№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока |
| план | факт | |
1 | 1.09 | | День знаний. |
2 | 5.09 | | Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. |
3 | 6.09 | | Из греческой мифологии. Герои греческих мифов. «Пять веков». «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах стремления познать мир и реализовать свою мечту. |
4 | 8.09 | | «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме. |
5 | 12.09 | | Из устного народного творчества «Солдат и смерть»,«Как Бадыноко победил одноглазого великана». Предание и легенда. Их художественные особенности. |
6 | 13.09 | | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и её художественные особенности, помощники героев сказки. Народные представления о добре и зле |
7 | 15.09 | | Входная контрольная работа. Отзыв о прочитанной летом книге. |
8 | 19.09 | | Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах ». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. |
9 | 20.09 | | «Повесть о разорении Рязани Батыем» Нравственная проблематика древнерусской литературы |
10 | 22.09 | | Развитие речи «Поучение» Владимира Мономаха». Поучительный характер древнерусской литературы |
11 | 26.09 | | Из русской литературы XVIII века М. В. Ломоносов. Пример самоотверженного подвига, неукротимого дерзания и порыва |
12 | 27.09 | | М. В. Ломоносов. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф.. ». |
13 | 29.09 | | Внеклассное чтение М. В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Пётр Великий. |
14 | 3.10 | | Развитие речи Мастерская творческого письма. Подготовка к сочинению. |
15 | 4.10 | | Обобщающее занятие по теме «Фольклор. Древнерусская литература. Литература 18 века» Подготовка к сочинению. |
16 | 6.10 | | РР Сочинение по теме «Чем удивила меня древнерусская литература и литература 18 века» |
17 | 10.10 | | Из русской литературы XIX века В.А. Жуковский. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. |
18 | 11.10 | | Баллада «Светлана». Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. |
19 | 13.10 | | А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творчестве поэта. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. |
20 | 17.10 | | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта.Виртуальная экскурсия по пушкинским местам. |
21 | 18.10 | | А.С. Пушкин. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда…». |
22 | 20.10 | | А.С. Пушкин.«Зимнее утро».Обучение анализу поэтического текста. |
23 | 24.10 | | Внеклассное чтение А.С. Пушкин (урок-концерт) Любимые стихи о природе. |
24 | 26.10 | | А.С. Пушкин. Роман «Дубровский».Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. |
25 | 27.10 | | Особенности сюжета, композиции, главные герои. |
26 | 31.10 | | Причины ссоры Дубровского и Троекурова. |
27 | 1.11 | | Жизнь крепостных в имениях Дубровского и Троекурова. |
28 | 3.11 | | Роман «Дубровский». Отец и сын. |
29 2 ч. | 14.11 | | Дубровский и Маша Троекурова. |
30 | 15.11 | | Бунт против угнетения и закрепощения. Мир поместного дворянства. |
31 | 17.11 | | Развитие речи Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский |
32 | 21.11 | | Итоговое обобщающее занятие по роману А.С.Пушкина «Дубровский» |
33 | 22.11 | | М.Ю. Лермонтов.Слово о поэте. Виртуальная экскурсия по лермонтовским местам. |
34 | 24.11 | | М.Ю. Лермонтов. Поэт и власть. «Листок». |
35 | 28.11 | | Развитие речи М.Ю. Лермонтов. Мастерская творческого письма. Написать от имени листка рассказ о путешествии к Чёрному морю из «отчизны суровой». |
36 | 29.11 | | М.Ю. Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в лирике. «Тучи», «Парус». Многозначность художественного образа. |
37 | 1.12 | | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Виртуальная экскурсия. |
38 | 5.12 | | Н.В. Гоголь.«Тарас Бульба».Историческая основа повести. |
39-40 | 6.12, 8.12 | | «Бранное, трудное время» Степь как образ Родины в повести Н.А. Гоголя |
41 | 12.12 | | Н.В. Гоголь.«Тарас Бульба». Остап и Андрий. |
42-43 | 13.12 15.12 | | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. |
44 | 19.12 | | Особенности эпического мира могучего, прекрасного человека, изображённого Н. В. Гоголем в повести «Тарас Бульба». |
45-46 | 20.12, 22.12 | | Промежуточное контрольное сочинение по роману Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Подготовка и написание |
47 | 26.12 | | Развитие речи Мастерская творческого письма. Написание рассказа о событиях от лица их участника. |
48 | 27.12 | | Внеклассное чтение. А.И.Куприн «Чудесный доктор» |
49 | 29.12 | | И.С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. |
| | | 1 полугодие – 49 часов |
50-51 2 четв | 16.01, 17.01 | | И.С. Тургенев. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта;образ лесника; позиция писателя. |
52 | 19.01 | | И.С. Тургенев. Внеклассное чтение «Записки охотника»:общечеловеческое в рассказах: милосердие, порядочность, доброта. |
53 | 23.01 | | И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе«В дороге». |
54 | 24.01 | | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Виртуальная экскурсия по некрасовским местам. |
55-56 | 26.01 30.01 | | Н.А. Некрасов Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям. |
57 | 31.01 | | Л. Н. Толстой Л. Н. Толстой в 30 – 50-е гг. 19 века. Повесть «Детство» |
58-59 | 2.02, 6.02 | | Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. |
60-61 | 7.02, 9.02 | | Л.Н.Толстой. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство». |
62-63 | 13.02, 14.02 | | Развитие речи. Устное сочинение. Уроки доброты Л.Н.Толстого. |
64 | 16.02 | | В.Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. |
65-66 | 20.02 | | В. Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям. |
67 | 21.12 | | Мастерская творческого письма. Подготовка к сочинению. |
68 | 28.02 | | Контрольное сочинение «Спешите делать добрые дела!» |
69 | 2.03 | | А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Отношение автора к героям. |
70 | 6.03 | | Внеклассное чтение А.П. Чехов Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. |
71 | 7.03 | | Развитие речи. Мастерская творческого письма. |
72 | 13.03 | | Внеклассное чтение Творческий проект: « Мир природы и человека в стихотворениях, рассказах писателей и пейзажах русских художников И.И. Левитана, М.В. Нестерова |
73 | 14.03 | | И.А. Бунин Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…». |
74 | 16.03 | | И.А. Бунин Рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. |
75 | 20.03 | | А.И. Куприн Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель». Основные темы и характеристики образов. |
76 | 21.03 | | А. И. Куприн. Рассказ «Тапёр».Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. |
77 | 23.03 | | С.А. Есенин. Слово о поэте. Особенности поэтики. Стихи о животных.«Песнь о собаке» |
78 4 ч. | 3.04 | | С.А. Есенин «Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина. |
79 | 4.04 | | Внеклассное чтение С.А.Есенин. Стихи о природе. Творческий проект. Иллюстрации к стихам о природе С.А.Есенина. |
80 | 6.04 | | Внеклассное чтение. Поэты XX века о родине, родной природе: А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»; Б.Л. Пастернак. «После дождя»; Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»; А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь» |
81 | 10.04 | | М.М. Пришвин «Кладовая солнца».Сказка-быль. Особенности жанра. Смысл названия сказки-были. |
82 | 11.04 | | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».Настя и Митраша. |
83 | 13.04 | | Н.М. Рубцов.«Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй. |
84 | 17.04 | | Из поэзии о Великой отечественной войне М.В.Исаковский. «В прифронтовом лесу» |
85 | 18.04 | | А.А.Ахматова «Мужество», «Победа» |
86-87 | 20.04 24.04 | | Поэты о Великой Отечественной войне: С.С.Орлов, К.М.Симонов, Р.Гамзатов, Д.Самойлов |
88 | 25.04 | | Внеклассное чтение «Сороковые – роковые…» Литературная композиция. |
89 | 27.04 | | В. П. Астафьев Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. |
90 | 4.05 | | В.П. Астафьев Рассказ «Конь с розовой гривой». Бабушка и внук. |
91 | 8.05 | | Развитие речи Мастерская творческого письма. Подготовка к сочинению |
92 | 11.05 | | Итоговое контрольное сочинение «Нравственные уроки литературы 20 века» |
93 | 15.05 | | Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. |
94 | 16.05 | | Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. |
95 | 18.05 | | О. Генри. Рассказ «Вождь краснокожих». О детстве — с улыбкой и всерьез. Дети и взрослые в рассказе. |
96 | 22.05 | | Джек Лондон. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения. |
97 | 23.05 | | Внеклассное чтение. Знакомство с зарубежной литературой. |
98 | 25.05 | | Семинар «Какой я читатель?» Рекомендации на лето. |
| | | Итого контрольных работ - 4 |
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
- последовательность изложения.
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка | Основные критерии оценки |
содержание и речь | грамотность |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок. |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется болев 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».