Самоанализ занятия
по внеурочной деятельности «Театральная студия» во 2 классе
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Охочевская средняя общеобразовательная школа»
Щигровского района Курской области
учителя начальных классов Картышевой Раисы Михайловны
Тема занятия: Кукольный спектакль по мотивам сказки А.П. Гайдара «О военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»
Дата проведения: 30.01.2020 г.
Количество учащихся: 13
Направление внеурочной деятельности: общекультурное
Название программы, в рамках которой проводится занятие:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная студия»
Виды деятельности учащихся на занятии: просмотр презентации «А.П. Гайдар-боец, писатель, гражданин» с целью мотивирования, актуализации на сценическую деятельность; подготовки зрителя к просмотру спектакля (1 этап)
Работа по реализации проекта, показ спектакля, проявление творческой активности, использование сценического пространства (2 этап)
Представление исполнителей, выражение эмоций, выводы (3 этап)
Форма проведения: практическое итоговое занятие, спектакль
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Социально-патриотическое»
Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений Задачи: выразительными средствами театрального искусства воздействовать на эмоциональную атмосферу, сближающую исполнителей и зрителей; развивать внимание, память, координацию движений; создать положительную основу для воспитания патриотических чувств Планируемые результаты: Личностные результаты: потребность сотрудничества со сверстниками; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; осознание значимости занятий театрально-игровой деятельности для личного развития; Предметные результаты: выразительно читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выражать эмоциональное состояние героев (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); умение правильно пользоваться жестами и мимикой при создании образов; координировать движения при размещении тела в сценическом пространстве, управлении куклами, применении атрибутов. Метапредметные УУД: Регулятивные: понимать и принимать практическую задачу; уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; давать себе позитивную установку; Познавательные: проявлять свои творческие способности при инсценировании произведения; Коммуникативные: расширение и обогащение коммуникативного и жизненного опыта школьников в новом контексте общения. Второй уровень воспитательного результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Поставленная цель в полной мере соответствуют содержанию и результатам деятельности. На протяжении всего занятия происходит процесс приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, которые заложены в самой программе: ценность общения, добра и истины, семьи, труда и творчества, социальной гражданственности и патриотизма, солидарности.
Самоанализ занятия хочу продолжить краткой характеристикой группы ребят. Группа учащихся разновозрастная. Я обратилась и к бывшим моим воспитанникам, мальчикам 9, 6 классов, а также ученикам 5, 4, 3 классов.
Что касается самого спектакля, меня, в первую очередь, волновал вопрос: оправдан ли выбор такого сложного произведения для детей. Безусловно, постановка адаптирована. Но главная суть произведения осталась нетронутой. Гайдар задумывает эпический сказ о маленьком мальчике — Мальчише-Кибальчише с чистым и мужественным сердцем, человеке с душой настоящего командира, верного своим идеалам и героически стойкого в служении им. Жертвенность судьбы которого для автора неизбежна. В ней и заключена тайна, которую должен раскрыть сам маленький читатель.
Мальчиш-Кибальчиш - яркий пример тезиса «…смелость – не признак взрослого человека…»
Мальчиш-Плохиш - отрицательный персонаж. Он лицемер, вредитель и предатель.
Дети полностью отдались своей игре, каждый из них, независимо от того, играл ли положительного героя или отрицательного, старался полностью вжиться в свою роль. А зрителям, я думаю, удалось увидеть и услышать естественные детские эмоции.
Конечно же, итоговому занятию предшествовала серьёзная подготовительная работа. Дети прочитали сказку А.П. Гайдара, обсудили её содержание, провели квест-игру: «…смелость – не признак взрослого человека…».
Ребята старались выразить собственное мнение, отвечая на вопросы: «Для чего я живу, на кого равняться, что для меня самое главное в жизни?»
С целью изучения исторических событий прошлого столетия, биографии писателя, мы совершили виртуальную экскурсию в музеи А.П. Гайдара в г. Льгов, г. Арзамас, обратились к краеведческому материалу «Дети войны», воспоминаниям жительницы нашего села Самохваловой Нины Тимофеевны.
Воспитанников уговаривать долго не пришлось, любая роль воспринялась с желанием. Главных героев подбирали по активности, возрастной категории. Куклы, декорации, атрибуты старались сделать яркими, которые бы соответствовали образам персонажей, историческим фактам, подбирали музыкальное сопровождение.
Я решила сделать такую постановку, привлекая к участию воспитанников не только начальной школы, но и старшеклассников, с целью сплочения детей в одну команду, которая занята одним общим важным делом.
Проводимые мною занятия по внеурочной деятельности «Театральная студия» направлены, прежде всего, на воспитание жизненно адаптированного человека, психологически готового к различным жизненным ситуациям; помогают ребенку самосовершенствоваться, способствуют самораскрытию.
Сценарий кукольного спектакля по мотивам произведения А. П. Гайдара
«Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».
Техническое оснащение:
-презентация «А.П. Гайдар-боец, писатель, гражданин»,
-подборка аудиозаписей,
-стационарная ширма.
Исполнители: дети 2-5 классов, 6 класса, 9 класса.
Действующие лица:
Мальчиш-Кибальчиш- Самохвалов Кирилл
Отец - Чернышев Максим
Брат - Моисеев Александр
Всадник (костюмированный персонаж) – Пасашков Станислав
Малчиш - Плохиш - Бирюков Илья
Мальчиши-малыши (костюмированные персонажи): Бахтояров Александр, Бирюков Сергей, Тынянов Иван, Хардиков Иван
Буржуины – Бирюков Максим, Назиров Артём
Дети-пионеры – Бахтояров Александр, Казымова Диана
Самолёты – Бирюков Сергей, Тынянов Иван, Хардиков Иван
Пароходы - Моисеева Полина, Сергеева Аксинья
Декорации и атрибуты: -плакаты «Рабочий и колхозница», «Родина-Мать зовёт!», «Обложка книги А. П. Гайдара «О военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»;
-задники театральной ширмы, показывающие картину мирной жизни, войны, склада боеприпасов, взрыва, темницы;
-плоскостные куклы Мальчиша-Кибальчиша, отца, брата, Плохиша, буржуинов;
-будёновки, кони для всадника, мальчишей;
-плоскостные изображения самолётов, теплоходов, обелиска памяти.
Адресность спектакля: приглашённые гости, старшее поколение людей, рождённых в военное время, родители, обучающиеся школы.
Рассказчик: учитель начальных классов.
1.Представление презентации «А.П. Гайдар - боец, писатель, гражданин» (На кадрах 1-5 изображены фотографии из опыта работы «Театральной студии»)
1 кадр «Театральная студия»
Добрый день, дорогие друзья! «Театральная студия» приветствует Вас. За время работы нашего объединения, мы создали не один творческий проект.
2 кадр
Театр – и зрелище и школа для народа,
3 кадр
Будить сердца людей – вот в чём его природа!
4 кадр
На путь неправедный он не даёт свернуть,
5 кадр
Он к свету нас ведёт, открыв нам правый путь.
ГАБДУЛЛА ТУКАЙ
6 кадр
«Портрет А.П. Гайдара, изображение обложки книги «Сказка о военной тайне, о Мальчише - Кибальчише и его твёрдом слове»
Сегодня, мы хотим представить Вашему вниманию спектакль по мотивам произведения нашего земляка, советского детского писателя, киносценариста, журналиста, военного корреспондента, участника Гражданской, Великой Отечественной войн А.П. Гайдара «Сказка о военной тайне, Мальчише - Кибальчише и его твёрдом слове».
7 кадр «Илюстрации к «Сказке о военной тайне, о Мальчише - Кибальчише и его твёрдом слове»
События сказки разворачиваются в суровые дни становления молодого Советского государства и являются, возможно, спорными, в свете нынешнего критического отношения к истории.
Работая над постановкой, у нас возникало очень много вопросов: красные, белые, буржуины… Но у истории нет сослагательного наклонения, нам, потомкам, остаётся только извлекать уроки прошлых лет: не повторять ошибок, а брать всё самое лучшее, что было создано старшим поколением.
8 кадр «Жизнь пошумит, пошумит, а правда останется»
Как говорил А.П. Гайдар: «Жизнь пошумит, пошумит, а правда останется».
9 кадр «Целое поколение победителей»
Мы с ребятами пришли к такому мнению, на произведениях подобного содержания воспитывалось целое поколение Победителей, подарившим нам, ныне живущим, мир, свободу, да и само право на жизнь.
10 кадр «Выставка книг А.П. Гайдара»
На примере таких литературных произведений мы можем поддерживать связь поколений, воспитывать в себе любовь к Родине, чувство долга, стойкость, мужество, честность, верность земле отцов и дедов.
11 кадр «Писатель, воин, патриот Аркадий Гайдар»
Каким был и сам писатель, потому что герои гайдаровских книг и сама жизнь этого человека неразделимы, а военная тема, военная тайна являлись главными спутниками Аркадия Петровича. Весёлый, честный, смелый, не знавший страха в бою - таким его запомнили сослуживцы.
12 кадр «75 лет Великой Победе»
В этот легендарный год, 75-летия Великой Победы, театральная постановка создана нами и посвящена Ветеранам, Труженикам тыла, Детям Войны, всем, кого коснулась эта страшная война, а она, к сожалению, не обошла ни одну семью, т.е. посвящена всем нам.
13 кадр «Афиша»
2.Представление спектакля.
Дети занимают свои места за ширмой.
(На заднем плане ширмы изображение картины мирной жизни)
Звучит спокойная музыка
Рассказчик (На фоне музыки): В те далёкие, далёкие годы, когда только что отгремела по всей стране война, жил да был Мальчиш по прозванию Кибальчиш, да отец его, да старший брат. А матери у них не было. Тихо стало на тех широких полях, на зелёных лугах, где рожь росла, да гречиха цвела.
Появляется Мальчиш-Кибальчиш
Мальчиш-Кибальчиш: Гоп! Гоп! Гоп! Хорошо! Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать. Нечего буржуинов бояться! Некому в пояс кланяться! Живи да работай - хорошая жизнь.
На заднем плане ширмы декорация (война)
Фонограмма (сигнал тревог)
Рассказчик: Но недолго продержался мир. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды, и горят за горами зори от зарева дымных пожаров.
Появляется фигура отца
Рассказчик: Собрался на войну отец Кибальчиша, а уходя наказывал.
Отец: Рожь мы густо сеяли,
Хаты крепко строили,
Жить хотели долго и счастливо.
Но пришёл враг, откуда не ждали,
Принёс беды, какой не ведали,
Хочет по земле нашей ходить.
Наши хаты жечь,
Нашу рожь топтать.
Рассказчик: Было полбеды, а теперь кругом беда. В поле пули тучами, по отрядам снарядов тысячами. Встал тогда на подмогу старший брат.
Появляется фигура брата
Брат: Прощай, Кибальчиш, воевать мы уходим.
Щи в котле, каравай на столе,
Вода в ключах, а голова на плечах.
Живи, как сумеешь, а нас не дожидайся!
Рассказчик: Хотел Мальчиш погулять, поиграть, да не играется, хотел спать лечь, да не спится. День проходит, два проходит. Вдруг видит всадник скачет. Голова перевязана, в седле еле держится.
Фонограмма (топот коня)
Появляется всадник, голова перевязана, в седле еле держится
Всадник: Эй, вставайте, кто может. И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И победа близка, да сил нету. Эй, вставайте, кто ещё остался! Нам бы только ночь простоять да день продержаться!
Рассказчик: Вскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш и закричал громким голосом.
Мальчиш: Эй, мальчиши-мальчишки, или мы малышки?
Пришла пора нам показать, как мы умеем воевать.
А ну-ка шашки наголо! А ну, скорее все в седло!
Вперёд, в атаку, на врага! Вперёд! Ура!
Дети в будёновках выбегают с разных сторон, скачут, имитируя сражение
Кричат: Ура! Ура! Ура!
Фонограмма (из фильма «Красные дьяволята») «Погоня»
Мальчиш: Старшим братьям и отцам мы в бою поможем,
Победить и отстоять Родину мы сможем.
Эй, держись, враг злой и ненасытный,
Ты получишь по делам, будешь ты побитым!
Мальчиши кричат: Ура! Ура! Ура!
Дети уходят
Рассказчик: Бьются мальчиши от тёмной ночи до светлой зори. Лишь один Мальчиш по прозванию Плохиш не бьётся, а всё высматривает, как бы буржуинам помочь.
Появляется Плохиш
Плохиш: Все зовут меня Плохиш и хитрец!
Ну, а я-то точно знаю-молодец!
Как такому молодцу воевать!
И зачем мне молодцу погибать!
Ну, какие там враги-пустяки.
Скажут мне они: «Дружок, помоги».
И, конечно же, дадут мне награду
Шоколаду, леденцов, мармеладу!
Рассказчик: А Буржуины тут как тут.
Появляются Буржуины
Буржуин: Этот мальчиш так хорош,
Лучше даже не найдёшь!
За конфетку будет нам служить,
И, конечно же, поможет победить!
Буржуин даёт Плохишу конфету
Плохиш: Спасибо, мой великий господин!
За угощение такое - любую тайну я открою.
Любую службу сослужу.
Под склад взрывчатку подложу.
Буржуин 1: Вэри-вэри-вэри гуд! Красной армии-капут!
Как исполнишь ты как надо, вмиг получишь ты награду!
Бужуин 2: Этот орден смотри, смотри - он с бриллиантами внутри!
Меняется задник декорации (ящики с боеприпасами)
Рассказчик: Подкрался Плохиш, где хранилось оружие и боеприпасы Красной армии, поджёг, а сам спрятался.
Меняется задник декорации (взорванный склад)
Звучит фонограмма «Взрыв».
Рассказчик: Как рвануло пламя ярче тысячи молний, как раздался взрыв громче тысячи громов!
Мальчиш: Измена!
Голоса детей: Измена! Измена!
Появляются Буржуины
Рассказчик: Из-за дыма и пламени налетели Буржуины, схватили Мальчиша-Кибальчиша, посадили в темницу, заковали в цепи.
Меняется задник декорации( темница)
Рассказчик: А главный Буржуин захотел узнать: «Нет ли страшной тайны у Красной армии?»
Буржун 1: Отчего ты, Кибальчиш, погибаешь, а пощады не просишь? Отчего ты не хочешь вкусно есть и сладко пить?
Буржуин 2: И что это за страна, где даже каждый малыш знает страшную тайну.
Мальчиш: Есть страшная тайна у армии Красной,
Кто б не напал - всё будет напрасно!
Не будет пощады ни днём вам, ни ночью!
За Родину встанет крестьянин, рабочий.
Свобода дороже всего нам на свете.
Свободными будут расти наши дети.
И нас не сломить никакому врагу.
Всё! Больше сказать ничего не могу!
Рассказчик: В бессильной злобе заскрипел зубами Главный буржуин и приказал расстрелять Мальчиша гордого и храброго Кибальчиша.
Звучит фонограмма звука выстрела
Рассказчик: Погиб Мальчиш-Кибальчиш, и в страхе побежали враги, громко проклиная эту страну, с её удивительным народом, непобедимой армией и с её неразгаданной тайной.
Появляется обелиск., спущенный флаг
Выходят дети, в руках держат самолёты, пароходы
Звучат фонограммы звука самолётов, пароходов, мелодии песни «Взвейтесь кострами»
Рассказчик: Летят самолёты-
Дети: Привет Мальчишу!
Рассказчик: Плывут пароходы-
Дети: Привет Мальчишу!
Рассказчик: А пройдут пионеры-
Дети: Салют мальчишу!
Рассказчик: Так закончилась сказка о Мальчише-Кибальчише и его военной тайне.
Мира Вам, здоровья, долголетия,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберёт война.
Звучат аплодисменты.
3.Заключительная часть.
Рассказчик: А теперь, разрешите мне, представить юных артистов.
На сцену выходят дети, рассказчик представляет каждого участника спектакля.
Рассказчик: Дорогие ребята, уважаемые гости, мне хочется завершить наш спектакль словами А.П. Гайдара: «Живите ясно и честно, будьте достойными своей страны».
Аркадий Петрович Гайдар прожил короткую, но очень яркую жизнь.
Да, хорошая жизнь приходит не просто,– говорил Гайдар.
И пусть ребята не ждут готовых радостей и готового благополучия, пусть знают, что с них большие дела спросятся.
И всегда у писателя за спокойными светлыми страницами звучит настораживающий, тревожный голос: Смотри! Слушай! Береги Родину!
Любите жизнь, радуйтесь всему хорошему в ней! Любите людей, больше доверия друг другу! Берегите мир в своей большой семье, – говорил Гайдар. Спасибо всем за участие и за внимание.
Литература:
1. А. П. Гайдар «Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»
2. В. Салий «О детях войны»
3.Э. Гурилова «Методика организации театральной деятельности дошкольников»
Интернет ресурсы: MAAM.RU Международный образовательный портал.
Краеведческий материал: Воспоминания Самохваловой Нины Тимофеевны, жительницы нашего села.
Была осень 1941 года. Мне шёл восьмой год. Наши солдаты отступали. Дали приказ эвакуироваться на север. Но моя мамка, Лукерья Ефимовна, сказала, что ехать некуда, да и как; ведь нас было у неё пятеро, мал- мала меньше. Младшей сестрёнке Вале исполнился только годик. Мы стояли на улице, одели на себя всё, что было, хаты наши горят. Подходят немцы к нам, говорят, что это Сталин сжёг нас, а я в ответ, что это не Сталин, а Гитлер, это он на нас напал. А мамка меня дёргает за рукав, только не знаю почему, повзрослев, конечно, поняла. Немцы шли беспрерывно, кучами бежали за танками дня три, а то и четыре. В деревне нашёлся староста немец Герман, назначили полицейских. Немцы собирали яйца, молоко, мясо, всё самое хорошее, что осталось у людей. Отобрали коров, не стало молока. Мы жили три года в погребе, потом старший брат Николай построил землянку. В ней прожили ещё лет пять. Позже построили маленькую хатёнку. Во время войны ели траву, сергибус, лебеду, рвали воробьиный щавель, из него мамка пекла хлеб. У людей опухали лица, трескалась кожа, из ран текла сукровица. Мы не опухали, а вот соседские дети очень сильно опухали, их было у тёти Веры восемь душ.
Отца нашего звали Самохвалов Тимофей Дмитриевич, забрали на фронт в начале войны, попал в плен, бежал, добрался до дома, побыл несколько денёчков, а потом с обозом солдат ушёл снова на фронт. В 1943 году пропал без вести на Курской Дуге. Я помню, как пришла похоронка, мать сильно плакала, криком кричала, и мы плакали, успокаивались, а потом опять. Отец у нас хозяйственным, рассудительным человеком был, мы его очень любили, и он нас, работал кузнецом в колхозе, заботился о нас. Женщины трудились на полях, а мы дети помогали им. Помню, как пахали поле рядом с дорогой на д. Кресты, немцы едут на мотоциклах, останавливаются, нас детей ставят первыми в плужок, на место матерей, а их позади, фотографируют, хохочут, говорят, что эти снимки отправят в Германию своим жёнам, чтобы показать, я так понимаю, какими рабами мы стали, как они над нами издеваются. Старшего брата немцы чуть не застрелили. Он ехал на лошади. Немцы кричат ему, чтобы он остановился, а он не слышит. Фашисты приняли брата за партизана, а когда выяснили, что он местный, сняли валенки и отпустили. Пришёл Коля домой босиком по снегу, слава Богу, живой. Немцы колхозы разорили, порезали коров, лошадей, овец. Я помню, как на д. Кочетовка стояла рига, где стояли колхозные лошади, штук сто, а овец тьма сколько. Всё съели фашисты. Пилили лес, выпилили все берёзки, строили дорогу, устилали брёвнами.
Когда освобождали, боя в деревне не было. Помню, как немцы отступали, проехало танков пять да машин с десяток. Всё наши разбили.
После войны пошла в первый класс, класс был разновозрастный, человек шестьдесят. Учила нас Олимпиада Васильевна, жена попа. Проучилась так четыре года, а потом нас развели по классам, учитывая возраст. Но в пятом классе проучилась недели две, и меня вместе с Валей Хопиной и Валей Гвоздёвой отправили в Марийскую АССР валить лес на полтора года. Потом приехала домой, немного походила в школу и стала носить почту, повзрослела, пошла работать в колхоз. Мамка постарела, работала и за себя, и за неё. Грузили с женщинами свёклу, возили разгружать на ст. Охочевка. Приходила домой затемно.
Трудно было очень, но я была молодой, сильной, и всё мне поддавалось.