила безопасности нужно соблюдать при работе с ножницами, бумагой и клеем.
-Ещё нам нужно размять наши руки и пальцы.
Пальчиковая гимнастика:
Падал снег на порог,
Кот лепил себе пирог.
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега. Из муки.
-Начинаем работать. Сначала давайте сделаем льдину. Для этого у нас есть листы белой бумаги. Какой они формы? Что есть у прямоугольника? Сколько сторон? Сколько углов? Что можно сказать о сторонах прямоугольника? Что можно сказать об углах? Найдите лист белой бумаги большего размера. Чтобы получилась льдина, нужно оборвать края листа бумаги. Обрывайте. Вот наши льдины готовы.
-Теперь будем делать туловище пингвина. Для этого у нас есть лист чёрной бумаги. На обратной стороне нарисована фигура пингвина. Вам нужно только вырезать её. Начинайте. Нам нужно сделать белую рубашку пингвину. Для этого у нас есть ещё один лист белой бумаги поменьше. Мы сейчас тоже оборвём края этого листа бумаги, потом приклеим его на туловище пингвина.
Физминутка:
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки,
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли,
И быстрее побежали.
-Чего ещё не хватает? Для глаз у нас есть маленькие кружочки зелёного цвета. Приклеивайте их. Для носа-клюва и лап у нас есть небольшие кусочки красной бумаги. Возьмите один из них, сложите его пополам. С помощью ножниц сделаем из него треугольник, он двойной. Одну сторону намажем клеем и приклеим. Нос готов. Для того, чтобы сделать лапки, сложите второй лист бумаги пополам, разрежьте на два листочка. Сложите их вместе и срежьте уголки, вот так-посмотрите. Теперь приклеим их к низу пингвина. Вот наш пингвин и готов. Теперь берите льдину, намазывайте её клеем. Подходите к панно, выбирайте себе место и приклеивайте свою льдину. На эту льдину сажайте своего пингвина.
4. Заключительная часть.
-Посмотрите, как здорово у нас получилось. Теперь Стёпе не будет одиноко на льдине. Посмотрите, Стёпа улыбается, ему весело. Ребята, Стёпе стало очень жарко у нас, он отправляется немного остыть. Давайте попрощаемся с ним и продолжим.
-О какой птице мы сегодня говорили?
-Что мы делали на занятии?
-Как мы помогли пингвину Стёпе?
-Вам понравилось помогать другим?
-Вам нравятся ваши пингвины? Чем они вам нравятся?
-Есть ли среди всех пингвинов такой, который вам нравится больше всего? Почему?
5. Рефлексия.
-Определите своё настроение на занятии, показав мне солнышко синего или жёлтого цвета. Почему именно это солнышко каждый из вас показал?