Учитель Маслова С. В.
Тема | Кол-во часов | Дата | Содержание | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч) |
Путешествие в прошлое | 1 | 3.09 | Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница); | распознают слова и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; используют словарные статьи для определения лексического значения слова; учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами |
Русский богатырь | 1 | 10.09 | слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кольчуга, шлем, науши, бармица, ) |
Чем мерили в старину? | 1 | 17.09 | слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д) |
Слова, связанные с качествами и чувствами людей | 1 | 24.09 | например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный | Характеризуют героев русских народных сказок словами, связанными с качеством и чувствами людей |
Слова, называющие родственные отношения | 1 | 1.10 | например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица | Из текста народных сказок выбирают слова, называющие родственные отношения |
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. | 1 | 8.10 | Красна девица, добрый молодец, золотые косы, Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный и др. | Выделяют эпитеты в текстах русских народных сказок |
, Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. | 1 | 15.10 | Признаки заимствованных слов | Работают со статьями из словаря иностранных слов |
Русские слова в языках других народов. | 1 | 22.10 | Слова, обозначающие предметы быта, продукты, животных (самовар,пирожок, соболь и др.) | На примере исторических фактов о взаимодействии русских людей с людьми других национальностей |
Проектное задание: Откуда это слово появилось в русском языке? | 2 | | Слова: каникулы, вокзал, футбол и т.д. | Создают презентацию, используя словарные статьи толкового, этимологического словарей, словаря иностранных слов |
Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках. | 2 | | Пословицы, содержащие устаревшие слова, обозначающие единицы массы, единицы длины. Пословицы, содержащие устаревшие слова, обозначающие части тела | создают книжку с пословицами с устаревшими словами в картинках |
Раздел 2. Язык в действии. 6ч. |
Омонимы, омофоны, омоформы, | 1 | | Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах. Повторение: отличие многозначного слова от омонимов. | знакомятся с омофонами и омоформами и учатся их определять. упражняются в различении многозначного слова от омонима |
Как правильно произносить слова. | 1 | | Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов | работают с орфоэпическим словарем |
Фразеологизмы. | 1 | | Продолжить формирование представления о фразеологизмах. Уметь определять слова с переносным значением слова. | работают с фразеологизмами; заменяют слова фразеологизмами; объясняют смысл фразеологизма; используют в речи |
Диалектизмы. | 1 | | Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке. | читают тексты, в которых использованы диалектизмы |
Пословицы и поговорки. Афоризмы | 1 | | Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами. | учатся уместно употреблять пословицы в речи; знакомятся с афоризмами |
Сочинение по пословице | 1 | | | учатся составлять текст по заданной пословице. |
Раздел 3. Секреты речи и текста 12ч. |
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. | 1 | | Составление диалога | Составляют диалог, используя корректные вопросы |
Информативная функция заголовков. Типы заголовков. | 1 | | Подбор заголовков к тексту | Подбирают заголовки к тексту |
План текста | 2 | | Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. | Составляют плана текста, не разделённого на абзацы; пересказывают текст с изменением лица. |
Художественный стиль. | 1 | | Знакомство с художественным стилем. Составление текста в художественном стиле. | анализируют тексты разных стилей; выявляют особенности художественного стиля; пробуют самостоятельно составить небольшой рассказ в художественном стиле. |
Композиция текста. Основные элементы композиции. | 1 | | Знакомство с основными элементами композиции текста. | знакомятся с основными элементами композиции текста; учатся их находить в тексте |
Композиция. Работа с деформированным текстом. | 2 | | Упражнения в определении элементов композиции | упражняются в определении элементов композиции в деформированном тексте; восстанавливают и записывают текст |
Творческая работа. Написать рассказ на тему: «Что произошло после того, как наша кошка Мурка научилась разговаривать» | 1 | | | продумывают содержание рассказа и его композицию; составляют план рассказа; записывают опорные слова; составляют черновой вариант текста; редактируют; записывают чистовой вариант текста. |
Газетно-публицистический стиль. | 1 | | Знакомство с особенностями газетно-публицистического стиля | знакомятся с жанрами газетного стиля; упражняются в определении газетного жанра |
Я пишу письмо | 1 | | Знакомство с особенностями эпистолярного жанра | знакомятся с особенностями эпистолярного жанра; пробуют самостоятельно написать письмо другу, в котором бы просматривались такие части: обращение к адресату, рассказ о событиях, изложение своих мыслей, добрые пожелания адресату. |
Итоговый тест | 1 | | | выполняют итоговую работу |
Повторение изученного материала | 4 | | | |