МКОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Круглый стол
«Быть ответственным, значит…»
Подготовила:
педагог – психолог Аврина Л. Н.
2016/17 год
Круглый стол
«Быть ответственным, значит…»
Цель: предотвращение реального знакомства обучающихся с психоактивными веществами, осознание ответственности за выбор здорового образа жизни.
Задачи:
-Формирование знаний и представлений обучающихся о вреде употребления наркотических веществ;
-Выработка и развитие навыков сохранения собственного здоровья;
- Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в профилактической работе.
Место проведения: школьный класс, дети сидят по кругу.
Участники: 9 человек (обучающиеся 8-11 классов).
Ход занятия
1.Вводная часть.
Слайд 1.
1.Приветствие ведущего. Тест «Круг, треугольник, квадрат».
Психолог: Здравствуйте, рада приветствовать вас на сегодняшнем нашем занятии. Для начала, предлагаю вам, выбрать фигуру из трех возможных, которые лежат у вас на столах, ту которая, вам нравится больше всего (круг, треугольник, квадрат).
Слайд 2.
Возьмите в руки эти фигуры и поднимите их. В зависимости от выбранной фигуры, можно дать характеристику каждому человеку.
Ведущий зачитывает характеристику обучающихся в соответствии с выбранной фигурой.
КВАДРАТ:
Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, в упорстве, позволяющее добиваться завершения работы,- вот чем знамениты истинные Квадраты.
Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.
Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий
ТРЕУГОЛЬНИК: Эта форма символизирует о лидерстве Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. |
КРУГ: Самая доброжелательная фигура. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения. |
2.Игра-активатор, направленная на сплочение группы. (Работа в группах)
Ведущий предлагает обучающимся упражнение, направленное на сплочение группы «Круг, треугольник, квадрат».
А сейчас сядьте таким образом, чтобы все круги, треугольники, и квадраты оказались в одной группе. Каждой группе предлагаю шнур. Каждый член группы руками держится за шнур. Закрыв глаза, по моей команде из шнура сделайте КРУГ.
Откройте глаза, и посмотрите, что получилось. З
Теперь усложним задание, с закрытыми глазами предлагаю сделать КВАДРАТ.
Следующее задание – сделайте ТРЕУГОЛЬНИК.
Это упражнение мы выполнили для того, чтобы понять, что если мы сегодня будем командой , то и работа наша пройдет плодотворно.
Психолог: Ребята, мы проведем с вами круглый стол, для этого нам нужны правила:
Педагог озвучивает правила поведения на занятии:
-давайте возможность говорить каждому,
-слушайте, что говорит человек, и осознавайте, как это влияет на вас,
-без оценок: принимаются разные точки зрения, никто друг друга не оценивает.
Если все согласны с предлагаемыми правилами, голосуйте поднятием руки.
2.Основная часть
3.Обсуждение высказываний
Психолог: «Сейчас каждый из вас получит высказывание, с которым он согласится или нет. Ответ начинать нужно словами я совершенно согласен с тем, что (читаете свое высказывание), потому, что (а почему добавляете сами, делитесь своими мыслями на этот счет)»
Слайд 3
-поведение молодежи в последнее время сильно ухудшилось,
-наркоманов нужно изолировать от общества,
-наркоманы – это больные люди,
-люди, употребляющие наркотики должны сидеть в тюрьме,
-женщины, больные наркоманией, не должны иметь детей,
-достаточно один раз попробовать наркотики, чтобы стать наркоманом,
-наркоманы- люди без будущего,
-в жизни все нужно попробовать.
-каждый человек сам ответственен за свое здоровье.
Как вы думаете о чем, пойдет речь за нашем круглым столом?
Да, мы погорим о вреде употребления наркотических веществ и об ответственности каждого человека за свое здоровье, за здоровье своей семьи и будущего поколения.
Слайд 4
Психоактивные вещества – это любое химическое соединение (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния, это совокупность наркотических и токсикоматических средств, применяемых для изменения психического состояния и способных привести к развитию зависимости (наркомании или токсикомании).
В юности у человека имеется огромный выбор жизненных дорог. О нём человек начинает задумываться рано. Но среди подростков есть такие, кто уже в начале жизненного пути резко ограничивает свои возможности: это те, кто оказался в зависимости от своих собственных пагубных пристрастий.
Наркомания, болезнь, которая поражает мозг, эмоции и душу, разрушает социальные связи.
Слайд 5
Средняя продолжительность жизни с момента первого укола составляет 7 – 10 лет непрерывного потребления.
Давайте попробуем разобраться в причинах, почему подростки выбирают такой путь.
Наиболее типичные ответы:
Да, это
Любопытство (60% попробовавших наркотик становятся наркозависимыми).
Давление группы, отсутствие навыка отказа.
Попытка решить семейные или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.
Возможность привлечь внимание.
Скука, неумение интересно проводить свободное время.
4. Упражнение «Перспективы наркомана»
К чему же это приведёт, скажите, что ждет наркомана
Слайд 6
«Перспективы наркомана»
|
1. Ухудшение здоровья |
2. Потеря доверительных отношений с родителями |
3. Потеря друзей |
4. Уголовная ответственность |
5. Физическая зависимость |
6. Снижение успехов в школе |
7. Потеря возможности учиться, работать |
8. Денежные проблемы |
9. Контакт с криминальным миром |
10. Духовная бедность, узость интересов |
11. Использование сильных наркотиков |
12. Преждевременная смерть |
4.Дискуссия
Сейчас вы услышите историю о ваших сверстниках, послушайте внимательно и сделайте выводы
«Володя и Лена дружат уже больше года. В последнее время Лена стала замечать, что Володя сильно изменился. Он стал часто пропускать уроки, у него появились подозрительные друзья. Однажды во время школьной дискотеки Володя позвал Лену в пустой класс и признался, что уже несколько месяцев «балуется» «ханкой»; ему это нравится, но он не считает себя наркоманом; Лена ему очень нравится, и поэтому он ей предложил уколоться вместе. Лена была сильно встревожена, от предложения отказалась и в этот же вечер рассказала о случившемся своей подруге Тане. Та ее внимательно выслушала, но вмешиваться не стала, сказав, что это не ее проблемы.
После бессонной ночи Лена наутро решила рассказать обо всем еще одной однокласснице. Она знала, что в прошлом году у Светы от наркотиков погиб родной брат. Света тут же взяла инициативу в свои руки, заверив Лену, что все уладит. Она сообщила о случившемся классному руководителю. Был собран экстренный педагогический совет и поставлены в известность родители Володи. В результате от юноши отвернулось большинство сверстников, только Дима, его друг с третьего класса, оставался всегда рядом и уверял, что все это можно пережить. Володя больше наркотиков не употребляет, но с Леной отношения нарушились».
Вопросы для обсуждения:
-Кто у вас вызывает наибольшую симпатию?
-Чьи действия были наиболее правильными? Включите, пожалуйста, в свои ответы понятие «ответственность»?
Так, что же такое ответственность?
Слайд 7
Ответственность – волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга) Леонтьев. Социальная психология словарь.
Ответственность – это способность осознания того, что качество жизни, уровень успешности и самореализации человека зависят только от него самого, это готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
5.Мозговой штурм «Приемы отказа от наркотических средств»
Слайд 8
Возможно, вам кажется, что вы все знаете, много раз это слышали, но просто знать недостаточно, нужно правильно действовать в определенных ситуациях.
Слайд 9
Нужно знать приемы отказа от наркотических средств.
Слайд 10
Отвечать «нет», несмотря ни на что, что будет свидетельствовать о твердости характера.
«Нет, я не хочу неприятностей»
«Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция»
«Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями»
Обходить стороной место и людей, где могут предложить наркотики.
Сменить тему, т.е. заговорить о чем то другом.
Сказать, что не хотите
«Мне не хочется умереть молодым»
Нет, спасибо препаратов не хочу»
«Я не собираюсь загрязнять организм»
Испугать, сказать, что они могут заболеть гепатитом, СПИДом.
6.Найти в компании человека, который поддержит твою позицию.
6.Тест «Физическое здоровье»
Вообще нужно с самого детства вырабатывать в себе «здоровые привычки», чтобы не стать рабом вредных привычек, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.
Предлагаю вам проверить свое физическое состояние, узнать на каком уровне оно у вас находится. Этот тест только для вас. Вы посчитаете баллы и сделаете самостоятельно выводы о своём физическом развитии на данном этапе.
Возьмите ручки и листочки, вам предстоит ответить на 9 вопросов. Отвечать нужно да или нет
1. Соблюдаю ли я режим дня?
2. Делаю ли я утреннюю зарядку?
3. С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?
4. Занимаюсь ли я физическим трудом?
5. Вызывает ли у меня отвращение табачный дым?
6. Могу ли я несколько раз отжаться от пола?
7. Люблю ли я свежий воздух?
8. Считаю ли я употребление ПАВ вредным?
9. Умею ли я плавать?
Слайд 11
За все ответы да поставьте по 3 балла, за ответы нет по одному баллу. Подсчитайте сумму. Если вы набрали
9-13 баллов — у вас низкий уровень физического развития
14-19 баллов – среднее
20-27 баллов — высокое
Если у вас 9-13 баллов вам следует задуматься о своём здоровье.
Упражнение Создание плаката
Слайд 11
Психолог: каждый человек сам несет ответственность за свою жизнь, наш сегодняшний девиз звучит так, жизнь – для того, чтобы жить, «Сейчас вы возьмете цветную ладошку, того цвета, который вам наиболее приятен, и поделитесь своим мнением, что же значит быть ответственным…»
Дети под музыку работают 3 минуты. Потом по очереди зачитывают свое мнение и клеят цветные ладошки в виде солнца посередине плаката.
3.Заключительная часть
7.Рефлексия
Психолог: «Сегодня вы приобрели некоторый жизненный опыт, ответьте на на вопросы:
1.Считаете ли вы, что молодежь должна участвовать в обсуждении таких проблем?
2.Будет ли это способствовать уменьшению количества наркоманов?
3.Как вы думаете, несете ли вы ответственность за себя, свое здоровье, за будущее поколение?
Заключительное слово: Спасибо за активность на занятии, мне бы хотелось чтобы, в будущем вы могли всегда протянуть руку помощи ближнему, и чтобы вокруг вас всегда были люди, которые могли протянуть руку вам!!! Ответственности вам ребята!!!
Литература:
Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009 г.