Цыдемпилова Д.П.,учитель иностранных языков.
Критерии оценки достижения планируемых результатов по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС.
Система оценивания выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Именно система оценивания обеспечивает единство подходов , способствующих в вариативной системе общего образования. Оценивание как самого процесса познания , так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения ,призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой. большое внимание уделяет системе оценивания предметных и метапредметных результатов. Каждый цикл заканчивается развернутой самостоятельной работой в ходе которой ученик оценивает сам свои достижения и недостатки.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы способствует получению наиболее полной картины успешности ученика. Разработчиками ФГОС предлагается осуществлять оценку на основе критериально-ориентированного подхода. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования. В своей работе я использую таблицы предметных и метапредметных умений, составленных из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик, которые определены программами по УМК «Английский язык»«Радуга Rainbow English»).». Назначение таблиц: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и метапредметных результатов у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО и ООО. Данные таблицы необходимы для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.
Этапы работы с таблицами образовательных результатов: 1. Организационный: отбор критериев оценки уровня подготовки. Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик, которые определены программами (в данном случае по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. «Радуга. Rainbow English»). 2. Аналитический: сбор информации (проведение серии диагностических работ, согласно графику). Диагностические работы проводятся после завершения изучения определенной темы, в конце четверти, полугодия. В результате этих диагностик у учителей накапливается банк данных, в котором содержится вся информация об учащихся.
3. Прогностический: работа по устранению пробелов в знаниях обучающихся.
4.Рефлексивно-обобщающий. После проведения контрольной работы за 1 полугодие (декабрь) – корректировка плана действий с учетом достигнутого уровня на 2 полугодие. 5. Итогово- диагностический. После проведения итоговой контрольной работы в мае проводится сравнительный анализ результатов учащихся, показанных по итогам диагностических работ, полугодовой и итоговой контрольных работ. Заполнение таблиц В разделе «Предметные» фиксируются количественные показатели по данным параметрам, и является единой для 3–7 классов. В разделе «Метапредметные иличностные результаты» фиксируются результаты на основе наблюдения: «+» – результат достигнут, если результат пока отсутствует, то ячейка остается незаполненной. Поскольку Таблицы результатов не являются официальными документами, они могут существовать либо в электронном, либо в бумажном виде. Я заполняю эти таблицы ОР после выполнения учеником предметных контрольных работ (один раз в четверть – обязательно)
Анализ Таблиц предметных результатов: 1. Проанализировать таблицу по вертикали по классу вцелом. Сделать вывод о том, сколько учащихся выполнили работу на базовом, повышенном и высоком уровне. Это можно сделать после каждой работы.
Таблица 1 Соотнесение оценочных шкал с уровнями успешности
Уровни успешности | 100 бальная (%) шкала | 5-балльная шкала |
Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача | 0–49% | «2» ниже нормы, неудовлетворительно |
Необходимый (базовый) уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания | 50–69% | 3» норма, зачѐт, удовлетворительно. «Частично успешное решение (с незначительной, не влияющейна результат ошибкой или с посторонней помощью в какой- то момент решения) |
69–75% | «4» хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) |
Повышенный (программный) уровень Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации | 75–89% | 4+» близко к отлично. «Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой- то момент решения) |
90–100% | «5» отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) |
Максимальный (необязательный) уровень Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались | Отдельная шкала 50–69% | «5» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) |
либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения | Отдельная шкала 70–100% | «5 и 5» превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) |
2. Проанализировать таблицу по горизонтали (результаты каждого ученика). Данный анализ необходимо провести в конце года для отслеживания динамики результативности отдельного ребенка. 3. Спланировать действия по улучшению результатов. В официальный журнал выставляются: 1.либо все эти отметки в графы дней, когда изучалась тема, по которой проводилась контрольная работа; 2. либо только одна отметка за контрольную в целом, выводимая как среднееарифметическое. Анализ Таблиц метапредметных и личностных результатов может быть выражен в свободной форме словесно.
Объектом оценки предметных результатов является: способность обучающихся решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи.
Цель оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных
результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым
обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.
Система оценивания строится на основе следующих принципов:
1. Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4.Оценивать можно только то, чему учат.
5.Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно- оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Часто на уроке мы применяем самооценку и взаимооценку.
Критерии оценивания работ обучающихся по предмету «Английский язык»
1.1 Критерии оценивания письменных работ.
За письменные работы ( тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ | Контрольные работы | Тестовые работы, словарные диктанты |
Оценка «2» | 49% и менее | 59% и менее |
Оценка «3» | От 50% до 69% | От 60% до 74% |
Оценка «4» | От 70% до 90% | От 75% до 94% |
Оценка «5» | От 91% до 100% | От 95% до 100% |
Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе) оцениваются по пяти критериям согласно критериям ОГЭ и ЕГЭ
1.Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
2.Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
3.Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
4.Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиями данного года обучения языку. ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с
поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
5.Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).
1.2 Критерии оценки творческих письменных работ (письма, сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах)
Баллы | Критерии оценки |
| 1.Содержание: | 2.Организация работы | 3. Лексика | 4. Грамматика | 5. Орфография и пунктуация |
«5» | коммуникативная задача решена полностью. | высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы | лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. | использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку,грамматические ошибки отсутствуют либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. | орфографическиеошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«4» | коммуникативная задача решена полностью. | высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы. | лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. Но имеются незначительные ошибки | использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки незначительно препятствуют решению коммуникативной задачи. | незначительные орфографические ошибки, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательныйзнак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«3» | Коммуникативная задача решена. | высказывание нелогично, неадекватно использованы средства логической связи, текст неправильно поделен на абзацы, но формат высказывания соблюден. | местами неадекватное употребление лексики | имеются грубые грамматические ошибки. | незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюденыосновные правила расстановки запятых. |
«2» | Коммуникативная задача не решена. | высказывание нелогично, не использованы средства логической связи, не соблюден формат высказывания, текст не поделен на абзацы. | большое количество лексических ошибок | большое количество грамматических ошибок. | значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации: не все предложения высказывания, текст не поделен на абзацы. начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. |
2.1 Критерии оценки устных развернутых ответов (монологические высказывания, пересказы,
диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах)
Устные ответы оцениваются по пяти критериям:
1. Содержание(соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов,
указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости).
2. Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение);
3. Лексика(словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года
обучения языку);
4. Грамматика(использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с
поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
5. Произношение(правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка
ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях).
Оценка | Содержание | Коммуникативное взаимодействие | Лексика | Грамматика | Произношение |
«5» | Соблюден объем высказывания. Высказывание соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены. | . Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. | Лексика адекватна поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку | Использованы разные грамматич. конструкций в соответствии с задачей и требованиям данного года обучения языку. Редкие грамматические ошибки не мешают коммуникации | Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок. |
«4» | Не полный объем высказывания. Высказывание соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, Общая аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены интонация обусловлена влиянием родного языка. | Коммуникация немного затруднена. | Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося. | Грамматические незначительно влияют на восприятие речи учащегося. | Речь иногда неоправданно паузирована. В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (замена, английских фонем сходными русскими). Общая интонация обусловлена влиянием родного языка. |
«3» | Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи не в полной мере соответствует типу задания, аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не соблюдены. | Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы. | Учащийся делает большое количество грубых лексических ошибок. | Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок. | Речь воспринимается с трудом из-за большого количества фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка. |
«2» | Учащийся не понимает смысла задания. Аспекты указанные в задании не учтены. | Коммуникативная задача не решена. | Учащийся не может построить высказывание. | | Речь понять не возможно. |
3. Критерии оценки овладения чтением.
Основным показателем успешности овладения чтением является степень извлечения информации из прочитанного текста. В жизни мы читаем тексты с разными задачами по извлечению информации. В связи с этим различают виды чтения с такими речевыми задачами как понимание основного содержания и основных фактов, содержащихся в тексте, полное понимание имеющейся в тексте информации и, наконец, нахождение в тексте или ряде текстов нужной нам или заданной информации. Поскольку практической целью изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то учащийся должен овладеть всеми видами чтения, различающимися по степени извлечения информации из текста: чтением с пониманием основного содержания читаемого (обычно в методике его называют ознакомительным), чтением с полным пониманием содержания, включая детали (изучающее чтение) и чтением с извлечением нужной либо интересующей читателя информации (просмотровое). Совершенно очевидно, что проверку умений, связанных с каждым из перечисленных видов чтения, необходимо проводить отдельно.
3.1 Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)
Оценка | Критерии | Скорость чтения |
«5» | Понять основное содержание оригинального текста, выделить основную мысль, определить основные факты, догадаться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. | Скорость чтения несколько замедлена по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. |
«4» | понять основное содержание оригинального текста, выделить основную мысль, определить отдельные факты. Недостаточно развита языковая догадка, затруднение в понимании некоторых незнакомых слов. | Темп чтения более замедленен, чем на родном языке. |
«3» | не совсем понятно основное содержание прочитанного, может выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка. | Темп чтения значительно медленнее, чем на родном языке. |
«2» . | текст не понятен или содержание текста понято Темп чтения значительно медленнее, неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику. | Темп чтения значительно медленнее, чем на родном языке. |
3.2. Чтение с полным пониманием содержания (изучающее).
Оценка | Критерии |
«5» | Ученик полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно- популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта), использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ). |
«4» | полностью понял текст, но многократно обращался к словарю. |
«3». | понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки |
«2» | текст учеником не понят, с трудом может найти незнакомые слова в словаре. |
3.3.Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое ).
Оценка | Критерии |
«5» | Ученик может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию. |
«4» | При достаточно быстром просмотре текста, ученик находит только примерно 2/3 заданной информации. |
«3» | если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации. |
«2» | ученик практически не ориентируется в тексте. |
Метапредметные и личностные результаты
ФИО | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | Развитие мотивов учебной деятельности | Владение основами самоконтроля и самооценки | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию | итого в |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность, определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
Список литературы
1. Афанасьева О.В. Английский язык. 3 класс: Книга для учителя к учебнику О.В. Афанасьевой,
И.В. Михеевой: Учебно-методическое пособие / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, Е.А.
Колесникова. – М.: Дрофа, 2016.
2. 2. Афанасьева О.В. Английский язык. 4 класс: Книга для учителя к учебнику О.В.
Афанасьевой, И.В. Михеевой: Учебно-методическое пособие / О.В. Афанасьева, И.В.
Михеева, Е.А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2015.
3. 3. Афанасьева О.В. Английский язык. 5 класс: Книга для учителя к учебнику О.В.
Афанасьевой, И.В. Михеевой: Учебно-методическое пособие / О.В. Афанасьева, И.В.
Михеева, Е.А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2015.
4. 4. Афанасьева О.В. Английский язык. 6 класс: Книга для учителя к учебнику О.В.
Афанасьевой, И.В. Михеевой: Учебно-методическое пособие / О.В. Афанасьева, И.В.
Михеева, Е.А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2016.
5. 5. Афанасьева О.В. Английский язык. 7 класс: Книга для учителя к учебнику О.В.
Афанасьевой, И.В. Михеевой: Учебно-методическое пособие / О.В. Афанасьева, И.В.
Михеева, Е.А. Колесникова. – М.: Дрофа, 2016
6. 5. Коваленко И.В. Педагогический мониторинг как средство управления качеством среды //
Известия Тульского Государственного университета. – Вып. No1–2. – 2012. – С. 265–270.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. 7. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5–9 классы: проект. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение,
2010. 8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2-х частях. – М.:Просвещение, 2010.