СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Разработка тематического планирования кружка 1-4 класс по ФГОС.
Содержание
Планируемые результаты обучения.
Содержание учебного курса
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Метапредметные и личностные результаты освоения курса
Личностные результаты :
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка,
сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение
накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.
5) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
6) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.
7)освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
8) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной
природе, своему народу, к многонациональной культуре;
Предметные результаты:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей ;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению;
7) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях изобразительного искусства.
Результатом практической деятельности по программе «Кисточка» можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к обучению в специальных профессиональных учебных заведениях.
Формой контроля на занятиях в изостудии является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.
Метапредметные и личностные результаты освоения курса
«Кисточка», 1 класс
Основные требования к результатам учащихся к концу первого года обучения:
Научатся:
-называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зеленый, серо-голубой)
-понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый - зеленый и т.д.);
-изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания;
-понимать важность деятельности художника (что может изображать художник -предметы ,людей, события; с помощью каких материалов изображает художник бумага ,холст, картон, карандаш ,кисть, краски и пр.).
-правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
-свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
-передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;
-правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности);
-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
-применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
-устно описать изображенные на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.),действия (идут ,сидят, разговаривают и т.д.);выражать свое отношение;
-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
-выполнять простые по композиции аппликации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
- осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
- решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;
Обучающийся научится использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Метапредметные и личностные результаты освоения курса
«Кисточка», 2 класс
В течение учебного года дети получат начальные сведения:
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
- о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый- от смешивания желтой и красной красок, зеленый- желтой и синей, фиолетовый- красной и синей), о сложных цветах, о цветах теплых и холодных, о цветах светлых и темных.
К концу учебного года научатся:
- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
- верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения : изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних- выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно- обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.
Метапредметные и личностные результаты освоения курса
«Кисточка», 3 класс
Научатся:
- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линия симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выявлять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
- использовать силуэт и контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Обучающиеся научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.
Метапредметные и личностные результаты освоения курса
«Кисточка», 4 класс
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования:
• будут сформированы основы художественной культуры; представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
• сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
• появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края (Работы умельцев фабрик «Великоустюгские узоры», «Северная чернь», знакомство с творчеством Л.В.Остроумовой), наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие,
Обучающиеся:
• овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
• научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
• смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоцио-нального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.
Четвёртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
2. Графика
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материала-ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
3. Скульптура
Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливайие карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
4. Аппликация
Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
5. Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).
Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
6. Работа с природными материалами
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Детям предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
«Кисточка»
Учебно-тематический план. Первый год обучения.
№ | дата | Тема | Знания , умения
| Характеристика деятельности учащихся
|
1 |
| Знакомство с искусством - 9 час Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Представлять то, чем будем заниматься на факультативе по изобразительному искусству «Акварель». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями |
2 |
| Краски радуги, акварель. Приемы.
| Сочетание холодных, теплых тонов Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
| Различать цвета красок Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями |
3 |
| Холодные и теплые краски. | Знать;сочетание холодных, теплых тонов. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
| Различать цвета красок Сочетание холодных, теплых тонов. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями |
4 |
| Осень.
| Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Уметь: изображать маленькое и большое, дальше и ближе | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Создавать композицию на тему |
5 |
| Домашние животные. Рисуем птиц. Цыпленок. | Знать: о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры |
6 |
| Мои любимые животные (лепка).
| Знать: о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. О конструктивном, скульптурном способах лепки Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). |
7 |
| Колобок. | Знать: о формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений |
8-9 |
| Орнамент в полосе. | Знать: об узорах, орнаменте в полосе. Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы |
10 |
| В мире много интересного -6 час Лепка животных. Домашние животные.
| Практическая работа: лепка животных (коллективная работа (плакат).. Уметь: Изображать маленькое и большое, дальше и ближе
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). |
11-12 |
| Рисование открытки к Новому году.
| Овалы, круги, треугольник, прямоугольник Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Создавать несложные новогодние открытки |
13 |
| Мои любимые животные | Животное в скафандре (игровой прием) Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
14 |
| Подводное царство | Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников. Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
15 |
| Мои фантазии | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Творческий подход, фантазия, композиция Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
16 |
| Снеговичок. | Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников. Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. |
17 |
| Красота в умелых руках – 11 час Портрет папы (поздравительная открытка). | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
18 |
| Портрет мамы (цветные карандаши).
| Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
19 |
| Деревья зимой (акварель). | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Любоваться красотой природы. |
20 |
| Веселые человечки | Знать: О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. |
21 |
| Мои мечты. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями |
22 |
| Увлекательный космос. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. |
23-24 |
| Жар – птица | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Знать: О сюжетной композиции
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
25 |
| Роспись посуды. Вазочка. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Об узорах, орнаменте в полосе. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. |
26 |
| Расписной платок, акварель, фломастер. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Об узорах, орнаменте
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. |
27 |
| Матрешка. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Сочетание холодных, теплых тонов.
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. |
28-29 |
| Весна – красна – 6 час Как красиво весной (акварель).
| Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Различать цвета красок
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. |
30 |
| Весенний букет (цв. карандаши).
| Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Сочетание холодных, теплых тонов.
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
31 |
| Моя любимая игрушка | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Уметь: Различать цвета красок | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями |
32 |
| Попугай (акварель). | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Различать цвета красок
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
33 |
| Свободная тема (творческая работа). Выставка работ | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
| Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки |
(2год обучения)
|
| Основные виды учебной деятельности
| Характеристика деятельности учащихся
|
1. | Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. | Личностные: эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; выражать в творческой работе свое отношение к красоте природы и человека средствами художественного образного языка живописи; Познавательные: – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; поиск существенной информации, дополняющей представления о лете; Регулятивные: формировать умение фиксировать прохождение 2 шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета; умение строить понятное монологическое высказывание. | Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение |
2 | Выполнение линий разного характера | Личностные: осознание своих творческих возможностей Коммукативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | Красота и необычное в природе. Выполнение объемно-пространственной композиции в графике. |
3 | Орнаментальная композиция. Организация плоскости. | Личностные: осознание своих творческих возможностей Коммукативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | Изучение равновесия в композиции. Использование контраста крупных и мелких форм в объеме. Декоративная роспись, |
4 | Зарисовки растений с натуры. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. | Личностные: осознание своих творческих возможностей Коммукативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | Красота и необычное в природе. Выполнение объемно-пространственной композиции в графике. |
5-6 | Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель. | Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа»; сопереживать чувствам других людей ; Познавательные: формирование и группировка предметов, их образов по заданным основаниям; умение анализировать результаты сравнения. Регулятивные: самостоятельное планирование алгоритма действий по организации рабочего места с учетом функциональности и удобства; эмоциональная оценка своей деятельности и деятельности всего класса на основе алгоритма; Коммуникативные: умение высказывать и отстаивать свое мнение, вступая в коллективное сотрудничество, адекватно оценивая свою роль в коллективной (парной) работе. | Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму |
7-8 | Осень — пора цветовых контрастов. | Личностные: умение действия нравственно-этического оценивания усваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных ценностей. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать объекты; перерабатывать полученную информацию; Регулятивные: формировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение учитывать разные мнения, стремясь к координации различных позиций в сотрудничестве | Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы. |
9 | Понятие «тон». «Гризайль». Тоновая растяжка. | Личностные: проявление интереса к способам решения новой частной задачи. Познавательные: формирование, сравнение и группировка предметов, их образов по заданным основаниям. Регулятивные: формировать умение проверять свою работу по образцу и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: проявление интереса к процессу рисования, обосновывая и уточняя свои мысли. | Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, движением при помощи цветовой растяжки.
|
10 | Зимняя ночь. | Зависимость цветовой гаммы от темы. Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.
| |
11 | Какого цвета снег | ||
12-13 | «Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма.
| Личностные: старается сдерживать себя, обнаруживает умение преодолевать трудности. Познавательные: умение находить необходимую информацию в учебнике, определять тему, умение строить речевое высказывание. Регулятивные: формировать умение проявлять честность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
| Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет. |
14-15 | Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь.
| Личностные: обнаруживает умение преодолевать трудности, проявляет интерес к процессу учебы. Познавательные: сравнение и группировка предметов и свойств изучаемых объектов. Регулятивные: формировать умение применять правила работы | Зависимость цветовой гаммы от темы. Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета.
|
16 | Открытка – поздравление с Новым годом.
| Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные высказывания, уметь высказывать своё мнение. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности, выполнять основные нормы морали. | Поздравительная открытка. |
17-18 | Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. | Личностные: старается сдерживать себя, обнаруживает умение преодолевать трудности. Познавательные: умение находить необходимую информацию в учебнике, определять тему, умение строить речевое высказывание.
| Выражение в графике различных чувств и настроений через линию, пятно, точку, штрих. |
19 | Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | Регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение. Познавательные: восприятие изобразительного искусства, как диалога художника и зрителя. Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение при оценке произведений искусства. Личностные: проявлять интерес и желание творить, фантазировать. | Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа. Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе.
|
20 | Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций. |
| |
21-22. | Настроение в искусстве. «Радость» и «Грусть» | Познавательные; формулирование ответов на вопросы учителя; изображение по памяти фигуры человека; умение пользовать элементы орнамента в разной технике. Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзывы о готовом рисунке.
| Умение цветом выражать свое настроение, чувства. |
23-24 | Чудесные превращения. Иллюстрации к русским народным сказкам. | Личностные: старание сдерживать себя и высказывать несогласие в социально-приемлемой форме; уважительное отношение к творчеству мастеров. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные: формировать умение быть терпеливым в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение разрешать конфликты со сверстниками (в рамках доступного); формулировать собственное мнение. | Писатель — художник — книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования |
25-26 | Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. | Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные: формировать умение быть терпеливым в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
| Натюрморт как жанр. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. |
27-28 | Космические фантазии | Познавательные: использовать общие приемы решения задач Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные высказывания, уметь высказывать своё мнение. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности, выполнять основные нормы морали | Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение — условие развития фантазии и воображения. |
29-30 | «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. | Личностные: самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих). Познавательные: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное Регулятивные: формировать мотивацию к развитию своего внимания | Красота и необычное в природе |
31-32 | «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа
| |
33-35. | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | Личностные: заинтересованность получения совета с целью улучшения учебных результатов. Познавательные: сравнение и группировка предметов по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. Регулятивные: формировать умение применять правила работы в группах в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона. Коммуникативные: умение задавать уточняющие вопросы и обосновывать высказанные суждения | Выбор темы по желанию и материал |
36 | Выставки, экскурсии.
|
Календарно-тематический план кружка «Кисточка»
(3 год обучения)
№ | Тема | Основные виды учебной деятельности
| Характеристика деятельности учащихся
|
Основы художественной грамоты | |||
1. | Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы | Познавательные: использовать общие приемы решения задач Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные высказывания, уметь высказывать своё мнение.
| Выбор темы по желанию и материал |
2 | Разнохарактерные линии. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. | Личностные: осознание своих творческих возможностей Коммукативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | Умение изображать листья, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умение работать в малых группах; вести диалог. |
3-4. | «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. | Умение изображать листья и веточки, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги. | |
5 | «Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. | Личностные : осознание своих творческих возможностей Коммукативные : формулировать собственное мнение и позицию;задавать вопросы Регулятивные : планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | Умение изображать листья и веточки с помощью графических материалов(тушь, перо), заполняя крупными изображениями весь лист бумаги. Используя воображение. |
6-7 | Пейзаж. Перспектива в пейзаже. Наброски с натуры. | Личностные: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы Регулятивные: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности. | Создавать выставки фотографий с уголками природы. Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства. Создавать цветовые графические композиции в технике компьютерной графики. Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).
|
8-9 | Осенний колорит. Яркие краски осени. | Личностные: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа
| Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов. Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию. Создавать эскизы |
10-11 | Натюрморт - положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая. собственная | Личностные: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа
| Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы цвета для фона. |
12-13 | Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений. | Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла. Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
| |
14-15
| Композиция на тему «Волшебница зима». | Личностные: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные : приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; | Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека. Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества. Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство. Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов. Умение доводить работу до конца. Способность предвидеть результат своей деятельности.
|
16-17
| Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики. | Личностные: осознание своих творческих возможностей; Коммуникативные: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.
|
18-19
| Портрет – пропорции в портрете. Графический портрет | Регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение. Познавательные: восприятие изобразительного искусства, как диалога художника и зрителя. Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение при оценке произведений искусства. Личностные: проявлять интерес и желание творить, фантазировать. | Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения человека. |
20-21 | Портрет человека, как изображение его характера. Портрет своего друга. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; организация рабочего места с применением установленных правил, осуществлять самоконтроль. Работать с красками. Познавательные: осознание произвольного построение речевого высказывания в устной речи; | Конструкция головы человека и основные пропорции лица. Пропорции, постоянные для лица, и их индивидуальная изменчивость. Схемы мимики. Работа красками. |
Основы декоративно – прикладного искусства. | |||
22
| Декоративная композиция. Центр в композиции. | Личностные: осознание своих творческих возможностей; Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Представлять особенности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объёмной декоративной форме настроение. Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета. |
23 | Равновесие, ритм, пропорции в композиции. | Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: вносить дополнения Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя | Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы.
|
24 | Понятие «стилизация». Упражнения по переработке природных форм в декоративно- обобщенные. | Личностные: осознание своих творческих возможностей; Коммуникативные: уметь слушать учителя и одноклассников, вести устный диалог Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа». |
25
| Хохломская роспись. Освоение приемов кистевой росписи. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; организация рабочего места с применением установленных правил, осуществлять самоконтроль. Работать с красками. Познавательные: осознание произвольного построение речевого высказывания в устной речи; формулирование ответов на вопросы учителя; различать цвет по настроению, и чувствам в технике работы красками
| Овладение элементами и навыками «хохломской росписи». Формирование представлений с соразмерности изображаемых объектов |
26-27
| Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи | Декоративно-прикладная деятельность. Умеют наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносят свои изменения в декоративную форму. Работают с готовыми формами. Создают коллективные работы | |
28 | Русские матрешки. Выполнение эскизов росписи по мотивам загорских матрешек | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; организация рабочего места с применением установленных правил, осуществлять самоконтроль. Работать с красками. Познавательные: осознание произвольного построение речевого высказывания в устной речи о произведениях искусств; формулирование ответов на вопросы учителя; рисование зимы с использованием графических материалов; ориентирование на разнообразие способов решения задач.
| Овладение элементами и навыками «росписи матрешки». Формирование представлений с соразмерности изображаемых объектов игрушки |
29 | Семеновские и Полхов-Майданские Матрешки | ||
30 | Городецкая роспись. История развития. Основные элементы росписи. | Коммуникативные: уметь вступать в коллективное сотрудничество. Совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; составлять небольшие монологические высказывания. Личностные: воспринимать красоту художественного изображения, родную природу, произведения искусства и проявляют к ним эмоциональное отношение. |
Овладение элементами и навыками «городецкой росписи». Формирование представлений с соразмерности изображаемых объектов. |
31-32 | Городецкая роспись. Роспись разделочной доски. | ||
33,34, | Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов. | Познавательные: грамотное и ясное выражение своей мысли; создание рисунка; умение различать теплые и холодные цвета; анализ разных настроений в природе; выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; организация рабочего места с применением установленных правил, осуществлять самоконтроль. Работать с красками.
| Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве.
|
35,36 | Выставка работ. | Выбор своих лучших работ и представление их на аудитории. |
Календарно-тематический план четвертого года обучения (4 год обучения)
№ | Тема | Основные виды учебной деятельности
| Характеристика деятельности учащихся
|
Основы изобразительной грамоты -12ч. | |||
1. | Вводное занятие. Условия безопасной работы. Рисунок – тест « Впечатление о лете». | познавательные -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима».Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.Понимать, что такое пространственное окружение.Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира» |
2. | «Деревья». Пленэрные зарисовки. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. | регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. | Рисование с натуры природных объектов (веточки, травинки, насекомые, семена, листья, цветы) любым графическим Материалом используя линию, штрих, пятно. |
3. | Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. | Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.Видеть и замечать красоту в явлениях окружающей среды. Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами | |
4-5.
| Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. | регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения или предметов, изображённых на разных картинах, так, чтобы по натюрморту можно было определить, с каким народом эти предметы традиционно связаны. |
6-7 | Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт. | коммуникативные: -учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
| Нахождение ракурсов, при которых видны две стороны постройки. Использование в работе линейной перспективы. |
8-9 | Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. | познавательные -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания | Монотипия как техника. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. |
10-11 | «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. | познавательные -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. | Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест |
12-13 | Композиция «Таинственный мир Рождества» | регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Создание проекта интерьера (закрытого пространства). Любой человек, обустраивая жилище (квартиру, дом, комнату), выражает свои представления о красоте и пользе. Ремёсла и виды народного творчества, характерные для региона |
Декоративно-прикладное искусство | |||
14-15- | Новогодние поздравления. Эскиз. Работа с материалом. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи. | перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. | Посещение этнографического музея, выполнение зарисовок интерьера и предметов, находящихся в нём. Передача объёма предметов: соблюдение соотношения целого и частей. |
16 | «Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». | регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
| Изучать элементы росписи и изделий декоративно-прикладного искусства. Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета |
17-18- | «Цветы и травы». Декоративная переработка природной формы. Беседа о жостовской росписи. | Изучать элементы росписи и изделий декоративно-прикладного искусства. Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета | |
19-20-. | «Цветы и бабочки» – декоративная роспись. Творческая работа. | познавательные -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
| Развитие представлений о композиции в живописи, прикладном искусстве. Активизация интереса к миру природы и её отображению в живописи.
|
21-22- | «Сказка Палеха» -декоративная роспись | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия;адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других люде .
| Умение объяснить, чем похожи и чем различаются различные росписи. Способность работать в коллективе. Умение работать индивидуально и в малых группах.
|
23 | Открытка – поздравление к 8 марта. Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа. | Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства. Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. | Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа. |
24-25- | «Пасхальные узоры»- творческая декоративная работа | регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла |
Основы изобразительной грамоты | |||
26-27- | «Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. | Личностные: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные: уметь передавать расположение (ритм) скачущей лошади на плоскости листа
| Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов. Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию. Создавать эскизы |
28 29-30- | «Улицы моего города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам. | Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Умение сопоставлять события, о которых идёт речь на уроке, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними. Умение объяснить, чем похожи и чем различаются архитектура города и деревни городского типа. Умение работать и подобрать краски, к наброску.
|
31-32- | «Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. | Личностные: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные: проявлять творческую активность | Самостоятельная работа: нахождение Мотивов изображения, материала для выполнения композиции. |
33 34 35- 36
| Творческая аттестационная работа. Оформление работ к выставке. Оформление работ, выставки, посещение выставок. | регулятивные: -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться работать по предложенному учителем плану. -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке | Участвовать в коллективных проектах. Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы) |