КРЫМ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ
«Художественное освоение» Крыма начинается после 1783 года, когда он был присоединен к России.
Малоизвестный, и тем самым очень привлекательный, полуостров манил к себе русских и иностранных путешественников - ученых, литераторов, военных и политических деятелей.
В это время создается и издается множество произведений, написанных в жанре путешественных записок. Как правило, эти первые описания Крыма иллюстрировались альбомными рисунками, сериями гравюр и литографий.
Преимущественно их можно отнести к документально-историческому жанру. Художники запечатлевали памятники старины, этнические типы крымского населения, жанровые сцены, строящиеся города. Лишь немногие из них были увлечены природой Крыма, его пейзажами.
В 1780-1791 гг. в штате князя Г. Потемкина состоял М. Иванов - один из основоположников русской пейзажной живописи. Ему было присвоено звание академика «за рисунки разных видов Крыма».
В конце XVIII века, а особенно в начале XX, в Россию и в Крым устремились иностранные художники. Спрос на произведения из русской жизни, пейзажи был в то время очень велик. Среди этих художников был швейцарец Ж. Мивилль. Он написал множество крымских видов, 40 картин послал в Петербург.
Немецкий гравер и рисовальщик Х. Гейслер сопровождал в путешествии по Крыму академика П. Палласа, его рисунки были опубликованы в книге ученого, изданной в 1801 г. в Лейпциге.
В 1802 г. по указу Александра I была снаряжена экспедиция «для военно-стратегического осмотра азиатской и европейской части России». При ней состоял художник Е. Корнеев - один из лучших представителей видовой графики. В 1804 г. экспедиция находилась в Крыму, и художник создал многие замечательные виды полуострова.
С 1803 по 1806 гг. по приглашению генерал-губернатора Новороссии М. Воронцова в Крыму работал К. Кюгельхен. Здесь он написал более 200 этюдов.
Благодаря Воронцову побывали в Крыму и другие художники, в их числе Н. Чернецов, Ф. Гросс, К. Боссоли. Н. Чернецов, путешествуя по Крыму, создал более 100 графических произведений, запечатлевших красоту крымской природы, древние памятники. Архитектурный облик Крыма 30 -- 40-х годов XIX в. представлен серией рисунков блестящего итальянского рисовальщика К. Боссоли.
В 1837 г. Крым посетил французский рисовальщик Г. Раффе. Результатом его путешествия стал замечательный альбом с этнографическими зарисовками крымских типов, историческими пейзажами.
В том же году была создана серия альбомной графики о Крыме русским поэтом и художником В. Жуковским.
Особое внимание художников своим восточным колоритом привлекал Бахчисарай. «Бахчисарайский фонтан» - одно из лучших жанровых полотен известного художника К. Брюлова. В бахчисарайских окрестностях сделал первые наброски картины «Христос в пустыне» И. Крамской.
Основным историческим событием середины XIX в. стала Восточная или Крымская война (1853 -- 1856 гг.). Батальные сцены обороны Севастополя, виды Балаклавы, Бахчисарая и др. мест нашли отражение в альбомных рисунках и зарисовках В. Тимма, который сопровождал великих князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича.
Очевидцем осады Севастополя стал живописец и рисовальщик К. Филиппов. Позже он создаст большие живописные полотна на эту тему.
Мировую известность приобрели графические листы о Крымской войне английского рисовальщика В. Симпсона. Участником событий под Севастополем был и французский художник-баталист Ж.-Ш. Ланглуа.
В 1905 году состоялось открытие панорамы «Оборона Севастополя 1854 -- 1855 годы». Ее полотно создал мастер батальной живописи Ф. Рубо. Писал он его в Мюнхене, но прежде им было создано множество этюдов и сам эскиз панорамы.
Во второй половине XIX в. поток художников в Крым был так велик, что дал повод М. Волошину сказать, что «отношение русских художников к Крыму было отношением туристов, просматривающих прославленные своей живописностью места».
Действительно, поэтические произведения А. Пушкина, А. Мицкевича пробудили огромный интерес к этому краю в среде художников.
Многие замечательные полотна о Крыме принадлежат художникам-передвижникам. Реализм их пейзажей сочетался с эмоциональной выразительностью.
В Крыму прошли детские годы армянского художника В. Суренянца. Чрезвычайно интересны его иллюстрации к поэме А. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Несколько лет Суренянц провел в Бахчисарае, делая эскизы и зарисовки. Книга была издана в 1899 году к 100-летию со дня рождения поэта.
В это время создаются лучшие произведения о Крыме художниками, чья жизнь тесно связана с ним. Симпатии и привязанности их четко определяются: одни были очарованы Южным берегом, вторых привлекал Юго-Западный регион (Севастополь, Бахчисарай), третьи стали певцами Восточного Крыма - загадочной Киммерии.
Известного представителя русского реалистического пейзажа И. Шишкина вдохновили окрестности Ялты и побудили создать серию рисунков и гравюр.
Здесь же, в Ялте, жил ученик этого великого художника Ф. Васильев. Все его крымские пейзажи проникнуты глубоким поэтическим чувством. Художник умер молодым и похоронен в Ялте. В 1871 -- 1873 гг. он создал несколько замечательных крымских пейзажей. Но самое выдающееся его произведение -- «В крымских горах».
В 1886 г. небольшой участок в Симеизе приобрел А. Куинджи - мастер световых эффектов в живописи. Многие его полотна посвящены крымскому Южнобережью.
Дважды в Крыму побывал И. Левитан. Итог этих поездок -- серия этюдов, которые передавали своеобразие крымской природы.
Но, пожалуй, наиболее интересны и колоритны художники Восточного Крыма, где сложилась «киммерийская школа пейзажа».
В Феодосии родился и прожил долгую жизнь художник-маринист И. Айвазовский. Морю посвящено большинство его полотен. Этого художника называют романтиком моря, виртуозом облаков и воздуха. Своему родному городу Айвазовский завещал свой дом с картинами. Это собрание - 49 произведений - стало основой всемирно известной Феодосийской картинной галереи И. Айвазовского. К ученикам и последователям Айвазовского относятся известные художники А. Фесслер, Л. Лагорио, Э. Магдесьян, М. Латри. В этих мастерах отразился сплав рас, которые насытили культурой землю Киммерии - армянской, немецкой, итальянской, греческой и других.
Но ключ к пониманию пейзажа Восточного Крыма, его души – это искусство М. Волошина и К. Богаевского.
Дом-мастерская на берегу Коктебельской бухты, до сегодняшнего дня известный как Дом поэта, стал центром культуры этого необычного уголка Крыма, колонией для людей искусства.
Художественное творчество М. Волошина неразрывно связано с его поэтическим даром. Свои акварели он часто подписывал стихотворными строками, которые дополняли впечатления от пейзажей. Волошину понадобились долгие годы на поэтическое освоение крымского пейзажа. И природа в его акварелях стала живым, одухотворенным миром - объектом раздумий поэта.
Ландшафт Коктебеля, его историческое прошлое будоражили его фантазию. Волошин открыл исторический пейзаж в живописи и поэзии. Он передавал лик (лицо) земли, на котором прошлое оставило свои следы, то есть он писал не природу, а ее лик. Коктебельский пейзаж стал единственной темой изобразительного творчества Волошина, он писал Киммерию всю свою жизнь.
Крымскому пейзажу все свое творчество посвятил К. Богаевский - уроженец Феодосии. Учителем своим он считал А. Куинджи. Богаевский, как и Волошин, искал в окружающей его природе приметы прошлых времен. Его картины - это художественные образы минувшего крымской земли. По выражению М. Волошина «Богаевский стал голосом древней крымской земли». Богаевский - мастер исторического, героико-романтического пейзажа. Выставки его произведений сегодня привлекают большое количество зрителей.
В начале XX в. интерес к Крыму у художников был по-прежнему велик. Здесь работали мастера различных жанров, творческих направлений, групп. Это были, в основном, поклонники экзотики Юга. Наиболее известные из них: В. Суриков (этюд «Берег у моря»), И. Крачковский («Миндаль в цвету»), Б. Григорьев («Алупка»). Горный пейзаж стал главной темой крымских работ Р. Фалька.
В 1915 году в Судак приехал один из организаторов объединения художников «Мир искусства» А. Бенуа. Он создал целую серию акварелей, которые хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга. В Судаке Бенуа приступил к созданию новых иллюстраций к поэме А. Пушкина «Медный всадник».
Но самую широкую известность получили крымские произведения представителя «Союза русских художников» К. Коровина. В 1911 г. он построил дачу-мастерскую в Гурзуфе. Прямо со своего балкона писал художник открывающиеся виды южнобережных гор и моря.
Из крымских художников в это время был известен М. Казас (караим по национальности). Как и многие местные художники он переживает в своих произведениях историю родного ему края. Таковы композиции на тему «Восток», эскиз «Скифы» и другие работы.
В это время и позже жил и работал в Крыму писатель А. Куприн. В Балаклаве он купил участок и хотел построить дачу. Известны не только его литературные произведения, но и живописные работы. Куприн побывал в Алуште, Ялте, писал улочки Бахчисарая, окрестные горы, исторические достопримечательности.
В советском Крыму (1917-1941 гг.) творили многие известные художники.
В Симферополе жил, преподавал в студии академик батальной живописи Н. Самокиш. Многие его картины о событиях гражданской войны, но известны и живописные этюды городской жизни Крыма.
Бахчисараю и его живописным окрестностям посвятил свое творчество акварелист В. Янковский. Все его пейзажи наполнены царящими в этих местах солнцем и светом.
Крыму, его истории, людям, природе, памятникам посвящены работы художников старшего поколения, которых помнят крымчане: А. и Н. Жаба, В. Новикова, Е. Нагаевской, М. Крошицкого, М. Новиковой, Н. Барсамова.
Н. Барсамов 40 лет был директором Феодосийской картинной галереи И. Айвазовского. Будучи мастером натюрморта, он часто обращался к пейзажу.
В Гурзуфский Дом творчества им. К. Коровина приезжали художники из разных стран, и все они отдали должное крымскому пейзажу.
Героические и трагические события Великой Отечественной войны в Крыму -- особая страница в творчестве многих художников. Перед войной в Севастополе побывал А. Дейнека. Он сделал много зарисовок, акварели. Известна его картина, посвященная городу-герою, -- «Оборона Севастополя». Цикл картин, посвященных обороне Аджимушкайских каменоломен (г. Керчь), создал художник Н. Бут.
В послевоенные годы (после 1945 г.) в Крыму работали известные художники, чье творчество было рождено этим удивительным краем: Ф. Захаров, К. Прохоров, В. Бернандский, В. Цветкова, П. Столяренко, С. Владимиров, С. Мамчич, В. Соколов, А. Козлов, О. Грачев, Я. Басов. Именно ими создан неповторимый и многообразный образ Крыма.
Крымский пейзаж - одна из главных ценностей полуострова. Ни в одной стране Европы «не встретишь такого количества пейзажей, разнообразных по духу и стилю, и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму», - писал М. Волошин.
Творчество современных крымских художников подтверждает эти слова.
Крымские музеи, выставочные залы и галереи, которые вы можете посетить в каждом городе Крыма, широко представляют художников нынешнего поколения. Часто проходят выставки работ вновь обретших родину крымскотатарских художников.
Крым прекрасный, Крым уходящий, Крым влекущий к себе людей во все времена - тема молодых крымских художников.