Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №20 (МБ ДОУ №20)
Рассмотрена и принята Утверждаю:
на заседании педагогического Заведующий МБ ДОУ №20
совета МБ ДОУ №20 _________Павлятенко Е.К.
протокол № ____ от_________ приказ от _________ №___
Рабочая программа
Кружка дополнительного образования
по физическому развитию детей
6-7 лет
«Крепыш»
на 2017-2018 учебный год.
Составлена
ИФК:
Миздренко Т. В.
г. Батайск
Структура рабочей программы
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка……………………………………… …… . …....... 3
1.2.Цели и задачи программы……………….………………………................4
1.3.Характеристика возрастных особенностей развития детей
6-7 лет……………………………………………………………. ……….....…...5
1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………..........6
2. Содержательный раздел
2.1.Содержание образовательной деятельности ……….……………………….7
2.2 Перспективное планирование образовательной деятельности……………..9
2.3 Календарно-тематическое планирование работы с воспитателями……......11
2.4.Оценка результатов диагностики педагогического процесса……..…..........13
2.5. Взаимодействие инструктора по физической культуре с родителями…....15
3. Организационный раздел
3.1 Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды……………………………………………17
3.2 Программно - методическое обеспечение программы…………….……..18
Приложение 1
Перспективное планирование работы кружка по физическому развитию "Крепыш".
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Приоритетным естественной биологической потребности детей в движении и направлением ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей, достижение всестороннего двигательного развития, что невозможно без поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы, способных не только повысить физическую подготовленность, но и развить умственные познавательные способности. Одна из таких форм – занятие с использованием тренажеров.
Настоящая рабочая программа кружка дополнительного образования по физическому развитию детей 6-7 лет ( далее - рабочая программа) составлена в соответствии с запросами родителей ( законными представителями), с нормативно- правовыми документами:
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706, утвердившего правила оказания платных образовательных услуг.
Постановление Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 г. №2 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Постановления Администрации города Батайска №2221 от 09.09.2014г.
Устава МБ ДОУ (Приказ УО № 991 от 07.11.2014г.)
Лицензии на осуществление образовательной деятельности ( серия 61ЛО1 № 0001711 от 25.12.2014 г.)
Программа определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности на уровне старшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы – 1 год (2017-2018 год).
Цели и задачи программы
Цель: Полноценное физическое, личностное, интеллектуальное развитие ребенка дошкольника, его физических способностей. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей.
Задачи:
1.Обучение детей работе на тренажерах методом круговой тренировки подгруппами и индивидуально;
2. Развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков, умение регулировать свою нагрузку;
3. Повышение способности к волевой регуляции двигательной активности, к преодолению определенных трудностей для достижения результата;
4. Обучение соблюдению детьми техники безопасности при работе на разных тренажерах;
5. Закаливание организма (разность температуры воздуха в групповом помещении и тренажерном зале);
6. Активизация познавательной деятельности детей.
1.3 Характеристика физического развития детей
К семи годам у большинства мальчиков и девочек появляться устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игры. С взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.
Характеристика физического развития детей 5-6 лет: в старшем дошкольном возрасте изменения основных показателей физического развития протекают менее согласованно и плавно, чем в предыдущем возрастном периоде.
Совершенствуются основные нервные процессы, существенно улучшается их подвижность, уравновешенность, устойчивость.
Происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Изменяется форма грудной клетки, завершается процесс ее формирования и окостенения, устанавливается грудной тип дыхания. В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые активнее действуют в обыденной деятельности детей. Это, прежде всего группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и т.д. Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы, кисти руки, некоторые мышцы и связки позвоночного столба.
Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Но в целом в характере двигательной активности детей сохраняются еще черты, типичные для предыдущих возрастных периодов — высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, нежелание выполнять требования, лишенные непосредственного интереса. В то же время детей повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности. Они могут заставить себя преодолевать определенные трудности при выполнении сложных двигательных заданий. В движениях дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свойствами и т.д.
Старшие дошкольники обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков и осознанно пользуются ими в своей деятельности. Движения детей приобретают слаженность, уверенность, стремительность, легкость.
Происходит совершенствование приобретенных ранее двигательных качеств и способностей. Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные способности (ловкость), гибкость и выносливость.
Организм дошкольников лучше подготовлен к проявлению скорости и гибкости по сравнению с силой и выносливостью. Гибкость к семи годам значительно увеличивается: больше становится амплитуда движений, процессы напряжения и расслабления работающих мышц становятся более слаженными. Высокая подвижность суставов у детей обусловлена эластичностью мышц, сухожилий, связок.
Несмотря на то, что старшие дошкольники сильнее младших, их силовые возможности еще весьма ограничены. Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и выносливости.
К семи годам у большинства мальчиков и девочек появляться устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игры. С взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.
Характеристика физического развития детей 5-6 лет: в старшем дошкольном возрасте изменения основных показателей физического развития протекают менее согласованно и плавно, чем в предыдущем возрастном периоде.
Совершенствуются основные нервные процессы, существенно улучшается их подвижность, уравновешенность, устойчивость.
Происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Изменяется форма грудной клетки, завершается процесс ее формирования и окостенения, устанавливается грудной тип дыхания. В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые активнее действуют в обыденной деятельности детей. Это, прежде всего группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и т.д. Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы, кисти руки, некоторые мышцы и связки позвоночного столба.
Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Но в целом в характере двигательной активности детей сохраняются еще черты, типичные для предыдущих возрастных периодов — высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию, нежелание выполнять требования, лишенные непосредственного интереса. В то же время детей повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности. Они могут заставить себя преодолевать определенные трудности при выполнении сложных двигательных заданий. В движениях дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свойствами и т.д.
Старшие дошкольники обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков и осознанно пользуются ими в своей деятельности. Движения детей приобретают слаженность, уверенность, стремительность, легкость.
Происходит совершенствование приобретенных ранее двигательных качеств и способностей. Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные способности (ловкость), гибкость и выносливость.
Организм дошкольников лучше подготовлен к проявлению скорости и гибкости по сравнению с силой и выносливостью. Гибкость к семи годам значительно увеличивается: больше становится амплитуда движений, процессы напряжения и расслабления работающих мышц становятся более слаженными. Высокая подвижность суставов у детей обусловлена эластичностью мышц, сухожилий, связок.
Несмотря на то, что старшие дошкольники сильнее младших, их силовые возможности еще весьма ограничены. Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и выносливости.
К семи годам у большинства мальчиков и девочек появляться устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игры. С взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерств
Характеристика физического развития детей 6 -7 лет: одной из основных характеристик физического развития выступает развитие двигательной сферы ребенка. Движения ребенка могут выражать его эмоциональное состояние, переживания по поводу различных событий.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается достаточный опыт и знания о двигательных действиях, при этом ребенок опирается на зрительные, кожные, слуховые ощущения. К концу старшего дошкольного возраста ребенок овладевает практически всеми видами физической активности. Ребенок способен легко ходить, бегать, энергично отталкиваться от опоры. Может легко освоить элементы спортивных игр. Способен относительно быстро ориентироваться в пространстве.
Также они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходя от медленных к к более быстрым движениям по заданию воспитателя.
Ребята способны осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного объяснения упражнения самостоятельно выполнять многие его виды.
Также у детей появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по сравнению с предыдущем возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных навыков и качественно их улучшает.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
умение детей работать на детских тренажерах;
развитие физических качеств: увеличение силовых показателей,
дети могут регулировать свою нагрузку (по пульсу, состоянию кожи);
соблюдают технику безопасности;
у детей сформированы волевые качества: выдержка, умение преодолевать трудности для достижения результата;
взаимосвязь занятий на тренажерах с другими видами деятельности (математика, речь, игра, изодеятельность).
2.Содержательный раздел.
2.1. Содержание образовательной деятельности.
Структура занятий с использованием тренажеров традиционная и включает вводную, основную и заключительную части.
Вводная часть – разминка (3-5 минут), целью которой является подготовка организма к более интенсивной работе в основной части занятия. Включает ходьбу в разном темпе, легкий непрерывный бег, подскоки, прыжки, дыхательные и игровые упражнения на внимание и ориентировку в пространстве. Дозировка физической нагрузки подбирается с учетом функциональных возможностей детей.
Основная часть – (18-20 минут) включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру.
Комплекс упражнений проводится с предметами: набивными мячами, фитболами, лентами, платочками и др. С целью развития у дошкольников чувства ритма, артистичности, творческих способностей может быть использовано музыкальное сопровождение. Дети выполняют упражнения по показу в среднем темпе. Упражнения предусматривают постепенную физическую нагрузку на разные группы мышц рук, плечевого пояса, ног, живота, спины.
После выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая эффективна для данного вида НОД.
Для проведения круговой тренировки организуются так называемые станции – несколько тренажёров в количестве до 5-7 шт. Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребёнок упражняется последовательно на каждом виде тренажёров, причём сложность движений и степень нагрузки предлагается каждому ребёнку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей, т.е. предлагается выполнить определённое количество повторений упражнения или даётся временной коридор для выполнения данного задания. От занятия к занятию число повторений увеличивается, а временной коридор удлиняется. Так, на первой НОД дети выполняют упражнение минимальное количество раз и минимальное время – 1 минута, а на каждом последующем занятии время выполнения увеличивается и доводится до 2 минут на каждой «станции» - тренажёре.
По сигналу инструктора дети одновременно приступают к упражнениям на своих местах. По истечении определённого времени инструктор подаёт сигнал о смене «станции», тем самым определяя временную продолжительность выполняемого упражнения.
По окончании выполнения каждого задания на «станциях», во избежание переутомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, психогимнастические этюды, а также упражнения на релаксацию, которые разучивались на предыдущих занятиях и поэтому уже хорошо знакомы детям и могут проводиться ими самостоятельно.
Дети продолжают переходить от одного упражнения на тренажёрах («станциях») к другому, передвигаются по кругу, выполняя, таким образом, все предложенные инструктором упражнения.
Особенно важно обеспечить индивидуальный подход к детям, так как НОД на тренажёрах является достаточно сложной для освоения дошкольниками и требует учёта возрастных, половых особенностей и возможностей каждого ребенка.
После завершения круговой тренировки инструктор организует подвижную игру, которая подбирается с учетом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий.
Заключительная часть занятия (3-4 минуты) направлена на обеспечение плавного снижения физической нагрузки, на снятие возбужденности у детей. В эту часть занятия включают элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения – релаксации, малоподвижную игру.
2.2 Перспективное планирование образовательной деятельности
месяц | Общеразвивающие упражнения (ОРУ) | Основные виды движений | Количество занятий |
Октябрь | Комплекс ОРУ на больших гимнастических мячах. | Работа в тренажерном зале. | 4 |
Ноябрь | Комплекс ОРУ с резиновым эспандером. | Лазание по шведской лестнице и канату. | 4 |
Декабрь | Комплекс ОРУ с роллером. | Работа в тренажерном зале. | 4 |
Январь | Комплекс ОРУ у шведской стенки
| Упражнения на полосе препятствий из мягких модулей | 3
|
Февраль | Комплекс ОРУ с гимнастической палкой | Работа в тренажерном зале. | 4 |
Март | Комплекс ОРУ с обручем | Работа в тренажерном зале. | 4 |
Апрель | Комплекс ОРУ на больших гимнастических мячах. | Работа в тренажерном зале. | 4 |
Май |
Комплекс ОРУ на гимнастических скамейках.
Спортивное развлечение с родителями . |
Упражнения на полосе препятствий из мягких модулей. |
3
1 |
2.3. Календарно-тематическое планирование работы с воспитателями
Месяц | Мероприятия |
Октябрь | Информация на стенде "Для чего нужны тренажеры в дошкольном учреждении" |
Ноябрь | Консультация "Развитие двигательных умений и навыков дошкольников через кружковую работу по физическому развитию " |
Декабрь | Создание картотеки "Дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения" |
Январь | Консультация "Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста элементам спортивных игр" |
Февраль | Выступление на Педагогическом совете «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни» |
Март | Консультация "Тренажеры дома" |
Апрель | Мастер-класс «Использование спортивных тренажеров в работе с детьми " |
Май | Консультация "Влияние игрового стретчинга на физическое развитие на физическое развитие дошкольников" |
2.4. .Оценка результатов диагностики педагогического процесса.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводиться 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
В качестве показателей физической подготовленности выступают определенные двигательные качества и способности ребенка, такие как ловкость (координационные способности), гибкость, силовые качества. Уровень развития двигательных качеств оценивается с помощью диагностических тестов на физическую подготовленность.
Тесты для определения скоростно-силовых качеств
Прыжок в длину с места
Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате, на котором нанесена разметка через каждые 10 см. Тестирование проводят два человека. Первый объясняет задание и следит за тем, чтобы ребенок принял исходное положение для прыжка, дает команду «прыжок»; второй с помощью сантиметровой ленты замеряет длину прыжка.
Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Педагог измеряет расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см. Делаются две попытки, в протокол заносится лучший результат. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу. Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то засчитывается попытка и фиксируется тот результат, который отмечается в момент постановки ног на опору.
Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместить несколько ярких игрушек на расстоянии 15-20 см за матом и предложить ребенку допрыгнуть до самой дальней из них.
Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя
По данному тесту также можно оценить уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности.
Ребенок встает у контрольной линии, берет мяч и бросает его из-за головы как можно дальше. При этом одна нога - впереди, другая - сзади. При броске мяча ступни ног ребенка не должны отрываться от пола. Делаются два броска подряд, фиксируется лучший результат.
Тесты для определения ловкости и координационных способностей
Челночный бег 3 раза по 10 м
Данный тест помогает определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент педагог включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 штук). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.
Тест на координационные способности
Сохранение равновесия
Ребенок встает в стойку (носок сзади стоящей ноги примыкает к пятке впереди стоящей ноги) и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания
Тест на гибкость
Наклон вперед из положения стоя
Тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок.
Ребенок встает на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Дается задание наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придержать педагог). Второй педагог по линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотянулся до нулевой отметки (поверхность скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».
2.5.Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьями воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Календарно-тематическое планирование работы с родителями.
Месяц | Мероприятия |
Октябрь | Консультация "Оптимальная двигательная активность |
Ноябрь | Родительское собрание «Какими мы хотим видеть наших детей» . |
Декабрь | Семинар-практикум для родителей "Развиваем, играя" |
Январь | Анкетирование "Физическое развитие вашего ребенка" |
Февраль | Цикл бесед и занятий на тему: « В здоровом теле – здоровый дух!» |
Март | Папка-передвижка "Коррекция нарушений осанки у дошкольников" |
Апрель | Советы родителям по физическому воспитанию |
Май | Мастер-класс «Использование спортивных тренажеров в работе с детьми» |
3.Организационный раздел
3.1Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Для реализации программы в ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда для физического развития: в спортивном зале имеются тренажеры, как простейшие, так и сложные.
Наименование | Назначение |
| |
Детские гантели | Для укрепления мышц рук и плечевого пояса. |
Коврик массажный | Для массажа ступней, профилактики плоскостопия. |
Детский эспандер | Для развития мышц плечевого пояса. |
Массажный мяч | Для массажа кистей рук, мышц разных частей тела. |
Мяч- фитбол | Для развития равновесия, координации, укрепления мышц спины и позвоночника. |
Диск здоровья | Для тренировки вестибулярного аппарата. |
Велотренажер | Для развития координации движений, мышц спины и ног. |
Беговая дорожка | Для укрепления мышц ног, развития координации движений. |
Бегущий по волнам | Для развития координации движений, мышц спины и ног. |
Тренажер «Ножницы» | Для тренировки мышц рук и ног. |
Шведская стенка | Для развития всех групп мышц. |
Технические средства обучения:
музыкальный центр;
ноутбук.
3.2 Программно - методическое обеспечение программы
1. Железняк Н.Ч. «Занятия на тренажерах в детском саду».
2. Мелехина Н.А., Колмыкова л.А. «Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ».
3.ЖелезнякН.Ч., Желабкович Е.Ф. «100 комплексов ОРУ для старших дошкольников».
4. Голицина Н.С. «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учереждении».
3