РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информатика
5-9 класс
УМК:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Угринович Н.Д., Самылкина Н.Н. Информатика. Программа для основной школы 7-9 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами
ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений;
создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты
Выпускник научится:
• использовать термины «информация», «сообщение», «данные»,
«кодирование», «сигнал», «обратная связь», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• приводить примеры информационных процессов – процессов,
связанные с хранением, преобразованием и передачей данных–в живой
природе и технике;
Выпускник получит возможность:
• узнать назначение основных компонентов компьютера
(процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти,
устройств ввода-вывода), характеристики этих устройств и использовать
свои знания в повседневной жизни.
Математические основы информатики.
Выпускник научится:
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит»,
«байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость
передач и данных, оценивать время передачи данных;
• кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
• оперировать понятиями, связанными с передачей данных
(источники приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по
каналу связи, пропускная способность канала связи);
• определять минимальную длину кодового слова по заданным
алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита
из 2, 3 или 4 символов);
• определять длину кодовой последовательности по длине
исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;
переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и
из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать
и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
• записывать логические выражения составленные с помощью
операций «И», «ИЛИ», «НЕ» и скобок, определять истинность такого
составного высказывания, если известны значения истинности входящих в
него элементарных высказываний;
• определять количество элементов в множествах, полученных из
двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения,
пересечения и дополнения;
• использовать терминологию, связанную с графами (вершина,
ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и
списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент,
следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
• описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием
длин ребер (знание термина «матрица смежности» необязательно);
• использовать основные способы графического представлении
числовой информации.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с примерами математических моделей и
использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия
между математической моделью объекта и его натурной моделью, между
математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
• узнать о том, что любые дискретные данные можно описать,
используя алфавит, содержащий только два символа, например,0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется
в современных компьютерах;
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее
употребительными современными кодами;
• познакомиться с примерами использования графов, деревьев и
списков при описании реальных объектов и процессов.
Алгоритмы и элементы программирования.
Выпускник научится:
• использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа»,
а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной
речи и в информатике;
• выполнять без использования компьютера («вручную»)
несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с
использованием основных управляющих конструкций последовательного
программирования (линейная программа, ветвление, повторение,
вспомогательные алгоритмы);
• составлять не сложные алгоритмы управления исполнителями и
анализа числовых и текстовых данных с использованием основных
управляющих конструкций последовательного программирования и
записывать их в виде программ на выбранном языке программирования;
выполнять эти программы на компьютере;
• использовать величины (переменные) различных типов,
табличные величины(массивы), а также выражения, составленные из этих
величин; использовать оператор присваивания;
• анализировать предложенный алгоритм, например, определять
какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
• использовать логические значения, операции и выражения с
ними;
• записывать на выбранном языке программирования
арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность научиться:
• познакомиться с использованием в программах строковых
величин и с операциями со строковыми величинами;
• создавать программы для решения задач, возникающих в
процессе учебы и в не ее;
• познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их
решения;
• познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как
компьютер управляет различными системами (летательные и космические
аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.).
Использование программных систем и сервисов.
Выпускник научится:
• оперировать понятиями «файл», «имя файла», «тип файла»,
«каталог», «маска и мен файлов», «файловая система»;
• использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе
формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной
адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его
элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
• использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять
отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
• анализировать доменные и мена компьютеров и адреса
документов в Интернете;
• проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с
использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных
систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всей образовательной
деятельности):
• навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и
навыками, достаточными для работы с различными видами программных
систем и Интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы,
электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные
энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с
использованием соответствующей терминологии;
• различными формами представления данных (таблицы,
диаграммы, графики и т.д.);
• приемами безопасной организации своего личного пространства
данных с использованием индивидуальных накопителей данных, Интернет-
сервисов и т. п.;
• основами соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной
деятельности):
• познакомиться с программными средствами для работы с
аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
• получить представление о дискретном представлении аудио-
визуальных данных;
• практиковаться в использовании основных видов прикладного
программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы,
браузеры и др.);
• познакомиться с примерами использования математического
моделирования в современном мире;
• познакомиться с принципами функционирования Интернета и
сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в
Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько
достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами
подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с
возможными подходами к оценке достоверности информации (пример:
сравнение данных из разных источников);
• узнать о том, что в сфере информатики и информационно-
компьютерных технологий(ИКТ) существуют международные и
национальные стандарты;
• узнать о структуре современных компьютеров и назначении их
элементов;
• получить представление об истории и тенденциях развития
ИКТ;
• познакомиться с примерами использования ИКТ в современном
Мире.
2.Содержание учебного предмета
5 класс
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5 классах основной школы может быть определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами):
информация вокруг нас;
информационные технологии;
информационное моделирование;
алгоритмика.
Раздел 1. Информация вокруг нас.
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации.
Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации.
Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации.
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.
Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).
Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.
Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Раздел 3. Информационное моделирование
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы.
Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы.
Графики и диаграммы.
Раздел 4. Алгоритмика
Что такое алгоритм. Понятие исполнитель. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема).
6 класс
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6 классах основной школы определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Раздел. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Раздел. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
7 класс
1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Файлы и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Работаем с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 2 «Форматирование диска».
Практическая работа № 3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
2. Обработка текстовой информации
Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 4 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра».
Практическая работа № 5 «Вставка в документ формул».
Практическая работа № 6 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа № 7 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа № 8 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными ».
Практическая работа № 9 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
Практическая работа №10 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»
3. Обработка графической информации
Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 11 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа № 12 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа № 13 «Анимация».
4. Коммуникационные технологии
Информационные ресурсы Интернета. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа № 15 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 16 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 17 «Поиск информации в Интернете».
8 класс
Информация и информационные процессы
Кодирование текстовой и графической информации
Кодирование и обработка числовой информации
Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц)
Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов
9 класс
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Моделирование и формализация
Логика и логические основы компьютера
Информационное общество и информационная безопасность
3.Тематическое планирование с указанием количества часов
5 класс
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов |
| Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности. | 1 |
| Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 1 |
| Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. | 1 |
| Управление компьютером. | 1 |
| Хранение информации | 1 |
| Передача информации | 1 |
| Электронная почта | 1 |
| К.р.№1 по теме «Устройство компьютера. Действия с информацией». В мире кодов. Способы кодирования информации | 1 |
| Метод координат | 1 |
| Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 1 |
| Основные объекты текстового документа. Ввод текста | 1 |
| Редактирование текста | 1 |
| Текстовый фрагмент и операции с ним. | 1 |
| Форматирование текста | 1 |
| Представление информации в форме таблиц. Структура Таблицы. | 1 |
| Табличное решение логических задач. | 1 |
| Разнообразие наглядных форм представления информации | 1 |
| Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере К.р.№2 По теме «Формы представления информации». | 1 |
| Компьютерная графика. Инструменты графического редактора | 1 |
| Преобразование графических изображений | 1 |
| Создание графических изображений | 1 |
| Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | 1 |
| Списки – способ упорядочивания информации | 1 |
| Поиск информации | 1 |
| Кодирование как изменение формы представления Информации. К.р.№3 по теме «Обработка информации» | 1 |
| Преобразование информации по заданным правилам. | 1 |
| Преобразование информации путем рассуждений | 1 |
| Разработка плана действий. Задачи о переправах. | 1 |
| Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | 1 |
| Создание движущихся изображений | 1 |
| Создание анимации по собственному замыслу | 1 |
| Создание итогового мини-проекта | 1 |
| К.р.№4. Итоговое тестирование. | 1 |
| Резерв учебного времени | 1 |
6 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
Раздел. Информационное моделирование – 22ч. |
| Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | 1 |
| Объекты операционной системы. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | 1 |
| Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» | 1 |
| Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) | 1 |
| Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 4–6) | 1 |
| Разновидности объекта и их классификация. | 1 |
| Классификация компьютерных объектов. Практическая контрольная работа№1 «Создание графических изображений» | 1 |
| Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) | 1 |
| Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) | 1 |
| Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | 1 |
| Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» | 1 |
| Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | 1 |
| Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) Практическая контрольная работа 2 «Создание графических изображений» | 1 |
| Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» | 1 |
| Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» | 1 |
| Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» | 1 |
| Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | 1 |
| Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | 1 |
| Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) | 1 |
| Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | 1 |
| Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | 1 |
| Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) | 1 |
| Контрольная работа №3 по теме «Информационное моделирование» | 1 |
Алгоритмика (10 часов) |
| Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | 1 |
| Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | 1 |
| Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | 1 |
| Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» | 1 |
| Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | 1 |
| Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию» | 1 |
| Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 |
| Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 |
| Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 1 |
| Контрольная работа №2 по теме «Алгоритмика» | 1 |
Итоговое повторение |
34 | Повторение | 1 |
7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Глава 1. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 часов |
| Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, ее представление и измерение. Программная обработка данных на компьютере. | 1 |
| Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации | 1 |
| Устройство компьютера. Устройства вывода информации. Оперативная память. | 1 |
| Устройство компьютера. Долговременная память. Типы ПК | 1 |
| Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Практическая работа 1.1 «Работа файлами с использованием файлового менеджера» | 1 |
| Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками. Практическая работа 1.2 «Форматирование диска» | 1 |
| Программное обеспечение компьютера. Практическая работа 1.3 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы» | 1 |
| Графический интерфейс операционных систем и приложений | 1 |
| Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса | 1 |
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы | 1 |
| Контрольная работа №1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» | 1 |
Глава 2. Обработка текстовой информации – 9 часов |
| Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа 2.1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажёра». | 1 |
| Ввод и редактирование документа. Практическая работа 2.2 «Вставка в документ формул» | 1 |
| Сохранение и печать документа. Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев» | 1 |
| Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Практическая работа 2.3 «Форматирование символов и абзацев» | 1 |
| Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа 2.4 «Создание и форматирование списков» | 1 |
| Таблицы. Практическая работа 2.5 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными» | 1 |
| Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа 2.6 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» | 1 |
| Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 2.7 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа» | 1 |
| Контрольная работа №2 «Обработка текстовой информации» | 1 |
Глава 3. Обработка графической информации – 5 часов |
| Растровая и векторная графика. Практическое задание 3.1 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | 1 |
| Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Практическая работа 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 1 |
| Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Практическая работа 3.2 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе» | 1 |
| Растровая и векторная анимация. Практическая работа 3.3 «Анимация» | 1 |
| Контрольная работа №3 «Обработка графической информации» | 1 |
Глава 4. Коммуникационные технологии – 8 часов |
| Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа 4.1 «Путешествие по Всемирной паутине» | 1 |
| Электронная почта. Практическая работа 4.2 «Работа с электронной почтой» | 1 |
| Файловые архивы. Практическая работа 4.3 «Загрузка файлов из Интернета» | 1 |
| Общение в Интернете. Мобильный Интернет | 1 |
| Звук и видео в Интернете. Социальные сети | 1 |
| Поиск информации в Интернете. Практическая работа 4.4 «Поиск информации в Интернете» | 1 |
| Электронная коммерция в Интернете | 1 |
| Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии» | 1 |
| Резерв | 1 |
8 класс
№ | Тема | Количество часов |
| Информация и информационные процессы | 2 |
| Кодирование текстовой и графической информации | 9 |
| Кодирование и обработка числовой информации | 6 |
| Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео | 4 |
| Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (использование электронных таблиц) | 2 |
| Коммуникационные технологии и разработка web-сайтов | 7 |
| Контрольные уроки и резерв | 4 |
| Всего | 34 |
9 класс
№ | Тема | Количество часов |
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 14 |
| Моделирование и формализация | 8 |
| Логика и логические основы компьютера | 4 |
| Информационное общество и информационная безопасность | 2 |
| Контрольные уроки и резерв | 6 |
| Всего | 34 |