СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крым глазами художников.Культура добрососедства. Информация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Художественное освоение» Крыма начинается после 1783 года, когда он был присоединен к России.

Малоизвестный, и тем самым очень привлекательный, полуостров манил к себе русских и иностранных путешественников - ученых, литераторов, военных и политических деятелей.

В это время создается и издается множество произведений, написанных в жанре путешественных записок. Как правило, эти первые описания Крыма иллюстрировались альбомными рисунками, сериями гравюр и литографий.

 

Просмотр содержимого документа
«Крым глазами художников.Культура добрососедства. Информация.»

КРЫМ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ


«Художественное освоение» Крыма начинается после 1783 года, когда он был присоединен к России.

Малоизвестный, и тем самым очень привлекательный, полуостров манил к себе русских и иностранных путешественников - ученых, литераторов, военных и политических деятелей.

В это время создается и издается множество произведений, написанных в жанре путешественных записок. Как правило, эти первые описания Крыма иллюстрировались альбомными рисунками, сериями гравюр и литографий.

Преимущественно их можно отнести к документально-историческому жанру. Художники запечатлевали памятники старины, этнические типы крымского населения, жанровые сцены, строящиеся города. Лишь немногие из них были увлечены природой Крыма, его пейзажами.

В 1780-1791 гг. в штате князя Г. Потемкина состоял М. Иванов - один из основоположников русской пейзажной живописи. Ему было присвоено звание академика «за рисунки разных видов Крыма».

В конце XVIII века, а особенно в начале XX, в Россию и в Крым устремились иностранные художники. Спрос на произведения из русской жизни, пейзажи был в то время очень велик. Среди этих художников был швейцарец Ж. Мивилль. Он написал множество крымских видов, 40 картин послал в Петербург.

Немецкий гравер и рисовальщик Х. Гейслер сопровождал в путешествии по Крыму академика П. Палласа, его рисунки были опубликованы в книге ученого, изданной в 1801 г. в Лейпциге.

В 1802 г. по указу Александра I была снаряжена экспедиция «для военно-стратегического осмотра азиатской и европейской части России». При ней состоял художник Е. Корнеев - один из лучших представителей видовой графики. В 1804 г. экспедиция находилась в Крыму, и художник создал многие замечательные виды полуострова.

С 1803 по 1806 гг. по приглашению генерал-губернатора Новороссии М. Воронцова в Крыму работал К. Кюгельхен. Здесь он написал более 200 этюдов.

Благодаря Воронцову побывали в Крыму и другие художники, в их числе Н. Чернецов, Ф. Гросс, К. Боссоли. Н. Чернецов, путешествуя по Крыму, создал более 100 графических произведений, запечатлевших красоту крымской природы, древние памятники. Архитектурный облик Крыма 30 -- 40-х годов XIX в. представлен серией рисунков блестящего итальянского рисовальщика К. Боссоли.

В 1837 г. Крым посетил французский рисовальщик Г. Раффе. Результатом его путешествия стал замечательный альбом с этнографическими зарисовками крымских типов, историческими пейзажами.

В том же году была создана серия альбомной графики о Крыме русским поэтом и художником В. Жуковским.

Особое внимание художников своим восточным колоритом привлекал Бахчисарай. «Бахчисарайский фонтан» - одно из лучших жанровых полотен известного художника К. Брюлова. В бахчисарайских окрестностях сделал первые наброски картины «Христос в пустыне» И. Крамской.

Основным историческим событием середины XIX в. стала Восточная или Крымская война (1853 -- 1856 гг.). Батальные сцены обороны Севастополя, виды Балаклавы, Бахчисарая и др. мест нашли отражение в альбомных рисунках и зарисовках В. Тимма, который сопровождал великих князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича.

Очевидцем осады Севастополя стал живописец и рисовальщик К. Филиппов. Позже он создаст большие живописные полотна на эту тему.

Мировую известность приобрели графические листы о Крымской войне английского рисовальщика В. Симпсона. Участником событий под Севастополем был и французский художник-баталист Ж.-Ш. Ланглуа.

В 1905 году состоялось открытие панорамы «Оборона Севастополя 1854 -- 1855 годы». Ее полотно создал мастер батальной живописи Ф. Рубо. Писал он его в Мюнхене, но прежде им было создано множество этюдов и сам эскиз панорамы.

Во второй половине XIX в. поток художников в Крым был так велик, что дал повод М. Волошину сказать, что «отношение русских художников к Крыму было отношением туристов, просматривающих прославленные своей живописностью места».

Действительно, поэтические произведения А. Пушкина, А. Мицкевича пробудили огромный интерес к этому краю в среде художников.

Многие замечательные полотна о Крыме принадлежат художникам-передвижникам. Реализм их пейзажей сочетался с эмоциональной выразительностью.

В Крыму прошли детские годы армянского художника В. Суренянца. Чрезвычайно интересны его иллюстрации к поэме А. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Несколько лет Суренянц провел в Бахчисарае, делая эскизы и зарисовки. Книга была издана в 1899 году к 100-летию со дня рождения поэта.

В это время создаются лучшие произведения о Крыме художниками, чья жизнь тесно связана с ним. Симпатии и привязанности их четко определяются: одни были очарованы Южным берегом, вторых привлекал Юго-Западный регион (Севастополь, Бахчисарай), третьи стали певцами Восточного Крыма - загадочной Киммерии.

Известного представителя русского реалистического пейзажа И. Шишкина вдохновили окрестности Ялты и побудили создать серию рисунков и гравюр.

Здесь же, в Ялте, жил ученик этого великого художника Ф. Васильев. Все его крымские пейзажи проникнуты глубоким поэтическим чувством. Художник умер молодым и похоронен в Ялте. В 1871 -- 1873 гг. он создал несколько замечательных крымских пейзажей. Но самое выдающееся его произведение -- «В крымских горах».

В 1886 г. небольшой участок в Симеизе приобрел А. Куинджи - мастер световых эффектов в живописи. Многие его полотна посвящены крымскому Южнобережью.

Дважды в Крыму побывал И. Левитан. Итог этих поездок -- серия этюдов, которые передавали своеобразие крымской природы.

Но, пожалуй, наиболее интересны и колоритны художники Восточного Крыма, где сложилась «киммерийская школа пейзажа».

В Феодосии родился и прожил долгую жизнь художник-маринист И. Айвазовский. Морю посвящено большинство его полотен. Этого художника называют романтиком моря, виртуозом облаков и воздуха. Своему родному городу Айвазовский завещал свой дом с картинами. Это собрание - 49 произведений - стало основой всемирно известной Феодосийской картинной галереи И. Айвазовского. К ученикам и последователям Айвазовского относятся известные художники А. Фесслер, Л. Лагорио, Э. Магдесьян, М. Латри. В этих мастерах отразился сплав рас, которые насытили культурой землю Киммерии - армянской, немецкой, итальянской, греческой и других.

Но ключ к пониманию пейзажа Восточного Крыма, его души – это искусство М. Волошина и К. Богаевского.

Дом-мастерская на берегу Коктебельской бухты, до сегодняшнего дня известный как Дом поэта, стал центром культуры этого необычного уголка Крыма, колонией для людей искусства.

Художественное творчество М. Волошина неразрывно связано с его поэтическим даром. Свои акварели он часто подписывал стихотворными строками, которые дополняли впечатления от пейзажей. Волошину понадобились долгие годы на поэтическое освоение крымского пейзажа. И природа в его акварелях стала живым, одухотворенным миром - объектом раздумий поэта.

Ландшафт Коктебеля, его историческое прошлое будоражили его фантазию. Волошин открыл исторический пейзаж в живописи и поэзии. Он передавал лик (лицо) земли, на котором прошлое оставило свои следы, то есть он писал не природу, а ее лик. Коктебельский пейзаж стал единственной темой изобразительного творчества Волошина, он писал Киммерию всю свою жизнь.

Крымскому пейзажу все свое творчество посвятил К. Богаевский - уроженец Феодосии. Учителем своим он считал А. Куинджи. Богаевский, как и Волошин, искал в окружающей его природе приметы прошлых времен. Его картины - это художественные образы минувшего крымской земли. По выражению М. Волошина «Богаевский стал голосом древней крымской земли». Богаевский - мастер исторического, героико-романтического пейзажа. Выставки его произведений сегодня привлекают большое количество зрителей.

В начале XX в. интерес к Крыму у художников был по-прежнему велик. Здесь работали мастера различных жанров, творческих направлений, групп. Это были, в основном, поклонники экзотики Юга. Наиболее известные из них: В. Суриков (этюд «Берег у моря»), И. Крачковский («Миндаль в цвету»), Б. Григорьев («Алупка»). Горный пейзаж стал главной темой крымских работ Р. Фалька.

В 1915 году в Судак приехал один из организаторов объединения художников «Мир искусства» А. Бенуа. Он создал целую серию акварелей, которые хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга. В Судаке Бенуа приступил к созданию новых иллюстраций к поэме А. Пушкина «Медный всадник».

Но самую широкую известность получили крымские произведения представителя «Союза русских художников» К. Коровина. В 1911 г. он построил дачу-мастерскую в Гурзуфе. Прямо со своего балкона писал художник открывающиеся виды южнобережных гор и моря.

Из крымских художников в это время был известен М. Казас (караим по национальности). Как и многие местные художники он переживает в своих произведениях историю родного ему края. Таковы композиции на тему «Восток», эскиз «Скифы» и другие работы.

В это время и позже жил и работал в Крыму писатель А. Куприн. В Балаклаве он купил участок и хотел построить дачу. Известны не только его литературные произведения, но и живописные работы. Куприн побывал в Алуште, Ялте, писал улочки Бахчисарая, окрестные горы, исторические достопримечательности.

В советском Крыму (1917-1941 гг.) творили многие известные художники.

В Симферополе жил, преподавал в студии академик батальной живописи Н. Самокиш. Многие его картины о событиях гражданской войны, но известны и живописные этюды городской жизни Крыма.

Бахчисараю и его живописным окрестностям посвятил свое творчество акварелист В. Янковский. Все его пейзажи наполнены царящими в этих местах солнцем и светом.

Крыму, его истории, людям, природе, памятникам посвящены работы художников старшего поколения, которых помнят крымчане: А. и Н. Жаба, В. Новикова, Е. Нагаевской, М. Крошицкого, М. Новиковой, Н. Барсамова.

Н. Барсамов 40 лет был директором Феодосийской картинной галереи И. Айвазовского. Будучи мастером натюрморта, он часто обращался к пейзажу.

В Гурзуфский Дом творчества им. К. Коровина приезжали художники из разных стран, и все они отдали должное крымскому пейзажу.

Героические и трагические события Великой Отечественной войны в Крыму -- особая страница в творчестве многих художников. Перед войной в Севастополе побывал А. Дейнека. Он сделал много зарисовок, акварели. Известна его картина, посвященная городу-герою, -- «Оборона Севастополя». Цикл картин, посвященных обороне Аджимушкайских каменоломен (г. Керчь), создал художник Н. Бут.

В послевоенные годы (после 1945 г.) в Крыму работали известные художники, чье творчество было рождено этим удивительным краем: Ф. Захаров, К. Прохоров, В. Бернандский, В. Цветкова, П. Столяренко, С. Владимиров, С. Мамчич, В. Соколов, А. Козлов, О. Грачев, Я. Басов. Именно ими создан неповторимый и многообразный образ Крыма.

Крымский пейзаж - одна из главных ценностей полуострова. Ни в одной стране Европы «не встретишь такого количества пейзажей, разнообразных по духу и стилю, и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму», - писал М. Волошин.

Творчество современных крымских художников подтверждает эти слова.

Крымские музеи, выставочные залы и галереи, которые вы можете посетить в каждом городе Крыма, широко представляют художников нынешнего поколения. Часто проходят выставки работ вновь обретших родину крымскотатарских художников.

Крым прекрасный, Крым уходящий, Крым влекущий к себе людей во все времена - тема молодых крымских художников.