ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса Окружающий мир для 2 классов общеобразовательных учреждений на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова, соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования и учебнику А.А.Плешакова. Мир вокруг нас. 2 класс В 2 ч.:- М.: Просвещение, 2012 |
Целью прохождения настоящего курса является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач: а) образовательная; формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого; формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природе и социальной среде; формировать навык работы с научным текстом; б) развивающая; развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира; в) воспитывающая; воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формировать личностные качества культурного человека - доброты, терпимости, ответственности; воспитать любовь к своему городу, к малой Родине. г) практическая формировать чувство сопричастности к жизни природы и общества; формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни; |
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2019/2020учебный год. |
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного начального общего образования. Основное её содержание составляют сведения о : 1) многообразии мира; 2) экологической целостности мира; 3) уважения к миру. Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом технологии, изобразительного искусства, математики, русского языка. Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Основное её содержание составляют сведения о разнообразии живой и неживой природы, о здоровье, об отраслях экономики и о городах и странах. Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом руссккого языка (использование речевы средств), технологии и математики (изготовление моделей). Методические особенности изучения предмета: Содержание курса окружающий мир открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения: 1) работать со знаково-символических средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 2) развивать навыки устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; 3) учит понимать особую роль России в мировой истории, воспитывает чувство гордости за национальные достижения. Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять. |
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение. 2011. Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2014/2015 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ УМК состоит из: учебник: Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2012. программа: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение. 2011. Плешаков А.А от земли до неба: Атлас определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2010. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 2 класс / Сост.И.Ф.Яценко. М.ВАКО, 2012. Электронное приложение к учебнику. УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом в УМК «Школа России» сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. |
|
|
Система контроля: Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный (тестирование). |
Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения Программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: урок получения новых знаний; -урок закрепления изученного; -урок применения знаний и умений, -урок обобщения и систематизации знаний, -урок проверки знаний и умений, -урок-игра, -урок - практическое занятие, - экскурсия, -комбинированный урок. -урок-проект - выполнение практических работ; - уроки-экскурсия; - уроки исследования; Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: методами организации и осуществления учебно – познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся; методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр; методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ; степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы. |
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итогового теста. |
В результате прохождения программного материала обучающийся должен: знать -о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе; -основные сведения о своём городе; домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии; -строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасности поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; -имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах; -основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки; -названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России. уметь: - различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; различать изученные объекты живой и неживой природы; различать изученные группы животных и растений; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе; -различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД; -выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; -использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; -определять основные стороны горизонта с помощью компаса; |
Литература и средства обучения.
Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2012.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс./ М.: ВАКО, 2012.
Плешаков, А. А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. - М.: Просвещение, 2011
Плешаков А.А от земли до неба: Атлас определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 2 класс / Сост.И.Ф.Яценко. М.ВАКО, 2012.
Электронное приложение к учебнику.
Содержание
Содержание рабочей программы.
Где мы живем (2 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы:
знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;
знакомство с горными породами и минералами;
распознавание деревьев, кустарников и трав;
знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;
отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.
Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
приводить примеры достопримечательностей родного края (села, города, района, республики), Москвы.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру на 2019-2020 учебный год
№ п.п | Дата по плану | Дата факт. | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания. Основные понятия. | Домаш нее задание |
| | | | | Где мы живем (4 ч) | |
1. | | | Родная страна | Урок получение новых знаний. | Название нашей планеты – Земля. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, флаг, гимн) | с. 5–6 |
2. | | | Город и село. Проект «Родной город» | Урок проект. | Свой город, свой дом. Простейшая классификация объектов города и села. Любовь к родному краю, к своему городу. Подготовить учащихся к выполнению учебного проекта «Родной город (село)». | с.6-9 |
3. | | | Природа и рукотворный мир | Урок практическое занятие. | Объекты живой и неживой природы: люди, животные, здания, машины и т. д. Отличие объектов природы от созданных человеком | с. 10–13 |
4. | | | Проверь себя. | Урок закрепление. | Выполнение тестовых заданий учебника; Оценивание своих достижений. | Нет |
| | | | | Природа (20 ч) | |
5. | | | Неживая и живая природа | Комбинированный урок-игра | Солнце, воздух, вода, растения, животные – окружающая нас природа. Первоначальные представления о живой и неживой природе | с. 14–15 |
6. | | | Явления природы | Комбинированный экскурсия. | Природные явления. Сезонные изменения в природе | с. 16–17 |
7. | | | Что такое погода? | Комбинированный | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Погода, предсказание погоды | с. 20–23 |
8. | | | Урок-экскурсия «В гости к осени» | Урок-экскурсия | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе | Тетрадь, с. 13, № 1 |
9. | | | В гости к осени | Урок обобщения и систематизации знаний. | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы | с. 24–29 |
10. | | | Звёздное небо | Урок получения новых знаний. | Земля – планета Солнце – небесное тело, источник света и тепла | с. 30–33 |
11. | | | Заглянем в кладовые земли | Урок практическая работа. | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы Полезные ископаемые. | с. 34–37 |
12. | | | Про воздух | Урок исследование. | О чистом воздухе и его необходимости для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами | с. 38–41 |
13. | | | И про воду | Комбинированный. | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Вода в природе. Охрана воды Свойства воды | с. 42–45 |
14. | | | Какие бывают растения? | Практическая Работа. | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различие) Красная книга | с. 46–49 |
15. | | | Какие бывают животные? | Комбинированный. | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных | с. 50–53 |
16. | | | Невидимые нити | Урок исследование. | Связи между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей природой Невидимые нити | с. 54–57 |
17. | | | Дикорастущие и культурные растения | Урок получения новых знаний. | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различие) Красная книга | с. 62–65 |
18. | | | Дикие и домашние животные | Урок получения новых знаний. | Деление на домашних и диких животных. Особенности жизни, питания, ухода, выращивание детёнышей | с. 66–69 |
19. | | | Комнатные растения | Практическая Работа. | Растения: разнообразие, части растений, условия, для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края. Красная книга | с. 70–73 |
20. | | | Животные живого уголка | Урок исследования. | Животные: разнообразие, особенности их внешнего вида, питания, размножения Взаимосвязь растений и представителей живого уголка. | с. 74–77 |
21. | | | Про кошек и собак | Урок применения знаний и умений. | Ответственность за животных, бережное отношение к животным. Наиболее распространенные породы кошек и собак Редкие породы кошек и собак | с. 78–81 |
22. | | | Красная книга | Комбинированный. | Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств Красная книга России | с. 82–85 |
23. | | | Будь природе другом | Урок-игра. | Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств Понятие «экологические знаки». | с. 86–89 |
24. | | | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Закрепление и развитие знаний, умений и навыков. | Выполнение тестовых заданий учебника; Оценивание своих достижений. | Нет |
| | | | | Жизнь города и села (9 ч) | |
25. | | | Что такое экономика | Урок получения новых знаний. | Человек – член общества. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) Экономика. Отрасли экономики. Взаимосвязь отраслей | с. 100–103 |
26.2 | | | Из чего что сделано | Урок интегрированный. | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) Производство чугуна, стали, бумаги | с. 104–109 |
27. | | | Как построить новый дом | Урок практическое занятие. | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) Строительство в городе | с. 110–113 |
28. | | | Какой бывает транспорт | Урок экскурсия. | Человек – член общества. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) Виды транспорта | с. 114–117 |
29. | | | Культура и образование | Урок получения новых знаний. | Понятие о культурных и образовательных учреждениях Специальности и профессии | с. 122–125 |
30. | | | Все профессии важны | Комбинированный | Важность и значимость каждой профессии Особенности труда людей родного края, профессии | с. 126–129 |
31. | | | В гости к зиме | Урок-экскурсия | Времена года. Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) | тет- радь, с. 51, № 1 |
32. | | | В гости к зиме | Урок закрепления. | Особенности времен года. Неживая и живая природа (различия). Понимание связи неживой и живой природы. Жизнь птиц зимой. Сообщество елового леса. | с. 130–137 |
33. | | | Невидимые нити в зимнем лесу | Урок обобщения и систематизации знаний. | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки зимы в неживой природе Возможные способы участия младших школьников в природоохранительной деятельности. | с. 138–141 |
| | | | | Здоровье и безопасность (10 ч) | |
34. | | | Строение тела человека | Урок получения новых знаний. | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | с. 6–9 |
35. | | | Если хочешь быть здоров | Урок – игра. | Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы | с. 10–13 |
36. | | | Поговорим о болезнях | Практическое занятие. | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья. Специальности врачей | с. 14–17 |
37. | | | Берегись автомобиля! | Урок-игра. | Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). Правила движения по загородной дороге | с. 18–21 |
38. | | | Берегись автомобиля! | Урок применения знаний и умений. | Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | с. 22–25 |
39. | | | Домашние опасности | Комбинированный | Меры безопасности в домашних условиях | с. 26–28 |
40. | | | Пожар | Урок получения новых знаний. | Противопожарная безопасность. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | с. 29–31 |
41. | | | Лесные опасности | Урок обобщения и систематизации. | Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) Съедобные и несъедобные грибы и ягоды, жалящие насекомые | с. 32–33 |
42. | | | Как нужно купаться | Урок практическое занятие. | Правила безопасного поведения на воде. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | с. 34–35 |
43. | | | Очень подо-зрительный тип… | Комбинированный | Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | с. 36–41 |
| | | | | Общение ( 5 ч) | |
44. | | | Наша дружная семья | Урок получения новых знаний | Ввести понятие «культура общения». Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Общение со взрослыми и сверстниками. | с. 46–49 |
45. | | | В школе | Урок практическое занятие. | Правила поведения и культура общения в школе. Совместные игры, учеба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций Использование источников информации | с. 50–53 |
46. | | | Правила вежливости | Комбинированный | Взаимоотношения мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора. Понятие «культура поведения» | с. 54–57 |
47. | | | День рождения | Урок-игра | Правила поведения в гостях и приём гостей. Как вести себя за столом | с. 58–61 |
48. | | | Мы – зрители и пассажиры | Урок практическое занятие. | Культура поведения в общественных местах. Правила для пассажиров | с. 62–65 |
| | | | | Путешествия (20 ч) | |
49. | | | Посмотри вокруг… | Урок исследование | Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны горизонта | с. 70–73 |
50. | | | Для чего нужен компас? | Комбинированный | Определение сторон горизонта по компасу История создания компаса | с. 74–75 |
51. | | | Формы земной поверхности | Урок получения новых знаний. | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) Строение холмов и гор. Поверхность своего края | с. 76–79 |
52. | | | Водоёмы | Комбинированный | Разнообразие водоемов: река, пруд, озеро, море и т. д. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) Части реки: исток, устье, приток -обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; -составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». | с. 80–83 |
53. | | | В гости к весне | Урок экскурсия. | Особенности времен года Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки весны в неживой природе. Формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. | с. 84–87 |
54. | | | В гости к весне | Урок обощения и систематизации знаний. | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки весны в неживой природе | тет- радь, с. 36, № 1 |
55. | | | Путешествие по родной стране | Урок экскурсия. | Изображение нашей страны на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия – наша Родина. Города России (2–3): названия, достопримечательности, расположение на карте Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные особенности быта | с. 90–93 |
56. | | | Что такое карта и как её читать? | Урок получения новых знаний. | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) История создания карты | с. 94–95 |
57. | | | Путешествие по Москве | Урок-заочная экскурсия | Москва – столица России. Работа с готовыми Названия основных достопримечательностей Москвы моделями (глобус, карта) | с. 96–99 |
58. | | | Московский кремль | Комбинированный | Москва – столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) Красная площадь Осознают значение Кремля для жителей России. Получат возможность научиться работать с текстом. | с. 100–105 |
59. | | | Город на Неве. | Комбинированный | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Города России (2–3): название, достопримечательности Достопримечательности, расположение на карте | с. 106–115 |
60. | | | Путешествие по планете | Урок-игра | Глобус. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. История создания глобуса. | с. 116–121 |
61. | | | Путешествие по планете | Урок обобщения и системетизации. | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | с. 122–125 |
62. | | | Страны мира | Урок получения новых знаний. | Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) Страны и народы мира | с. 126–131 |
63. | | | Страны мира | Урок закрепления. | Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | тет- радь, с. 60, № 4 |
64. | | | Путешествие в космос | Урок- игра | Земля – планета. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Солнце – небесное тело, источник света и тепла | с. 132–135 |
65. | | | Впереди лето | Комбинированный | Познакомить с признаками лета. Правила купания, загара. Помощь при ожогах | с. 136–137 |
66. | | | Проверим себя и оценим достижения по разделу «Путешествия». | Урок-обобщение | Обобщить знания, | с.137 |
67. | | | Проект «Города России» | Урок проект | - распределять обязанности по выполнению проекта; -в дополнительных источниках находить сведения об истории достопримечательностях избранного для исследования города; -составлять презентацию своего исследования; -презентовать свои проекты. | Учебник с. 96-97 |
68. | | | Проект «Страны мира» | Урок проект | - сравнивать физическую и политическую карты мира; -находить и показывать на политической карте мира Россию и другие страны; - определять, каким странам принадлежат флаги; - распределять обязанности; -готовить сообщения о выбранных странах; -подбирать фотографии. | с. 124-129 |
Цифровые образовательные ресурсы:
https://uchi.ru/ - проверочные работы, задания к урокам.
https://www.yaklass.ru/ - конспекты уроков, тесты, задания к урокам окружающий мир.
https://nsportal.ru/ -презентации к урокам.
https://multiurok.ru/ - творческие задания на уроках окружающего мира.
https://urok.1sept.ru/ - занимательные упражнения на уроках окружающего мира в начальной школе.