ПЛАН открытого урока по предмету "Устройство автомобилей"
Тема урока: "Кривошипно- шатунный механизм"
Цель урока:
Образовательная – изучить назначение кривошипно-шатунного механизма двигателя. Объяснить устройство и состав кривошипно-шатунного механизма;
Развивающая – выработать умение определять основные элементы кривошипно-шатунного механизма;
Воспитательная – разъяснить важность знания устройства кривошипно-шатунного механизма, для проведения технического обслуживания.
Вид занятия: комбинированный урок.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Используемые технологии:
информационно-развивающие (изложение преподавателем учебной информации);
деятельностные (решение тематических заданий).
Средства обучения:
учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, технические оборудования);
технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран).
Форма обучения: групповая
Межпредметные связи:
физика;
элементы механики;
Организация урока
I. Организационный момент (2 мин.)
II. Мотивация студентов к обучению. (3 мин.)
Преподаватель: Кривошипно-шатунный механизм самый важный элемент конструкции автомобиля. От нее зависит не только работоспособность двигателя, но экологичность и экономичность его работы, а на сегодняшний день это является приоритетным направлением развития автомобильного транспота. Изучение данного материала необходимо в дальнейшем для изучения дисциплин «Техническое обслуживание», «Ремонт автомобиля».
Вы знаете, что совершенствование эксплуатационных свойств автомобиля связано с усложнением их конструкций и для качественного выполнения работ по их техническому обслуживанию и ремонту требуются использование не только современного сложного оборудования, приспособлений, средств технического диагностирования и т.д., но и повышение требований к качеству подготовки автомобильных механиков.
III. Актуализация знаний. Повторение опорных понятий (10 мин.):
Преподаватель: Для усвоения и понимания нового материала Вам необходимо вспомнить несколько опорных понятий. Для этого мы вспомним из каких частей состоит двигатель и назначение этих систем. Для этого мы вставим не достающие элементы в двигатель который представлен на слайде:
Система зажигания
Система питания
Газораспределительный механизм
Кривошипно-шатунный механизм
Система охлаждения
Система смазки
Преподаватель: После того как мы вспомнили из чего состоит двигатель необходимо, но нам необходимо повторить назначение механизмов и систем двигателя. Для этого мы будем дописывать предложения.
1. Кривошипно-шатунный механизм, предназначен для (ответ) преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.
2. Газораспределительный механизм служит для (ответ) своевременного впуска в цилиндры горючей смеси или воздуха и выпуска отработанных газов.
3. Система смазки предназначена для (ответ) для подачи масла к трущимся деталям, частичного охлаждения и удаления продуктов износа.
4. Система охлаждения предназначена для (ответ) для поддержания оптимального температурного режима.
5. Система питания предназначена для (ответ) для приготовления горючей смеси, подачи её в цилиндры и отвода отработанных газов.
6. Система зажигания предназначена для (ответ) воспламенения рабочей смеси в оптимальный момент рабочего цикла.
IV. Изложение нового материала (30 мин.)
Преподаватель: Кривошипно-шатунный механизм, предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.
КШМ состоит:
1. Неподвижные детали (блок-картер, головка цилиндров, поддон картера).
2. Подвижные детали (поршень, поршневой палец, поршневые кольца, шатун, коленчатый вал, коренные и шатунные подшипники, маховик).
1. Блок-картер
Преподаватель: Какими свойствами обладает чугун, почему он используется для изготовления гильз цилиндров.
Студент: Чугун обладает высокой износостойкостью.
Преподаватель: Блок-картер является остовом двигателя. На нем и внутри него размещаются механизмы и устройства двигателя. В блоке 11, выполненном заодно с картером 10 из специального низколегированного чугуна, изготовлены цилиндры двигателя. Внутренние поверхности цилиндров отшлифованы и называются зеркалом цилиндров. Внутри блока между стенками цилиндров и его наружными стенками имеется специальная полость 9, называемая рубашкой охлаждения. В ней циркулирует охлаждающая жидкость системы охлаждения двигателя.
Внутри блока также имеются каналы и масляная магистраль смазочной системы, по которым подводится масло к трущимся деталям двигателя. В нижней части блока цилиндров (в картере) находятся опоры 2 для коренных подшипников коленчатого вала, которые имеют съемные крышки 1, прикрепляемые к блоку самоконтрящимися болтами. В передней части блока расположена полость 3 для цепного привода газораспределительного механизма. Эта полость закрывается крышкой, отлитой из алюминиевогосплава. В левой части блока цилиндров находятся отверстия 17для подшипников вала привода масляного насоса, в которые запрессованы свертные сталеалюминиевые втулки. С правой стороны блока в передней его части имеются фланец для установки насоса охлаждающей жидкости и кронштейн для крепления генератора. На блоке цилиндров имеются специальные приливы для: 12 — крепления кронштейнов подвески двигателя; 13 — маслоотделителя системы вентиляции картера двигателя; 14 — топливного насоса; 15— масляного фильтра; 16 — распределителя зажигания. Снизу блок цилиндров закрывается масляным поддоном, а к заднему его торцу прикрепляется картер сцепления. Для повышения жесткости нижняя плоскость блока цилиндров несколько опущена относительно оси коленчатого вала.
В отличие от блока, отлитого совместно с цилиндрами, на рис. 2.9 представлен блок 4 цилиндров с картером 5, отлитые из алюминиевого сплава отдельно от цилиндров. Цилиндрами являются легкосъемные чугунные гильзы 2, устанавливаемые в гнезда б блока с уплотнительными кольцами 1 и закрытые сверху головкой блока с уплотнительной прокладкой. Внутренняя поверхность гильз обработана шлифованием. Для уменьшения изнашивания в верхней части гильз установлены вставки из специального чугуна.
Съемные гильзы цилиндров повышают долговечность двигателя, упрощают его сборку, эксплуатацию и ремонт.
Между наружной поверхностью гильз цилиндров и внутренними стенками блока находится полость 3, которая является рубашкой охлаждения двигателя. В ней циркулирует охлаждающая жидкость, омывающая гильзы цилиндров, которые называются мокрыми из-за соприкосновения с жидкостью.
2. Головка цилиндров
Преподаватель: Какой металл обладает лучшей теплопроводностью?
Студент: Алюминий
Головка блока цилиндров закрывает цилиндры сверху и служит для размещения в ней камер сгорания, клапанного механизма и каналов для подвода горючей смеси и отвода отработавших газов. Головка 8 блока цилиндров (см. рис. 2.8) выполнена общей для всех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава и имеет камеры сгорания клиновидной формы. В ней имеются рубашка охлаждения и резьбовые отверстия для свечей зажигания. В головку запрессованы седла и направляющие втулки клапанов, изготовленные из чугуна. Головка крепится к блоку цилиндров болтами. Между головкой и блоком цилиндров установлена металлоасбестовая прокладка 4, обеспечивающая герметичность их соединения. Сверху к головке блока цилиндров шпильками крепится корпус подшипников с распределительным валом, и она закрывается стальной штампованной крышкой 6 с горловиной 7 для заливки масла в двигатель.
Для устранения течи масла между крышкой и головкой блока цилиндров установлена уплотняющая прокладка 5. С правой стороны к головке блока цилиндров крепятся шпильками через металлоасбестовую прокладку впускной и выпускной трубопроводы, отлитые соответственно из алюминиевого сплава и чугуна.
3. Поршень
Преподаватель: Какой металл обладает наименьшей массой и лучшей теплопроводностью.
Студент: Алюминий.
Поршень служит для восприятия давления газов при рабочем ходе и осуществления вспомогательных тактов (впуска, сжатия, выпуска). Поршень 24 представляет собой полый цилиндр, отлитый из алюминиевого сплава. Он имеет днище 23, головку 22 и юбку 25. Снизу днище поршня усилено ребрами. В головке поршня выполнены канавки 21 для поршневых колец. В юбке поршня находятся приливы 20 (бобышки) с отверстиями для поршневого пальца. В бобышках поршня залиты стальные термокомпенсационные пластины, уменьшающие расширение поршня от нагрева и исключающие его заклинивание в цилиндре двигателя. Юбка сделана овальной в поперечном сечении, конусной по высоте и с вырезами в нижней части. Овальность и конусность юбки так же, как и термокомпенсационные пластины, исключают заклинивание поршня, а вырезы — касание поршня с противовесами коленчатого вала. Кроме того, вырезы в юбке уменьшают массу поршня. Для лучшей приработки к цилиндру наружная поверхность юбки поршня покрыта тонким слоем олова. Отверстие в бобышках под поршневой палец смещено относительно диаметральной плоскости поршня. Посредством этого уменьшаются перекашивание и удары поршня при переходе его через верхнюю мертвую точку (ВМТ).
Поршни двигателей легковых автомобилей могут иметь днища различной конфигурации с целью образования вместе с внутренней поверхностью головки цилиндров камер сгорания необходимой формы. Днища поршней могут быть плоскими, выпуклыми, вогнутыми и с фигурными выемками.
Поршневые кольца уплотняют полость цилиндра, исключают прорыв газов в картер двигателя (компрессионные 19) и попадание масла в камеру сгорания (маслосъемное 18). Кроме того, они отводят теплоту от головки поршня к стенкам цилиндра. Компрессионные и маслосъемное кольца — разрезные. Они изготовлены из специального чугуна. Вследствие упругости кольца плотно прилегают к стенкам цилиндра. При этом между разрезанными концами колец (в замках) сохраняется небольшой зазор (0,2... 0,35 мм). Верхнее компрессионное кольцо, работающее в наиболее тяжелых условиях, имеет бочкообразное сечение для улучшения его приработки. Наружная поверхность его хромирована для повышения износостойкости. Нижнее компрессионное кольцо имеет сечение скребкового типа (на его наружной поверхности выполнена проточка) и фосфатировано. Кроме основной функции, оно выполняет также дополнительную — маслосбрасывающего кольца. Маслосъемное кольцо на наружной поверхности имеет проточку и щелевые прорези для отвода во внутреннюю полость поршня масла, снимаемого со стенок цилиндра. На внутренней поверхности оно имеет канавку, в которой устанавливается разжимная витая пружина, обеспечивающая дополнительное прижатие кольца к стенкам цилиндра двигателя.
4. Поршневой палец
Поршневой палец служит для шарнирного соединения поршня с верхней головкой шатуна. Палец 26 — трубчатый, стальной. Для повышения твердости и износостойкости его наружная поверхность подвергается цементации и закаливается токами высокой частоты. Палец запрессовывается в верхнюю головку шатуна с натягом, что исключает его осевое перемещение в поршне, в результате которого могут быть повреждены стенки цилиндра. Поршневой палец свободно вращается в бобышках поршня.
5. Шатун
Шатун служит для соединения поршня с коленчатым валом и передачи усилий между ними. Шатун 27 — стальной, кованый, состоит из неразъемной верхней головки 28, стержня 29 двутаврового сечения и разъемной нижней головки 30. Нижней головкой шатун соединяется с коленчатым валом. Съемная половина нижней головки является крышкой шатуна и прикреплена к нему двумя болтами 31. В нижнюю головку шатуна вставляют тонкостенные биметаллические, сталеалюминиевые вкладыши 32 шатунного подшипника. В нижней головке шатуна имеется специальное отверстие 33 для смазывания стенок цилиндра.
6. Коленчатый вал
Коленчатый вал воспринимает усилия от шатунов и передает создаваемый на нем крутящий момент трансмиссии автомобиля. От него также приводятся в действие различные механизмы двигателя (газораспределительный механизм, масляный насос, распределитель зажигания, насос охлаждающей жидкости и др.). Коленчатый вал 34 — пятиопорный, отлит из специального высокопрочного чугуна. Он состоит из коренных 36 и шатунных 38 шеек, щек 37, противовесов 39, переднего 35 и заднего 40 концов.
Коренными шейками коленчатый вал установлен в подшипниках (коренных опорах) картера двигателя, вкладыши 44 которых тонкостенные, биметаллические, сталеалюминиевые. К шатунным шейкам коленчатого вала присоединяют нижние головки шатунов. Шатунные подшипники смазываются по каналам, соединяющим коренные шейки с шатунными. Щеки соединяют коренные и шатунные шейки коленчатого вала, а противовесы разгружают коренные подшипники от центробежных сил неуравновешенных масс. На переднем конце коленчатого вала крепятся: ведущая звездочка цепного привода газораспределительного механизма; шкив ременной передачи для привода вентилятора, насоса охлаждающей жидкости, генератора; храповик для проворачивания вала вручную пусковой рукояткой. В заднем конце коленчатого вала имеется специальное гнездо для установки подшипника первичного (ведущего) вала коробки передач. К торцу заднего конца вала с помощью специальной шайбы 41 болтами 42 крепится маховик 43. От осевых перемещений коленчатый вал фиксируется двумя опорными полукольцами 45, которые установлены в блоке цилиндров двигателя по обе стороны заднего коренного подшипника. Причем с передней стороны подшипника ставится сталеалюминиевое кольцо, а с задней — из спеченных материалов (металлокерамическое).
7. Маховик
Маховик обеспечивает равномерное вращение коленчатого вала, накапливает энергию при рабочем ходе для вращения вала при подготовительных тактах и выводит детали кривошипно-шатунного механизма из мертвых точек. Энергия, накопленная маховиком, облегчает пуск двигателя и обеспечивает трогание автомобиля с места. Маховик 43 представляет собой массивный диск, отлитый из чугуна. На обод маховика напрессован стальной зубчатый венец, предназначенный для пуска двигателя электрическим стартером. К маховику крепятся детали сцепления. Маховик, будучи деталью кривошипно-шатунного механизма, является также одной из ведущих частей сцепления.
V. Закрепление
Преподаватель: Для закрепления и более глубокого изложения материала предлагаю пройти тест.
Тест
1. Передает усилие от поршня коленчатому валу
1. Поршень
2. Коленчатый вал
3. Шатун
4. Поршневой палец
2. Деталь, воспринимающая давление газов
1. Поршень
2. Коленчатый вал
3. Шатун
4. Поршневой палец
3. Из какого металла изготавливают поршни
1. Алюминий
2. Железо
3. Чугун
4. Сталь
4. Остовом двигателя является ...
1. Головка блока цилиндров
2. Коленчатый вал
3. Маховик
4. Блок-картер
5. Деталь, которая помогает выйти поршням из мертвых точек
1. Поршневой палец
2. Гильза цилиндров
3. Коленчатый вал
4. Маховик.
Ответ Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | | | * | |
2 | * | | | |
3 | * | | | |
4 | | | * | |
5 | | | | * |
VII. Подведение итогов (2 мин.)
По результатам теста вы можете посмотреть уровень усвоения своих знаний. Количество правильных ответов соответствует оценке по пятибалльной шкале. Хочу обратить внимание на пятый вопрос. Он отличается тем, что знания данного урока должны согласовываться с знаниями полученными по другим темам этой дисциплины.
Большое спасибо за внимание. До свидания.