О. И. Кулипок, учитель русского языка и литературы УО «Полоцкая государственная гимназия № 1 имени Франциска Скорины»
Приёмы работы с текстом на уроке русской литературы
как средство развития читательской грамотности
(по биографии и творчеству И. С. Тургенева)
Мастер-класс
Цель для педагогов-участников: предполагается, что к концу урока участники смогут ответить на вопрос, каким должно быть представление об И. С. Тургеневе у выпускника школы; перечислить четыре вида чтения; назвать три приёма работы с текстом, которые могут быть использованы на уроке литературы.
Цель для педагогов-наблюдателей: предполагается, что к концу урока наблюдатели смогут назвать пять приёмов работы с текстом, определить наиболее эффективные из них, а также ответить на методические вопросы по организации занятия.
Задачи:
организовать активное взаимодействие участников урока, а также создать условия для сбора информации педагогами- наблюдателями;
совместно отработать отдельные методические приёмы;
создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, осознаний участниками значимости полученного опыта.
Оборудование: карта урока для участников урока, карта наблюдений для наблюдателей, карточки к физкультминутке со словами, огоньки из бумаги для рефлексии; мультимедийная презентация (https://sway. office.com/2tET9J7rnNMRvjVn?ref=Link).
Ход урока
Организационный этап.
— Как из одной спички можно разжечь долгожданный огонь, так пусть каждое слово, сказанное сегодня, найдёт отклик в ваших сердцах, зажигая маячки для ваших идей и находок. А девизом нашей встречи станут слова Ивана Сергеевича Тургенева из стихотворения в прозе «Услышишь суд глупца»: «Будем стараться только о том, чтобы приносимое нами было точно полезною пищей».
II. Мотивационно-ориентировочный этап.
Постановка проблемного вопроса.
Каким должно быть представление об Иване Сергеевиче Тургеневе у выпускников школы? (2 минуты на обдумывание.)
Обсуждение мнений участников урока по проблемному вопросу.
Формулирование целей мастер-класса.
Мы сегодня попытаемся нарисовать литературный портрет И. С. Тургенева, а также обратим внимание на приёмы работы с текстом, которые могут быть эффективны на уроках словесности. Учебную задачу мы будем решать вместе с участниками урока, методическую задачу ставлю для наблюдателей, которые в течение нашей встречи фиксируют факты и свои мысли в карту наблюдений.
IV. Информационно-деятельностный этап.
Прежде чем приступить к созданию эскиза литературного портрета Ивана Сергеевича, давайте обратимся к таким понятиям, как чтение, читательская грамотность, компетентность чтения, виды чтения. Ведь на каждом уроке литературы мы работаем с текстом, поэтому эти термины актуальны для нас, учителей-словесников.
Работа с текстом с помощью приёма «Феномен».
Перед вами текст (приложение 1), найдите ответ на вопрос: сколько стран захотели участвовать в PISA-2018? (82.) Сколько направлений подвергается оценке данной международной программы? (Три.) Какой вид чтения использовали? (Поисковое чтение, т. е. чтение с выборочным извлечением информации.)
В течение 30 сек просмотрите текст и найдите определения понятий читательская грамотность, читательская компетентность, а также перечислите виды чтения. Какой вид чтения использовали? (Просмотровое чтение, позволяющее получить самое общее представление о содержании текста.)
В течение двух минут ознакомьтесь с текстом и попробуйте ответить на вопрос: что такое метакогнитивные компетенции? Сколько процентов понимания текста необходимо для ознакомительного чтения? (Полнота понимания содержания текста при ознакомительном чтении составляет 70 %.)
2. Обсуждение эффективности приёма «Феномен».
Скажите, какие особенности оформления текста помогали работать с ним. (Выделенные жирным шрифтом слова, словосочетания.)
Уважаемые наблюдатели, скажите, как этот приём называется? (Приём «Феномен».)
Попробуйте пояснить суть приёма. (В тексте выделяются жирным шрифтом или маркером интересующие нас понятия или термины. Это облегчает процесс знакомства с текстом при поисковом и просмотровом чтении.)
Такой приём актуален при отсутствии времени на уроке для знакомства с интересными, курьёзными фактами из жизни писателя. Занимательные ключевые слова, фразы могут заинтересовать учащихся, которые после занятия захотят изучить данный материал самостоятельно.
V. Моделирование.
1. Приём «Гексы».
Перед изучением большинства художественных произведений мы обращаемся к биографии писателя с тем, чтобы, например, понять жизненные истоки творения или осмыслить его на должном уровне. Здесь уместным, на мой взгляд, может быть шестигранное обучение. Предлагаю практически поработать с таким приёмом, как «Гексы». Гексы — это графическая систематизация изученного материала. На шестиугольниках вы видите ключевые слова, даты, изображения. Ваша задача — составить гексы таким образом, чтобы их грани имели связь, которую необходимо будет пояснить. Вы также можете заполнить пустые гексы, если вы считаете, что смысл ключевого слова не раскрыт полностью, а также не использовать лишние, на ваш взгляд, гексы. Время выполнения задания — 8-10 минут.
1. Варвара Петровна; дом в усадьбе Спасское-Лутовиново (изображение); крепостное право; «аннибалова клятва»; «Записки охотника»; «Муму»; статья на смерть Н. В. Гоголя; дворник Андрей; Герасим; Лутовиновы.
Предполагаемые ответы при работе с гексами (Во время оглашения результатов работы другие микрогруппы могут дополнять друг друга, добавляя при желании новые гексы.)
Ключевое словосочетание — крепостное право. Изображение усадьбы в Спасском- Лутовинове, где прошло детство писателя. С крепостным правом имение связано ввиду вспыльчивого и капризного нрава его хозяйки Варвары Петровны (матери Ивана Сергеевича), ведь в Спасском ежедневно разыгрывались сцены барского произвола. Варвара Петровна происходила из рода Лутовиновых — богатых помещиков, фамильными чертами которых были властолюбие и необузданность. Виденное и слышанное в детстве пробудило в сердце Тургенева ненависть к крепостничеству. Тогда и появилась «аннибалова клятва» — обещание бороться с угнетением крестьян до конца. Такую клятву давали воины карфагенского полководца Аннибала, иначе Ганнибала. «Записки охотника», «Муму» — первые произведения, в которых реализуется данный молодым писателем обет. Прототипом Герасима из рассказа «Муму» стал немой дворник Андрей, служивший у матери Тургенева.
Статья на смерть Н. В. Гоголя принесла Ивану Сергеевичу много неприятностей: арест на месяц, ссылка в родовое имение. Хотя это был лишь повод, так как антикрепостнические «Записки охотника» уже сделали Тургенева неблагонадёжным в глазах жандармского управления.
2. Полина Виардо (фото); тургеневская девушка; Баден-Баден; Анна Николаевна Гагина; «Ася»; «зинцигское впечатление»; любовь; Рейн; цветок гераниума (изображение); «У счастья нет завтрашнего дня».
Предполагаемые ответы при работе с гексами
Ключевое слово — любовь. В конце 50-х годов XIX века Тургенев, путешествуя по Германии, остановился в городке Зинциг, что находится на Рейне. Катаясь на лодке, писатель увидел двухэтажный домик, из верхнего окна которого высунулась голова хорошенькой девушки, а из нижнего этажа смотрела старуха. Особое настроение и мастерство Тургенева помогли быстро выстроить фабулу повести. Образ главной героини произведения — это образ тургеневской девушки. Для её нравственного облика характерны женственность, поэтичность, внутренняя чистота, душевное богатство, способность глубоко любить, тонко чувствовать, требовательность к себе и к своим возлюбленным, преданность. Цветок гераниума рассказчик в повести «Ася» хранит как память об ушедшей любви, понимая, что «у счастья нет завтрашнего дня» (цитата из повести).
Семь лет жизни Тургенева связаны с городом Баден-Баден, куда он в 1864 году переехал вслед за семейством Виардо. Полина Виардо (знаком с 1843 года), к которой Иван Сергеевич испытывал тёплые чувства, привезла своего мужа туда на лечение. Сам Тургенев, по воспоминаниям, ощутил здесь душевный покой, счастье и семью, ведь дети Виардо очень привязались к писателю. Тема любви раскрывается в повести «Ася», главной героиней которой является Анна Николаевна Гагина.
1859 г.; нигилист; Н. А. Добролюбов; журнал «Современник» (изображение); Базаров; революционные идеи; «низы» не хотят, а «верхи» не могут; «Отцы и дети»; «ничто», конфликт.
Предполагаемые ответы при работе с гексами
Ключевое слово — нигилист, что в переводе с латинского означает «ничто». В 1840-е годы нигилистами именовали революционеров. Они не отказывались от этого названия, но вложили в него иной смысл. Нигилизм связывали с развитием науки, в первую очередь естествознания, со стремлением ничего не принимать на веру, всё проверять жизнью. В романе «Отцы и дети» нигилистом является Евгений Базаров, прототипом которого стал Н. А. Добролюбов. Критическая статья Добролюбова на роман Тургенева «Накануне» привела к разрыву писателя с журналом «Современник». В романе «Отцы и дети» даётся точная датировка описываемых событий (1859 г.). К этому моменту в России обозначился раскол между сторонниками либеральных реформ и радикальных мер. «Низы» не хотят, а «верхи» не могут — именно так можно охарактеризовать кризисную ситуацию 1860-х годов, когда «низы» не хотят жить по-старому, а «верхи» не могут по-старому управлять. Понятие «конфликт» может стать ключевым словом, которое пояснит конфликт между отцами и детьми в романе, конфликт между Добролюбовым и Тургеневым, конфликт между «низами» и «верхами».
Физкультминутка «Узнай по описанию»
— На любом уроке мы проводим физкультминутку, и наш урок не станет исключением. Если моё описание или цитата подходит к слову, записанному на вашей карточке, ваша задача встать и назвать произведение или пояснить связь. Участие принимают и наблюдатели.
«...Крылья у меня выросли — да лететь некуда...» (Слова Аси из одноимённой повести И. С. Тургенева.)
«...День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи...» (Барыня из рассказ «Муму».)
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?» (Стихотворение в прозе «Русский язык».)
«...Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник...» (Е. Базаров из романа «Отцы и дети».)
«Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!» (Воробей из одноимённого стихотворения в прозе.)
«Гляньте на божьи звездочки, — что пчёлки роятся!» (Ваня из рассказа «Бежин луг».)
«...У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день — а мгновенье...» (Господин N. N. из повести «Ася».)
«Весь облик, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов». Она говорила: «Я люблю то, что вы называете комфортом, и в то же время я мало желаю жить». (Одинцова из романа «Отцы и дети».)
2. Приём «3 из 15».
— Выберите из 15 качеств героя только 3, которые лучше всего его характеризуют. Аргументируйте свою точку зрения. Время работы — 3-5 минут.
Качества Герасима из рассказа «Муму»
важный,
верный данному слову,
верующий,
грубый,
догадливый,
послушный,
проворный,
с чувством собственного достоинства,
сильный,
строгий,
трудолюбивый,
трусливый,
угрюмый,
упрямый,
хитрый.
Качества Аси из повести «Ася»:
гордая,
глубокая,
грациозная,
дерзкая,
искренняя,
капризная,
простая,
манерная,
решительная,
робкая,
своенравная,
сумасшедшая,
странная,
чуткая,
эмоциональная.
Качества Евгения Базарова из романа «Отцы и дети»:
бедный,
бескорыстный,
гордый,
деятельный,
ироничный,
незаурядный,
неразговорчивый,
равнодушный,
развязный,
резкий,
самоуверенный,
совестливый,
умный,
хладнокровный,
циничный.
Приём «3, 2, 1».
Работа со стихотворением в прозе «Собака» И. С. Тургенева. В тетрадь необходимо записать 3 момента, на которые вы обратили внимание, прочитав текст; 2 дела, которые вы хотели бы совершить после прочтения текста; 1 вопрос, который вас волнует после прочтения текста. Время работы — 3-5 минут.
Выводы. Составление итогового гекса.
Давайте вернёмся к нашему проблемному вопросу и составим итоговый гекс «Каким должно быть представление об Иване Сергеевиче Тургеневе у выпускника школы? ».
Обобщение, подведение итогов.
Итак, уважаемые коллеги, вспомните, сколько видов чтения различают. Назовите их.
Попробуйте назвать три приёма работы с текстом, которые можно использовать на уроке литературы.
Что вам лучше всего удалось во время урока, какие виды деятельности вы выполнили особенно успешно? Назовите наиболее, на ваш взгляд, эффективные из них.
Назовите основные трудности, с которыми вы столкнулись во время урока. Что вызвало эмоциональный дискомфорт? С помощью чего смогли преодолеть трудности?
Выводы наблюдателей и обсуждение достигнутых результатов (приложение 2).
Какие приёмы способствовали достижению цели урока? Какие приёмы вызвали наибольший эмоциональный отклик? Ваши впечатления.
Рефлексия.
Прошу вас, коллеги, на импровизированых огоньках записать свои ощущения от урока и прикрепить их на доску.
Пусть зажжённый огонёк света, добра и вдохновения на совместное творчество останется с вами.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA является мониторинговым исследованием качества обучения учащихся 15-летнего возраста и выявляет уровень знаний и умений современных подростков. В исследованиях PISA-2018 захотели участвовать 82 страны, в том числе и Беларусь. Согласно данной международной программе, исследования проводятся по трём направлениям: естественнонаучной, математической и читательской грамотности.
Почему термин «читательская грамотность» используется вместо привычного для нас термина «чтение»? Дело в том, что чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как декодирование — перевод букв в звуки. Часто умение читать ассоциируется с умением читать вслух.
По определению PISA, ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Также читательская грамотность включает метакогнитивные компетенции, т. е. умение думать о своём мышлении. Это не только понимание своего непонимания, но и умение восстанавливать и поддерживать своё понимание на должном уровне. Комплекс умений, связанных с анализом и пониманием текстов, называется «КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ ЧТЕНИЯ».
В зависимости от целевой установки различают следующие ВИДЫ ЧТЕНИЯ: поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и лёгкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Приложение 1
При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия или более развёрнутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждений. Классический пример задачи поискового вида чтения — найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале.
При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно ознакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы. Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация.
При ознакомительном чтении текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты. Для этого вида чтения достаточно понимание 70 % текста. Главное — умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается.
Изучающее чтение — вид чтения, который предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод.
Таким образом, для того чтобы опереться на чтение как основной вид учебной деятельности в школе, у учащихся должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Приложение 2
Карта наблюдений
№ | Вид деятельности | Вопросы для размышления и ответы наблюдателей |
1 | Постановка проблемного вопроса | Что способствовало активизации познавательной деятельности? |
2 | Работа с текстом при помощи приёма «Феномен» | Как удалось организовать работу с данным текстом? |
3 | Практическое применение приёма «Гексы» | Что оказалось самым сложным для учащихся при ответе на вопросы? |
4 | Практическое применение приёма «Узнай по описанию» | Что способствовало снятию психологического дискомфорта? |
5 | Практическое применение приёма «3 из 15» | В чём эффективность данного приёма? |
6 | Практическое применение приёма « 3, 2, 1» | Какие трудности возникли при работе с данным текстом? |