Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родниковская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______________Т.В.Коробейникова Протокол №1 от «30» 08 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Л.В. Земляная Протокол №1 от «30» 08 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________ А.А.Юферева ________ Протокол №1 от «30» 08 2024 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ
(УО, Вариант 2, СИПР)
коррекционных курсов «Дефектологические занятия»
Класс 2А
с.Родники, 2024
Пояснительная записка
Индивидуальная программа дефектологического сопровождения обучающейся на дому Гусаровой Златиславы разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Вариант 2 МБОУ Родниковской школы и методических рекомендаций Г.В. Дедюхиной, Е.В. Кирилловой, Е.А Стребелевой.
Цели и задачи программы
Цель - формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия объектов и явлений окружающей действительности в совокупности их свойств. Развитие и совершенствование крупной и мелкой моторики для успешного овладения графическими навыками в учебной деятельности.
Задачи:
формировать умение координировать свои движения относительно поставленной задаче, действуя по подражанию, образцу;
развивать систему зрительно-слухо-двигательной связи;
развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь;
стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий;
формировать навыки выполнения сложных подражательных действий по показу педагога, выполнения действий прикладывания, примеривания, наложения, обследования поверхности предмета;
развивать умения действовать с большим количеством предметов, выделять предметы по одному признаку (цвет, форма, размер, фактура и др.) в группе разнородных предметов;
формировать умение ориентировки в пространстве (верх – низ, спереди – сзади, стороны: право - лево);
формировать временные представления: времена года, время суток.
Общая характеристика курса с учётом особенностей развития обучающегося
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Варианта 2. Программа курса определяет общую стратегию сопровождения обучающейся средствами коррекционного курса.
Содержание рабочей программы составлено с учетом рекомендаций ТПМПК, результатов обследования в начале учебного года.
Коррекционный курс дефектологических занятий создают возможность для формирования коммуникативных, сенсорно-перцептивных, двигательных умений, необходимых обучающейся в повседневной жизни и доступной социально-бытовой деятельности.
Занятия создают базу для понимания обучающейся речевого, учебно-игрового материала, изучаемого на занятиях. Содержание опирается на эмоциональное, слуховое, двигательное восприятие детских песенок, потешек, мелодий.
Реализация межпредметных связей происходит через развитие понимания обращённой речи.
Дефектологические занятия создают базу для формирования представлений, понятий о себе как «Я», об объектах окружающей обстановки, её значении в жизни человека.
Межпредметные связи возникают на основе сходства содержания КРЗ и коррекционных курсов индивидуального учебного плана, а именно, сенсорного развития, предметно-практических действий при формировании представлений о пространстве, цвете, величине, форме, качестве предметов.
Занятия построены с учётом смены видов учебной деятельности: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и логоритмика, говорение (произношение), аудирование (слушание) речевого материала; рассматривание наглядности (просмотр видеоматериалов или их фрагментов, презентаций, картинок), речевые, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – предметно-практические действия с предметами, игры-драмматизации.
Методы обучения: словесные (устное изложение, объяснение, беседа), наглядные (показ, видеоматериалы, иллюстрации, показ приемов исполнения, работа по образцу, по подражанию, совместные действия), практические (тренировочные упражнения) и другие.
Тип занятий: комбинированный.
Формы обучения: индивидуальная, надомное.
Объем программы – общее количество часов: 34 часа.
Срок освоения программы: 1 учебный год.
Режим занятий: 1 час в неделю по 20 минут.
Планируемые результаты
Личностные
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению картины мира, её временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Результаты коррекционной работы
Улучшение координация движений кисти рук и пальцев.
Выполнение пальчиковой гимнастики самостоятельно и с помощью учителя.
Выполнение штриховки, раскрашивания самостоятельно и с помощью учителя.
Обведение по трафарету самостоятельно и с помощью учителя.
Выполнение аппликации, сгибание бумаги самостоятельно и с помощью учителя.
Определение на ощупь (называние) плоскостных фигур и предметов, их величины.
Раскатывание пластилина.
Знание (показ) основных «чистых» цветов: красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый. Знание (показ) оттенков цветов. Различение цветов и оттенков.
Воспроизведение последовательности по образцу. Выделения признаков формы.
Знание названий основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Соотнесение предметов с эталонной формой.
Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали).
Представления об абсолютной величине предметов (большой – маленький).
Представления понятия об относительной величине («более, чем», «больше, чем» «менее, чем» и т. д.)
Различение определений: «длинный-короткий», «высокий-низкий», «широкий-узкий».
Сопоставление 2-3 предметов контрастных величин по высоте, длине, толщине, ширине. Ориентировка в собственном теле. Ориентировка в пространстве.
Пространственная ориентировка на листе бумаги. Знание понятия и «сутки».
Знание и различение частей суток. Знание дней недели. Конструирование, лепка букв алфавита, узнавание их, повторение названий.
Тематическое планирование коррекционного курса
Название раздела | Количество часов | Электронно-цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Диагности ческие работы |
Стартовое и итоговое дефектологическое обследование | 2 | | 1 | |
Коррекция психомоторики 8ч |
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 6 | | | |
Тактильно-двигательное восприятие. | 2 | | | |
Коррекция сенсорной сферы. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 22ч |
Формирование сенсорных эталонов цвета | 6 | | | |
Развитие и коррекция формы | 6 | | | |
Развитие и коррекция восприятия величины | 3 | | | |
Восприятие пространства | 4 | | | |
Восприятие времени | 3 | | | |
Итого | 34 | | | |
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Электронно-цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Диагностические работы | по плану | факт | |
1-2 | Стартовая дефектологическая диагностика | 2 | | 2 | 03.09 10.09 | | |
Коррекция психомоторики (8 ч.) Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (6 ч.) |
3 | Развитие крупной моторики. | 1 | | | 17.09 | | |
4 | Упражнения для координации разных частей тела | 1 | | | 24.09 | | |
5 | Упражнения для координации движений кисти рук и пальцев | 1 | | | 01.09 | | |
6 | Пальчиковая гимнастика. Штриховка, раскрашивание. | 1 | | | 08.09 | | |
7 | Ручка-узнавалочка. Работа с трафаретом. | 1 | | | 15.09 | | |
8 | Аппликация. Сгибание бумаги. | 1 | | | 22.09 | | |
Тактильно-двигательное восприятие (2 часа) |
9 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. | 1 | | | 05.11 | | |
10 | Работа с пластилином (раскатывание). | 1 | | | 12.11 | | |
Коррекция сенсорной сферы. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (22 ч.) Формирование сенсорных эталонов цвета (6 ч.) |
11 | Основные цвета | 1 | | | 19.11 | | |
12 | Цвета радуги. | 1 | | | 26.11 | | |
13 | Морское путешествие. Синий цвети его оттенки. | 1 | | | 03.12 | | |
14 | Продолжение ряда. Воспроизведение последовательности по образцу. | 1 | | | 10.12 | | |
15 | Путаница. Определение цвета. | 1 | | | 17.12 | | |
16 | Различение цветов и оттенков. | 1 | | | 24.12 | | |
Развитие и коррекция формы (6 ч.) |
17 | Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. | 1 | | | 14.01 | | |
18-19 | Плоскостные геометрически фигуры(круг, квадрат) | 2 | | | 21.01 28.01 | | |
20 | Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. | 1 | | | 04.02 | | |
21 | Работа с геометрическим конструктором. Соотнесение предметов с эталонной формой. | 1 | | | 11.02 | | |
22 | Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). | 1 | | | 18.02 | | |
Развитие и коррекция восприятия величины (3 ч.) |
23 | Представления об абсолютной величине предметов | 1 | | | 25.02 | | |
24 | Определения: «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий». | 1 | | | 04.03 | | |
25 | Сопоставление 2-3 предметов контрастных величин по высоте, длине, толщине, ширине. | 1 | | | 11.03 | | |
Восприятие пространства 4 ч |
26 | Ориентировка в собственном теле. | 1 | | | 18.03 | | |
27 | Предметы в пространстве. | 1 | | | 01.04 | | |
28 | Я и пространство вокруг меня. | 1 | | | 08.04 | | |
29 | Пространственная ориентировка на листе бумаги. | 1 | | | 15.04 | | |
Восприятие времени 3 ч |
30 | Сутки. Части суток. | 1 | | | 22.04 | | |
31 | Последовательность событий (смена времени суток). | 1 | | | 29.04 | | |
32 | Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. | 1 | | | 06.05 | | |
33-34 | Итоговая дефектологическая диагностика | 2 | | | 13.05 20.05 | | |
| Итого | 34 | | | | | |
Материально-технические условия реализации программы
Реализация данной программы подразумевает взаимодействие с учителем и родителями.
К материально-техническим условиям реализации программы относятся:
технические средства обучения (ноутбук),
музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи),
дидактические игры, наборы сюжетных картинок.