СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТД "Экономика-деньги-бизнес"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическая игра для школьников 9 класса проводится с целью расширения кругозора и знаний учащихся о рыночных отношениях, оказания помощи в усвоении деловых понятий: бартер, маркетинг, банк и т.д.

Просмотр содержимого документа
«КТД "Экономика-деньги-бизнес"»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Увальская средняя общеобразовательная школа




К Т Д

ЭКОНОМИКА –

ДЕНЬГИ –

БИЗНЕС

(математическая игра)


Акинфиева Т.П.

учитель математики




с. Новокиевский Увал

2016 год

Воспитательная цель:

Расширить кругозор и знания учащихся о рыночных отношениях, помочь в усвоении деловых понятий: бартер, маркетинг, банк и т.д.

Оформление и ТСО:

Магнитофон, медали «Знатоки экономики», пословицы и поговорки:

«Язык денег понятен всем народам»,

«Не в деньгах счастье»,

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»,

«Время - деньги»,

купюры денег, вышедших из обращения, табло для игры – конкурса «Деньги», запись песни «Бьюсь, как рыба, а денег не надыбал».


Ведущий: Муха, Муха – Цокотуха (выходит Муха),

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

Муха: «Приходите, приходите,

Я вас чаем угощу».

Ведущий: А вы любите денежки? Всегда ли вам их достаточно?

Экономические проблемы и преобразования в стране, развитие рыночных отношений требуют серьёзной как экономической, так и психологической подготовки людей. С одной стороны, это приобретение элементарных сведений из области экономики, с другой - перестройка собственной психологии. Реалии сегодняшней жизни вводят нас в бытовую экономику, даже заставляют зарабатывать карманные деньги. А всё, что касается мелкого бизнеса (да и большого), влечёт нас, значит знать о рыночных отношениях нужно как можно больше.

И сегодня мы поговорим с вами на тему «Экономика – Деньги – Бизнес».

Экономика – этот термин ввёл в научный оборот философ Древней Греции Аристотель, и в переводе с древнегреческого он означает «Законы хозяйства».

Итак, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

Викторина! Вопросы получайте,

И скорее на них отвечайте!

А кто хочет премию – совет,

Дайте мне правильный ответ!

(Играет зал. Отвечающим вручаются жетоны).

  1. Положение в экономике, когда часть способных и желающих трудиться не может найти работу (безработица).

  2. Товарная сделка, натуральный обмен (бартер).

  3. Участник акционерного общества (акционер).

  4. Определённая сумма денег, которую получатель доходов уплачивает государству (налог).

  5. Кредитное учреждение, выдающее ссуду (банк).

  6. Вес товара без упаковки (нетто).

  7. Место в магазине для показа товара (витрина).

  8. Наём помещения, земли во временное пользование (аренда).

  9. Наклейка на товаре с указанием его названия, количества, предприятия – изготовителя (ярлык).

10.Исследование рынка и продвижение на него товаров (маркетинг).

11. Ввоз в страну иностранных товаров (импорт).

12. Денежная единица США (доллар).

13. Розыгрыш по билетам (лотерея).

14. Объявление, извещение о товаре, услугах (реклама).

15. Его все платят (налог).

16. Крупный шантажист, вымогатель, гангстер (рэкетир).

17. Что такое инвестиции? (капиталовложения).

(Из играющих выбрать 3-х участников, набравших большее количество жетонов)

1 конкурс ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Задание: Необходимо купить товары, которые перечислены в левом столбике. В правом столбике указаны места, где можно приобрести различные товары; укажите, в каком из этих мест можно купить нужные товары (игроки поднимают жезлы с номерами)

Пепси – кола 1. вещевой рынок

Велосипед 2. ярмарка

Молоко 3. универсам

Игрушки 4. промтоварный магазин

Шоколад 5. с/х рынок

Хлеб 6. продовольств. магазин

Сыр 7. продовольств. палатка.

Яблоки

2 конкурс ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕБУС

К 3А ,100 А ТИНА

2

К АД О

Ответы: 1. Заказ. 2. Товар. 3. Полтина. 4. Вклад.

5. Качество. 6. Право.

3 конкурс ПОСЛОВИЦЫ

Попробуйте назвать пословицы на тему «Бедность – богатство»:

Бедность – не порок.

Бедному собраться – только подпоясаться.

У богатого телята, а у бедного – ребята.

На бедного Макара все шишки валятся.

Голод – не тетка, пирожка не подсунет.

Голодной курице всё просо снится.

Чем богаты, тем и рады.

Не с богатством жить, а с человеком.

С сильным - не борись, с богатым - не судись.

Богатство разум рождает и т.д.

(Подсчет жетонов. Награждение победителей медалями «Знатоки Экономики»).

Звучит песня «Бьюсь, как рыба, а денег не надыбал».

Итак, перед нами проблемы «Где взять деньги?», «Как сделать деньги?», «Как заняться бизнесом?».

Поэтому мы приглашаем вас в центр детского предпринимательства. Наш центр поможет вам сделать первые шаги к большому бизнесу.

Сценка «Бизнес кота Матроскина.

Действующие лица: кот Матроскин, почтальон Печкин, ведущий, служащий маркетинга.

Вед.: Мы расскажем вам, ребята,

Кто такой предприниматель,

Что такое дивиденты

И рекламные агенты,

Бизнес, брокер и маркетинг…

Чтобы вы смогли ответить.

Приглашаем мы всех вас

В наш учебный бизнес – класс!

Однажды в деревне Простоквашино сидел кот Матроскин и вздыхал…

К.М.: Ох, ох, ох!

Вед.: Что случилось, Матроскин? Почему ты вздыхаешь?

К.М.: Так сметанки полизать хочется или маслица поесть.

Вед.: Так в чём же дело, поешь…

К.М.: А где же их взять то? Чтобы их сделать, нужна машина специальная, сепаратор называется. Надо бы его купить, да квашек у меня мало.

Вед.: Чего мало?

К.М.: Квашек. Это у нас так деньги называются – квашки – простоквашки. Может их у соседей занять? Или клад поискать?

Вед.: А мы сейчас у ребят спросим. Скажите, где можно взять деньги, чтобы начать своё дело?

(в банке).

Правильно, в банке.

Почтальон Печкин: Вот, Матроскин, банк даёт тебе денег.

К.М.: Такой подарок!

П.П.: Матроскин, Это не подарок, это ссуда. То есть деньги, которые даются на время и под проценты.

К.М.: Ах, вот как… А что такое проценты?

П.П.: Эх ты, темнота простоквашинская! Это так: взял в банке тысячу квашек, а через год вернёшь их и ещё тысячу квашек впридачу. Это и есть проценты.

Вед. И пошли они в банк «Нейшинал Простоквашино корпорейшен». Банк играет в Простоквашино главную роль. Ни одно деловое событие не обходится без него. Банк- это сердце делового города.

К.М. (с кипой денег): Ура! Ура! Будет у меня сепаратор!

П.П.: Будет, будет. А где ты его возьмёшь? Очки в «Оптике» продаются, колбаса – в «Продуктах», а сепараторы где? В каком магазине?

К.М.: Не знаю.

П.П.: Нет таких магазинов. Но есть такие люди, которые знают, где их можно купить. Эти люди – брокеры

.К.М.: Рокеры? А, конечно, они день и ночь на мотоциклах гоняют, потому и знают, где и что.


П.П.: Не рокеры, а брокеры! И нигде они не гоняют и найти их можно.

Вед. Не торопись, Печкин, пусть ребята подскажут Матроскину, где найти брокеров.

(В брокерской фирме).

Ну вот и часа не прошло, как брокерская фирма по телефаксу прислала список предприятий, выпускающих сепараторы.

К.М.: (берёт список, уходя говорит): Спасибо, вы очень любезны!

П.П.: Пожалуйста, с вас, господин Матроскин, одна квашка.


К.М.: Одна, пожалуйста! Вот теперь будет у меня сепаратор!

П.П: Будет! А ты что, собираешься объехать все эти предприятия?

Сколько тебе билетов заказать и куда?

К М.: Пять, нет – девять. Нет, четырнадцать. Ой, так у меня все деньги на билеты уйдут!

Вед.: Матроскин, тебе не обязательно самому ездить по этим предприятиям. Есть лучший выход – торговая фирма. Торговая фирма выставляет товары и их образцы с разных предприятий на открытых торгах.

П.П.: А вот и реклама: «Только у нас вы сможете приобрести оборудование для переработки сельхозпродукции – мяса, молока, овощей! Торопитесь! Время – деньги!»

К.М.: Ура! Мы спасены! Бежим за машиной!

Вед.: Шло время. Мечта Матроскина сбылась. Сметаны и масла у кота – коммерсанта было вдоволь и даже больше. С каждым днем прибыль от торговли всё росла и росла.

К.М. (поглаживает мешок с деньгами и поёт):

Ой, вы кашки мои,

Простоквашки мои,

Больше вас день ото дня!

Потому, что народ моё масло берёт,

И растёт мой доход круглый год!

Вед.: И вдруг мешок с деньгами начал худеть.

К.М.: Ой – ой – ой, караул! Что делается? Я начинаю разоряться! Это всё конкуренты виноваты. Сначала Леопольд привёз на рынок свою сметану, потом Кот в сапогах – импортное масло из Франции. Раньше я один на рынок масло возил и у меня его без разговоров и за любую цену брали. А теперь выбирают что получьше да подешевле. Приходится дешевле отдавать. Вот и похудела моя прибыль. Что придумать? А – а- а! Придумал! Надо леопольдовским коровам белены в сено подбросить. Пусть они взбеленятся!

Вед.: Нет-нет, Матроскин. Так нельзя. Сейчас ребята подскажут, что надо делать с товаром, который не раскупается.

Эти проблемы решает служба маркетинга.

К.М.: Алло, контора маркетинга?

Служащий маркетинга: Господин Матроскин, не волнуйтесь!

Масло упало в цене? Не производите его больше.

К.М.: Куда же я столько молока дену?

С.м.: Начните делать сгущёнку. Её в Простоквашине ещё никто не делает. А желающих хоть отбавляй.

К.М.: А сахар где взять?

С.М.: Я подскажу вам. В соседнем Мармеладинске сахарный завод решил открыть цех по производству мороженного. Им не обойтись без молока и масла. А вам – без сахара. Обменяйте свой товар на их сахар. Это выгодно и вам и Мармеладинску.

К.М.: А что, это выход! Я рискну!

Вед.: Ребята, как называется операция, которую собирается предпринятькот – коммерсант?

(бартерная сделка)

Появляются К.М. и П.П. с ещё большим мешком, П.П. подталкивает мешок сзади.

К.М.: Налог государству я уплатил, корм коровам купил, оборудование в порядке, с конторой Маркетинга договор заключил, чтобы держали в курсе событий на рынке, Шарику новую конуру справил…

( мешок уменьшается в размерах)

Что же мне делать с прибылью?

П.П.: Матроскин, деньги лучше всего хранить в банке.

К.М.: Правильно! Сложу квашки в трехлитровую банку и зарою в секретном месте. Сто лет они там пролежат, а надо будет – пришел ночью и откопал.

П.П.: Матроскин, да не в банку квашки сложить, а отнести их в банк, чтобы проценты шли..

К.М. Ну, нет. Я уже платил эти самые проценты – сто квашек.

П.П.: А теперь будет наоборот! Ты отдаёшь банку свои деньги на хранение, а он за это тебе платит проценты. За каждые сто квашек в конце года добавляется, например, 20.

К.М.: Так с каждым годом и денег у меня будет всё больше и больше. А вдруг пожар – прощайте, квашечки!

П.П.: А страховая компания зачем? Случись беда - она возместит тебе убытки. Но самый лучший способ сохранить деньги – растратить их.

К.М.: Как это?

П.П.: Вложить в недвижимость.

К.М.: Недвижимость… Это то , что без колёсиков, что – ли?

П.П.: Пожалуй, да… Это дома, земельные участки, вещи, картины, книги. А ещё лучше спонсором стать. Тогда тебя по телевизору покажут, в газете о тебе напечатают. От клиентов отбоя не будет!

Вед : А на Западе многие бизнесмены вкладывают часть своей прибыли в благотворительную деятельность, в культуру.

К.М.: Разве это выгодно?

П.П.: Как ты не понимаешь? Чем лучше будут жить люди, тем больше будут их потребности, в том числе и на твои товары, Матроскин. Теперь ты всё уяснил?

К.М.: Уяснил. Так уяснил, что у меня в голове произведение сложилось подходящее: Жизнь, ребята, не ириска

Съел – и праздник на душе.

Жизнь нельзя прожить без риска:

Вы рискуете уже.

Настоящий риск – с деньгами!

Можно их держать в копилке

На развитие лесопилки.

Можно доллары вложить,

Чтоб потом богаче жить.

Кто - то держит деньги в банке,

Кто - то их в консервной банке

Зарывает под сосной

На окраине лесной.

Что ж, они, наверно, правы,

Только лучше для державы,

Если ты куёшь успех.
Если денежки в работе,

То владелец их в почёте,

И страна богаче всех!

Вед.: Говорят, что «Язык денег понятен всем народам», другие говорят, что «Не в деньгах счастье», когда приходится туго: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».

А мы говорим: «Время – деньги» и переходим к игре – конкурсу

ДЕНЬГИ

(читаются вопросы, на обдумывание даётся 15 сек., после чего участники поднимают табличку с номером ответа. За правильные ответы вручаются жетоны).

1 тур (ответы на табло)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Пластиковая

карточка

копейка

лира

алтын

рубль

сольдо

фунт

доллар

марка

грош


1. Название этой единицы происходит от немецкого слова «талер», в1792 году она объявлена главной денежной единицей известного иностранного государства, является свободно конвертируемой валютой.

(8 – доллар)

2. Это название денежной единицы происходит от глагола «рубить», когда от большого слитка серебра отрубали часть.

(5 – рубль)

3. Конец 20 века ознаменован переходом к новому виду обращения денег через компьютерные системы. Назовите соответствующую форму обращения.

(1 – пластиковая карточка)

4. Назовите итальянскую монету, чеканившуюся в 12 – 13 веках, которой пользовался знаменитый деревянный человечек.

(6 - сольдо)

5. Как называлась русская монета, чеканившаяся в середине 19 века и вошедшая в известное крылатое выражение?

(10 – грош)

6. Как называются древнегреческий музыкальный инструмент и денежная единица одного из европейских государств?

(3 – лира)

2 тур А теперь вы должны обнаружить закономерность, логику в ответе.

1

2

3

4

Товарные деньги - слитки

Бумажные деньги - банкноты

Натуральные деньги - монеты

Электронные деньги - карточки

Вопрос:

Деньгам более 3 тысяч лет, они имели и имеют разные формы. В хронологической ли последовательности расположены на табло формы денег в зависимости от времени? Поднимите таблички с номерами ответов, чтобы восстановить их истинную хронологию.

(1; до 7 века н.э.-товарные деньги,

3; 7век – 19 век – натуральные деньги.

2; 19 – 20 век – бумажные деньги.

4; с середины 20 века).

3 тур

1

2

3

4

банкноты

Казначейские билеты

монеты

Вклады в банке

Вопрос:

Все ли в приведённой таблице деньги являются наличными. Поднимите табличку с номером неправильного ответа.

(4; вклады в банке относятся к безналичным деньгам)

4 тур

1

2

3

4

М.Ю. Лермонтов

А.С. Пушкин

Н.А. Некрасов

А.А. Фет

Вопрос:

Кому из русских поэтов принадлежат эти строки:

Зато читал Адама Смита,

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет…

Поднимите табличку с правильным ответом

«2; А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

5 тур

1

2

3

4

Елена Глинская

Егор Канкрин

И.А. Вышеградский

С.Ю. Витте

Вопрос:

История денежных реформ в России уходит в далёкий 16 век (1535 год). Кто из перечисленных на табло лиц начал первую денежную реформу в России?

( 1; Елена Глинская, жена Василия 3, мать Ивана 4).

Подведение итогов конкурса. Проведение игр:

  1. Денежный (золотой) стул,

  2. Кто будет «миллионером» (у кого в шарике самая крупная банкнота).